Притчи, рассказы и повести Л. Толстого

Ответить
Аватара пользователя
Весна_33
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 00:37
Пол: жен.
Вероисповедание: Ислам
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Притчи, рассказы и повести Л. Толстого

Сообщение Весна_33 »

Недавно начала перечитывать Л. Толстого. Поделюсь ссылками на произведения, которые мне очень нравятся.

1. Замечательная притча «Чем люди живы», в эпиграф которой вынесена следующая цитата из Библии:

«Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев: не любящий брата пребывает в смерти». (I посл. Иоан. III,14)

В основу этого рассказа положена легенда «Архангел». Толстой записал ее со слов олонецкого былинника. Впервые это сказание было помещено в «Прологе» под 21 ноября и носит название «О судиех Божиих неиспытаемых». Это же сказание зафиксировано у известного исследователя народного творчества А.Н.Афанасьева под названием «Ангел».

2. Еще одна потрясающая притча «Три старца», которую он тоже написал со слов народных сказителей. Притча повествует о скромном подвижничестве старцев, которые по простоте и неграмотности своей не могли запомнить ни одной канонической молитвы. Но, тем не менее, их «неправильная» молитва, состоящая всего из нескольких слов, была услышана Всевышним.

В эпиграф этого рассказа тоже вынесена цитата из Библии:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники: ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны. Не уподобляйтесь им: ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него». (Матф. VI, 7, 8)

3. «Много ли человеку земли нужно»

Жил-был трудолюбивый мужик Пахом, который мечтал о своей земле. Однажды он сказал: «А будь земли вволю, так я никого, и самого чёрта, не боюсь!». Черт услышал его похвальбу, и решил сыграть с ним злую шутку, которая в результате довела его до погибели: «Я тебе земли много дам. Землёй тебя и возьму». Охваченный страстью к стяжательству, Пахом погибает при заключении очередной сделки на землю. "И стала не нужна ему земля [которую он покупал в течение всей своей жизни], а понадобились только три аршина – для того, чтобы закопать его в землю".

Еще при жизни Толстого этот рассказ был не понят многими его современниками. Например, Чехов, прочитав его, сказал, что «это трупу нужны три аршина, а живому человеку нужен весь мир». После кончины 44-летнего Антона Павловича Толстой записал в своем дневнике, что такой отзыв мог оставить только «духовно незрелый человек, который мало задумывался о том, что ждет его после смерти».

По мнению самого Толстого эта притча повествует о бренности человеческого бытия, бесполезности накопления материальных благ « в ущерб духовным исканиям».

4. Рассказ «Ильяс» тоже повествует о жизни трудолюбивого мужика-башкирца (в первоначальном варианте – татарина), который своим трудом заработал столько, что односельчане говорили: «Счастливый человек, Ильяс: всего у него много, ему и умирать не нужно». Но потом у Ильяса неожиданно все пошло наперекосяк. Умерла дочь, сын спился, другой сын отделился. Хозяйство пришло в упадок и к 70 годам Ильяс был вынужден продать все, кроме одежды. И пошел с женой «в люди». Их взял к себе богатый сосед. Сначала Ильяс с женой горевали о былых временах, но через некоторое время вдруг осознали, что, оставшись без всего, они чувствует себя гораздо более счастливыми, чем раньше. В конце рассказа жена Ильяса объясняет гостям своего хозяина, в чем секрет их счастья. « И глупы мы были с старухой, что плакали прежде… а теперь Бог открыл нам правду, и мы не для своей утехи, а для вашего добра вам ее открываем».
«Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156)

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Притчи и рассказы Л. Толстого

Сообщение Кризисный психолог »

Спасибо огромное! :cool: Полезно и поучительно! ;)
Весна, может быть Вы продублируете притчи тут?
https://memoriam.ru/forum/viewtopic.php? ... 0&start=30
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Весна_33
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 00:37
Пол: жен.
Вероисповедание: Ислам
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Притчи и рассказы Л. Толстого

Сообщение Весна_33 »

Да не за что! Мне самой приятно писать об этом :)
Весна, может быть Вы продублируете притчи тут?
viewtopic.php?f=47&t=1290&start=30
ОК, прямо сейчас продублирую :38:
«Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156)

Аватара пользователя
Весна_33
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 00:37
Пол: жен.
Вероисповедание: Ислам
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Притчи, рассказы и повести Л. Толстого

Сообщение Весна_33 »

Вот еще две удивительных повести Толстого – "Отец Сергий" и "Смерть Ивана Ильича"

В "Отце Сергии" Толстой описывает жизнь человека, направляемого ошибочным идеалом. Несмотря на внешнее благочестие, приобретаемое им после ухода от мира, он остается все тем же честолюбивым человеком, которым был во время службы в своем полку. Он "радуется тем восхвалением, которые окружают его", умиляется на себя. "Гордость и тщеславие принимают у него парадоксальную форму стремления к смиренью. Он оказывается в неразрешимом положении: чем сильнее, упорнее преследует он свою цель, тем все дальше уходит от нее, тем все более попадает в тот ложный круг, при котором смирение оказывается гордостью", - пишет в своем дневнике Толстой.

Стремясь к нравственному совершенству, к овладению собой, герой в действительности приходит к потере себя. Сознание того, что к нему "за тысячу верст приезжают," что о нем "в газетах пишут", и в Европе, в "неверующей Европе знают", есть признак ослабления духовного состояния, приводящего отца Сергия к падению. Знаменательно, что этот человек, прошедший долгий и трудный путь, добившийся блестящих успехов и в светской и затем в монашеской жизни, открывает истину благодаря незаметной, внешне казалось бы совершенно ничтожной женщине – его дальней родственнице Пашеньке… И отец Сергий признается: "Пашенька именно то, что я должен был быть и чем не был… Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною людей".

"Я жил для людей под предлогом Бога, она живет для Бога, воображая, что она живет для людей. Да, одно доброе дело, чашка воды, поданная без мысли о награде, дороже облагодетельствованных мною для людей. Но ведь была доля искреннего желания служить Богу?" - спрашивал он себя, и ответ был: "Да, но все это было загажено, заросло славой людской. Да, нет Бога для того, кто жил, как я, для славы людской. Буду искать его".



В "Смерти Ивана Ильича" описывается история жизни заурядного чиновника, который жил в свое удовольствие и никогда не задумывался о смерти. Но однажды, во время обустройства своей долгожданной квартиры, он падает с лестницы, и это падение провоцирует начало болезни, от которой он в итоге умирает. Умирание тела, как писал сам Толстой, оборачивается для героя пробуждением его души.

Рассказ заканчивается вот так:

"И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг все выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон. Жалко их, надо сделать, чтобы им не больно было. Избавить их и самому избавиться от этих страданий. "Как хорошо и как просто, - подумал он. - А боль? - спросил он себя, - Ее куда? Ну-ка, где ты, боль?"

Он стал прислушиваться. "Да, вот она. Ну что ж, пускай боль". "А смерть? Где она?". Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет. - Так вот что! - вдруг вслух проговорил он. - Какая радость!

Для него все это произошло в одно мгновение, и значение этого мгновения уже не изменялось. Для присутствующих же агония его продолжалась еще два часа. В груди его клокотало что-то; изможденное тело его вздрагивало. Потом реже и реже стало клокотанье и хрипенье. - Кончено! - сказал кто-то над ним. Он услыхал эти слова и повторил их в своей душе.

"Кончена смерть, - сказал он себе. - Ее нет больше".

Он втянул в себя воздух, остановился на половине вздоха, потянулся и умер".


И. Н. Крамской, автор известного портрета Толстого (1873), в письме П. М. Ковалевскому (21 сентября 1886 г.) утверждал: "Говорить о "Смерти Ивана Ильича", а тем паче восхищаться будет
по меньшей мере неуместно. Это нечто такое, что перестает уже быть искусством, а является просто творчеством. Рассказ этот прямо библейский, и я чувствую глубокое волнение при мысли, что такое произведение снова появилось в русской литературе... Удивительно в этом рассказе отсутствие полное украшений, без чего, кажется, нет ни одного произведения человеческого".
«Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156)

Аватара пользователя
Весна_33
Сообщения: 2773
Зарегистрирован: 22 мар 2009, 00:37
Пол: жен.
Вероисповедание: Ислам
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Притчи, рассказы и повести Л. Толстого

Сообщение Весна_33 »

Размещаю ссылки на отрывки из книги Льва Толстого "О жизни". Очень рекомендую прочитать ее всем, кто переживает горе или хочет помочь горюющим справиться со скорбью.

История написания этой книги такова. Летом 1886 года Лев Толстой работал на покосе и решил отвезти с луга сена для бедной вдовы, и по дороге ударился о телегу так, что получил воспаление и другие осложнения. Болезнь была настолько серьезной, что Толстой начал думать о смерти. В письме к родственнице он писал: "О ноге врачи что-то там говорят… но я знаю очень хорошо, что я "помираю от ноги", как говорят мужики, т.е. нахожусь в положении немного более близком к смерти, чем обыкновенно, и именно от ноги, которая указывает на себя болью. И это положение, - чувствовать себя в руке Божией – очень хорошее, и мне всегда желается в нем быть и теперь не желается из него выходить".

Далее в письме он высказывает ряд мыслей о жизни и смерти, которые на тот момент сильно его занимали. Продолжение этой темы отразилось в переписке с другими родственниками и друзьями. Жена Толстого, Софья Андреевна, утверждала, что мысль о написании статьи на тему жизни и смерти появилась у ее мужа после того, как она приехала с похорон своей матери, которая скончалась в Крыму у нее на глазах. Статья в дальнейшем несколько раз полностью перерабатывалась и в результате из нее получилась целая книга, которая получила название "О жизни". На вопрос о том, почему из названия убрано слово смерть Толстой ответил так: "Я начал с заглавием о жизни и смерти, но когда кончил, то вычеркнул слова "и смерти", потому что слова эти потеряли свой смысл [ибо смерти не существует]".

Сам автор считал этот труд – своим любимым произведением. В 1889 г. В письме к В. Майнову он пишет: "Вы спрашиваете, какое сочинение из своих я считаю более важным? Не могу сказать какое из двух: "В чем моя вера", или "О жизни"...

Об этой книге он также писал следующее: "Я имею смелость думать, что эта книга многим будет утешением и опорой"…

Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни

Плотская смерть уничтожает пространственное тело и временное сознание, но не может уничтожать того, что оставляет основу жизни

Страх смерти происходит от того, что люди принимают за жизнь одну маленькую, их же ложным представлением ограниченную часть её

Жизнь есть отношение к миру. Движение жизни есть установление нового, высшего отношения, и потому смерть есть вступление в новое отношение

Жизнь умерших людей не прекращается в этом мире

Суеверие смерти происходит от того, что человек смешивает свои различные отношения к миру

Жизнь видимая есть часть бесконечного движения жизни

Необъяснимость страданий земного существования убедительнее всего доказывает человеку то, что жизнь его не есть жизнь личности, начавшаяся рождением и кончающаяся смертью

Страдания телесные составляют необходимое условие жизни и блага людей

А заканчивается эта книга вот такими словами:

Жизнь человека есть стремление к благу, и то, к чему он стремится, то и дано ему.

Зло в виде смерти и страданий видны человеку только, когда он закон своего плотского животного существования принимает за закон своей жизни. Только когда он, будучи человеком, спускается на степень животного, – только тогда он видит смерть и страдания. Смерть и страдания, как пугалы, со всех сторон ухают на него и загоняют на одну открытую ему дорогу человеческой жизни, подчиненной своему закону разума и выражающейся в любви. Смерть и страдания суть только преступления человеком своего закона жизни. Для человека, живущего по своему закону, нет смерти и нет страдания.

"Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас".

"Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня: ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим".

"Ибо иго мое благо и бремя мое легко" (От Матф.: Гл. 11).

Жизнь человека есть стремление к благу; к чему он стремится, то и дано ему: жизнь, не могущая быть смертью, и благо, не могущее быть злом.


Всю книгу можно скачать здесь
«Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (2:156)

Ответить

Вернуться в «Проза»