Причащение во имя усопшего

Тут можно задать вопросы священникам (Премодерация)

Модераторы: Протоиерей Сергий, о.Николай

Viktoria
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Причащение во имя усопшего

Сообщение Viktoria »

Говорят, что для того чтобы помочь душе умершего человека, его близкие должны за него причаститься. Подскажите, пожалуйста, а как это причаститься за него? Нужно заранее об этом сказать священнику? Как-то особенно подготовиться?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

Ответ в первой теме очень достойный - https://memoriam.ru/forum/viewtopic.php? ... 785#p52785.
(тем более что суайчыннiк написал :) )
Поэтому не буду умножать сущностей. Если что не ясно или будут еще вопросы - пишите.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Viktoria
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Viktoria »

Батюшка, скажите, пожалуйста, как можно Вам написать сообщение в личку?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

Пишите прямо здесь. ПРемодерация сохранит Ваше сообщение от "лишних" глаз. Уж очень личное и интимное я по прочтении сожгу. :smeshno:
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Viktoria
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Viktoria »

Не столько интимное, сколько душевное откровение.
Я всегда верила в Бога, верила и любила, и сейчас очень люблю. После гибели брата стала задаваться многими старыми, давно передуманными и новыми вопросами, как впрочем и почти все люди, потерявшие близкого человека: вопросы о Боге, о смысле нашей жизни здесь, об участи там, о милосердии Божием и наказании и т.д. Начала читать духовную литературу, особенно жития и поучения святых. При этом чтении в душе рождается благоговение, восхищение и любовь к великим подвижникам и их наставлениям, но одновременно и... страх.
У меня всегда было чувство о Господе, как о любящем и заботливом отце, который порой нежен, порой грозен (когда нужно дать оплеуху непослушному дитяти), но всегда поучающий, поучающий и принимающий в объятия свои. Это чувство жило во мне не просто так, но и было подкреплено многими словами Святого Писания, как например: нет любви большей, чем любовь Господа; милость Его выше небес; если сын попросит у отца воды, разве подаст он чашу камней, так и Господь наш; притча о блудном сыне и т.д.
Но святые в поучениях своих очень часто говорят о том как сложно спастись и попасть в Царство Небесное. Раньше я думала, что если в сердце человек добрый, зло ему противно, никому злого не сделал, то он уже относится к чадам Божьим и в итоге своем получит пристанище в доме нашего Отца Небесного. Но оказывается, что этого недостаточно. Если человек не ходит или редко ходит в церковь, то он не спасется; если не причащается и не постится, то спасения ему так же не видать. Если умер без покаяния, и здесь о нем никто не молится, то Там его тоже вряд ли примут. И таких Если очень много. И возникает главный вопрос - как же жить! Вы, наверное, скажете: "жить во Христе", но как это? Ведь судя по всему для спасения недостаточно одной любви к Богу и людям, стремления к добру и справедливости. Иногда появляется мысль, что единственный выход - это идти в монастырь, что в основном святые подвижники и советуют. Но разве могут все уйти в монастырь? Кто же будет создавать семьи и рожать детей? А в миру, как я понимаю, заслужить спасение очень тяжело. Неужели наш Отец Небесный не простит нас за наши грехи, которых порой не заметили, или забыли или недостаточно раскаялись? (и я не говорю о грехах, несущих зло другим людям). Неужели стремление к добру и любовь в сердце человека не говорит о том, что этим он уже живет с Богом?
Мысль о малой вероятности спасения из-за греховности человека и неследования постам становится невыносимой. Эти мысли лишают мира в душе. Я запуталась. В моем сознание происходит какая-то нестыковка понятий: моего понятия о том, что даже любовь наших родителей к нам - это ничто в сравнениии с безграничной любовью Господа к нам, и понятия о том, как трудно человеку спастись.
Батюшка, помогите мне, пожалуйста, разобраться в этом. Мне очень сложно, мучают эти противоречия.

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

Дорогая Вы моя Виктория! :)
Вы просто молодец. Задаетесь очень правильными вопросами. Немного поосвобожусь и попытаюсь Вам ответить.
Прошу обязательно решить - Ваши посты открывать для всеобщего обозрения или нет? (Мне кажется стоит открыть, но решать Вам)
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Валентина_Ч
Сообщения: 141
Зарегистрирован: 11 сен 2009, 16:43
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Валентина_Ч »

Виктория, благодарю Вас за ваш вопрос. Мне он тоже очень интересен. Ждем от Батюшки ответа

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

:D Кто еще оставит свои "+1" !?
Боюсь мой ответ не будет соответствовать всем вашим ожиданиям... :oops: :) (я далеко не Златоуст)
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

Раз я уже похвалил Вас, Виктория, пришла пора немного и пожурить... ;)
Жалко я не задал Вам сразу встречного вопроса. Сформулирую его сейчас и попрошу Вас все же для себя на него ответить прежде чем читать дальше: а что Вы понимаете под термином "спасение"? Что для Вас означает это самое "спасение"?
Мне почему-то кажется, что Вы изначально не правильно ответили на этот вопрос.
Может быть вот из-за этого:
Viktoria писал(а):Начала читать духовную литературу, особенно жития и поучения святых.
Нет, я вовсе не против подобного чтения. :) Но прошу понять - литература подобного рода весьма специфична по своему жанру. А по своей сути её можно сравнить с "мясом" (надеюсь Вы мне простите подобную метафору, снисходя к моей немощи и учитывая время Великого поста... :oops: ), которое должно наращивать на костяк, четкий и ясный "скелет" своего мировоззрения в духе Православной Церкви, естественно.
А тут, как мне кажется, этого "скелета" нет (а есть Ваши интуитивные представления/ощущения), "мясо" расползлось в аморфную массу и загородило Вам эсхатологический "обзор". Рискну предложить Вам немного заняться своим богословским образованием. Не бойтесь этого словосочетания. Но хотя бы минимальные представления о православной антропологии и сотериологии важно получить.
Ниже я дам ссылки на некоторые книги.

Пока укажу на Ваши ошибочные посылки. Не ради "посмирять", а токмо деля пользы дела. :39: :coffee:
Viktoria писал(а):... я думала, что если в сердце человек добрый, зло ему противно, никому злого не сделал, то он уже относится к чадам Божьим и в итоге своем получит пристанище в доме нашего Отца Небесного.
Церковь говорит о величайшей катастрофе происшедшей с человеком - в результате грехопадения наших праотцев - человеческая природа кардинально извратилась. Т.е. стала качественно иной чем её задумывал и сотворил Бог. 1) Мы удалились и научились "жить" без своего Творца и 2) в наш обиход плотно вошла смерть. Мы живем в иллюзии автономного и самодостаточного существования и каждый миг этого существования неотвратимо приближает нас к неминуемой развязке - смерти. Мы не знаем своего назначения, путей его достижения и выхода из гробового тупика. Вот такая мрачная картина висит над людьми незнающими Православия, непонимающими почему Христос - Спаситель, от чего и как Он нас спасает.
Вот и получается, что ни один человек не есть добрый, все испорченные! Только-только родился... а уже включен обратный отсчет его бытия. Тлен вошел в мир. И грех. ...
НЕТ сердец ни добрых, ни чистых.
(Вы только очень не пугайтесь :) , там потом в конце будет радостно :ok: )
...Но оказывается, что этого недостаточно. Если человек не ходит или редко ходит в церковь, то он не спасется; если не причащается и не постится, то спасения ему так же не видать. Если умер без покаяния, и здесь о нем никто не молится, то Там его тоже вряд ли примут. И таких Если очень много. ...
И возникает главный вопрос - как же жить!
ВОТ! :cool: Вопрос действительно ГЛАВНЫЙ! :privet:
Приведу Вам одну притчу:
Однажды пришел молодой человек к старцу и попросил:
– Научи меня как спастись. Скажи, что я для этого должен сделать?
Старец жестом пригласил молодого человека следовать за собой, привел его к реке и завел на достаточную глубину. Схватив за плечи, он погрузил юношу в воду и какое-то время держал под водой, не обращая внимания на его отчаянные попытки освободиться. Наконец старец отпустил юношу и, когда тот отдышался, спросил:
– Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал больше всего на свете?
– Воздуха! Только воздуха! – ответил юноша без колебаний.
– А не желал ли ты в тот момент богатства, удовольствия, могущества или, может быть, любви женщины?
– Нет, господин мой, я жаждал только воздуха и думал только о воздухе.
– Итак, – сказал старец, – чтобы спастись, ты должен так сильно жаждать Бога, как только что жаждал воздуха. Если ты будешь стремиться к Нему с таким рвением, сын мой, ты непременно спасешься.
"жить во Христе", но как это?
:) "Ищите и обрящете". Жажду в себе возбудите.
...Ведь судя по всему для спасения недостаточно одной любви к Богу и людям
Это судя по чему "всему" Вы такой вывод делаете? :39:
Вот тут и второй мой вопрос к Вам: а что такое для Вас "любовь"?
... появляется мысль, что единственный выход - это идти в монастырь, что в основном святые подвижники и советуют
Это кто Вам это советовал!? :39:
Тогда и третий вопрос: что Вы в монастыре будете делать? :D
Мысль о малой вероятности спасения из-за ... неследования постам становится невыносимой.
:D А что у Вас сегодня на ужин? :smeshno:

Список некоторых книг:
+патр. Сергий (Страгородский) ПРАВОСЛАВНОЕ УЧЕНИЕ О СПАСЕНИИ
Там во введении идет полемика с католичествои и протестантизмом, если будет скучновато/нудновато - можно пропустить ;)

+ В. Н. Лосский. ОЧЕРК МИСТИЧЕСКОГО БОГОСЛОВИЯ ВОСТОЧНОЙ ЦЕРКВИ
Очень советую преодолеть, если возникнет, сложность восприятия и прочесть.

+ Хр. Яннарас. Вера Церкви. Введение в православное богословие

+ А.И. Осипов ПУТЬ РАЗУМА В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Вообще ОЧЕНЬ рекомендую полазить тут или тут. Можно найти много интересного. В частности и "О спасении" и "О сущности христианства" и "От чего спасает Христос" и пр. и пр.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Причащение во имя усопшего

Сообщение Утешительный ПОП »

В догонку... Думаю модераторам стоит в отдельную тему все это выделить.

"
Главным благом для человека, по православному учению, является единение с Богом, начало которому должно быть положено здесь, в земной жизни человека. Но между человеком и Богом со времени грехопадения первых людей лежит средостение, преграда – грех. Грех ослепляет человека, закрывает для него путь к богообщению, подобно тому, как дождевые тучи закрывают солнце. Поэтому главной задачей для человека на пути к цели является борьба с грехом, избавление от греха в самом себе. Этот процесс в православной сотериологии (сотериология – наука о спасении) получил название «спасение».

Суть учения о спасении состоит в следующем. Со времени грехопадения первых людей и до пришествия на землю Господа Иисуса Христа люди находились под властью греха и неспособны были к противлению ему. Воплощение на земле Богочеловека Иисуса Христа, Его страдания, смерть и воскресение открыли человечеству путь к преодолению греха. С момента вознесения Христа на небо и основания на земле Церкви человечество вновь обрело доступ к общению с Богом путем борьбы с грехом при помощи средств, дарованных Церковью. Преимущество человечества христианской эры состоит в том, что «Господь Иисус Христос даровал нам силу, которою побеждаем прилоги нападающего на нас Диавола, и пребываем свободными от своих прежних страстей»[1]. Таким образом, «с православной точки зрения, сущность, смысл и последняя цель спасения человека состоит в избавлении его от греха и в даровании ему вечной святой жизни в общении с Богом»[2].

Спасение, по учению святых отцов Церкви, основанному на учении Священного Писания, совершается посредством веры и дел. Вера во Христа, вернее, начальное осознание Иисуса Христа Спасителем мира и личностное отношение к Нему как к Богу дается человеку Богом. Это так называемая «призывающая благодать», которая вселяет семя веры в сердце человека и служит начальным импульсом, побуждающим человека к жизни по Евангелию. Жизнь по Евангелию так же, как и вера, служит средством к спасению человека, наследию Царства Небесного. Чтобы понять эти духовные аксиомы, необходимо сперва определиться с понятиями. Что такое вера во Христа? Только лишь умственное осознание Его Спасителем мира, пострадавшим за нас, принесшим за нас выкуп Богу и открывшим этим нам доступ в Царство Небесное? Тогда православное учение ничем не отличается от протестантского, жизнеутверждающего «я спасен заслугами Христа», ибо в протестантизме провозглашена самодостаточность именно такой веры. А какую роль играют в деле спасения дела, евангельские заповеди и церковная жизнь? Если это лишь средства заработать у Бога вечную жизнь, тогда наше понимание нисколько не отличается от правового понимания отношений между Богом и человеком в католичестве, где человек приносит Богу «сумму» веры и дел и Бог становится «обязан» наградить человека вечным блаженством.

В отличие от веры рассудочной, которую можно отождествить с элементарным знанием, доверием благовестию, описанному в Евангелии, у святых отцов содержится много высказываний о вере живой, необходимой для духовного преуспеяния человека. Живая вера, по мысли святых отцов, это живое осознание и ощущение себя погибающим в грехах человеком и признание Христа единственным Спасителем, Который может вывести человека из греховной пропасти и Своей благодатью уврачевать греховные раны. Пока человек воспринимает Евангелие и весь строй церковной жизни поверхностно, пока для него это лишь интересная духовная традиция, он не увидит во Христе своего Спасителя, и Христос, по существу, ему не нужен. Нужен Христос лишь тому, кто увидел бездну греха, в которую упал и откуда не спастись без Христа. Начало именно такой веры во Христа признается святыми отцами началом обращения ко Христу. «Начало обращения ко Христу заключается в познании своей греховности, своего падения; от такого взгляда на себя человек признает нужду в Искупителе и приступает ко Христу посредством смирения, веры и покаяния… Не сознающий своей греховности, своего падения, своей погибели не может принять Христа, не может уверовать во Христа, не может быть христианином. К чему Христос тому, кто сам и разумен, и добродетелен, кто удовлетворен собой, кто признает себя достойным всех наград земных и небесных?»[3].

Вера во Христа, возникающая по мере осознания человеком крайней нужды для себя в Спасителе, рождается и поддерживается в человеке следованием евангельским заповедям. Заповеди Христа для нас – своего рода лекарство, позволяющее трезво взглянуть на самих себя. Мы почему-то, как правило, склонны сравнивать себя с теми, кто пока вне Церкви, с теми, кто, не ведая Христа, живет еще по представлениям светского неверующего общества. И в наших глазах они выглядят куда как хуже нас. Ведь мы же живем в Церкви, принимаем таинства, слава Богу, хранимся от тяжких грехов. Иногда же сравниваем себя с теми, кто с нами в одной церковной ограде, но чуть реже причащается, не так внимательно, как мы, молится, может быть, не так строго поститься. Мы сравниваем себя и… превращаемся в настоящих фарисеев. Такой неправильный ориентир не дает нам трезво, верно оценить самих себя, взглянуть на себя со стороны глазами Евангелия. Евангелие предлагает нам истинный образ, на который мы должны равняться и с которым можем себя сравнить. В самой Личности Христа, в тех заповедях, которые Он оставил нам, мы можем судить о той высоте, к которой каждый из нас призван. Принуждая себя к постоянному исполнению заповедей Евангелия в той среде и тех обстоятельствах, в которые каждый поставлен Богом, человек постепенно начинает познавать, с одной стороны, как тяжело ему преодолеть те стереотипы поведения, которыми он до сих пор руководился, а с другой – как тяжело и даже, как ему кажется, неестественно по-настоящему следовать тем нормам, которые предлагает Евангелие. Человек сталкивается с тяжелой дилеммой. Казалось бы, он уверовал во Христа, пришедшего в мир, чтобы научить нас истинному пути к Богу. Но постепенно, стараясь следовать по этому пути, человек вдруг осознает, что его как будто зарыли в песок, оставив на свободе лишь голову. Он все видит, понимает, но пошевелить ни рукой, ни ногой не может. «Исполнение заповедей, или, правильнее, усилие к исполнению заповедей, по необходимости обличает живущий в нас грех и возбуждает жестокую внутреннюю борьбу»[4]. Что же делать в условиях такой борьбы? Вот на этом этапе и рождается та вера, о которой говорит святитель Игнатий: «Она (вера) является в человеке от исполнения евангельских заповедей, возрастает по мере исполнения их, увядает и уничтожается по мере пренебрежения ими»[5].

Заповеди Христовы являются для человека средством познания своей немощи, своей неспособности сделать что-либо истинно доброе без помощи Божией. «Тогда открывается нам, сколько мы слабы, сколько повреждены падением, когда начнем принуждать себя к исполнению евангельских заповедей»[6]. Началом процесса самопознания служит искреннее отвержение греха во всех его проявлениях. И здесь человек сталкивается с определенными проблемами. Да, он уже не совершает смертных грехов, они уже противны ему и он боится их, но часто именно здесь происходит остановка в развитии. В постоянном «обороте» у человека остаются так называемые «мелкие» грехи, которые часто повторяются именно по той причине, что они считаются мелкими и против них не затрачивается сколько-нибудь серьезных усилий. Но, как известно, мешок с песком может утопить так же непреодолимо и верно, как и один тяжелый камень. В результате, поскольку от серьезных грехов человек уже отошел, а с «мелкими» почти не борется, духовная работа прекращается, и человек укореняется в привычке к «мелкому греху». Кстати, одним из так называемых мелких грехов считается осуждение ближних. Свойство этого греха таково, что, осуждая людей, человек совершенно перестает видеть свою душу, исполненную греха, а это, в свою очередь, отнимает у человека возможность покаяться. По причине опасности подобных заблуждений святые отцы рекомендуют в самом начале пути возненавидеть грех большой и малый во всех его проявлениях. «Я не вижу греха моего, – говорит святитель Игнатий, – потому что еще работаю греху. Не может увидеть греха своего наслаждающийся грехом, дозволяющий себе вкушение его – хотя бы одними помышлениями и сочувствием сердца. Тот только может увидеть грех свой, кто решительным произволением отрекся от всякой дружбы с грехом, кто встал на доброй страже во вратах дома своего с обнаженным мечом – глаголом Божиим, кто отражает, посекает этим мечом грех, в каком бы виде он ни приближался к нему. Кто совершает великое дело – установит вражду с грехом, насильно отторгнув от него ум, сердце и тело, тому дарует Бог великий дар: зрение греха своего»[7].

Процесс познания себя и своей нужды в Спасителе требует постоянного внимательного и критичного отношения к своему состоянию. Принуждение себя к исполнению заповедей должно стать в жизни христианина постоянным, тщательным подвигом. У преподобного Симеона Нового Богослова есть «золотое правило», которое является квинтэссенцией святоотеческой мысли об отношении христианина к заповедям Евангелия и к самому себе. Звучит это правило так: «Тщательное исполнение заповедей научает человека его немощи»[8]. Тот, кто пытается с предельной долей ответственности и тщательности следовать тем нормам, о которых говорил Христос Своим ученикам, очень скоро понимает, что сам своими силами он не может исполнить ни одной заповеди без примеси какой-нибудь страсти. И здесь крайне необходимо избегать самооправдания. Часто бывает достаточно просто честно признаться самому себе, что в некоторых ситуациях мы просто не хотим поступиться своим интересами или амбициями в пользу заповеди Христовой. Порой мы ухитряемся даже произносить слова покаяния, отстаивая все же свою правоту. Один семинарист в Троице-Сергиевой лавре рассказал мне эпизод, произошедший с ним у входа в Успенский собор лавры. Спеша на всенощное бдение, он вынужден был остановиться у входа в собор из-за вереницы выходящих из него людей. За студентом в собор пробивалась одна бабушка, которая, в отличие от него, не захотела подождать выходящих людей и решилась идти «против течения». Когда семинарист своей фигурой попытался все же приостановить ее движение, то в ответ услышал шипящее: «Подрясник надел и уже генерал, прости Господи!». То есть «я Твои заповеди, Господи, уважаю, но моя ситуация особенная». Имея в виду эту склонность человека к самооправданию, святые отцы призывают к отвержению своей правды, всегда враждующей на правду Божию. «Правды ваши сочтите грехами, сочтите их не приобретением, а величайшим ущербом для себя. Эти правды для желающих удержать их за собою служат непреодолимым препятствием к получению правды Божией»[9].

Помимо тщательности и постоянства рождению живой веры во Христа способствует правильное исполнение заповедей. «Веруй святым, животворящим евангельским заповедям, – учит святитель Игнатий (Брянчанинов), – правильное исполнение которых… составляет так называемую святыми отцами деятельную веру христианина»[10]. Правильность или неправильность в исполнении заповедей может состоять в следующем. В силу современных реалий существования нашего общества мы все привыкли к «рыночным» отношениям. Это, к сожалению, стало неотъемлемой чертой нашей жизни во многих ее проявлениях. И Церковь многими, большей частью на подсознательном уровне, до сих пор воспринимается как некий социальный институт, в котором также действуют законы рынка. Случаются у человека проблемы в жизни, он бежит в Церковь, ставит свечи, пишет записки, спрашивает священника, что ему сделать, чтобы решить проблемы. Он не хочет придти к Богу и изменить свою жизнь, он хочет склонить на милость «небесную канцелярию», дав взамен частицу своего материального благосостояния. Подобное часто случается и тогда, когда приход в Церковь уже состоялся и человек начал жить регулярной церковной жизнью. Такой человек, зачастую не отдавая себе отчета в этом, живет в Церкви и мыслит категориями права. Он понимает, что у него есть обязанности жить по Евангелию и выполнять церковные установления. Из этого он делает вывод, что, соответственно, у него появляются и права. «Я буду жить по Евангелию, – рассуждает он, – и за это мне Господь…». В итоге становится человек своего рода «добрым католиком», который подсчитывает свои добрые дела и накапливает «заслуги». Как священнику, мне часто приходится встречаться с таким явлением, когда верующие люди, сталкиваясь в жизни с тяжелым испытанием, с горьким недоумением произносят: «За что Бог так карает меня? Я стараюсь жить по Божиему, хожу периодически в церковь…». Господь же научил Своих учеников по-другому относиться к исполнению Своих заповедей. Когда ученики обратились к Нему с просьбой умножить в них веру, Он ответил им: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17: 10). Таким образом, по учению слова Божия, заповеди Евангелия не средство «ублажить» Бога и заслужить похвалу и награду, а реальный способ на опыте убедиться в невозможности жить праведно без Божией помощи. Более того, с уверенностью можно сказать, что если ученики Спасителя действительно лишь «сделали, что должны были сделать», то мы не можем достичь и этой планки. Господь учил творить милостыню так, чтобы правая рука не знала, что делает левая, мы же все дела свои тщательно подсчитываем, наделяя их серьезным «весом». И когда случаются с нами скорби, этот «вес» наших «добрых» дел мешает нам увидеть в этих скорбях милующую десницу Божию.

Процесс самопознания путем жизни по Евангелию приводит в конце концов человека к смирению. «Желающий приобрести смирение должен с тщательностью… исполнять все заповедания Господа нашего Иисуса Христа. Делатель евангельских заповедей может придти в познание своей собственной греховности»[11] и только на этом основании в душе рождается спасительное смирение, привлекающее в нашу душу Божественную благодать, сильную победить в нас любой грех. По этой причине святые отцы подчеркивают, что спасительно для христианина лишь такое делание, которое приводит его к познанию своей немощи, так как это рождает смирение. Более того, они утверждают, что именно смирение, как рождающее все другие добродетели, бывает увенчано Богом. «Если будешь трудиться в прекрасной добродетели и не почувствуешь, что вкушаешь от нее помощи, то не дивись. Ибо, пока не смирится человек, не получает награды за свое делание. Награда дается не за делание, но за смирение. Кто оскорбляет последнее, тот теряет первую… Добродетель есть матерь печали, а от печали рождается смирение, а смирению дается благодать. Воздаяние же бывает уже не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них смирению. Если же оно оскудеет, то первые (добродетель и труд ради нее. – свящ. Д.В.) будут напрасны»[12].

Итак, смирение – тот фундамент, на который должен стать христианин на пути к Богу. В психологическом плане состояние человека, постигающего азы живой веры во Христа, можно сравнить с состоянием человека, медленно, но неумолимо опускающегося в болото. Такой человек не будет ждать, когда окончательно утонет, но как только заметит свое бедственное положение, станет кричать о помощи. Чем раньше человек поймет, что он погибает от грехов, поймет, что без Христа он не сможет победить ни один из них и не сможет сделать ни одного доброго дела, тем раньше он начнет неотступно просить Бога о спасении от рабства греху. Лишь на этом фундаменте созидается в душе такое свойство, как смирение. И только смиренным Бог дает благодать, врачующую греховные недуги.

Все святые шли к Богу тернистым путем заповедей и приходили к осознанию своей немощи, неспособности сделать что-либо действительно доброе без Бога. Свои добродетели, по причине их несовершенства, они считали весьма недостаточными, даже, по словам преподобного Симеона Нового Богослова, оплакивали их как грехи. Преподобный Макарий Великий, которого по причине его удивительно добродетельной жизни называли «земным богом», молился Богу словами: «Боже, очисти мя грешного, яко николиже сотворих благое пред Тобою…». Путь познания своей немощи через принуждение себя к исполнению евангельских заповедей признан всеми святыми отцами как единственно верный. И в наше время оскудения духовных даров и всеобщего охлаждения к вере этот путь должен быть признан единственно возможным и необходимым для спасения человека.

[1] Иустин Мученик, святой. Разговор с Трифоном иудеем // https://bibliapologet.by.ru/z_books/justus/Ju_t0.htm
[2] Сергий (Страгородский), архимандрит. Православное учение о спасении // https://azbyka.ru/dictionary/17/sergiy_u ... -all.shtml
[3] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Поучение в 27-ю неделю. Объяснение дневного Евангелия «Иисус бе уча на едином от сонмищ в субботу» // https://www.pravbeseda.ru/library/index. ... ook&id=893
[4] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 2. Аскетические опыты. СПб., 1886. С. 270.
[5] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 5. Приношение современному монашеству. СПб., 1905. С. 84.
[6] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 4. Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. СПб., 1905. С. 505.
[7] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 2. Аскетические опыты. С. 122.
[8] См.: Добротолюбие. Ч. 1. Главы богословские и деятельные. Гл. 4.
[9] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 4. Аскетическая проповедь. Письма к мирянам. С. 183–184.
[10] Игнатий (Брянчанинов), святитель. Творения. Т. 1. Аскетические опыты. СПб., 1905. С. 499–500.
[11] Там же. С. 307.
[12] См.: Исаак Сирин, преподобный. Слова Подвижнические. Слово 34.

Священник Димитрий Выдумкин
Источник: Православие.Ru
"
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Ответить

Вернуться в «Вопросы священнику»