Отношение ислама к суициду
Ислам категорически запрещает все виды насилия, в том числе и насилие над собственным телом. Также как и убийство других людей, самоубийство относится к категории тягчайших преступлений. Аллах говорит в Коране: «Не убивайте самих себя! Воистину, Аллах Милостив к вам (запрещая вам это)» (сура «ан-Ниса», аят 29).
Самоубийца с точки зрения ислама совершает непростительный грех. В священных преданиях мусульман - хадисах, можно найти недвусмысленные угрозы в адрес тех, кто совершает «интихар» (по-арабски это слово первоначально означало «самоумерщвление посредством взрезания горла», однако позднее стало термином, обозначающим любой вид суицида). В соответствии с исламским вероучением, место обитания самоубийц в Вечности – ад.
Как писал В.Соловьев, с точки зрения ислама «преступность суицида заключается в том, что человек смеет противиться своей судьбе, которая предопределена ему Аллахом, и тем самым добровольно отказывается от рая. Наказанием грешнику будет ад, где ему придется вновь и вновь совершать свое злое деяние. В подтверждение этих слов он приводит слова пророка Мухаммада: «Человек умирает по воле Бога, согласно книге, в которой отмечен срок его жизни. Когда придет конец, он не сумеет ни замедлить, ни ускорить его ни на одно мгновение».
В авторитетных сборниках священных преданий Аль-Бухари и Муслима приводится и такой хадис: «И кто бы ни убил себя железным оружием, тогда железное оружие останется в его руке, и он непрерывно будет наносить им удар себе в живот в огне ада, вечно». «Спрыгнувший с высоты будет вновь и вновь падать в самую бездну преисподни».
Абу Дауд в своем сборнике приводит следующее высказывание пророка: «В старые времена был некий человек, мучимый болезнью, которая истощила его терпение, и взял он нож, и перерезал себе запястье, и истек кровью до смерти. И сказал на это Господь: «Раб мой ускорил свой конец, нет ему пути в рай».
Пророк Мухаммад (мир ему) также говорил: «Пусть не желает кто-либо из вас себе смерти! И пусть не молит Аллаха о смерти до ее прихода! Ведь, воистину, если вы умираете, то дела и поступки ваши на этом завершаются, а жизнь [несмотря на ее легкость или сложность] несет верующему лишь благо [ведь даже самая страшная беда при правильном и верном отношении к ней и преодолении ее обернется для носителя основ веры благом и неописуемой благодатью в вечности, да и в этой жизни]». (Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима и др.).
В другом предании пророк (мир ему) сказал: «Пусть никто не желает себе смерти по причине беды, постигшей его. Но если уж другого выхода нет, тогда пусть молит Всевышнего словами: «О Господи, дай мне жизнь [жизненные силы, желание жить], пока в ней есть благо для меня, или же умертви меня [пусть жизнь сама подойдет к своему концу], если это является лучшим [в моем случае, при моих обстоятельствах]». (Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др.).
Он также сказал: «Среди людей, живших до вас, был человек, у которого была рана. Он испытывал мучительную боль и однажды, взяв нож, сделал (глубокий) порез на руке и (вскоре) скончался от потери крови. Аллах сказал: «Мой раб опередил Меня. Я запретил ему рай» (хадис из сборника Бухари).
Известные исламские богословы сравнивали жизнь с путешествием, а человека – с путником, преодолевающим препятствия и невзгоды на своем пути ради того, чтобы однажды вернуться на родину. Какие бы препятствия не встречались человеку на этом пути, он должен преодолевать их и идти вперед. Мусульманин, придерживающийся коранических предписаний и заветов пророка Мухаммада (мир ему) гораздо легче переносит болезнь, бедность и другие несчастья, а также спасается от соблазнов. И даже если он в какой-то тяжелый момент своей жизни чувствует, что не в состоянии справиться с ситуацией, ему на помощь приходят слова посланника Аллаха, который сказал: «Достойно удивления положение верующего, ибо все в нем является благом, и не дано это никому, кроме верующих: если случается с ним что-нибудь радостное, он благодарит Всевышнего, и это становится для него благом, а если постигает его горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».
Самоубийство как следствие религиозного невежества
В большинстве случаев причиной, по которой мусульмане решаются на самоубийство, является обычное невежество. По-настоящему верующий человек никогда не решится убить себя, т.к. он хорошо осведомлен о том, что добровольный уход из жизни не принесет желаемого облегчения, а усилит страдания, которые, помимо всего прочего, из временных превратятся в вечные.
Он также знает и о том, что тех, кто достойно прошел через испытания этой жизни, в Вечности ждет награда за терпение. Всевышний говорит в Коране: «И поистине, тех, кто проявлял терпение, Мы вознаградим лучшим из того, что они заслуживают» (Св. Коран, 16:96).
Надо отметить, что многие из людей, называющих себя мусульманами, таковыми не являются, т.к., несмотря на мусульманские корни, имя-фамилию и даже некоторую осведомленность о традициях и обычаях (которые, впрочем, не всегда оказываются исламскими), т.н. «этнические» мусульмане часто совершенно не представляют, в чем состоит суть их веры, чем они должны руководствоваться в жизни и каковы могут быть последствия неразумных поступков, совершенных в минуту отчаяния.
С точки зрения ислама, мусульманином может считаться лишь тот, кто осознанно засвидетельствовал приверженность Единобожию, т.е. в здравом уме и твердой памяти, с соответствующим намерением в сердце произнес исламский символ веры - шахаду. Следующим шагом, подтверждающим истинность веры, является выполнение заповедей, которые содержатся в Коране и сунне.
Правильный образ жизни, нравственное и духовное здоровье, воздержание от запретного являются самой лучшей защитой от бед и несчастий в этой жизни. Они же являются залогом счастья и успеха в Жизни Вечной. Именно поэтому мусульманин обязан не только декларировать свою веру, но и подтверждать ее соответствующими делами.
Похороны самоубийцы
Что делать в ситуации, когда непоправимое уже произошло? Прежде всего, возникает вопрос о том, как следует хоронить человека, ушедшего из жизни через суицид. Несмотря на то, что ислам резко осуждает незаконное убийство в любой форме (а убийство собственного тела, несомненно, является незаконным деянием), погребальную молитву над самоубийцей читать разрешается. Так что, «джаназа» (похоронный обряд) проводится в обычном порядке.
Ученые ханафитского и шафиитского мазхабов (наиболее распространенные богословско-правовые школы в России) солидарны в том, что самоубийцу следует омывать и затем проводить все полагающиеся в случае обычной смерти мероприятия. Богословы указывают на то, что убивший свое тело человек является преступником перед Богом, но не по отношению к другим людям (т.е. он совершил преступление только в отношении самого себя, за что и будет нести ответ перед Всевышним).
Стоит, однако, отметить, что некоторые богословы все же высказываются за отказ в проведении обычного похоронного обряда в случае самоубийства. По всей вероятности, такое мнение было основано на предании, в котором говорится о том, что пророк Мухаммад (мир ему) отказался совершать погребальную молитву над самоубийцей, демонстрируя тем самым резкое осуждение его поступка. Точно так же он отказывался совершать молитву над другими преступниками - должником, прелюбодейкой и вором.
Тем не менее, запрета на проведение погребальной молитвой над самоубийцами не существует. Многие сподвижники совершали молитву над могилой самоубийц. Известно также, что пророк Мухаммад (мир ему) в некоторых случаях даже приказывал своим сподвижникам проводить молитву (однако сам он в ней не участвовал).
Средневековый ученый Аль-Хаттаби пишет в своей книге «Ма‘алим ас-сунан»: «Есть некоторое разногласие между учеными в вопросе совершения погребальной молитвы над самоубийцей. ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз, а также аль-Авза‘и не считали это нужным. Однако большинство ученых-богословов высказывалось за совершение над самоубийцей погребальной молитвы».
Далее приводятся высказывания других авторитетных богословов, которые высказывались в пользу проведения погребальной молитвы над самоубийцей.
Имам аш-Шафи‘и говорил: «Не оставляема несовершенной погребальная молитва над кем-либо, будь то праведник или грешник».
Имам Малик считал: «Воистину, имам (руководитель, предстоятель общины) не совершает погребальную молитву над казненным преступником. Уважаемые люди не молятся за порочных людей, в порицание совершенных ими поступков и уроком для других. Родственники же или друзья могут совершить погребальную молитву, если желают».
Аш-Шурунбулялий оговаривает: «Имам Абу Ханифа и имам Мухаммад считали, что самоубийцу и омывают, и совершают над ним погребальную молитву, что является более верным».
Имам Ибн аль-‘Араби говорил: «Ученые считают, что погребальная молитва совершается над каждым мусульманином, независимо от того, был ли он казнен за преступление, самоубийца ли он или незаконнорожденный».
Имам Шамиль Аляутдинов пишет по поводу совершения похоронной молитвы над самоубийцей: «Именно отсутствие запрета, а также приказ сподвижникам о совершении погребальной молитвы явились причиной, что большая часть ученых-‘алимов говорили о необходимости проведения всех процедур захоронения относительно самоубийц и преступников. Ведь людей судят по внешним признакам, суть же преступления, а возможно и ошибки, знает только Господь, Который рассудит с истинным знанием дела и по справедливости Его в День великого Суда».
Как помочь душе человека, ушедшего из жизни через суицид?
Самоубийство, как уже было написано выше, является одним из тягчайшим преступлений в исламе. Однако родственники умершего (а также все желающие) могут молиться за того, кто по собственной воле покинул эту жизнь.
Богословы единодушны во мнении о том, что мольба за покойных полезна для их душ. В Коране говорится: «Те [верующие], которые придут после них [тех, кто уже ушел из жизни] говорят, [молясь за себя и покойных]: «О, Господь наш! Прости нас и верующих братьев наших, что были до нас» (59:10).
Пророк Мухаммад (мир ему) много раз молился за усопших: «О Аллах, прости прегрешения живым из числа нас и мертвым». Жена пророка Айша передавала, что он часто отправлялся в конце ночи на мединское кладбище и просил у Всевышнего помиловать покоящихся там, простить их прегрешения.
Единственный запрет, который мне встретился во время подготовки этого материала, это запрет на мольбы о прощении явных безбожников, которые декларировали свой атеизм при жизни и не раскаялись. Однако даже в этом случае не все так однозначно, как кажется на первый взгляд. Например, человек мог раскаяться за секунду до смерти и никто об этом не узнал. А Бог знает. И, возможно, тот человек, который при жизни считался великим грешником, окажется в раю раньше тех, кого мы при жизни считали праведниками. Так как раскаяние перед смертью «очищает душу и стирает грехи». Господь знает о каждой душе лучше, и Он, несомненно, рассудит по справедливости.
Близкие умершего могут также подавать милостыню или совершать дела милосердия от имени умершего. Ниже приведены несколько примеров.
Однажды Умар (халиф, сподвижник) спросил у пророка о своем отце, который при жизни дал обет принести в жертву сто верблюдов, но сделать этого не успел: «Могу ли я принести в жертву пятьдесят верблюдов от имени моего отца?» Пророк Мухаммад (мир ему) ответил: «Что касается отца твоего, то если он верил в Единственность Бога, то пост твой и милостыня от его имени помогут ему» (хадис от ‘Абдуллы ибн ‘Амра; св. х. Ахмада).
К пророку Мухаммаду (мир ему) пришел мужчина и спросил: «Мой отец умер и не оставил завещания. Будет ли ему польза, если я совершу от его имени благое деяние?» Пророк коротко ответил: «Да» (хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи и Ибн Маджа).
Один мужчина обратился к посланнику: «Моя мать скоропостижно скончалась. И мне кажется, что если бы она имела возможность что-то сказать перед смертью, то попросила бы совершить благие деяния от ее имени. Если я сделаю это, будет ли ей от этого польза?» Пророк ответил: «Да» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).
Богословы считают, что эти и несколько других достоверных хадисов указывают на то, что усопшие обретают вознаграждение, находясь в загробной жизни (барзах), за благие деяния, совершаемые близкими от их имени.
Известный богослов аш-Шавкяни говорит: «Воистину, человек имеет право сделать намерение передать вознаграждение за благое деяние в пользу другого человека, независимо от того, является ли это молитвой или постом, милостыней или паломничеством, чтением Корана или чем-либо иным из благих дел, и независимо от того, приходится ли он умершему родственником или нет. Этот саваб (вознаграждение) дойдет до покойного (по милости Творца) и полезен ему, – считают богословы всех четырех суннитских мазхабов». Далее он продолжает: «У богословов-шафиитов были некоторые разногласия относительно чтения Корана от имени покойного, но избранным (мухтар) и основным является мнение, что это возможно. Необходимо только, чтобы прочитавший суры Корана и просящий у Бога довести данное вознаграждение до покойного, был уверен в возможности этого, так как в любой мольбе-ду‘а должна присутствовать уверенность, что Всевышний, если пожелает, может принять любую мольбу в соответствии с Его всезнанием и мудростью».
Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь душам
-
- Сообщения: 2773
- Зарегистрирован: 22 мар 2009, 00:37
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Ислам
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь душам
«Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156)
-
- Психолог
- Сообщения: 5608
- Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
- Пол: муж.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
- Откуда: г. Москва
Re: Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь д
А тут можно посмотреть передачу, посвященную проблеме суицида Казахского ТВ. Тут эта тема достаточно хорошо и полно освещена
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Сурожский Антоний
-
- Психолог
- Сообщения: 5608
- Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
- Пол: муж.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
- Откуда: г. Москва
Re: Отношение ислама к суициду. Похороны самоубийц. Помощь д
И еще одна очень интересная беседа, которая явно показывает совершенно идентичное отношение к причинам суицидов в исламе и христианстве
Как, оказавшись на обочине жизни, не упасть в пропасть, а попытаться найти свою собственную колею? Об этом в очередной передаче из цикла "Грани духовности" с Теймуром Атаевым и Эльмиром Кулиевым
Как, оказавшись на обочине жизни, не упасть в пропасть, а попытаться найти свою собственную колею? Об этом в очередной передаче из цикла "Грани духовности" с Теймуром Атаевым и Эльмиром Кулиевым
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний
Митрополит Сурожский Антоний