Имена в святцах

Тут можно задать вопросы священникам (Премодерация)

Модераторы: Протоиерей Сергий, о.Николай

odvik
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 06 окт 2009, 19:28

Имена в святцах

Сообщение odvik »

Почему нельзя совершать церковные обряды над человеком, у которого имя не значится в святцах? При крещении дали другое имя, которое нашли в святцах. Почему такой бюрократизм?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Имена в святцах

Сообщение Утешительный ПОП »

Какие проблемы!? Обряды можно совершать над кем угодно, хоть над животными/насекомыми (есть такие обряды что над ними и совершаются).

А про имя я не совсем понял. (совсем не)
..имя не значится в святцах? При крещении дали другое имя, которое нашли в святцах.
Так было ли Крещение? Имя искали и нашли в "святцах"? Отчего теперь не можете найти? Что ж за имя-то такое??
:coffee:
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Имена в святцах

Сообщение Кризисный психолог »

Дорогая Одвик, я просто в тему размещу один рассказ священника Ярослава Шипова, замечательного писателя. Он не имеет никакого отношения к Вашему законному вопросу, а просто в тему. И забавный такой, смешной. А Вы уж уточните для батюшки вопрос. Батюшка, простите, не удержался в Вашем разделе. :oops:

Письма к лешему

свящ. Ярослав Шипов

Воскресный день, литургия... "Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих", - и читаю записки: "Графиды" - понятное дело, Глафиры, "Великониды" - Еликониды, "Ириньи" - Ирины, "Опоросиньи" - Евфросинии, а "Полухерии" - Пульхерии. Илон, Крисов и Лайм приходится опускать - это некрещеные дети несмышленых родителей.
Потом "еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих": "Сахардона" - то есть Сакердона, "Ареста" - это Орест, "Вилена, Кима, Новомира и Энгельса"...
- А это, - спрашиваю, - что за люди?
- Дак они, - отвечают, - крещеные. Раньше, пока вас не было, у нас бабки крестили: молитовку погундят, а уж как родители назовут, в том наименовании и оставляли. А Энгельс - Геля, стало быть: хорошее имя - у нас Энгельсов много...
И вот захотелось мне познакомиться хоть с одной такой "бабкой", которая по дерзновению своему крестила здешних младенцев - Новомиров и Энгельсов. Вообще-то крестить может всякий крещеный человек, но: если нет священника и если обстоятельства понуждают, - то есть в исключительных или, как теперь говорят, экстремальных, условиях. В прежние времена женщины знали это: родит где-нибудь на покосе, видит, что не жилец, обмакнет пальцы в кринку с водой: "Крещается раб Божий, - назовет имя, - во имя Отца, аминь, - влажными пальцами коснется головки младенца. - И Сына, аминь, - снова коснется. - И Святаго Духа, аминь, - коснется и в третий раз. - Ныне и присно, и во веки веков, аминь". А если нет воды рядом, то так - без воды. Коли после того помрет младенчик, священники его отпевают как крещеного христианина, а коли выживет - остается только святым миром помазать. Конечно, век этот был на земле нашей - куда как исключительный, и крестить, хоть и без священников, надобно было, но зачем же нечеловеческие имена?..
Кроме того, "крестительницы" эти, неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же... Дальше стал неправильным, поскольку звался не Алексием, а всех правильных попов, дескать, непременно зовут Алексиями, взять хотя бы Патриарха, которого по телевизору показывают. В подтверждение этих слов говорили еще, что перед подписью своей ставлю букву "о" с точкой, а, к примеру, когда председатель колхоза уходит в отпуск, то за него остается механик и ставит тогда перед своею подписью "и.о."...
Повели меня к одной знаменитости: говорят, у нее даже "поповский фартук" есть. Заходим в избушку: сидит за столом старуха в истрепанной епитрахили и что-то пишет. А епитрахиль - главное священническое облачение, без нее никакой службы не сослужить, и, конечно, никому, кроме священника, надевать ее не полагается. Видать, осталась от батюшки, утраченного в тридцатые годы. Поздоровались. Бабка и объясняет:
- Кошечка моя потерялась. Теперь вот, паря, лешему приходится письмо писать, чтобы возвернул кошечку.
- На каком же, - говорю, - языке письмо ваше?
- Ты что ж, паря, не знаешь, как лешему письма пишут?.. А еще священник!.. Чему вас там только учат... Справа налево!
- И какой же, - спрашиваю, - адрес?
- Да никакой: положи под крыльцо - и будет доставлено.
И вот, думаю я себе, коли во святом крещении человек с Богом соединяется, то с кем же соединяла души людей эта чудодеица в "поповском фартуке"?.. То-то возле ее логовища никто естественной смертью давно уже не помирает, и ни единого человека отпеть нельзя: сплошь самоубийцы. В прошлом месяце тракторист додумался на ходу выбраться из своего трактора и лечь под гусеницу, а вчера, и сорока дней не прошло, его напарник проделал над собой то же самое - эпидемия...
Умирала она тяжело и мучительно. Я приезжал исповедывать ее, но ни капли раскаяния не дождался: она лишь злобствовала на близких своих, на соседей, знакомых и, корчась от боли, выкрикивала: "Не люблю всех!.. Не люблю всех!.. Не люблю всех!.." С этими словами, без покаяния, она и умерла.
А ветхую епитрахиль, послужившую спервоначала неизвестному мне новомученику и претерпевшую затем множество надругательств и оскорблений, я выстирал, окропил святою водою и спрятал в тихое место - пусть отдыхает.
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

odvik
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 06 окт 2009, 19:28

Re: Имена в святцах

Сообщение odvik »

Вопрос возник в связи с кончиной моей супруги. Она, в свое время, рассказывала: когда ее крестили у нее было имя Лира. В церкви сказали, что под таким именем крестить нельзя. Ее крестили под именем Лидия. А когда решали вопрос об отпевании, возник тот же вопрос: священник сказал, что Лиры в святцах нет, можем отпевать только под тем именем, под которым она крестилась. Так вот, за нее молятся, но имени Лира не упоминают.

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Имена в святцах

Сообщение Утешительный ПОП »

Ситуация стала понятна. Нужно ли только теперь на изначальный вопрос отвечать?
Крестят человека в честь какого-либо святого - его имя и нарекают человеку. Святой Лиры нет. Вот Вашу супругу и окрестили созвучным именем в честь Святой Лидии Иллирийской (скорее всего). Вот этим именем - Лидия - я и советую Вам поминать об упокоении Вашу супругу.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

odvik
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 06 окт 2009, 19:28

Re: Имена в святцах

Сообщение odvik »

Я все-таки вернусь к затронутой теме. Согласен, раз записано в святцах, значит, должно быть только так. И все обряды совершаются строго в определенном порядке. Вот и святцы, это, как конституция. Но ведь и конституцию изменяют. Почему и этот порядок изменить нельзя? Почему мы должны называть своих детей вопреки нашему желанию? Есть немало имен, которые, как нам кажется, далеки от здравого смысла, но они есть (Электрон, Краармия и др.). И что тут крамольного, если в церкви будут произнесены эти имена? Конечно, этих изменений в церковной жизни ожидать не следует, т.к. верующие не могут ослушаться и заикнуться о своем несогласии с чем либо -- грех. Да и высшая инстанция патриархии этот вопрос не будет поднимать: прихожане ведь подчиняются.

Viktoria
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Имена в святцах

Сообщение Viktoria »

Батюшка, я тоже не раз задавалась этим вопросом: почему существует правило, что крестить можно только в честь какого-либо святого и нарекать человека этим именем? Какой в этом смысл? Ведь если обратиться к первым христианам, тогда не было столько святых, людей просто крестили их собственными именами. Да и сами эти святые были изначально крещены своим именем. Почему же тогда появилось такое правило? Причем оно стало обязательным. Не будь этого правила, может и имен святых прибавилось бы? :)
И если человек должен в церкви поминаться и о здравии и за упокой только именем, которым его крестили, тогда я не могу понять ситуации со святой равноапостольной княгиней Ольгой. Ведь она приняла крещение под именем Елены. Почему же тогда она чтится и поминается Церковью под своим языческим именем Ольга?

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Имена в святцах

Сообщение Утешительный ПОП »

odvik писал(а):...Вот и святцы, это, как конституция.... (Электрон, Краармия и др.). И что тут крамольного, если в церкви будут произнесены эти имена?
Нет, святцы это не конституция. Даже сравнивать их не корректно: святцы это список имен православных святых с датами их смерти и прославления.
А вообще какие вопросы! Пожалуйста. Назовите ребенка, например, Даздраперма, и пусть она умрет во Христе и прославится. Вот и будет у нас святая Даздраперма.
А по сути - называйте как хотите, хоть БЧ000101 (как-то был такой чудак). Но вот только если Вы пожелали стать членом Тела Христова - Церкви, представляется логичным узнать по каким законам это Тело живет и или подчиняться им или не становиться таковым.

Мое почтение.
(Дальнейшее муссирование этого вопроса не представляется целесообразным)
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Утешительный ПОП
Священник
Сообщения: 2120
Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
Откуда: Гомель

Re: Имена в святцах

Сообщение Утешительный ПОП »

2 Viktoria
Думаю что не открою Америки если добавлю - не только имена первых христиан были языческими, но и искусство (истоки иконы в др.египетской ритуальной погребальной живописи) и даже система философской и богословской мысли. Не на пустом месте возникла Церковь Христова. Хитрые христиане взяли из языческого мира все самое лучшее и хорошее. Но только то, что могло быть преображено, наполнено другим, христианских смыслом. Таким образом став святыми, первые христиане дали свои имена, свою помощь и поддержку своим последователям. Мы, слава Богу, живем в 21 веке Христианства. Крестя своих детей в честь какого-либо святого мы снискиваем его в помощь ребенку. Новый член Тела Христова таким образом приобретает своего личного небесного покровителя. Что касается свв.равноапп. кн. Владимира и Ольги (Василий и Елена), то в службе им поминаются их христианские имена вместе со "старыми". И эти "старые" имена вошли в наши диптихи. А вот имя преп. Ефросинии Полоцкой (Рогнеда) не вошло. Наверное не смогло преобразиться. Как не смогут этого сделать "Электрон, Краармия и др.". (А вот у "Олеси" этот шанс есть. Я его описал в предыдущем своем ответе).
На мой взгляд послушание Матери Церкви намного ценней наших суетных и зачастую неразумных желаний. И только с него должно начинать свои шаги в Церкви.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ

Viktoria
Сообщения: 27
Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Имена в святцах

Сообщение Viktoria »

Спасибо, Батюшка, за разъяснение.
Еще один вопрос: если я не зная христианского имени своего мужа молила о нем и писала его гражданское имя, Бог принимал эти молитвы? Его мама забыла имя, данное ему при крещении. Когда нас венчали, батюшка назвал его именем святого Рустика, и теперь я пишу и молюсь, употребляя это имя. Я правильно делаю?

Ответить

Вернуться в «Вопросы священнику»