Имена в святцах
Модераторы: Протоиерей Сергий, о.Николай
Имена в святцах
Почему нельзя совершать церковные обряды над человеком, у которого имя не значится в святцах? При крещении дали другое имя, которое нашли в святцах. Почему такой бюрократизм?
-
- Священник
- Сообщения: 2120
- Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
- Откуда: Гомель
Re: Имена в святцах
Какие проблемы!? Обряды можно совершать над кем угодно, хоть над животными/насекомыми (есть такие обряды что над ними и совершаются).
А про имя я не совсем понял. (совсем не)
А про имя я не совсем понял. (совсем не)
Так было ли Крещение? Имя искали и нашли в "святцах"? Отчего теперь не можете найти? Что ж за имя-то такое??..имя не значится в святцах? При крещении дали другое имя, которое нашли в святцах.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
- Кризисный психолог
- Психолог
- Сообщения: 5608
- Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
- Пол: муж.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
- Откуда: г. Москва
- Контактная информация:
Re: Имена в святцах
Дорогая Одвик, я просто в тему размещу один рассказ священника Ярослава Шипова, замечательного писателя. Он не имеет никакого отношения к Вашему законному вопросу, а просто в тему. И забавный такой, смешной. А Вы уж уточните для батюшки вопрос. Батюшка, простите, не удержался в Вашем разделе.
Письма к лешему
свящ. Ярослав Шипов
Воскресный день, литургия... "Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих", - и читаю записки: "Графиды" - понятное дело, Глафиры, "Великониды" - Еликониды, "Ириньи" - Ирины, "Опоросиньи" - Евфросинии, а "Полухерии" - Пульхерии. Илон, Крисов и Лайм приходится опускать - это некрещеные дети несмышленых родителей.
Потом "еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих": "Сахардона" - то есть Сакердона, "Ареста" - это Орест, "Вилена, Кима, Новомира и Энгельса"...
- А это, - спрашиваю, - что за люди?
- Дак они, - отвечают, - крещеные. Раньше, пока вас не было, у нас бабки крестили: молитовку погундят, а уж как родители назовут, в том наименовании и оставляли. А Энгельс - Геля, стало быть: хорошее имя - у нас Энгельсов много...
И вот захотелось мне познакомиться хоть с одной такой "бабкой", которая по дерзновению своему крестила здешних младенцев - Новомиров и Энгельсов. Вообще-то крестить может всякий крещеный человек, но: если нет священника и если обстоятельства понуждают, - то есть в исключительных или, как теперь говорят, экстремальных, условиях. В прежние времена женщины знали это: родит где-нибудь на покосе, видит, что не жилец, обмакнет пальцы в кринку с водой: "Крещается раб Божий, - назовет имя, - во имя Отца, аминь, - влажными пальцами коснется головки младенца. - И Сына, аминь, - снова коснется. - И Святаго Духа, аминь, - коснется и в третий раз. - Ныне и присно, и во веки веков, аминь". А если нет воды рядом, то так - без воды. Коли после того помрет младенчик, священники его отпевают как крещеного христианина, а коли выживет - остается только святым миром помазать. Конечно, век этот был на земле нашей - куда как исключительный, и крестить, хоть и без священников, надобно было, но зачем же нечеловеческие имена?..
Кроме того, "крестительницы" эти, неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же... Дальше стал неправильным, поскольку звался не Алексием, а всех правильных попов, дескать, непременно зовут Алексиями, взять хотя бы Патриарха, которого по телевизору показывают. В подтверждение этих слов говорили еще, что перед подписью своей ставлю букву "о" с точкой, а, к примеру, когда председатель колхоза уходит в отпуск, то за него остается механик и ставит тогда перед своею подписью "и.о."...
Повели меня к одной знаменитости: говорят, у нее даже "поповский фартук" есть. Заходим в избушку: сидит за столом старуха в истрепанной епитрахили и что-то пишет. А епитрахиль - главное священническое облачение, без нее никакой службы не сослужить, и, конечно, никому, кроме священника, надевать ее не полагается. Видать, осталась от батюшки, утраченного в тридцатые годы. Поздоровались. Бабка и объясняет:
- Кошечка моя потерялась. Теперь вот, паря, лешему приходится письмо писать, чтобы возвернул кошечку.
- На каком же, - говорю, - языке письмо ваше?
- Ты что ж, паря, не знаешь, как лешему письма пишут?.. А еще священник!.. Чему вас там только учат... Справа налево!
- И какой же, - спрашиваю, - адрес?
- Да никакой: положи под крыльцо - и будет доставлено.
И вот, думаю я себе, коли во святом крещении человек с Богом соединяется, то с кем же соединяла души людей эта чудодеица в "поповском фартуке"?.. То-то возле ее логовища никто естественной смертью давно уже не помирает, и ни единого человека отпеть нельзя: сплошь самоубийцы. В прошлом месяце тракторист додумался на ходу выбраться из своего трактора и лечь под гусеницу, а вчера, и сорока дней не прошло, его напарник проделал над собой то же самое - эпидемия...
Умирала она тяжело и мучительно. Я приезжал исповедывать ее, но ни капли раскаяния не дождался: она лишь злобствовала на близких своих, на соседей, знакомых и, корчась от боли, выкрикивала: "Не люблю всех!.. Не люблю всех!.. Не люблю всех!.." С этими словами, без покаяния, она и умерла.
А ветхую епитрахиль, послужившую спервоначала неизвестному мне новомученику и претерпевшую затем множество надругательств и оскорблений, я выстирал, окропил святою водою и спрятал в тихое место - пусть отдыхает.
Письма к лешему
свящ. Ярослав Шипов
Воскресный день, литургия... "Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих", - и читаю записки: "Графиды" - понятное дело, Глафиры, "Великониды" - Еликониды, "Ириньи" - Ирины, "Опоросиньи" - Евфросинии, а "Полухерии" - Пульхерии. Илон, Крисов и Лайм приходится опускать - это некрещеные дети несмышленых родителей.
Потом "еще молимся о упокоении душ усопших рабов Божиих": "Сахардона" - то есть Сакердона, "Ареста" - это Орест, "Вилена, Кима, Новомира и Энгельса"...
- А это, - спрашиваю, - что за люди?
- Дак они, - отвечают, - крещеные. Раньше, пока вас не было, у нас бабки крестили: молитовку погундят, а уж как родители назовут, в том наименовании и оставляли. А Энгельс - Геля, стало быть: хорошее имя - у нас Энгельсов много...
И вот захотелось мне познакомиться хоть с одной такой "бабкой", которая по дерзновению своему крестила здешних младенцев - Новомиров и Энгельсов. Вообще-то крестить может всякий крещеный человек, но: если нет священника и если обстоятельства понуждают, - то есть в исключительных или, как теперь говорят, экстремальных, условиях. В прежние времена женщины знали это: родит где-нибудь на покосе, видит, что не жилец, обмакнет пальцы в кринку с водой: "Крещается раб Божий, - назовет имя, - во имя Отца, аминь, - влажными пальцами коснется головки младенца. - И Сына, аминь, - снова коснется. - И Святаго Духа, аминь, - коснется и в третий раз. - Ныне и присно, и во веки веков, аминь". А если нет воды рядом, то так - без воды. Коли после того помрет младенчик, священники его отпевают как крещеного христианина, а коли выживет - остается только святым миром помазать. Конечно, век этот был на земле нашей - куда как исключительный, и крестить, хоть и без священников, надобно было, но зачем же нечеловеческие имена?..
Кроме того, "крестительницы" эти, неутомимо придумывали всякие слухи: то батюшка нехорош, потому что богатый, а когда оказалось, что бедный, и это плохо - настоящий поп не может быть нищим; то - в каждом селе жена, а коли не так, то - больно строг с женщинами, мог бы и внимание оказать: мало ли что священник - мужчина все же... Дальше стал неправильным, поскольку звался не Алексием, а всех правильных попов, дескать, непременно зовут Алексиями, взять хотя бы Патриарха, которого по телевизору показывают. В подтверждение этих слов говорили еще, что перед подписью своей ставлю букву "о" с точкой, а, к примеру, когда председатель колхоза уходит в отпуск, то за него остается механик и ставит тогда перед своею подписью "и.о."...
Повели меня к одной знаменитости: говорят, у нее даже "поповский фартук" есть. Заходим в избушку: сидит за столом старуха в истрепанной епитрахили и что-то пишет. А епитрахиль - главное священническое облачение, без нее никакой службы не сослужить, и, конечно, никому, кроме священника, надевать ее не полагается. Видать, осталась от батюшки, утраченного в тридцатые годы. Поздоровались. Бабка и объясняет:
- Кошечка моя потерялась. Теперь вот, паря, лешему приходится письмо писать, чтобы возвернул кошечку.
- На каком же, - говорю, - языке письмо ваше?
- Ты что ж, паря, не знаешь, как лешему письма пишут?.. А еще священник!.. Чему вас там только учат... Справа налево!
- И какой же, - спрашиваю, - адрес?
- Да никакой: положи под крыльцо - и будет доставлено.
И вот, думаю я себе, коли во святом крещении человек с Богом соединяется, то с кем же соединяла души людей эта чудодеица в "поповском фартуке"?.. То-то возле ее логовища никто естественной смертью давно уже не помирает, и ни единого человека отпеть нельзя: сплошь самоубийцы. В прошлом месяце тракторист додумался на ходу выбраться из своего трактора и лечь под гусеницу, а вчера, и сорока дней не прошло, его напарник проделал над собой то же самое - эпидемия...
Умирала она тяжело и мучительно. Я приезжал исповедывать ее, но ни капли раскаяния не дождался: она лишь злобствовала на близких своих, на соседей, знакомых и, корчась от боли, выкрикивала: "Не люблю всех!.. Не люблю всех!.. Не люблю всех!.." С этими словами, без покаяния, она и умерла.
А ветхую епитрахиль, послужившую спервоначала неизвестному мне новомученику и претерпевшую затем множество надругательств и оскорблений, я выстирал, окропил святою водою и спрятал в тихое место - пусть отдыхает.
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Сурожский Антоний
Re: Имена в святцах
Вопрос возник в связи с кончиной моей супруги. Она, в свое время, рассказывала: когда ее крестили у нее было имя Лира. В церкви сказали, что под таким именем крестить нельзя. Ее крестили под именем Лидия. А когда решали вопрос об отпевании, возник тот же вопрос: священник сказал, что Лиры в святцах нет, можем отпевать только под тем именем, под которым она крестилась. Так вот, за нее молятся, но имени Лира не упоминают.
-
- Священник
- Сообщения: 2120
- Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
- Откуда: Гомель
Re: Имена в святцах
Ситуация стала понятна. Нужно ли только теперь на изначальный вопрос отвечать?
Крестят человека в честь какого-либо святого - его имя и нарекают человеку. Святой Лиры нет. Вот Вашу супругу и окрестили созвучным именем в честь Святой Лидии Иллирийской (скорее всего). Вот этим именем - Лидия - я и советую Вам поминать об упокоении Вашу супругу.
Крестят человека в честь какого-либо святого - его имя и нарекают человеку. Святой Лиры нет. Вот Вашу супругу и окрестили созвучным именем в честь Святой Лидии Иллирийской (скорее всего). Вот этим именем - Лидия - я и советую Вам поминать об упокоении Вашу супругу.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
Re: Имена в святцах
Я все-таки вернусь к затронутой теме. Согласен, раз записано в святцах, значит, должно быть только так. И все обряды совершаются строго в определенном порядке. Вот и святцы, это, как конституция. Но ведь и конституцию изменяют. Почему и этот порядок изменить нельзя? Почему мы должны называть своих детей вопреки нашему желанию? Есть немало имен, которые, как нам кажется, далеки от здравого смысла, но они есть (Электрон, Краармия и др.). И что тут крамольного, если в церкви будут произнесены эти имена? Конечно, этих изменений в церковной жизни ожидать не следует, т.к. верующие не могут ослушаться и заикнуться о своем несогласии с чем либо -- грех. Да и высшая инстанция патриархии этот вопрос не будет поднимать: прихожане ведь подчиняются.
-
- Сообщения: 27
- Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Имена в святцах
Батюшка, я тоже не раз задавалась этим вопросом: почему существует правило, что крестить можно только в честь какого-либо святого и нарекать человека этим именем? Какой в этом смысл? Ведь если обратиться к первым христианам, тогда не было столько святых, людей просто крестили их собственными именами. Да и сами эти святые были изначально крещены своим именем. Почему же тогда появилось такое правило? Причем оно стало обязательным. Не будь этого правила, может и имен святых прибавилось бы?
И если человек должен в церкви поминаться и о здравии и за упокой только именем, которым его крестили, тогда я не могу понять ситуации со святой равноапостольной княгиней Ольгой. Ведь она приняла крещение под именем Елены. Почему же тогда она чтится и поминается Церковью под своим языческим именем Ольга?
И если человек должен в церкви поминаться и о здравии и за упокой только именем, которым его крестили, тогда я не могу понять ситуации со святой равноапостольной княгиней Ольгой. Ведь она приняла крещение под именем Елены. Почему же тогда она чтится и поминается Церковью под своим языческим именем Ольга?
-
- Священник
- Сообщения: 2120
- Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
- Откуда: Гомель
Re: Имена в святцах
Нет, святцы это не конституция. Даже сравнивать их не корректно: святцы это список имен православных святых с датами их смерти и прославления.odvik писал(а):...Вот и святцы, это, как конституция.... (Электрон, Краармия и др.). И что тут крамольного, если в церкви будут произнесены эти имена?
А вообще какие вопросы! Пожалуйста. Назовите ребенка, например, Даздраперма, и пусть она умрет во Христе и прославится. Вот и будет у нас святая Даздраперма.
А по сути - называйте как хотите, хоть БЧ000101 (как-то был такой чудак). Но вот только если Вы пожелали стать членом Тела Христова - Церкви, представляется логичным узнать по каким законам это Тело живет и или подчиняться им или не становиться таковым.
Мое почтение.
(Дальнейшее муссирование этого вопроса не представляется целесообразным)
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
-
- Священник
- Сообщения: 2120
- Зарегистрирован: 21 окт 2008, 20:33
- Откуда: Гомель
Re: Имена в святцах
2 Viktoria
Думаю что не открою Америки если добавлю - не только имена первых христиан были языческими, но и искусство (истоки иконы в др.египетской ритуальной погребальной живописи) и даже система философской и богословской мысли. Не на пустом месте возникла Церковь Христова. Хитрые христиане взяли из языческого мира все самое лучшее и хорошее. Но только то, что могло быть преображено, наполнено другим, христианских смыслом. Таким образом став святыми, первые христиане дали свои имена, свою помощь и поддержку своим последователям. Мы, слава Богу, живем в 21 веке Христианства. Крестя своих детей в честь какого-либо святого мы снискиваем его в помощь ребенку. Новый член Тела Христова таким образом приобретает своего личного небесного покровителя. Что касается свв.равноапп. кн. Владимира и Ольги (Василий и Елена), то в службе им поминаются их христианские имена вместе со "старыми". И эти "старые" имена вошли в наши диптихи. А вот имя преп. Ефросинии Полоцкой (Рогнеда) не вошло. Наверное не смогло преобразиться. Как не смогут этого сделать "Электрон, Краармия и др.". (А вот у "Олеси" этот шанс есть. Я его описал в предыдущем своем ответе).
На мой взгляд послушание Матери Церкви намного ценней наших суетных и зачастую неразумных желаний. И только с него должно начинать свои шаги в Церкви.
Думаю что не открою Америки если добавлю - не только имена первых христиан были языческими, но и искусство (истоки иконы в др.египетской ритуальной погребальной живописи) и даже система философской и богословской мысли. Не на пустом месте возникла Церковь Христова. Хитрые христиане взяли из языческого мира все самое лучшее и хорошее. Но только то, что могло быть преображено, наполнено другим, христианских смыслом. Таким образом став святыми, первые христиане дали свои имена, свою помощь и поддержку своим последователям. Мы, слава Богу, живем в 21 веке Христианства. Крестя своих детей в честь какого-либо святого мы снискиваем его в помощь ребенку. Новый член Тела Христова таким образом приобретает своего личного небесного покровителя. Что касается свв.равноапп. кн. Владимира и Ольги (Василий и Елена), то в службе им поминаются их христианские имена вместе со "старыми". И эти "старые" имена вошли в наши диптихи. А вот имя преп. Ефросинии Полоцкой (Рогнеда) не вошло. Наверное не смогло преобразиться. Как не смогут этого сделать "Электрон, Краармия и др.". (А вот у "Олеси" этот шанс есть. Я его описал в предыдущем своем ответе).
На мой взгляд послушание Матери Церкви намного ценней наших суетных и зачастую неразумных желаний. И только с него должно начинать свои шаги в Церкви.
"крепка, как смерть, любовь" (Песн.8,6)
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
Азъ есьмъ многогрешный священникъ Владимиръ
-
- Сообщения: 27
- Зарегистрирован: 27 янв 2010, 16:40
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Re: Имена в святцах
Спасибо, Батюшка, за разъяснение.
Еще один вопрос: если я не зная христианского имени своего мужа молила о нем и писала его гражданское имя, Бог принимал эти молитвы? Его мама забыла имя, данное ему при крещении. Когда нас венчали, батюшка назвал его именем святого Рустика, и теперь я пишу и молюсь, употребляя это имя. Я правильно делаю?
Еще один вопрос: если я не зная христианского имени своего мужа молила о нем и писала его гражданское имя, Бог принимал эти молитвы? Его мама забыла имя, данное ему при крещении. Когда нас венчали, батюшка назвал его именем святого Рустика, и теперь я пишу и молюсь, употребляя это имя. Я правильно делаю?