Считаю себя виновной в смерти сына. Советы психолога

Здесь можно задавать вопросы психологам, которые помогут профессиональными советами в переживании горя (Премодерация)

Модераторы: Евгения Х, Кризисный психолог, Птица Феникс, психолог Евгения

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение Tatyana A »

Болезненное состояние, при котором наблюдается тоскливое настроение, сопровождающееся чувством безнадёжности и разочарованности, оставленности, чувством обиды, сопровождающееся общим упадком сил - это уныние.

Уныние - мрачное, подавленное состояние духа, безнадежная печаль.
Преподобный Иоанн Кассиан поясняет: "только в одном случае надо считать печаль полезной для нас, когда она возникает от покаяния в грехах, или от желания совершенства, или от созерцания будущего блаженства"
Уныние – это иное состояние. Преподобный Иоанн Лествичник пишет: "Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив".

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто не борется с ними.
Свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, а тот, кто с ними борется и побеждает их. Коварство уныния заключается в том, что человек убежден, будто это его собственные мысли. Верующий, воцерковленный и духовно опытный человек знает про существование врага и про его хитрости и умеет распознавать его помыслы и отсекать их, т.е противоборствовать и побеждать их.

Святитель Иннокентий Херсонский расписывает методику борьбы с унынием:
"От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.
Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.
Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство Исповеди и Причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством Исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в Евхаристии брашно Тела и Крови Господа, чувствует оживление и радость.
Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.
Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.
Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух, и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния".

Уныние развивается в том случае, когда душа пассивно противостоит всем прочим страстям, т.е отсутствует духовная активность, работа над собой. А природа человека требует духовной деятельности, бодрости, мужества и решительности.

Начинать работу над собой следует с малых шагов, здесь важна последовательность и настойчивость.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) описывает такую притчу:

Один человек имел поле, поросшее тернием. И вот он говорит сыну своему, чтобы тот очистил поле, и тогда его можно было бы чем-нибудь засеять. Сын пошел на поле, но, видя, в каком плохом оно состоянии, смутился, приуныл, лег на землю и заснул. Увидев его спящим, отец разбудил его и сказал: «Сын мой, если бы ты каждый день обрабатывал хотя бы такой кусок земли, на котором ты сейчас спал, то работа продвигалась бы мало-помалу, и ты не оказался бы непослушным мне». Вняв словам отца, юноша так и стал делать и в короткое время очистил поле от сорняков.

Как же можно бороться с состоянием уныния, когда мы не понимаем зачем вести эту борьбу, для чего? Ради какой цели?
Вспомним слова преподобного Серафима Саровского: «истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого Божьего».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что признаком обновления души Святым Духом считается явление духовной любви к ближнему.

Проявить свою заботу и выразить любовь сыну, оказать ему объективную помощь Вы можете через молитву: «Нет ничего более сильного или равного по силе молитве» (Святитель Иоанн Златоуст).
Как пишет святой праведный Иоанн Кронштадтский, у человека любовь к Богу или ближнему особо открывается, а также обнаруживается ее чистота, твердость и постоянство, в условиях, когда появляется противоборствующая сила (диавольская), пытающаяся посеять в нашем сердце нелюбовь, противление, презрение, ненависть, вражду. Дело в том, что человек через противоборство с врагом очищает, возвышает и утверждает свою любовь. "За это-то постоянное ратование из-за любви к Богу и ближнему, за эту твердость, за эту огненную, упорную и постоянную невидимую войну с духами злобы поднебесными – и сплетаются Владыкою блистательные венцы небесные подвижникам любви к Богу и ближнему".

Будем помнить, что молитва это труд: «Учитесь молиться, принуждайте себя к молитве: сначала будет трудно, а потом, чем более будем принуждать себя, тем легче будет; но сначала всегда нужно принуждать себя» (святой праведный Иоанн Кронштадтский). Поэтому научиться молитве без духовного возрастания невозможно.

lenochkak
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 14:40
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение lenochkak »

Татьяна, огромное спасибо Вам за поддержку. Пытаюсь всеми силами бороться с унынием, ничего не получается. Нет сил на молитву, ничего не хочется. руки опустились. Мне посоветовали съездить в монастырь. Сейчас очень плохо себя чувствую. Даже нет сил думать, не то что ехать. Стараюсь держаться. Еще раз спасибо. Такое чувство, что эта мука никогда не закончится.

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение Tatyana A »

Преподобный Амвросий Оптинский любил рассказывать такую притчу:
- Ехал один мужик по базару. Вокруг толпы народа, говор, шум, толчея. А он по сторонам не смотрит, только потихоньку подгоняет свою лошадку: «Но-но! Но-но!»
Так помаленьку и проехал через всю базарную площадь.
Так и ты делай: чтобы ни говорили помыслы, а ты все свое дело знай – молись и двигайся вперед.

Святые отцы говорят, что страсть начинается с прилога, или приражения (приразиться – столкнуться с чем-то) - первая стадия. Прилог приходит помимо воли человека, без его участия. Это образы, помыслы навязанные врагом – диаволом. Феофан Затворник пишет: «Великая ошибка, и ошибка всеобщая, – почитать все возникающее в нас кровною собственностью, за которую должно стоять, как за себя. Все греховное есть пришлое к нам, потому его всегда должно отделять от себя, иначе мы будем иметь изменника в себе самих. Кто хочет вести брань с собою, тот должен разделить себя на себя и на врага, кроющегося в нем. Отделив от себя известное порочное движение и сознав его врагом, передай потом это сознание и чувству, возроди в сердце неприязнь к нему».

От человека зависит - принять прилог в сердце или отринуть его. Следует запретить себе о навязываемых образах, рассуждать о помыслах, следует прогнать их прочь и сосредоточить свои мысли на чем-нибудь другом. Верующий человек здесь может помочь себе молитвой. Помыслов не нужно бояться, но не следует беседовать с ними.

Если прилог принят, он уже обдумывается, делается своим – это вторая стадия - сочетание или собеседованием с помыслом. Верующему человеку тут тоже следует помолиться и попросить у Бога избавления от этих печальных помыслов.

Третья стадия – это склонение к помыслу, или услаждения помыслом: воля человека оказывается под влиянием греховного помысла, в итоге человек уже готов перейти к действиям. На третьей стадии наступает «услаждение горечью» – мы начинаем себя жалеть, и в этом состоянии печали есть своеобразная и очень опасная сладость.

Если мы и уступаем себе, то оказываемся на четвертой стадии – полное пленение помыслом. Греховный помысел, поселившийся в сердце, переходит в действие.

Итак, дурные помыслы нужно умерщвлять в зародыше. К тому же святитель Феофан Затворник советует: «…спеши восставить в душе убеждения, противоположные тем, на котором держится смущающий помысел». Томление сердца следует обратить в «томление о грехах».
И конечно борьбу с помыслами следует начинать с молитвы еще и для того, чтобы мы успехи духовной брани приписывали не себе, но только помощи Божией.

И последнее, еще раз вспомним слова святителя Иннокентия Херсонского: "Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния... особенно таинство Исповеди и Причащения".

lenochkak
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 14:40
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение lenochkak »

Татьяна, огромное Вам спасибо за помощь и поддержку. Пока плохо получается держать себя в руках. Пытаюсь, стараюсь, но очень сложно... Еще раз спасибо Вам за участие.
Последний раз редактировалось Tatyana A 24 авг 2011, 21:27, всего редактировалось 1 раз.
Причина: п. 7.8.

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение Tatyana A »

lenochkak, труд и трудность - "родные сестры". Если работа, а особенно работа над собой, требует усилий воли, напряжения, то это показатель того, что человек на месте не стоит, это показатель изменений. Если же все просто и легко - вероятно человек работает "в холостую": труд идет без напряжения, а значит очередные "слабые места" (которых у любого человека достаточно много) не выявлены.
Вспомним слова святителя Василия Великого:" Какова мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и желанием славы Божией".
А что же делать с печалью? Святитель Григорий Нисский писал: "К печали благовременно прибегать в случае раскаяния в грехах, так как она ни на что другое не полезна".

И стоит всегда помнить о том, что души врачует Бог, поэтому Исповедь и Причастие нам просто необходимы.

lenochkak
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 14:40
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение lenochkak »

Танечка, спасибо Вам большое за помощь. Я пытаюсь держать себя в руках, но пока тяжело получается. Да уже и немолодая, годы дают о себе знать. Прошло почти 3 м-ца, но становится все тяжелее. Я понимаю, что переживание горе индивидуально. Но когда нужно будет обращаться к врачу, если состояние будет ухудшаться? В течение года такое состояние нормально? Спасибо.

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение Tatyana A »

3-4 месяца переживания горя - это период, когда начинается цикл "хороших и плохих дней". Повышается раздражимость и снижается терпимость. Не исключаются вербальное и физическое выражение гнева, ощущение эмоциональной регрессии, рост соматических жалоб, особенно инфекционного и простудного характера, из-за подавленности иммунной системы.

Уныние, как духовная болезнь, может долго не проходить.
У святителя Феофана Затворника мы читаем:
«Уныние, скука, тягота духа и тела придут иногда, может быть, надолго. Не робеть надо и твердо стоять на своем, усердно исполняя принятые правила…Вы и не ожидайте, чтоб на душе было всегда одинаково тепло и сладко. Так не бывает…сладость же духовную принимайте, как незаслуженную милость… Как быть в этом недобром состоянии? Во-первых, молиться; во-вторых, пребывать твердо в заведенных порядках и начатых делах…в-третьих, размышлять о дивных путях Божиих… Бог никого не оставляет. У Него все дети. Нет пасынков. И тяжелые случайности и состояния – все на добро нам направляется. Если бы мы могли узреть это, не было бы ни в чем тяготы…».

Самобичевание человека, как объясняет Владета Еротич, может служить знаком скрытого, бессознательного покаяния людей за многочисленные грехи, которые они совершили. И нет другого способа прекратить самобичевание кроме искреннего и глубокого покаяния. Если самонаказание сохранится в душе и после него, то оно будет иметь характер самоочищения, будет сознательным, позитивным и подвигнет человека дальше, к завершению начатого акта покаяния. Твердо можно сказать, что на пути духовного исцеления, на пути спасения нельзя обойти стороной Исповедь и Причастие, которые должны быть регулярными.
Но когда нужно будет обращаться к врачу, если состояние будет ухудшаться?
В этих словах слышится Ваш страх и опасение за Ваше нынешнее состояние. Вероятно визит к врачу, его заключение и рекомендации смогут в первую очередь Вас успокоить, смогут развеять Ваши тревоги. Верно ли я поняла?

lenochkak
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 14:40
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение lenochkak »

Танечка, спасибо за ответ. Дело в том, что я не особенно надеюсь на врача. У меня такое состояние, что кажется я из него никогда не выйду. Очень хочется, чтобы стало легче. Но я понимаю, что это вряд ли. Пью успокаивающие таблетки, но после них на следующий день еще тяжелее. Говорят, что время лечит. Но у меня не получается. Поэтому и спрашиваю, может быть хоть со временем станет чуть-чуть легче. Спасибо

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение Tatyana A »

lenochkak писал(а): Пью успокаивающие таблетки, но после них на следующий день еще тяжелее
Позвольте уточнить, таблетки Вам врач прописал?

lenochkak
Сообщения: 21
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 14:40
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: очень нужен совет психолога

Сообщение lenochkak »

Да, Татьяна. Таблетки мне выписал врач. Но после них на следующий день мне еще хуже.

Ответить

Вернуться в «Кабинет психолога»