Контроль над нашими мыслями.

Здесь можно задавать вопросы психологам, которые помогут профессиональными советами в переживании горя (Премодерация)

Модераторы: Евгения Х, Кризисный психолог, Птица Феникс, психолог Евгения

Ответить
ирина. с.
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 23:08

Контроль над нашими мыслями.

Сообщение ирина. с. »

Уважаемый Психолог ! Подскажите пожалуйста, существует ли какая либо литература, не противоречащая Православию, которая помогает понять как бороться с нашими мыслями, как научиться отклонять греховные помыслы? То есть именно с точки зрения психологии. Может быть Вы что то подскажите . . .

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение Кризисный психолог »

ирина. с. писал(а):Уважаемый Психолог ! Подскажите пожалуйста, существует ли какая либо литература, не противоречащая Православию, которая помогает понять как бороться с нашими мыслями, как научиться отклонять греховные помыслы? То есть именно с точки зрения психологии. Может быть Вы что то подскажите . . .

Существует много святоотеческой литературы об этом.
Например, не трудно найти много объяснений у свт. Феофана Затворника Вышенского.

Я кратко писал об этом, адаптируя материал к современному читателю. Но я писал для тех, кто пережил расставание, и тех, кто хочет убить себя.

Вот теперь я почти адаптировал это интервью для горюющих. Оно пока сыровато, нуждается в редакции, но я его дам тут на форуме, потому что оно действительно актуально . Рад буду оценкам
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение Кризисный психолог »

Психологические и духовные методы преодоления навязчивых мыслей


Обыкновенно люди считают мысль чем-то маловажным,
потому они очень мало разборчивы при принятии мысли.
Но от принятых правильных мыслей рождается все доброе,
от принятых ложных мыслей рождается все злое.
Мысль подобна рулю корабельному: от небольшого руля,
от этой ничтожной доски, влачащейся за кораблем,
зависит направление и, по большей части, участь
всей огромной машины.
Свт. Игнатий Брянчанинов,
епископ Кавказский и Черноморский


В тяжелые периоды жизни почти все страдают от нашествия навязчивых мыслей. Когда человек переживает смерть близкого навязчивые, противные, липкие, страшные мысли цепляются за него с огромной силой. Что же такое навязчивые мысли?
Навязчивые мысли – это та форма, в которой к нам приходят ложные идеи, которые пытаются взять над нами власть. Наше сознание практически постоянно подвергается их активным атакам, но в такие критические моменты жизни человека этот натиск усиливается и снижает качество жизни, мешает трезво оценивать ситуацию, строить планы и верить в их осуществление. Из-за этих мыслей нам трудно сосредоточиться и найти резервы для преодоления проблемы, эти мысли выматывают, а часто приводят и к отчаянию. И они настолько искажают нам реальность, что мы начинаем верить в то, что это искажение и есть реальность.
Какие обычно навязчивые мысли у горюющих?


Они очень разнообразны. И вряд ли возможно сказать даж о десятой части этих мыслей. Но я приведу лишь некоторые примеры:
Все хорошее в жизни кончилось. Остается только доживать и терпеть
Не хочу жить, а хочу к ней (нему)
• У меня никого больше не будет. Я никому не нужна (не нужен)
• Я не смогу без него (нее) жить
• Все что случилось – моя вина
• Никакой радости в дальнейшем не будет. Настоящая жизнь кончилась, и теперь будет только выживание
• Лучше не жить вообще, чем так. Не вижу смысла и надежды в такой жизни
Смысла в жизни у меня теперь нет.
Никогда не станет легче. Эта боль и страдание на всю жизнь
Я никому не нужна (ен). Я всем обуза.

И тому подобные мысли. Они пронизывают наше сознание. Они не отпускают нас ни на секунду. Они заставляют страдать зачастую в даже гораздо в большей степени, чем сами события, вызвавшие кризис.
Эти мысли временами занимают все область сознания, лишая сна, еды, радости, стабильности. Семена безысходности, отчаяния, тоски всходят и дают свой гадкий урожай именно на черной почве скорби, которую удобрили этими навязчивыми мыслями. Навязчивости накатывают мощнейшей волной, которой очень трудно противостоять, если не известны правила, по которым можно успешно им сопротивляться.
Если посмотреть объективно, то мы увидим, как эти мысли просто , нагло и агрессивно берут в рабство наше сознание. Эти мысли как вампиры выпивают у нас остатки энергии, которая нам необходима для жизни, забирают у нас остатки ощущения жизни, не дают нам поднятся из трагедии. Навязчивые мысли контролируют наше поведение, желания, свободное время, общение с другими людьми.
И эти навязчивости – враг хитрый и коварный. Он не выступает открыто, а замаскировавшись под наши собственные мысли исподволь навязывает нам свои желания и чувства. Они действуют как банальные вирусы, которые внедрились в клетку- жертву.
В подавляющем большинстве случаев мы этой подмены не замечаем, нам кажется что это наши мысли хотя они враги, но хорошо замаскированные
Особо хочу отметить мысли о суициде и чувстве вины. Все эти мысли почти всегда носят опасный навязчивый характер.

Можно ли считать навязчивые мысли психическим расстройством?

Да, существует ряд психических заболеваний (депрессия органического генеза, шизофрения и пр.) при которых в комплексе симптомов присутствуют навязчивые мысли. При таких заболеваниях известна только одна возможность помощи – фармакотерапия. В этом случае необходимо обратиться к врачу-психиатру для назначения лечения.
Однако большинство людей, страдающих от навязчивых мыслей при переживании горя, не имеют совершенно никаких психопатологических нарушений. С помощью определенного алгоритма они смогут избавиться от этих мыслей.
Какова природа навязчивых мыслей?
С точки зрения науки, навязчивые мысли (обсессии) – это беспрестанное повторение нежелательных, представлений и влечений, сомнений, желаний, воспоминаний, страхов, действий, идей, и т.п., от которых нельзя избавиться усилием воли. Реальная проблема в этих мыслях гиперболизируются, укрупняется, искажается. Как правило, этих мыслей несколько, они выстраиваются в замкнутый круг, который у нас не получается разорвать. И мы бегаем по кругу, как белки в колесе.
Чем больше мы стараемся от них избавиться, тем больше их может становиться. И тогда, если быть внимательным, то можно ощутить их насильственность. Кроме того, очень часто (но не всегда), навязчивые состояния сопровождаются депрессивными эмоциями, тягостными мыслями, а также чувством тревоги.

Какова природа навязчивых мыслей? Откуда они берутся? Что думает по этому поводу светская психология?

Многие психологи, часто умозрительно и бездоказательно, пытались объяснить причину возникновения навязчивых мыслей. Разные психологические школы до сих пор ведут острую полемику между собой по этому вопросу, но большинство все же связывает навязчивые мысли со страхами. Правда, это не проясняет того, как с ними справляться.
В общем можно сказать, что светская психология не имеет точного ответа на этот вопрос.
А как же тогда бороться с навязчивыми мыслями?
Были многие попытки найти хотя бы какой-то метод, который позволял бы эффективно бороться с навязчивостями, однако в прошлом веке нашли только метод фармакотерапии, который на время может в некоторых случаях помогать справиться со страхом, и, соответственно и с навязчивыми мыслями. Плохо только то, что он далеко не всегда эффективен. Причина навязчивостей остается, а фармакотерапия только временно снимает симптом. Есть еще один старый способ, который создает иллюзию решения проблемы, но только очень серьезно ее усугубляет. Несмотря на это, к этому способу часто прибегают желая уйти от навязчивых мыслей. Мы говорим об алкоголе, наркотиках, безумных развлечениях, экстремальных занятиях и.т.п.
Да, на очень короткое время так можно отключиться от навязчивых мыслей, но потом они все равно «включатся», причем с умноженной силой. Не будем останавливаться на том, чтобы объяснять неэффективность таких способов. Каждый это и так знает .
И что же делать? Неужели все так безнадежно и мы обречены стать рабами таких мыслей?
Как уже сказано, психология не дает рецептов эффективной борьбы с навязчивыми мыслями потому, что не видит природы этих мыслей. Если сказать проще, то довольно сложно бороться с врагом, если его не видно и даже непонятно, кто это. Школы классической психологии, самонадеянно перечеркнув огромный опыт духовной борьбы, накопленный предыдущими поколениями, стали заново выстраивать определенные понятия. Эти понятия у всех школ разные, но главное в том, что причина всего ищется то в безликом и непонятном бессознательном самого человека, то в каких-то физико-химических взаимодействиях дендритов, аксонов и нейронов, то в фрустрированных потребностях к самореализации и.т.п. При этом понятные объяснения того, что же представляют собой навязчивые мысли, механизм их воздействия, законы их появления отсутствуют.
Между тем, ответы на вопросы и успешные решения проблемы известны не одну тысячу лет. Эффективный способ борьбы с навязчивыми мыслями у психически здорового человека существует!

Расскажите об этом поподробнее пожалуйста

Всем нам известно, что сила навязчивых мыслей в том, что они могут влиять на наше сознание, а наша слабость в том, что мы не имеем почти никакого влияния на навязчивые мысли. То есть за этими мыслями стоит самостоятельная воля, отличная от нашей. Само название «навязчивые мысли» уже предполагает, что они «навязываются» кем-то извне.
Подтверждением этого внешнего навязывания часто может служить парадоксальность содержания этих мыслей. То есть логически мы понимаем, что содержание этих мыслей не вполне обоснованно, не логично, не продиктовано достаточным количеством реальных внешних обстоятельств. Или эти мысли могут быть даже просто абсурдны и лишены всякого здравого смысла, но, тем не менее, мы не можем противостоять им .
При возникновении таких мыслей мы часто задаем себе вопрос: «Как это я до такого додумался?», «Откуда эта мысль взялась?», «Эта мысль влезла мне в голову?», «Почему мне не кажется ужасной эта дикая мысль?». Ответа на это мы найти не можем, но почему то все равно продолжаем считать эту мысль за свою. А навязчивая мысль продолжает иметь на нас огромное влияние.
И хоть человек, преследуемый навязчивостями, обычно сохраняет к ним критическое отношение, понимая всю их нелепость и чуждость его рассудку, но когда он пытается прекратить их усилием воли, результатов это не приносит. Значит, мы имеем дело с самостоятельным разумом, отличным от нашего.
Чьи же это разум и воля, которые направлены против нас?
Святые отцы православной церкви говорят о том, что человек в подобных ситуациях имеет дело с нападением бесов. Сразу хочу пояснить, что никто из них не воспринимал бесов так примитивно, как воспринимают их те, кто не задумывался об их природе. Это не те смешные волосатые, с рогами и копытами! Они вообще не имеют видимой внешности, что позволяет им действовать незаметно. Их можно называть по-разному: энергии, духи злобы, сущности. Говорить об их внешности бессмысленно, но мы знаем их основное оружие – ложь.
Так вот, именно злые духи, по мнению святых отцов, есть причина этих мыслей, которые мы принимаем за свои. От привычек отказываться трудно. А мы так привыкли считать своими и только своими все мысли, все наш внутренние диалоги и даже внутренние битвы. Но чтобы выиграть в этих битвах, нужно встать в них на свою сторону, против врага. А для этого нужно понять, что эти навязчивые мысли – не наши, они навязываются нам извне враждебной для нас силой. Бесы в данном случае действуют как банальные вирусы, при этом стараясь остаться незамеченными и нераспознанными. Причем действуют эти сущности вне зависимости от того, верите Вы в них или не верите.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) так писал о природе этих мыслей: «Духи злобы с такой хитростью ведут брань против человека, что приносимые ими помыслы и мечтания душе представляются как бы рождающимися в ней самой, а не от чуждого ей злого духа, действующего и вместе старающегося укрыться»
.
А как определить откуда и какая мысль?

Критерий определения подлинного источника наших мыслей очень прост. Если мысль лишает нас покоя, она от бесов. «Если ты от какого-либо движения сердечного испытываешь тотчас смущение, стеснение духа, то это уже не свыше, а с противоположной стороны – от злого духа» – говорил праведный Иоанн Кронштадтский. А разве не таково действие навязчивых мыслей, мучающих нас при переживании утраты?
Правда, мы не всегда способны верно оценить свое состояние. Известный современный психолог В.К. Невярович в книге «Терапия Души» пишет об этом: «Сказывается также и отсутствие постоянной внутренней работы по самоконтролю, духовному трезвению и осознанному управлению своими мыслями, детально описанными в аскетической святоотеческой литературе. Можно также полагать, с большей или меньшей долей очевидности, что некоторые мысли, всегда, кстати, почти ощущаемые как чужеродные и даже принужденные, насильственные, действительно имеют чужеродную для человека природу, являясь демоническими. По святоотеческому учению, человек часто не способен различать подлинный источник своих мыслей, а душа является проницаемой для демонической стихии. Лишь опытные подвижники святости и благочестия, с уже очищенной молитвенным подвигом и постом светлой душой, в состоянии обнаруживать приближение тьмы. Покрытые же греховным мраком души зачастую не ощущают и не видят этого, ибо на темном темное плохо различается».

А к чему приводят такие чужеродные и навязчивые мысли?

Именно мысли «от лукавого» поддерживают наше отчаяние, неверие, пессемизм, зависимости . Мысли, которые мы принимаем ошибочно за свои, толкают людей к самоубийствам, обидам, непрощению, ложному чувству вины, необоснованным страхам, нежеланию признавать свои ошибки перед Богом. Они навязчиво предлагают нам, маскируясь под наши мысли, совершать очень нехорошие поступки по отношению к другим. Эти мысли мешают нам встать на путь духовного развития, дают возможность не трудится над исправлением себя, внушают нам кошмарное чувство вины и пр. Такие внушения через мысли – это и есть эти «духовные вирусы».
Именно духовная природа таких мыслей-вирусов очень просто подтверждается тем, что, например, сделать богоугодное дело, помолиться, зайти в храм нам часто бывает невероятно тяжело. Мы чувствуем внутреннее сопротивление, прикладываем очень большие усилия для того, чтобы противостоять вроде бы собственным мыслям, которые находят огромное количество отговорок, чтобы нам этого не делать. Хотя вроде бы, что сложного в том, чтобы встать рано утром и пойти в храм? Но нет, на кладбище, например, мы рано быстренько встанем, а чтобы идти в храм нам будет вставать тяжело. Просидеть и проплакать целый вечер мы можем, но молиться такое же время значительно труднее себя заставить. Это только некоторые примеры. На самом деле из постоянного выбора между добром и злом состоит вся наша жизнь. И, проанализировав тот выбор, который мы делаем, каждый может ежедневно видеть действие этих «вирусов».
Именно так рассматривали опытные в духовном отношении люди природу навязчивых мыслей. И их советы по преодолению этих мыслей на протяжении многих веков работали и работают безотказно!

Каков механизм внедрения и воздействия у этих мыслей?


В первую очередь эти мысли внедряются в нас помимо логики прямо в эмоциональную сферу. Замечали, как они захлестывают наши эмоции? Мысль возникла, и эмоции бьют через край, хотя логически объяснить при этом ничего нельзя. Более того, логика как раз говорит часто обратное, но контроль логикой утерян, а эмоции бушуют.
Дело в том, что наша эмоциональная сфера наиболее уязвима для таких вторжений. По большому счету мы не можем контролировать эмоциональную сферу. Все знают, как непроизвольно выступают слезы в самый не подходящий момент помимо нашей воли, все знают, как наши эмоциональные реакции мешали нам в делах, а потом мы не могли объяснить сами себе этих реакций. Сколько раз мы не могли справиться со своими эмоциями, хотя очень хотели этого? Сколько бед уже принесла наша эмоциональность? Не правда ли, приходится признавать, что эмоции нам почти не властны.
Известно, что эмоции можно сдерживать только логикой. Логика и рассудочность человека выступают как предохранители от того, чтобы человека захватили эмоции Это подтверждается тем, что когда у человека преобладает логическое мышление, ему легче противостоять захватывающим его эмоциям. И наоборот, например, когда человек сильно пьян, находится под воздействием наркотиков, сильно болен, устал, расстроен, то есть когда человек ослабляет над собой контроль, то эмоциональное состояние более выражено. Именно в эти моменты из-за излишней эмоциональности и делаются большие глупости, о которых потом приходится жалеть.

А нет ли каких либо психотерапевтических техник для избавления от таких мыслей?


Психологических методов мало. Всем доступным средством борьбы с навязчивыми мыслями, если они вызваны различными кризисами, страхами и тревогами, является мышечная релаксация. Дело в том, что когда мы можем полностью расслабить свое тело, снять мышечное напряжение, то вместе с этим обязательно снижается тревожность и отступают страхи, а, соответственно, в большинстве случаев снижается и интенсивность навязчивых мыслей. Я часто рекомендую этот метод. Сделать упражнение по релаксации довольно просто:
Ложитесь или садитесь. Максимально расслабьте тело. Начните с расслабления мышц лица, далее мышцы шеи, плеч, туловища, рук, ног завершая пальцами рук и ног. Попробуйте почувствовать, что у Вас нет ни малейшего напряжения, ни в одной мышце тела. Ощутите это. Если Вы не смогли расслабить какой либо участок или группу мышц, тогда сначала максимально напрягите этот участок, а потом расслабьте. Сделайте так несколько раз, и этот участок или группа мышц обязательно расслабятся. В состоянии полного расслабления надо находиться от 15 до 30 минут. Хорошо представлять себя в комфортном месте на природе.
Не беспокойтесь, насколько успешно Вы достигаете релаксации, не мучайтесь и не напрягайтесь – позвольте и релаксации возникнуть в своем темпе. Если чувствуете, что во время упражнения Вас посещают посторонние мысли – старайтесь отстранить из сознания посторонние мысли, переключая внимание с них, на визуализацию места на природе.
Делайте это упражнение несколько раз в течение дня. Это поможет Вам значительно снизить влияние на вас и интенсивность навязчивостей

А как, в соответствии с этим верным пониманием, победить навязчивые мысли?

1. Признайте наличие у Вас навязчивых мыслей и необходимость избавления от них!
Примите твердое решение избавиться от этого рабства, чтобы дальше строить свою жизнь уже без этих поганых вирусов.
2. Возьмите ответственность на себя
Хочу отметить, что если мы принимаем эти навязчивые мысли извне, совершаем под их влиянием определенные поступки, то именно мы и несем ответственность за эти поступки и последствия этих поступков. Переложить ответственность на навязчивые мысли нельзя, потому, что мы их приняли и действовали в соответствии с ними. Не мысли действовали, а мы сами.
Поясню примером: если руководителем пытается манипулировать его помощник, то в случае если ему это удалось, и руководитель принял ошибочное решение из-за этого, ответственность будет нести за это решение именно руководитель, а не его помощник.
3. Перестаньте считать навязчивые мысли своими!
Обратите внимание на противоречие между Вашими интересами, Вашей логикой и теми мыслями, которые пытаются завладеть Вами! Оцените их парадоксальность, неуместность, логическую несостоятельность. Оцените последствия и невыгодность тех действий, к которым может привести следование этим мыслям. Поразмышляйте над этим. Подумайте, не видите ли Вы в этих мыслях прямое несоответствие тому, что подсказывает Вам Ваше сознание. Наверняка Вы найдете множество несоответствий между навязчивыми мыслями и своим сознанием.
Признайте, что эти мысли не Ваши, что они результат внешней атаки иных сущностей на Вас. До тех пор пока Вы будете считать навязчивые мысли своими, Вы не сможете ничего им противопоставить и принять меры к их нейтрализации. Нейтрализовать самого себя невозможно!
4. Не пытайтесь победить навязчивые мысли при помощи спора с ними! Переключайте внимание!
У навязчивых мыслей есть одна особенность: чем больше им сопротивляешься, тем с большей силой они нападают.
В психологии описан феномен «Белой Обезьяны», который доказывает трудность борьбы с внешним влиянием внутри сознания. Суть феномена такова: Когда один человек говорит другому «Не думай о белой обезьяне», то именно о белой обезьяне тот и начинает думать. Активная борьба с навязчивыми мыслями тоже приводит к такому результату. Чем больше говоришь себе о том, что справишься, тем меньше справляешься.
Поймите, что с этим состоянием нельзя справиться силой воли. Вы не можете противостоять этой атаке на равных. Эту ситуацию можно уподобить тому, как сильно пьяный пристает к физически более слабым прохожим. Причем чем больше на него обращают внимания, призывают к порядку, просят не приставать, тем больше он это делает и даже начинает агрессивно себя вести. Как в данном случае лучше поступать слабому? Не обращая внимания пройти мимо. В нашем случае надо не вступая с этими мыслями в конфликт просто переключить свое внимание от них на что-то другое (более приятное). Как только мы переключаем внимание и игнорируем навязчивости, они на некоторое время теряют свою силу. Чем чаще мы их сразу после их появления игнорируем, тем меньше они нам досаждают.
Вот что говорят об этом святые отцы: «Вы привыкли разговаривать сами с собою и думаете переспорить помыслы, но они отражаются молитвою Иисусовою и молчанием в мысли своей» (преподобный Антоний Оптинский). «Толпа искусительных помыслов становится безотвязнее, если позволить им сколько-нибудь замедлить в душе, а тем более если войти с ними еще и в переговоры. Но если их с первого раза оттолкнуть сильным напряжением воли, отвержением и обращением к Богу, то они тотчас удалятся и оставят атмосферу души чистою» (святитель Феофан Затворник). «Помысл, подобно вору, приходит к тебе – и ты открываешь ему дверь, вводишь в дом, заводишь с ним беседу, а потом он тебя грабит. Разве можно заводить разговоры с врагом? С ним не только избегают бесед, но и дверь запирают накрепко, чтобы он не вошел» (старец Паисий Святогорец).
Конечно внимание лучше переключать на то, что помогает эффективной борьбе с этими навязчивыми сущностями. Можно переключать внимание на помощь людям, творческую деятельность, общественную деятельность, работу по хозяйству. Наши предки считали, что очень хорошо для изгнания навязчивых мыслей, занимать себя полезной физической работой. Но лучше всего для этого подходит молитва. Когда человек переключает свое внимание на молитву, то эти сущности просто теряют силу.
5. Не допускайте того, чтобы навязчивые мысли вызывали у Вас эмоциональный ответ. Не подкрепляйте навязчивые мысли фантазиями и воображением.
Навязчивые мысли действуют как пиявки. Они вынуждены кормиться от Ваших эмоций чтобы жить дальше. Именно Ваши эмоции и воображение в данном случае будут кормить этих «пиявок». Поэтому старайтесь не реагировать на эти мысли. Каждый раз противопоставляйте им логику. Я не говорю о том, что не надо отреагировать эмоции. Наоборот, эмоциям надо ОБЯЗАТЕЛЬНО давать выход, но в тех условиях и в то время, когда это будет безопасно и не может приводить к нежелательным последствиям. Вот тут должен быть поставлен сплошной барьер. Мы не должны становится рабами навязчивых мыслей! Еще мы подкрепляем наши навязчивые мысли собственными фантазиями и ярким воображением. В. К. Невярович пишет: «Навязчивые мысли возникают часто в ответ на поставленный вопрос: "А вдруг?" Далее они автоматизируются, укореняются в сознании и при неоднократных повторениях создают существенные затруднения в жизни. Чем больше борется человек, желая избавиться от этих навязчивых мыслей, тем более они овладевают им. Важной причиной развития и самого существования невротического страха является развитое чувственное воображение. Ведь человек, к примеру, не просто боится упасть с высоты, но и воображает в ужасе, что умрет, всячески "распаляет" вымышленную ситуацию, представляя, скажем, свои похороны, себя лежащим в гробу и пр» О чем это говорит? Что мы укрепляем силы навязчивых мыслей своим воображением. Причем чем лучше мы представляем то, чего боимся, результат которого можем достичь навязчивыми влечениями, желаниями и действиями, последствия того, к чему нас толкают эти мысли, чем более ярко мы оживляем навязчивые воспоминания, тем больше мы подкрепляем в себе эти мысли. Нельзя давать навязчивым мыслям влиять на нас и наше поведение через наши же эмоции, яркие фантазии и воображение.

6. Не занимайтесь самовнушением, повторяя про себя эти мысли!
Всем хорошо известна сила самовнушения. Самовнушение может иногда помогать в очень тяжелых случаях. Самовнушением можно снимать боли, лечить психосоматические расстройства, значительно улучшать психологическое состояние. Благодаря простоте использования и выраженной эффективности ее используют в психотерапии с давних времен.
К сожалению, у горюющих часто наблюдается самовнушение негативных утверждений. Человек, который попал в трагическую ситуацию, про себя и вслух постоянно неосознанно проговаривает утверждения, которые не только не помогают выйти из кризиса, но и ухудшают состояние. Например, человек постоянно жалуется знакомым или дает утверждение сам себе:
– Жизнь окончилась со смертью дорогого человека
– У меня никого больше не будет.
– Я не хочу жить.
– Жизнь больше не принесет радости
- Теперь не зачем жить.
И другие подобные мысли
Таким образом, включается механизм самовнушения, который действительно приводит человека к определенным ощущениям беспомощности, тоски, отчаяния, а в последствии и к заболеваниям, расстройствам психической сферы.
Получается, что чем чаще человек повторяет эти негативные установки, тем более негативно они влияют на мысли, чувства, ощущения, эмоции, представления этого человека. Не надо без конца этого повторять. Этим Вы не только не помогаете себе, но и загоняете себя вглубь кризисного болота.

Что же делать?


Если Вы ловите себя на том, что часто повторяете эти заклинания, то сделайте следующее:
Измените установку на прямо противоположную и чаще повторяйте ее по многу раз.
Например, если Вы постоянно думаете и говорите, что нет радости после смерти близкого, то 100 раз внимательно и четко проговорите, что жизнь принесет радость и с каждым днем Вам будет лучше и лучше. В день такие внушения лучше делать несколько раз. И Вы реально почувствуете эффект очень быстро. При составлении позитивных утверждений избегайте приставки «не». Пример: не «Я в будущем не буду одинокой», а «Я все равно в будущем буду с любимым человеком». Это очень важное правило составления утверждений. Обратите на это внимание. Это важно. Не составляйте утверждений на то, что не является достижимым, этичным.

7. Попытайтесь найти у себя скрытые выгоды от того состояния, в котором Вы находитесь! Откажитесь от этих выгод!


А что это за выгоды и где их искать?
Как это ни парадоксально, но человек, постоянно подвергающейся нападкам тяжелых, изматывающих навязчивых мыслей, для себя в их наличии очень часто находит мнимые выгоды. Чаще всего признаваться в этих выгодах даже сам себе человек не может и не хочет, потому что сама мысль, о наличии у него выгоды от источника страдания, кажется ему кощунственной. В психологии данное понятие носит название «вторичной выгоды». В данном случае вторичная выгода – это побочный выигрыш в данной ситуации от имеющихся мучений и страданий, превосходящий выигрыш от разрешения проблемы и дальнейшего благополучия. Все возможные выгоды, которые получает человек от собственных страданий, перечислить невозможно.

А если человек в горе говорит так:
1. «Никакой радости в дальнейшем не будет. Настоящая жизнь кончилась, и теперь будет только выживание»

После того как произошла трагедия эти мысли понятны – человек дезадаптирован, не знает что делать, будущее не видно. Но потом через некоторое время может появится и выгода от этого состояния (Но появляется она далеко не всегда!!!)
А выгода может быть такой: Если принять это утверждение, то не нужно думать, как адаптироваться к ситуации (жизнь же кончилась), не надо особенно много размышлять, не надо трудится. Таким образом появляется жалость к себе и обосновывается тяжесть ситуации (представляемая). Принятие этого утверждения в некоторых (!) случаях оправдывает не правильное поведение, социофобию, безответственность. Часто из-за такой установки появляется приятное сочувствие окружающих и внимание к себе со стороны подруг и близких.
Кроме того, если «все равно все кончено», то зачем к чему-то стремиться? Все равно больше ничего не будет! Зачем искать помощи Божией? Все равно все кончено!

2. «Лучше теперь не жить вообще. Не вижу смысла в такой жизни. Не вижу никакого смысла и надежды»
Очевидно, что если у человека есть надежда, то ему надо делать шаги в будущее. Но это по разным причинам в будущее не хочется. По этому проще всего жить с мыслью, что смысла в будущей жизни нет. Это оправдает пассивность. Тогда в некоторых случаях (!) благодаря принятию такого утверждения появляется возможность сидеть и жалеть себя, принимая роль жертвы.
3. «Все, что случилось – только моя вина»
Оказывается, что даже принятие на себя вины (а чаще всего вымышленной вины) может быть очень выгодной. В чем же?
Акцентируя все свое внимание на ошибках (чаще всего мнимых и придуманных) не нужно думать над настоящей жизнью, не надо искать пути выхода из кризиса, не надо выстраивать будущее, прилагать силы к его осуществлению. Гораздо проще «застрять в прошлом», выискивать «свою вину», сосредоточится на ней, но при этом не прикладывать усилия для выхода из кризиса в настоящем, не ориентировать себя на будущее.
Т.е. выгоднее найти отговорку, а ответственность за собственную жизнь перекинуть на собственные ошибки (чаще мнимые!) в прошлом, обстоятельства или события которые уже нельзя изменить, но не жить в настоящем, не решать актуальные и необходимые проблемы.
Кроме того , соглашаясь с мыслью, что мы такие «виновные», появляется возможность не стремиться ни к чему, ища сочувствия.
6. «Я теперь не на что не пригодна (ен), ничего я сделать больше не смогу»
Чтобы идти дальше надо учится быть взрослым и брать на себя ответственность.
Если этого делать не хочется, то человек утверждает о своей несостоятельности, маскируя свое неумение брать ответственность за свою жизнь
- И что же делать человеку, у которого возникают такие мысли?
Подумать над тем, какие «выгоды» он может иметь, соглашаясь с этими мыслями. Если выгоды нашлись, то надо это понять и отказаться от положительного. Если человеку хочется пожалеть себя, не предпринять какие-то шаги, не брать ответственности за свои решения, то в этом случае навязчивые мысли всегда предложат Вам свои услуги и оправдают все Ваши настоящие поступки. Но надо помнить, что за эти «услуги» навязчивых мыслей придется расплачиваться с ними дальнейшей от них зависимостью. По этому надо относится к этим выгодам как к болезни, стараясь от них избавится.
- Но это же так трудно, найти эти вторичные выгоды!
Да, это не легко. Большей частью потому, что при поиске «выгод» все то, что «обнажается», выглядит весьма непривлекательно, и человек перестает быть таким, каким он ХОЧЕТ себя видеть. Этот процесс весьма болезненный, однако, если вторичная «выгода» будет найдена и осознана, Вы сможете найти как другие способы ее реализации, так и искоренить эту «выгоду», а также найти успешное решение из собственной затруднительной ситуации.
Еще раз хочу заметить, что все вторичные «выгоды» скрываются от сознания. Сначала этих выгод не видит никто. Понять и раскрыть их можно только беспристрастным анализом своих поступков, мыслей и желаний. А это всегда дело не быстрое.

А можно ли помочь человеку, если видишь эти вторичные выгоды у него? Как об этом ему сказать, объяснить ему?

ЭТОГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ КАТЕГОРИЧЕСКИ. Дело в том, что найти выгоду у другого всегда просто, но никто не может точно знать выгода ли это. Так помогая избавится от выгоды, можно очень сильно навредить, еще в большей степени травмируя человека. Нет, нельзя исправлять других. Поиск выгод и избавление от них – это работа самого человека, а не его окружения. И сам человек должен распознать эти выгоды и исправлять себя, но никак не другие.
Я специально говорил об этом для тех людей, которые могут сделать попытку разобраться в себе и найти (если они есть) эти выгоды, исправить их.
Но я категорически не рекомендую непрофессионалам пытаться помочь в преодолении выгод у других людей. Предупреждаю, что такая «помощь» может закончится очень плохо для психического и психологического состояния горюющего.
Если Вы уж так уверены и хотите что-то делать , то дайте им почитать эту статью. Пусть они сами задумываются, решают. Но очень прошу не влезайте в душу горюющего после одной прочитанной статьи, но не имея опыта и понимания. ЭТО ОПАСНО!


А есть еще методы борьбы с навязчивыми мыслями? Какие методы по вашему мнению самые сильные?


Самое сильное оружие против навязчивых мыслей – молитва
Всемирно известный врач, лауреат нобелевской премии по физиологии и медицине за работу по сосудистому шву и трансплантации кровеносных сосудов и органов, доктор Алексис Каррель говорил: «Молитва – самая сильная форма энергии, излучаемая человеком. Она является такой же реальной силой, как земное притяжение. Как врач, я наблюдал пациентов, которым не помогало никакое терапевтическое лечение. Им удавалось вылечиться от болезней и меланхолии только благодаря успокаивающему действию молитвы... Когда мы молимся, мы связываем себя с неисчерпаемой жизненной силой, которая приводит в движение всю Вселенную. Мы молимся, чтобы хотя бы часть этой силы перешла к нам. Обращаясь к Богу в искренней молитве, мы совершенствуем и врачуем свои душу и тело. Невозможно, чтобы хотя бы один момент молитвы не принес положительного результата любому мужчине или женщине».
Духовное объяснение помощи молитвы в данной проблеме очень простое. Бог сильнее сатаны, и наше молитвенное обращение к Нему за помощью изгоняет злых духов, которые «поют» нам на уши свои лживые однообразные песенки. Убедиться в этом может каждый, и очень быстро. Для этого вовсе не нужно быть монахом.
В минуту жизни трудную
Тесниться ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души, как бремя скатится,
Сомненье далеко
И верится, и плачется,
И так легко, легко...
(Михаил Лермонтов).

Как и всяким хорошим делом, молитвой нужно заниматься с рассуждением и усилием.
Надо рассмотреть врага, что он нам внушает, и направить оружие молитвы ему навстречу. То есть слово молитвы должно быть противоположно внушаемым нам навязчивым мыслям. «Поставьте себе законом всякий раз, как приключится беда, то есть нападение вражие в виде худого помысла или чувства, не довольствоваться одним отражением и несогласием, но присоединять к сему молитву до образования в душе противоположных чувств и мыслей» – говорит святитель Феофан.
Например, если суть навязчивых мыслей –нежелание принять обстоятельства, отчаяние , то сутью молитвы должно быть смирение: ««Да будет воля Божия!»
Если суть навязчивых мыслей – уныние, отчаяние (а это неизбежное следствие гордыни и ропота), здесь поможет благодарная молитва – «Слава Богу за все!».
Если мучает злость на человека, виновника трагедии, то просто помолитесь о нем: «Господи, благослови его!» Почему эта молитва поможет вам? Потому что от вашей молитвы об этом человеке Вы получите пользу, а злые духи не желают никому добра. Поэтому, видя, что от их работы получается благо, они перестанут мучить вас образами этого человека. Одна женщина, которая воспользовалась этим советом, говорила, что молитва очень помогла, и она буквально чувствовала рядом с собой бессилие и досаду злых духов, которые одолевали ее раньше.
Естественно, нас могут одолевать одновременно разные помыслы (нет ничего быстрее мысли), поэтому соединяться могут и слова разных молитв: «Господи, помилуй этого человека! Слава Тебе за всё!».
Молиться нужно непрерывно, до победы, пока нашествие помыслов не прекратится, и на душе не воцарятся покой и радость. Подробнее о том, как молиться, читайте на нашем сайте.
10. Таинства Церкви
Еще одним способом избавления от этих сущностей, являются Таинства Церкви. В первую очередь, это конечно, исповедь. Именно на исповеди, сокрушенно каясь в грехах, мы как будто отстирываем от себя всю налипшую грязь, включая и навязчивые мысли.
Возьмем тот самый ропот на ситуацию (а это не что иное как ропот против Бога или обида на Него), уныние, обида на человека – всё это грехи, которые отравляют нам душу.
Исповедуясь, мы делаем два очень полезных для нашей души дела. Во-первых, мы принимаем на себя ответственность за свое состояние и говорим себе и Богу, что постараемся его изменить. Во-вторых, мы называем зло злом, а злые духи больше всего не любят обличения – они предпочитают действовать исподтишка. В ответ на наши дела Бог в момент чтения священник разрешительной молитвы делает Свое дело – Он прощает нам наши грехи и изгоняет злых духов, которые нас осаждают.
Еще одним мощнейшим средством в борьбе за нашу душу является причастие. Причащаясь Тела и Крови Христова мы получаем благодатную силу бороться со злом в себе. «Эта Кровь отстраняет и далеко прогоняет от нас демонов и призывает к нам Ангелов. Демоны бегут оттуда, где видят Владычнюю Кровь, а Ангелы туда стекаются. Пролитая на Кресте, эта Кровь омыла всю вселенную. Эта Кровь — спасение душ наших. Ею душа омывается» - говорит святитель Иоанн Златоуст.
«Священнейшее Тело Христово, когда хорошо приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет, благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании – более готовыми, к действиям благодати – более восприимчивыми» - святитель Григорий Богослов.
Я не могу предполагать механизм этого избавления, но я точно знаю, что десятки знакомых мне людей, и в том числе мои пациенты, избавились от навязчивых мыслей именно после Таинств.
А вообще благодать после Таинств ощутили на себе сотни миллионов человек. Именно они, их опыт, подсказывают нам, что не стоит нам игнорировать помощь Бога и Его Церкви с этими сущностями. Хочу заметить, что некоторые люди после Таинств избавились от навязчивостей не навсегда, но на некоторое время. Это естественно, так как это борьба долгая и трудная.
11. Возьмитесь за себя как следует!
Безделье, жалость к себе, апатия, отчаяние, депрессия – самые питательные субстраты для выращивания и умножения навязчивых мыслей. Именно поэтому старайтесь постоянно быть при нужном деле, будьте физически активны, молитесь, следите за своим физическим состоянием, высыпайтесь, не поддерживайте в себе этих состояний, не ищите в них выгоды.

И последний вопрос… Навязчивые мысли часто рождают страхи . Страх за будущее, страх за душу близкого человека, страхи общения, не понимания, и прочие. Эти липкие страхи преследуют и создается такое впечатление, что именно навязчивые мысли сеют семена этих страхов. Что делать в этом случае?

Нам, подверженным страхам, адресованы слова святителя Феофана Затворника, которые мне бы хотелось привести в конце нашей беседы: «Пишете: грустно мне, нигде не покоя. Что-то давит меня, на сердце тяжело и темно… - С нами крестная сила! Это враг… встречает вас такою тугою и томлением. Не вы одна, все испытывают такие нападки, но не все – одни и те же. Вас томит тугою; иного обдает страхами; у иного в мыслях взгромождает такие препятствия, будто горы… Бывает, наводит потоки мыслей, растревоживает сердце, возмущает его внутри. И это вдруг, как порывом бури. Такие уж уловки у врагов наших… Только соглашаться ни с чем ((с мыслями, навеваемыми бесами)) не надобно, а перетерпеть – и все пройдет… И все припадайте к Господу. И Матерь Божию призывайте».
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

evgenia
Сообщения: 737
Зарегистрирован: 05 авг 2009, 16:45
Цель пребывания на форуме: Прохожий философ

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение evgenia »

Кризисный психолог,, большое Вам спасибо за этот материал.

Александра
Сообщения: 888
Зарегистрирован: 11 мар 2009, 13:20
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение Александра »

Спасибо огромное...в силе молитвы убеждалась и не раз...действительно помогает.

ирина. с.
Сообщения: 16
Зарегистрирован: 20 янв 2009, 23:08

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение ирина. с. »

Спасибо большое за статью!

kotolisator
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 20 янв 2011, 19:09
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение kotolisator »

Кризисный психолог, скажите пожалуйста, а если я страдаю неврозом навязчивых состояний, можно ли с ними бороться как Вы написали в статье или надо как-то ещё. Просто я боюсь постоянно за свою жизнь, боюсь заболеть, боюсь соответственно ездить куда-то далеко одна (и с мужем тоже) - вдруг что-то случится, боюсь оставаться дома одна - вдруг мне станет плохо и некому будет мне помочь, боюсь когда муж уезжает - без него очень скучно, боюсь что с ним что-то случится и т.д. Выражаться это стало с 16 лет (сейчас мне 20), сопровождается это всё паническим страхом, когда тяжело даже глотать и приступами вегето-сосудистой дистонии. Пью антидепрессанты по совету врача, но они не особо помогают. Осложняется всё жутким эгоизмом - что где-то подсознательно проще болеть, чем бороться и выздоравливать.

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Контроль над нашими мыслями.

Сообщение Кризисный психолог »

kotolisator писал(а):Кризисный психолог, скажите пожалуйста, а если я страдаю неврозом навязчивых состояний, можно ли с ними бороться как Вы написали в статье или надо как-то ещё.

Да, конечно можно. Именно так и надо боротся
Осложняется всё жутким эгоизмом - что где-то подсознательно проще болеть, чем бороться и выздоравливать.

Это не эгоизм, а вторичные выгоды. Хорошо что Вы их осознаете. Если Вы будете игнорировать эти выгоды и системно заниматься с навязчивостями по алгоритму, указанному в статье, то вы очень быстро увидите положительную динамику в своем состоянии
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Ответить

Вернуться в «Кабинет психолога»