О молитвах и о церковнославянском языке

Модератор: Счастье

Ответить
Радуга
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 22:56
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

О молитвах и о церковнославянском языке

Сообщение Радуга »

О ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКОМ ЯЗЫКЕ.

Нередко приходится слышать от наших современников такие слова: "Я в Бога верую, но в церковь не хожу, потому что ничего там не понимаю, ни одного слова. Служба идет на устаревшем никому не понятном церковнославянском языке. Почему бы не перевести ее на современный русский язык?" Эта мысль не нова: в начале прошлого века она дискутировалась на страницах церковной печати, затем ее подхватили обновленцы. Потерпев поражение, как и все обновленческое движение, в наше время она нет-нет да проскальзывает в прессе, заявляет о себе высказываниями критически настроенных людей. А ведь церковнославянский язык звучит на богослужениях в православных храмах славянских народов (русских, украинцев, белорусов, сербов, болгар) уже более тысячи лет. В его основе - древний язык славян, для которого святые равноапостольные учители Словенские Кирилл и Мефодий создали алфавит и грамматику, перевели на него с греческого Священное Писание и богослужебные тексты. На нем написано множество древних памятников литературы ("Слово о законе и благодати", "Слово о полку Игореве", "Повести древних лет" и т.д.). Постепенно славянское языковое древо разветвилось на языки отдельных народов; однако богослужебным языком неизменно остался церковнославянский язык. Это сакральный язык, язык высокого стиля, на котором только и можно обращаться к Богу. Переход на русскоязычное богослужение привел бы к снижению его духовного уровня. В подтверждение сказанного приведем выдержку из книги новомученика протоиерея Михаила Павловича Чельцова "Воспоминания "смертника" о пережитом"[1], написанной им в тюрьме в течение сорокадневного ожидания расстрела.

Во время своего пребывания в Дерябинской тюрьме батюшка по просьбе сокамерников начал совершать всенощную накануне воскресных дней и церковных праздников, а в сами эти дни - обедницу. Священник имел при себе только Евангелие и Псалтирь на русском языке, поэтому он проводил богослужение по-русски. Богомольцы были в восторге - им все было понятно. "Вот бы в церквах у нас всегда так читали, - говорили они - все бы мы ходили". Батюшка и сам склонялся было к этой мысли. Но Господь вразумил его. Ободренный успехом начатого дела, священник выписал из дома богослужебные книжки со славянским текстом всенощных чтений и Новый Завет на славянском языке и провел богослужение по ним. Каков же был результат? Предоставим слово самому батюшке. "Смотрю: мои богомольцы в полном восторге и недоумевающе любопытствуют, отчего это нынешняя служба еще лучше и торжественнее прошла: все было по-прежнему понятно, но как-то иначе читалось - складнее, величественнее, - те же как будто слова, но иначе прочитанные... Славянский язык своею особой стройностью, звучностью и выпуклостью передает не только мысль ярче и определеннее, но и музыкальнее звучит и придает богослужению особую праздничность. Русский язык грубоват, жесток для слуха, дает много слов для выражения одной мысли; к тому же он своей обыденной постоянностью не способен дать отвлечение от будничного настроения и сообщить, увеличить праздник. Праздник, чтобы ему быть действительно праздником, требует не только праздничной одежды для тела, но праздничного облачения и для мыслей, и для настроения. Тут тяжелые будни с их заботами, тяготами, горестями и бедами забываются, и человек уносится в сферу инобытия - прекрасного, радостного, мирного и спокойного. Особый стиль требовался для поэтических произведений; особый язык требуется и для богослужебной поэзии - этой лирики души. Так тюремное богослужение с переменой славянского чтения на русское и обратно - русского на славянское - отклонило меня от прежних суждений о русском языке в нем: не переменять, а растолковывать нужно славянский язык".

Православному русскому человеку было бы грешно отказываться от такого сокровища, как церковнославянский язык. На нем говорило не одно поколение наших предков, он звучал в их молитвах, в церковных песнопениях. Кстати, заметим, что большинство наших молитв, тех самых, которые мы читаем на утреннем и вечернем правилах, перед вкушением пищи, перед началом всякого дела и т.д., написаны на церковнославянском языке. То же можно сказать и о "Символе Веры", и о Господней молитве "Отче наш", которые церковный народ поет за Литургией. Поэтому и читать и петь их надо по-церковнославянски, обращать внимание на ударения, на произнесение окончаний слов, произносить слова четко, так, как они написаны, а не по-русски (на это есть указание в молитвословах, но почему-то постоянно приходится слышать: "ат лукавава" и т.п.). Правильное произнесение молитв очень важно (у Бога нет "мелочей"): наши моления "попадают в резонанс" с молитвами наших пращуров и тем самым усиливаются. Эта генетическая связь с предками прослеживается не только во внешних чертах, но и на языковом уровне: церковнославянский язык нам родной, он записан в наших генах. Поэтому не надо относиться к нему как к иностранному, а постараться по мере сил почувствовать и понять его. Для этого надо регулярно, а не от случая к случаю, посещать храм: церковнославянский язык постигается в Церкви - постепенно. Подобно тому, как дети, постоянно слыша вокруг себя родную речь, к двум годам начинают понимать ее и свободно говорить, так и новоначальный христианин, посещающий церковные службы, исповедующийся и причащающийся Святых Таин, постепенно начинает усваивать церковнославянский язык. Это первый этап знакомства с ним. А далее можно было бы приняться и за более глубокое изучение его - сейчас к тому есть много возможностей.

Заканчивая статью, обратимся к словам, сказанным в самом ее начале: "Я в церковь не хожу, потому что не понимаю богослужения на церковнославянском языке". Таким людям хотелось бы сказать: "Вы не идете в храм не потому, что язык непонятен, а потому, что у вас нет тяги, нет интереса к Церкви, к Православному вероучению, потому что вера ваша еще не вполне созрела. Но самая благодатная почва для ее созревания и укрепления - это храм Божий, где живет Спаситель наш Христос, и все говорит о Нем: и звон колокола, и распятие, и окружающие нас иконы, и горящие перед ними лампады и свечи, где идет богослужение и возносятся молитвы к Богу на прекрасном, богодухновенном церковнославянском языке. Дорогие мои, не бойтесь первоначального непонимания, идите в Божий храм - ведь любящий вас Бог познается прежде всего сердцем, а уже потом умом".

Борисова Наталия Петровна, канд. физ.-мат. наук.
Для надежды граница возможна - Невозможна для веры она.

Радуга
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 22:56
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: О молитвах и о церковнославянском языке

Сообщение Радуга »

Словарь некоторых слов и выражений церковнославянского языка

А

Абие - тотчас, сразу

Aз - я

Акафист ("неседланный") - молитва, за которой не сидят

Аллилуиа - "хвалите Бога"

Аминь - истинно, истинно так

Аможе - куда

Антифон - песнопение, исполняемое двумя хорами поочередно

Аще - если, хотя, ли

Аще-бо - если

Аще-убо - если же


Б

Бе - он был, она была, оно было

Бех - я был, была

Бехом - мы были

Бесте - вы были

Беща, Беху - они были

Безвестный - неведомый, неизвестный

Безместный - неприличный, непристойный

Безприкладный - бесприменный, несравненный

Благостыня - добро, милосердие, правда

Благоутробие - милосердие, доброта сердца

Блажа - благой, добрый (звательный падеж)

Блажите - славить, восхвалять

Бо - ибо, потому что

Боголепно - достойно Бога

Богородичен - краткое молитвословие в честь Богородицы

Брань - война

Буди - будь

Бысть - он был, она была, оно было

Бых - я был, была

Быхом - мы были

Бысте - вы были

Беша - они были

Бяше - он был

Бяху - они были

В

Вайя - ветвь

Варвар - чужеземец

Варити - предварять

Василиск - змей

Велий, велия - великий, великая

Велицей - великой

Вельми - весьма, очень

Вем - знаю

Веси - знаешь

Весь - село

Ветия, вития - красноречивый оратор, проповедник

Взыграти - возвеселиться

Виссон - дорогая одежда пурпурного цвета

Вина - причина

В книзе животней - в книге жизни

Вкупе - вместе

Владыце - Владыке

Внегда - когда

Во еже - чтобы

Вой - воинства

В оньже - в который

В нюже - в которую

В няже - в которые

Воня - запах, аромат

Вскую - зачем, для чего

Вспять - назад

В страсе - в страхе

Всуе - напрасно

Вся - все

Вясческая - все, всех

Выну - всегда

Г

Глас - 1) голос; 2) один из восьми напевов церковных песнопений

Гобзование - изобилие, многоплодие

Говейная - достойная уважения

Горе - вверх

Горее - превыше; хуже

Господеви - Господу

Грезн - виноградная кисть.

Гресе - грехе

Д

Да бых аз отселе престал - чтобы я наконец прекратил

Даси - дашь

Деля - для

Десный - правый

Десница - правая рука

Детель - дело, деятельность

Длань - ладонь

Днесь - сегодня

Доброта - добрые качества, красота

Довлеет - достаточно

Да довлеет - пусть будет достаточна

Догматик - песнь в честь Богородицы, содержащая догматическое учение о Сыне Божием Иисусе Христе

Доле - внизу, в преисподней

Должником - должникам

Дондеже - до тех пор, пока

Древле - некогда, когда-то, в древности

Душе - дух (звательный падеж)

Дщерь - дочь

Е

Е - его

Егда - когда; в то время как

Егоже - которого

Еда - неужели; разве

Еда како - чтобы не

Еже - которое; чтобы

Ей - да

Еликий - сколький

Елицы - те, которые

Еммануил - "с нами Бог"

Еродий - цапля, аист

Еси - ты есть

Есмь - я есть

Ехидна - ядовитая змея

Ж

Живот - жизнь

Живый - живучий

Жрети, пожрати - приносить жертву

3

Законоположите - указывать путь закона

Зане, занеже - ибо, так как, потому что

Зелие - зелень, трава

Зело - очень, весьма

Зрак - вид, образ, лицо

Зря - видя

И

И - его

Идеже - там, где

Иже - который, которые, что, тот, где

Извествовати - утверждать, удостоверять

Известно - наверно, твердо

Изрядно - особенно

Икос - см. КОНДАК

Имже - тем, те; который, которым

Имя рек - "назови имя"

Ин - другой

Иногда - некогда, когда-то

Ирмос - начальная песнь каждой песни канона (обычно содержит ветхозаветные прообразы)

Искони - издревле

Исперва - из древности

Исповедание - открытое признание

Иссоп - трава, из которой делаются кропила

Истощати - опустошать, разрушать

Ихже - которых

К

Камо - куда

Канон - песнопение в честь праздника или святого. Обычно состоит из девяти песен (точнее - из восьми, т. к. вторая песнь опускается - она бывает в великопостных канонах), содержащих Ирмос и оставленные по образцу ирмоса Тропари

Катавасия - название ирмоса, который поется в окончании песни канона (после каждой, либо после 3-й, 6-й, 8-й, 9-й). Происходит это выражение от katawasio - спускаться, сходиться, так как «катавасии» в монастырском обиходе исполняются не одним ликом (хором), как это бывает с ирмосами, а обоими вместе. Оба хора сходят со своих возвышений, выстраиваются на середине храма и вместе поют этот заключительный ирмос. (Киприан Керн "Литургика. Гимнография и эортология.")

Кийждо - каждый

Каяждо - каждая

Коеждо - каждое

Коегождо - каждого

Колесницегонитель - правящий колесницей

Колькраты - сколько раз

Кондак - краткое песнопение, излагающее смысл праздника или содержащее похвалу святому; более пространное песнопение такого типа называется ИКОСОМ

Коснети - медлить

Косно - медленно

Крин - лилия

Кроме - вне

Кромешний - внешний

Купина - куст, кустарник

Кустодия - стража

Куща - палатка

Л

Ланита - щека

Лентион - полотенце

Лепота - красота, великолепие

Лепта - мелкая медная монета ("две лепте" - "две лепты")

Лесть - обман

Лишше - больше, сверх того

Лож - ложный

Лукавое - злое

М

Мамона - богатство

Мене - меня

Мертвые века - давно умершие

Мессия - помазанник

Местник - злобный отмститель

Ми - мне

Милость - верхняя шерстяная одежда, плащ

Многачастне - много раз

Моея - моей

Моя - мои

Мшелоимство - корыстолюбие

Мя - меня

Н

Назирати - наблюдать

Наипаче - особенно же

Наказание - научение, вразумление

Наказуя - поучая

Наляцати - напрягать

Нань - на него

Напрасно - внезапно

Нашея - нашей

Невечерний свет - всегда светлый, незаходящий, вечный

Неделя - воскресный день, когда "не делают" обычных работ, во исполнение четвертой заповеди

Нектому - более не

Не леть - нельзя, невозможно, не подобает

Неподобный - недостойный, непристойный

Непщевати - придумывать

Непщевати вины о гресех - придумывать извинения своим грехам, искать причины, оправдывающие грех

Несть - не есть

Несытый - алчный, надменный

Ниже - и не, также не

Николиже - никогда

Ниц - вниз, лицом на землю

Ничтоже велие - ничего особенного

Ничтоже диво - ничего удивительного

Ны - нас

Ныне - теперь

Нырище - нора, развалины здания

О

Обаче - однако, но

Обетшати - обессилеть, одряхлеть

Обинутися - отступить от чего-либо;

не обинутися - смело поступать, не отступать

Обладати - владеть

Обоюду - с той и с другой стороны

Одержати - окружать

Одесную - справа

Одигитрия - путеводительница

Одр - постель

Окаянный - бедный, злосчастный, несчастный, мучительный

Окормляти - управлять

Окрест - вокруг, около

Оле - восклицание, выражающее удивление или скорбь

Ометы - края одежды

Онагрь - дикий осел

Онех - тех

Он пол - другая сторона

Ону - ту

Отревати - отталкивать

Отчаянный - потерявший всякую надежду

Очервлянный - окрашенный в багряный цвет

Очима - глазами (двумя)

Ошуюю - слева

П

Паки - еще, снова, опять

Паче - более, выше, превыше, лучше

Перси - грудь

Пленицы - сети

Плещи -плечи

Погибох - погиб

Поглумитися; глумитися - размышлять; издеваться

Подаси - подашь

Пожру - принести жертву

Позор - зрелище

Полуденный - бывающий в полдень; южный

Помавати - дать знак рукой

Помози - помоги

Поне - хотя, по крайней мере

Понос - поношение

Понт - море

Прадеднии - прародительский

Превыспренный - находящийся выше всего

Предварити - предупредить, стать, или сделать раньше

Предстояй - предстоящий

Презирати - не смотреть, не придавать значения, не замечать

Прелесть - обольщение

Преложение осенение - тень, легкое подобие непостоянства

Пременение - перемена, изменчивость

Преполовити - достигнуть половины

Призирати - обращать внимание, благосклонно смотреть

Присно - всегда

Пробавити - продолжить, продлить

Просвещаяй - просвещающий

Простый - прямой, правый, простой

Р

Равнодушный - единодушный

Разве - кроме

Разрешати - развязывать

Ревнование - зависть

Рекл еси - (ты) сказал

Рех - (я) сказал

Рог - символ крепости и славы

Рукама - (двумя) руками

Руце - руки

С

Свадих - ссорился

Се - вот; это

Се бо - ибо вот

Седмица - семь дней, неделя

Село - поле

Сельный - полевой

Сене - сень (звательный падеж)

Сея - этой

Символ веры - краткое изложение основ веры

Сице - так

Скимен - молодой лев, львенок

Сретение - встреча

Стезя - тропа, узкая дорога для путников

Стихира - похвальная песнь в честь праздника или святого

Странна - таинственна, странствующа, непричастна

Странно - таинственно, необъяснимо

Странный - странствующий

Страсть - страдание; страсть

Студный - постыдный

Сый - сущий, существующий


Т

Таяжде - то же самое

Твоея - твоей

Тебе - тебя

Теку - бегу

Тем, темже - поэтому

Ти - тебе

Тля, тление, истление - порча, разрушение; первородный грех

Токмо - только, лишь только

Точию - только

Тощно - усердно

Тоя - той

Требую - нуждаюсь

Тропарь - краткая похвальная песнь в честь праздника или святого

Тропари Троичные - тропари в честь Святой Троицы

Туне - даром, напрасно

Тщи - ни с чем

Тыя - те

У

Ублажати - прославлять

Убо - итак, следовательно

Углебати - погрязать, тонуть

Удесы - члены тела

Уне - лучше

Усрести - встретить

Устави стремление - останови поток

Ущедрите - милосердовать

Х

Хананея - хананеянка

Худой - плохой, злой

Ц

Цареви - царю


Ч

Чаю - ожидать

Честный - достойный, драгоценный, дорогой

Четыредесятница - сорокадневный пост перед Пасхой (Великий пост)

Ю

Ю-ее

Юже - которую

Я

Я - их

Яже - которая, которые, которых

Язык - народ

Яко - как; так же, как; так как; что

Яко аще - ибо если, чтобы, дабы, если

Яко да - чтобы, дабы

Яковыи - каковой



Якоже - как; чтобы

Ям -ем
Для надежды граница возможна - Невозможна для веры она.

Радуга
Сообщения: 1942
Зарегистрирован: 16 ноя 2009, 22:56
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: О молитвах и о церковнославянском языке

Сообщение Радуга »

Изображение

Молитва последних Оптинских старцев

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.


Изображение
Для надежды граница возможна - Невозможна для веры она.



Ответить

Вернуться в «Молитвослов»