Проповеди

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Проповеди

Сообщение селяви »

Протоиерей Андрей Ткачев

В одной из библейских книг сказано: «Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира» (Еккл. 7:2)

Не правда ли, как это не похоже на наши мысли? Мы с такой радостью принимаем приглашения на застолья и веселья, мы так боимся вестей о смерти и похоронах, что слова эти так же далеки от большинства людей, как небо далеко от земли.
Но так и говорит пророк Исайя о мыслях Божиих, что они отстоят от мыслей человеческих, как небо от земли. Прочтем поэтому дальше то место Писания, где говорится о доме плача, чтобы вникнуть в них глубже.
«Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира; ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу.
Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше.
Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:2-4)
Все мы слышали о делах милосердия, которые хвалит в Евангелии Спаситель и за творение которых призывает в Царство праведников. Это «Накормить голодного, напоить жаждущего, одеть нагого, ввести в дом путника, посетить больного, оказать милость заключенному в темнице». Воистину, войдем мы в Рай Божий, братья и сестры, если ради Христа, а не ради похвалы или тщеславия будем, не ленясь, творить дела милосердия. Но есть и еще одно дело доброе, издревле помещавшееся в ряду духовных трудов. Это помощь при погребении, молитва за усопших, утешение скорбящих, потерявших близкого человека. У евреев в древности эти труды оценивались даже выше, чем раздача милостыни или хлеба голодным.
Действительно, давая деньги бедному, можно невольно помыслить о себе что-то ложно-высокое, мол, я – хороший человек. Но, омывая мертвое тело, или роя могилу, или вынося на плечах из дома гроб с покойным, человек меньше всего склонен думать о себе высоко. Смиряется в это время человек и думает: «И я таков же. Когда-то мой час пробьет?» А вслед за этими мыслями придет и молитва. И не о себе только, но и о всех. «Бедные мы люди. Господи, помилуй нас!»
Преподобный Серафим Саровский, а вместе с ним и все святые отцы, советовал часто думать о смерти. Думать и говорить Господу: «Когда пред Тобою стану, что тебе скажу? Пресвятая Богородице, помоги мне»
Так мысль о смерти рождает молитву и сострадание к уже усопшим.
Вообще молитва за усопших, для тех, кто имеет уши чтоб слышать, есть удобнейшее средство исполнения двух главных заповедей. Две главные заповеди это – любовь к Господу Богу и любовь к ближнему.
И любовь к Богу проявляется больше всего через любовь к молитве церковной, к богослужению. Кто любит церковную службу, тот любит Бога, по слову Иоанна Лествичника. А молитва за усопшего человека, это единственный способ помочь душе его. Сам он уже себе ничем не поможет. Сам он с яркостью и точностью, каких не было на земле, вдруг понял и вспомнил всю жизнь свою. Душа его ужаснулась и застыдилась. Теперь бы вернуться на землю – все было бы по-другому. Но грозны суды Божии и возврата нет обратно. Остается только любовь, «которая никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8)
Движимые этой любовью люди будут умолять Судию, и Тот, обещавший ранее услышать всех призывающих Его во время скорби (См. Пс.49:15) не отвратит слух от этой мольбы.
Так люди молятся, выражая любовь к Богу, и молятся о беззащитных душах, выражая любовь к ближнему. Обе заповеди выполняются одновременно.
Ежесекундно в мире умирают люди. Мы не думаем об этом, потому что привыкли думать только о себе и своих нуждах. Но кто задумается, устрашится. И прав тысячу раз старец в романе Достоевского, говорящий, что человек, желающий сделать нечто доброе прямо сейчас, пусть помолится, говоря: «Господи, помилуй души, в сии мгновения пред тобою представшие»
И не только в храме или дома может звучать заупокойная молитва. Есть еще одно великое место на земле, куда должны время от времени приходить мы все. Это – кладбище.
Есть в народе пословица: Если тебе грустно – иди на кладбище. Если тебе весело – иди на кладбище. Отчего так?
Оттого, что маленькая твоя скорбь растворится в море общей скорби, а глупая твоя радость не захочет выплескиваться через край.
Вслушаемся в слово «кладбище». Оно от корня «класть». Это смерть уложила в землю, словно одолела в борьбе и положила на лопатки и сильного, и слабого, и образованного, и неграмотного, и мужчину, и женщину. Но не просто она «положила». Мы, живые, усопшего похоронили. А это слово «хоронить» означает «прятать». Так в русском языке, так же и в украинском: «ховати». Прячут то, что нужно со временем найти. Мы прячем в землю тело человеческое, а Бог найдет и воскресит его в Последний день. Мы прячем в землю тело по слову: «Земля еси в землю отыдеши», а Бог найдет человека по слову Иезекиля: «Я выведу вас из гробов ваших»
Поймем и запомним, братья и сестры, что место погребения есть в то же время и местом будущего воскресения. Так смотрите на эти священные для нашего сердца места и, приходя на кладбище, читайте с сердечной верой слова Символа: Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь.
И отправляясь на кладбище, чтобы убрать и украсить могилку, чтобы посидеть молча на месте, где нашло покой тело любимого человека, берите с собой Псалтирь или Евангелие. Если Евангелие, то читайте оттуда о Воскресении Христовом или беседы Христа о вечной жизни и Хлебе небесном (5-я и 6-я главы Евангелия от Иоанна) Эти слова читаются и в чине погребения. А если Псалтирь, то – 17-ю кафизму и псалом 90-й. именно эти псалмы используются Церковью в молитвах за усопших.
Псалом 118 (17-я кафизма) это – великолепное дерево с двадцатью двумя ветвями, на каждой из которых – по восемь плодов. Этот псалом выучить должны были все евреи, чтобы читать его во время длинной дороги в Иерусалимский храм. Двадцать две буквы в еврейской азбуке, и в псалме – двадцать две части. Каждая часть начинается с очередной буквы алфавита. И в каждой части – восемь стихов. Восемь, потому, что семь это символ нынешнего века, а восемь – символ грядущего века и вечного Царства. И воскресный день есть День восьмой, День, вырывающийся в вечность и вводящий туда человечество. Наши воскресные службы поются на восемь гласов и собраны в книге, называемой Октоих (от греческого «восемь»)
Хоть он и очень длинный, этот псалом, но он столь сладок и глубок, что было бы хорошо его со временем и выучить. Голос Самого Христа слышится в пророческих стихах этой длинной молитвы и, возможно, Христос Сам отпел Себя, готовясь к страданию, словами этого псалма. Поскольку написано, что после Тайной Вечери Он и ученики «воспев, пошли на гору Елеонскую» (Мк.14:26)
Мы начали с того, что ходить в дом плача лучше, чем ходить в дом смеха. Это могло показаться кому-то синонимом мрачности. Но не к мрачности, а к глубине зовет нас Церковь, и от пустоты отвлекает нас, чтобы дать полноту и истинную, а не притворную, радость.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

О молитве "Отче наш"

Сообщение селяви »

"Отче наш, Сущий на небесах"
(Лк. 11, 2)

Отец наш! Как мало понимаем мы, что это означает! Христос даровал нам Отца; Он часто во время Своей земной жизни повторял слова: "Отец ваш Небесный". Но с особенной силой возвестил Он об этом усыновлении перед смертью и после смерти. "Ты возлюбил их, как возлюбил Меня" (Ин. 17, 23), - говорит Он Отцу. Трепет охватывает нас при этих словах - возможно ли, чтобы та же мера любви, данная Единородному, Возлюбленному Сыну, снизошла и на нас? Христос так сказал, Он знает Отца и просил у Него нашего усыновления, как мзду за Свое страдание. Восстав из гроба, Он провозгласил: "восхожу к Отцу Моему, и Отцу вашему" (Ин. 20, 17). Усыновление, Им совершенное, исполнилось.
Ап. Иоанн, сознающий всю драгоценность, всю радость, все преимущества этого усыновления, восклицает: "Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими" (1 Ин. 3, 1)!
Это усыновление объединяет всех верующих. "Отец наш", и в Нем мы друг другу родные. Это родство превыше, теснее, прочнее всякого другого. К Этому Отцу есть доступ непрестанный, к Нему должны притекать все наши печали и заботы, у Него неиссякаемый источник благ для уповающих на Него. И в Нем сливаются сердца, ибо "Один у них Бог и Отец всех, Который над всеми, и чрез всех, и во всех нас" (Ефес. 4, 6).

"Да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое"
(Лк. 11, 2)

Твое имя, имя Отца моего Небесного, я буду почитать и святить выше всякого имени. Если я осквернил, запятнал свое имя, я могу омыть его в имени Отца моего. Радуйтесь не делам вашим, не служению вашему, не вашей власти над злым духом, а тому, что "имена ваши написаны на небесах" (Лк. 10, 20).
Христос один мог научить нас молиться, только через Него мы имеем мир с Богом и "получили доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией" (Рим. 5, 1, 2).
Господи! Имя Твое - Правда, Любовь, Справедливость, Чистота, Премудрость, Милосердие, Мир, Святость, Смирение, Кротость - все великое, светлое, доброе. Да святится имя Твое в душе, в сердце, в уме, в жизни, в устах моих, да будет оно мне святыней, которая освятит меня и которой я посвящу себя!
Да не похулится, не осквернится ничем, не отдалится никогда от меня святыня эта!
Да приидет Царствие Твое!
На земле этой порочной, где мы боремся со грехом, со страстями, с самими собой, с миром зла и соблазна, где так много шума, пустоты, неправды, нечистоты, страданий, где царствует зло, мы - взываем к Господу в жажде пришествия Царствия Его. Мы молимся, да покорится зло, да царствует правда Божия, да отрется всякая слеза, да не будет смерти, да придем и мы, как покаявшийся разбойник, к ногам Его и да соединимся все в братской любви у Престола славы Его во Царствии Его. Господи, услыши молитву нашу, и да приидет Царствие Твое в нашу душу, преобразив, омыв и обновив ее всецело.

"Да будет воля Твоя и на земле, как на небе"
(Лк. 11, 2)

Лучшая доля для человека на земле - творить волю Божию. Не иногда, поверхностно, часто неохотно, но так, как она творится на небе.
Три первых прошения молитвы Господней относятся прямо к Отцу: имя Твое, Царствие Твое, воля Твоя. Христос учит человека ставить Бога на первое место, которое Ему и принадлежит. Сперва небесное - потом земное, сперва духовное - потом телесное, сперва Божие - потом человеческое. Христос отрывает взоры людские, прикованные к окружающему, и устремляет их на Отца и на то, что Его касается.
У нас не так: свое стоит на главном месте. Свои заботы, нужды, дела поглощают все, и мы прибегаем с ними к Богу, как единственному выходу из тяжелого положения. Он же Сам, может быть, не имеет в нашей жизни никакого места. Оттого неправильность, греховность, бесцельность всесуществования. Христос признает только один порядок вещей и возвещает его в этой чудной молитве: "в начале Бог".
Когда человек тоже воспримет душой эту истину, тогда только для него наступит настоящая христианская жизнь. Ища прежде всего воли Божией и творя ее по мере света, ему данного, он входит в область Царствия Божия и начинает познавать и прославлять имя Того, от Которого исходит всякая благодать и исполнение всякой нужды. Является тогда равновесие в его душе, и тогда воля Божия не просто принимается с печальной покорностью, но творится с полной энергией и доверием преданной любви.
В одной школе спросили у детей: "Как творится воля Божия на небе?" Множество посыпалось ответов: "охотно", "сейчас", "радостно"... Последний голосок принадлежал очень маленькой девочке, которая благоговейно сказала: "Не спрашивая - почему!" Да, с доверием, которое не вопрошает, но исполняет, творят волю Божию те, которые сознательно произносят это третье прошение и согласуют с ним свою жизнь.

"Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день"
(Лк. 11, 3)

Далее в молитве Господней следуют три прошения, касающиеся человека и его нужд. Как заботится Отец о пропитании Своих детей! Он "ангельским хлебом" питал Свой народ, посылал этот хлеб прямо с неба каждый день. Он из камня извлекал для них воду в пустыне. Христос кормил голодных, исцелял больных, сострадал нуждам не только души, но и тела; Он учит нас и в этом прошении, куда обращаться прежде всего за помощью.
Люди обращаются к людям за помощью и огорчаются, получая отказы, а надо обращаться прямо, просто, к Подателю всех благ.
Одна очень бедная женщина, которую спросили, куда она обращается за помощью, ответила: "К Богу и к людям, только через Него. Сердца в Его власти, и Он их склоняет к жалости, когда хочет".
Чем дальше мы подвигаемся в нашей духовной жизни, тем более учимся мы этой полной зависимости от воли Бога Отца, полагаясь на Него во всем, каждую минуту нашей жизни, пока не поймем великую истину этих слов: "Без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). "Тело для Господа, и Господь для тела" (1 Кор. 6, 13). Когда же Господь отказывает в чем-нибудь, Он Сам восполняет все сторицею. Дети Его ни в чем не зависят от внешних обстоятельств, а зависят лишь от "всякого слова, исходящего из уст Божиих" (Втор. 8, 3).
Если и скуден бывает подчас земной хлеб, то Господь может приложить к нему такое благословение, вложить в сердце человека такую радость, терпение и благодарность, что скудный хлеб превратится в Его руках в богатую духовную пищу, от которой при лишениях для тела окрепнет душа.

"И прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему"
(Лк. 11, 4)

Часто, прощая обиды, мы в глубине души питаем все же некоторое отчуждение к обидевшему нас. Но в таком случае мы должны ожидать того же от Господа: "Какою мерой мерите, возмерится и вам" (Мф. 7, 2), - говорит Господь. Если мы думаем при этом про себя: "Я бы хотел простить, но не могу", - мы недостойны приступить к Господу с молитвой о прощении. Лучше оставь все, твою молитву, твой труд, и прежде помирись вполне, всецело со всеми, и тогда обратись снова к Богу. Берегись, чтобы Господь не сказал тебе, как худому рабу: "Злой раб! Весь долг тот Я простил тебе, потому что ты упросил Меня, не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего?" (Мф. 18, 32-33). Нам будет прощено настолько, насколько мы прощаем. Только Сила Креста Господня может избавить нас от злопамятства и дать нам возможность прощать так же, как нас прощает Господь.
"Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения" (2 Кор. 5, 19). "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды" (1 Ин. 1, 9).
В первые времена христианства жили в Антиохии два друга, священник Саприкий и мирянин Никифор. По какому-то случаю они поссорились и перестали видеться. Между тем открылось гонение на христиан, схватили Саприкия и предложили ему принести жертву богам или идти на смертную казнь. Саприкий избрал последнее, и его повлекли на смерть. Никифор, который уже и раньше искал с ним примирения, поспешил проститься с мучеником и, встретив его на пути, пал к ногам его, умоляя: "Мученик Христов, прости меня". Саприкий ничего не отвечал и отвернулся. Это повторилось несколько раз. Никифор последовал за осужденным до места казни и тут еще настоятельно просил у него прощения, но Саприкий оставался непреклонен. И что же?
В самую последнюю минуту, испугавшись казни, Саприкий отрекся от Христа и согласился принести жертву идолам. Исполнились на нем слова апостола Иоанна: "Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме... и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза" (1 Ин. 2, 11).
Никифор же бесстрашно исповедал себя христианином и принял мученический венец.

"Не введи нас во искушение"
(Лк. 11, 4)

Слово "искушение" имеет двоякий смысл; во Второзаконии 8, 2 сказано: "чтобы испытать тебя", - и в том же смысле мы понимаем, что "Господь испытал Авраама" (Быт. 22, 1). С самой колыбели человечества Господь испытывает людей. Уже в раю является первое испытание наших прародителей в познании древа добра и зла.
Другое значение приобретает это слово, когда диавол искушает человека для того, чтобы вовлечь его в грех. Такого рода искушение никогда не может исходить от Бога, и это становится нам ясно, когда мы читаем: "В искушении никто не говори: Бог меня искушает, потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого" (Иак. 1, 13). Когда же человек "искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотию" (Иак. 1, 14), то это доказывает, что он уже не пребывает в духе Христа, потому что принадлежащие Ему "распяли свою плоть со страстями и похотями" (Гал. 5, 24).
Но, как только чадо Божие изменило своему месту у подножия Креста, оно легко может быть увлечено страстями и похотями своими. Наши внутренние похоти должны исчезнуть. Пока они еще живы, наше подчинение Духу Божию не совершилось вполне. С другой стороны, мы читаем в этом же послании: "Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его".
Господь в Своей любви посылает это искушение, дабы дело терпения созрело и достигло совершенства, поэтому "с великой радостью принимайте, когда впадаете в различные искушения" (Иак. 1, 2). "Ибо, как Сам Христос претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь" (Евр. 2, 18).
Во всех внешних обстоятельствах, во всех сношениях наших с ближними, даже во всех мелочах ежедневной жизни мы должны молиться, чтобы Господь руководил нами и держал нас Своею рукою, охраняя от всего дурного. Мы будем безопасны только тогда, когда осознаем постоянную нашу зависимость от Бога. Мы будем сильны нашей немощью, когда будем искать опоры и силы в Его всемогуществе. Если искушения и одолевают нас со всех сторон, будем постоянно повторять эти слова: "не введи нас во искушение", - помня, что Господь держит в Своих руках все, касающееся нас, и что Он не допустит нас быть искушаемыми сверх сил, если наша молитва к Нему о помощи будет начинанием и основанием каждого нашего шага.

"Избави нас от лукавого"
(Лк. 11, 4)

"Слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого" (1 Ин. 2, 12), - говорит апостол Иоанн. Почему победили? Потому что "Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире" (1 Ин. 4, 4). Не силою человека одерживается эта победа - она сверх его силы. Но есть такая всемогущая власть, которая не подпускает врага к верующей душе. Он пускает в нее свои "раскаленные стрелы", но щитом веры ей дано их угасить и, "все преодолев, устоять" (Ефес. 6, 13, 16).
Враг соблазняет ее разными способами, и козни его бесчисленны. Но Господь, Который обитает в Своих детях, больше искусителя и может защитить нас от всякого злого дела и сохранить для Своего Небесного Царствия. Молитва "избавь нас от лукавого", искренне произносимая, никогда не может остаться без ответа, потому что Христос смертью Своею попрал силы ада и "Сильнейший отнял добычу у сильного" (Лк. 11, 22). Сказано, что "лукавый ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить" (1 Петр. 5, 8), ища душу беззащитную, самоуверенную, блуждающую по собственным путям, не прикрытую заступничеством Христа, - такую душу он может поглотить.
Но те, кто спрятаны под кровом Всевышнего, даже и самые бессильные существа, которые держатся за Христа, - вне его власти и могут с уверенностью сказать, как бы страшно ни казалось рычание врага: "Верен Господь, Который утвердит и сохранит от лукавого" (2 Фес. 3, 3).

"Ибо Твое есть Царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь"
(Мф. 6, 13)

Хотя Царство Его еще не проявилось, но оно существует несомненно. Устремим наши взоры к Царю Небесному в терпеливом ожидании полной победы над всеми Его врагами. Сатана побежден Христом и "Бог мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре" (Рим. 16, 20).
Христос, Глава Церкви, победил и дал власть и победу членам Тела Своего. Хотя бы много времени прошло, пока сила и слава Его не проявится в членах Его Тела, т. е. в нас, искупленных Кровью Его, мы все же не должны терять надежды, а повторять ежедневно: "Твое есть Царство!"
С каждым новым проявлением Его Царства сознание полноты вечной жизни глубже проникает в нашу душу; мы рождены для вечности, и время не может длиться слишком долго для нас. Обновленные души в своем стремлении к вечности проникают все в новые тайны, открывающиеся им. Они не страшатся угроз сатаны; даже и тогда, когда почва под ними колеблется. Обращая свой взор к небу, они безбоязненно продолжают восклицать: "Твое есть Царство!"
Как ни велики их потери, как ни изнурительна их слабость, даже и тогда, когда, по-видимому, нет им спасения, они переходят от победы к победе, восклицая: "Твое есть Царство!" Тогда, когда им всего труднее, когда враг осаждает их с новою силою, они еще глубже вникают в жизнь (Кол. 3, 3) и все преодолевают "силою Возлюбившего нас" (Рим. 8, 37).
Заметим последовательность этих слов и применим их каждый к себе, к своему сердцу и жизни. Могу ли я в своем сердце, по природе мятежном и своевольном, сказать Богу: "Твое есть Царство!"
Покорилось ли оно Ему вполне? Он ли там Владыка и Распорядитель всего? Если так, то в этом сердце будет проявляться и Его сила. Где Он царствует, там Он и действует могущественно. А где Его сила, там Его и слава. Человек не может хвалиться сам собою - он знает, что одна сила Божия творит в нем угодное Богу, и вся слава, и вся хвала воздается Единому достойному всякого поклонения, Всесильному и Вселюбящему нашему Господу.
Да будет наше сердце обителью Его Царства и силы и да принесет оно Ему славу, честь и поклонение.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Проповеди

Сообщение селяви »

Прощание и встреча

Протоиерей Андрей Ткачев

В смерти есть прощание, и есть встреча.
Кто и с кем прощается? Прощается человек со всем, что окружало его: с домом и вещами в нем, с ближними и родственниками, с местом, где родился и местом, где окончил жизнь. Прощается с ремеслом, которым был занят, и одеждой, которую носил. Недочитанной останется раскрытая книга и недопитым останется остывший чай. «Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы» (Еккл. 12:5)
О «тесных вратах и узком пути», ведущих в жизнь (Мф. 7: 14), говорит Христос. Врата эти, действительно, так узки, что тело придется на время отложить и оставить. Только душа входит в загробную жизнь, и такой порядок сохранится до Второго пришествия Христова и воскресения мертвых. А после воскресения участницей вечной жизни станет и воскресшая плоть. «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» (Ис. 26:19)
Но сегодня, как на снятую одежду, оставшуюся без движения, придется смотреть человеку, покидающему мир. Воистину, со всем, что знал и видел во временной жизни, должен будет проститься человек.
Но есть в смерти и встреча.
С кем встретится душа, покинувшая один мир и пришедшая в иной? С Христом Иисусом, умершим за наши грехи и воскресшим для нашего оправдания.
Это будет великая встреча! Не всякая душа смело поднимет взгляд на Спасителя, но лишь та, которой любовь ко Христу предаст смелости и дерзновения. Многим же захочется исчезнуть куда-то, скрыться, лишь бы не смотреть на Того, Кто любит тебя, Кто столько сделал для тебя, к Кому ты так преступно был неблагодарен. И не даром Откровение говорит, что в день гнева Агнца люди будут говорить «горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца» (Откр. 6:16)
Встреча с Христом лицом к лицу это и есть Страшный Суд для отдельного человека. Не нужны адвокаты, свидетели и обвинители. Книга совести раскрывает тайны, человек оказывается в Царстве света, и одни души этот свет начинает жечь, а другие – омывать и радовать.
«Царство света». Вслушаемся в это чудное словосочетание. Переведем взор на свечи, горящие в наших руках. Вот оно – простое и зримое указание на нашу веру. Это указание на то, что «Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин. 1:5) Это также указание на то, что слаба и нежна, как пламя свечи, жизнь человеческая, что должна она неизбежно погаснуть здесь, но не исчезнуть, а зажечься там, в том Царстве света и на той «новой земле, на которой обитает правда» (2 Пет. 3:13)
Так, в обрядах Матери-Церкви нет ничего случайного или произвольного, но все рождено верой и все способно назидать.
Мы собираемся на молитву за усопшего для того, чтобы просить Христа о милости к усопшему человеку. Тайна отношений между душой и Богом для нас закрыта. А именно от этой тайны зависит вечность человека. Но не отнята у нас любовь и вера, молитва и сострадание. Мы дерзаем просить Страдавшего за нас, чтобы Он умножил милость и не вспоминал грехов и беззаконий новопреставленного раба Своего.
Если Господь захочет наказывать, то накажет всех, и будет, за что. Пророк говорит, что «не оправдается пред Тобой ни один из живущих» (Пс. 142)
Но если Господь помилует, то помилованы будем. И в евангельской истории ободряют нас те примеры, где Христос исцеляет бесноватую дочь по молитве матери, расслабленного человека – по вере тех, кто принес его пред очи Христовы. Одни молятся, другие получают милость. Вот, что ободряет нас и заставляет просить: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего.
Мудрость одного из христианских народов сложила поговорку. И говорится в ней, что, когда человек рождается, то он плачет, а все радуются и говорят: здравствуй, дорогой. Когда же умирает человек, то он должен радоваться, а все вокруг – плакать и говорить: до свиданья, дорогой. До свиданья, потому, что «всем мы предстанем на суд Христов» (Рим. 14:10) Все друг друга увидим во свете Его лица. Со сладостью веры, поэтому, смешаем горечь разлуки и умножим молитвы о том, чтобы встреча души с Праведным Судьей была для души началом нескончаемой радости.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Проповеди

Сообщение селяви »

Из "Пролога в поучениях" протоиерея Виктора Гурьева

О блаженной Клеопатре и сыне ее Иоанне

Тяжело родителям переносить скорбь о смерти детей. Всю глубину этой скорби могут вполне понимать и чувствовать только те, которые сами лишились детей. Но как ни тяжело это лишение, грешно поступают те родители, которые в скорби об умерших детях доходят до малодушия и уныния и даже близки к совершенному отчаянию. Для вразумления таковых мы полагаем неизлишним привести следующее повествование из жизни блаженной Клеопатры, память которой св. Церковь совершает в 19-й день октября.
Эта благочестивая вдова имела особенную любовь к св. мученику Уару, тело которого было погребено ею в её владении. Она устроила в честь его церковь и пожелала перенести в оную его св. мощи. В день перенесения их она особенно усердно просила св. мученика, чтобы он принял под свое покровительство её единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить ей в воинскую службу. Молитва её была услышана, и мученик действительно стал покровителем её сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот же день тяжко заболел и в наступившую ночь скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию. Она дошла даже до того, что стала приписывать потерю сына мученику и жестоко укорять его. Искушение продолжалось, однако, недолго. Вскоре св. Уар явился ей вместе с её сыном и сказал: "за что ты укоряешь меня? Ужели за то только, что я взял сына твоего в воинство небесного Царя?" Вслед за мучеником, и сын её обратился к ней с такими словами: "что так скорбишь безнадежно, мать моя? Я ныне вчинен в воинство Царя Христа и вместе с Ангелами предстаю Ему, а ты желаешь, чтобы я от царства перешел в убожество." Слыша эти слова и видя сына своего облеченным в небесную славу, изумленная и обрадованная мать воскликнула: о, если так, то возьмите и меня с собою! - "Будь терпелива, ответил ей мученик, и устрой имение твое во славу Господу, а после сего и сама уже придешь в вечные жилища." Видение кончилось, а с ним миновалось и отчаяние Клеопатры. После погребения сына она действительно поступила с имением, как советовал ей мученик, т.е. раздала его бедным и затем в продолжение года каждый воскресный день сподоблялась видеть сына своего, с мучеником Уаром, в ангельской одежде, а затем и сама скончалась мирно, угодивши Богу.
Итак, братие, сели вы воспитали детей своих в истинной вере и благочестии, если не только словами, но и примером научили их христианскому житию, то в случае, если бы Господу угодно было кого-нибудь из них воззвать к Себе, разлука с ними ужасать вас и приводить в отчаяние не должна. Под непосредственным и вседержавным покровительством общего Отца они сохранятся от всякого зла видимого и невидимого, возрастут во всем добром и прекрасном, притом послужат за вас молитвенниками, пока живете на земле сей, и обрадуют вас несказанно при свидании в жизни будущей. Аминь.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Проповеди

Сообщение селяви »

"Здоров ли ребенок? - Она сказала: Здоров"
(4 Цар. 4, 26)

Этот ответ Сонамитянки, у которой только что умер единственный сын, поражает нас своею несообразностью, и мы недоумеваем, есть ли это выражение ее непоколебимой веры в пророка Елисея, или же горькая насмешка отчаяния при виде разбитых надежд?

Как бы то ни было, но и мы, верующие христиане, могли бы сказать то же самое, если бы, отводя наш взор от земных страданий и невзгод, чаще возносили его к небу, где найдем всегда утешение и успокоение.

Это не избавляет нас от земных страданий. Несправедливости и неправды людские продолжают существовать даже и тогда, когда мы можем сказать нашим врагам, как Иосиф сказал своим братьям: "Вот, вы умышляли против меня зло, но Бог обратил это в добро" (Быт. 50, 20).

Точно так же и горе, причиняемое нам различными испытаниями, продолжает быть горем и тогда, когда мы признаем, что оно послано свыше. Наши страдания не уменьшаются, а становятся полезнее для нашей души, когда мы твердо убеждены, что "любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу" (Рим. 8, 28).

Мы не должны отчаиваться даже и тогда, когда сердечная боль отнимает у нас всякую надежду, всякую силу: воля Божия и тогда совершается в нас, нередко против нашей собственной воли. Даже в ту минуту, когда мы, как Сонамитянка, видим перед собой лишь один бездыханный труп, жизнь, быть может, возвращается к нему без нашего ведома; Господь обращает наши слезы в удобрение внутренней нашей почвы, и горе наше превратится в радость, которую мы, быть может, вполне поймем и оценим лишь в загробной жизни.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Проповеди

Сообщение селяви »

"Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Господь"
(Ис. 40, 1)

Как отрадно звучит слово утешения! Как прислушиваются к нему страдальцы! Как необходимо утешение в этом скорбном мире! В приведенных словах оно относится к пленникам. Много таких и в наше время: скитальцев, изнывающих на чужбине, далеко от родного крова и родной любви. Много пленников, которых сковало горе, сковал грех или нужда безысходная, томятся в своей беспомощности, бедности, порочности, безнадежности. И вот раздается Божественный глас: "Утешайте, утешайте народ Мой!"

Но какое же это утешение? Иные люди думают, что оно похоже на обыденное, человеческое утешение: пожалеть, поплакать со страдальцами, побыть около них в самую горькую минуту, вот и все. Но Божие утешение иное. Он участие и сострадание Свое проявляет тем, что разбивает оковы, освобождает душу, избавляет ее от греха, снимает с нее бремя и делает ее победительницей над скорбью и испытанием.

Утешение Божие имеет в себе силу, которая сокрушает по-видимому несокрушимое, но и восстанавливает развалины души и жизни. Никакой плен не устоит против всемогущих лучей этого утешения - самые яркие звезды его сияют в самой мрачной темнице, и нет ни одного пленника; в сердце которого не стучалась бы утешающая любовь Божия.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Проповеди

Сообщение КАПЕЛЬ »

О СКОРБЯХ
Во имя Отца , и Сына , и Святаго Духа !
Святитель Варсонофий Великий говорил :"Если смиришься и оставишь волю свою , то на всяком месте найдешь покой ". Что это значит ?Это значит , поскольку мы пришли к Богу , то должны всецело предаться Ему и положить основание в своей душе : без воли Божией ничего не бывает . Тот , кто всецело предался воле Божией , не впадает в отчаяние , в уныние . Чтобы с ним ни случилось , он верит , что все это нужно для его спасения и потому всегда спокоен и мирен: " Как Богу угодно , так пусть и будет . Да будет воля Твоя ! " А воля Божия всегда благая , спасительная , совершенная. Тот же человек , который не предался воле Божией , постоянно ропщет , волнуется , не дает покоя ни себе , ни другим; он всегда в смущении , в тревоге и страхе . Как научиться полагаться во всем на волю Божию и переносить скорби ? В течении дня у всех бывает много неприятностей . Надо прямо с утра сказать себе : " Если со мной случиться сегодня что-то от меня не зависящее - значит , так надо , на все воля Божия " . К примеру , шли по дороге , споткнулись или поскользнулись , упали и сломали руку . Что надо сказать ? " Так мне и надо ! Еще и мало за грехи мои." Это физическая боль. И душевную надо также переносить . Кто-то оклеветал , грязью облил : " Ничего , слава Богу ! Показали мне , каков я , да я еще хуже ! "Или приехали из обители домой , смотрим , а там , где стоял дом , только кучи пепла , все сгорело . И в этом случае не надо впадать в панику , рыдать , рвать на себе волосы , а спокойно осенить себя крестным знамением и сказать : " Слава Богу ! Бог дал , Бог и взял , такова Его святая воля " . Или лежим в постели , температура 40 , некому воды подать . Тяжко , но надо вспомнить Спасителя :когда Он страдал на кресте и возопил " Жажду ! "- Подал ли кто- нибудь хоть глоток воды ? Так что терпи ! И даже если окажемся на операционном столе , - рак последней стадии , врач говорит , что оперировать бесполезно , то и тогда не будем впадать в отчаяние , а скажем себе : " Что же , значит , Богу так угодно . Господи , не оставь меня , спаси и помилуй ! " И если приучимся так настраивать себя , то никогда не будем волноваться , отчаиваться , на душе будет мир и покой . Один старец рассказывал : " Как -то в город на праздник приехало много нищих . Для всех места в монастыре не хватило , расположились прямо в коридоре . Было очень холодно. Ночью я вышел и вижу : один нищий лежит на полу , на рогоже , ноги голые . И слышу : " Господи , как хорошо здесь : и ноги протянуть можно , и сытые , а сколько людей сидят в темницах , голодные , ноги закованные , даже по нужде сходить не могут . А здесь так прекрасно ! Слава Тебе . Господи , за все " . Старец удивился , услышав такие слова , рассказал об этом братии : " Вот так и всем надо : не роптать и за все Бога благодарить ". Благодарить Бога надо и за здоровье , и за болезнь , и за радость , и за скорби . Помните многострадального Иова ? Все у него было отнято : и огромное богатство , и дети , и здоровье , и друзья отвернулись . Он сидел нищий , весь в струпьях и благодарил Бога : " Господь дал , Господь и взял ; как угодно было Богу , так и сделалось , да будет имя Господне благословенно ". А святитель Иоанн Златоуст ? Сколько скорбей претерпел он в жизни ! И в последнюю ссылку его отправили совсем больного , измученного. По дороге , в селении Команы на Кавказе , он скончался . Последние слова его были :"Слава Богу за все ! " У каждого из нас есть крест , нам он кажется тяжелым , а на самом деле он легкий и очень легкий . Тяжелым он бывает только тогда , когда мы не благодарим Бога , ропщем. Мы должны жить по воле Божией , а воля Божия такова , чтоб все спаслись. И спасение начинается тогда , когда наша воля встречается с волей Божией . А если мы живем по своей воле , то свою волю ставим как бы поперек воле Божией , и получается крест . Вот тогда и начинаются душевные страдания . От нас все зависит:можно крест нести для спасения , а можно для гибели . Когда живем по воле Божией , то крест очень легкий , потому что благодать Божия помогает , а когда живем по своей воле , то крест тяжелый - благодать Божия отступает. Скорби надо нести мужественно и никого не обвинять , ведь мы достойны куда большего наказания . Если бы Господь судил нас по справедливости , то нас давно бы и на свете не было. Бог всегда наказывает нас меньше , чем мы заслужили ! И когда человек благодарит в скорбях Бога , то получает от Него особую благодать. Один старец говорил : "Хотите знать , как я встречаю скорби ? А вот как. Придут ко мне в дом матушки : беда , тоска , уныние , и я принимаю их , как дорогих гостей , - пожалуйста , матушки , проходите , давайте свечку зажжем , лампадку затеплим , Богу помолимся , Евангелие почитаем , акафисты , поклончики положим . Гляжу , а их уже никого нет ". Скорби всегда будут приходить к нам , миновать их не в нашей власти , но , когда они захотят пробраться в наше сердце , не пустить их туда - это в нашей власти. Значит , все , что бы не случилось с нами , не надо принимать близко к сердцу , а как бы пропускать мимо , стороною . Люди , к примеру , нападают на нас , притесняют , а мы должны хранить в душе мир и покой . Обычно , когда человек обижается , его стараются еще сильнее уязвить , а когда видят , что он радостен , улыбается , то сразу перестают нападать . Через людей действует против нас диавол , он знает наше слабое место и бьет прямо в него , и если мы не будем обращать на него внимания , то он пройдет стороною , как тень. Не надо много брать в голову , размышлять , почему кто-то против нас что-то сказал ;бес всю душу перевернет , взбудоражит . Врагов не надо бояться ;как говорит блаженный Августин , сердце злого человека тоже в руках Божиих : если Бог не допустит , ничего он нам не сделает .
Дорогие братья и сестры , будем помнить , что без воли Божией ничего не бывает , и все скорби посылаются нам , чтобы мы укрепились , закалились , выработали настоящий христианский характер . От битвы к битве мужают воины , и мы крепчаем в духовной борьбе , а таких закаленных воинов Господь любит. Аминь.
Архимандрит Амвросий ( Юрасов)
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Аватара пользователя
Ирина_ 2008
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 19 янв 2011, 17:23
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Откуда: Винница

Re: Проповеди

Сообщение Ирина_ 2008 »

О молитвенном поминовении усопших.
Проповедь в мясопустную родительскую субботу


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.

Возлюбленные во Христе братия и сестры! Святая Православная Христианская Церковь, твердо веруя этим неложным словам Спасителя, всегда во всеуслышание исповедует непререкаемую истину, что со смертью человека жизнь его не прекращается. Что мы видим умирающим? Только тело, которое взято из земли и опять возвращается в землю. Плоть разлагается и обращается в прах, а сам по себе человек, со всеми своими чувствами и со своей бессмертной душой, продолжает жить, переходя только из этого мира в другой, загробный. Следовательно, общение между живыми и мертвыми смертью не разрушается, а продолжает существовать.

На основании этой истины Церковь всегда, начиная со времен Ветхозаветных, а особенно в Новозаветное время - время Апостольское, совершала и продолжает совершать поминовение и творить молитвы по усопшим единоверным своим братиям. Святая Церковь, принося ежедневные молитвы за усопших своих чад, побуждает к этому и всех верующих, чтобы они едиными устами и единым сердцем возносили к Престолу Божию пламенные молитвы с просьбой о упокоении усопших своих сродников в местах блаженства. К молитве за усопших побуждает нас христианская любовь, которая соединяет нас взаимно во Иисусе Христе во единое братство. Усопшие единоверцы - наши ближние, которых Бог приказывает нам любить, как самих себя. Ибо Бог не сказал: любите ближних, пока они живут на земле. Стало быть, Господь не ограничивает любовь к ближним границами земного бытия, а простирает ее и в вечный загробный мир. Но чем, как не поминовением, чем, как не молитвою, мы можем доказать свою любовь к перешедшим в жизнь загробную? Каждому из нас желательно, чтобы по отшестии нашем из сей жизни наши ближние нас не забывали и молились о нас. Чтобы это исполнилось, надобно и нам поминать усопших. Какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2), - говорит Спаситель. Поэтому тех, кто поминает усопших, помянет Господь, помянут и люди по отхождении их из сего мира. Велико утешение и велика награда тому, кто ближнего спасает от временного несчастия, но гораздо большая награда и большее утешение ожидает того, кто своими молитвами поможет усопшему ближнему получить прощение грехов и перейти из мрачных адских темниц в светлые блаженные обители.

Необходимы ли наши молитвы за усопших? Да, необходимы, потому что оказывают им весьма большое благодеяние. Дело в том, что после смерти есть две вечности: или вечное блаженство праведников, или вечное мучение грешников. Известно также и то, что нет на земле человека, который бы пожил и не согрешил. Так что верно утверждение, что во грехах мы рождаемся, во грехах проводим жизнь, во грехах и оканчиваем свое земное существование. Но все ли согрешившие приносят полное и искреннее раскаяние перед смертью? Ведь иногда смерть настигает человека, находящегося в состоянии такой тяжкой болезни, когда у него и память теряется, и душевные силы приходят в полное изнеможение. И ясно, что в таком состоянии человек не может припомнить своих проступков и раскаяться в них, - и он умирает со грехами. Часто смерть поражает человека внезапно, и он, не принеся никакого покаяния, также отходит со грехами. Сам он уже не может помочь себе никакими средствами. Изменить свою участь человек может только, когда он жив, творя добрые дела и моля о своем спасении ко Господу. Вот в таких-то случаях молитва за усопших весьма необходима и доставляет им величайшее благодеяние.

Многих наших присных уже давно нет на земле, однако любящее сердце не может забыть их, рвется к ним, даже, быть может, больше, чем к живым. Подобным образом и усопшие смотрят из потустороннего мира в нашу сторону, горя любовью к тем, кто здесь их сердцу был особенно близок. Если же кто из умерших достиг оправдания перед Богом, то он, отвечая на нашу любовь взаимной любовью, ниспосылает нам свыше небесную помощь; а тому, кто еще не достиг оправдания, в облегчении его загробной участи может очень помочь наша молитва. Придет время, когда мы увидимся с ними. Как же радостно будет услышать от них слово благодарности за молитву! Они скажут: "Вот ты помнил меня, не забыл меня и помог мне во время нужды моей. Благодарю тебя". И напротив: как горько будет услышать упрек тому, кто не молился за умерших! "Вот ты не вспоминал обо мне, не молился обо мне, не помог мне в час нужды моей, упрекаю тебя".

Состояние усопших подобно положению человека, плывущего по очень опасной реке. Молитва за усопших - это как бы спасательный канат, который бросает человек утопающему ближнему. Если бы каким-нибудь образом перед нами отворились врата вечности и мы увидели бы эти сотни, тысячи миллионов людей, рвущихся к мирному пристанищу, - то какое бы сердце не поразилось и не сокрушилось при виде своих единоверных и единокровных близких, без слов взывающих к нашей молитвенной помощи!

О том, насколько необходимы молитвы за усопших, и о том, что существует общение с загробным миром, я приведу вам сейчас чудесную, но истинную повесть из жизни одного храма нашей Русской Церкви. В селе Лысогорка скончался батюшка. На его место был прислан другой священник - молодой, который за первой же службой неожиданно скончался - прямо в алтаре. Прислали еще одного священника, но и с ним случилось то же самое: в первый день его служения, после того, как пропели "Отче наш" и причастный стих, батюшка очень долго не выходил со Святыми Дарами, и когда староста вошел в алтарь, то увидел священника, лежащего во всем облачении у Святого Престола мертвым. Все ужаснулись, узнав об этой таинственной смерти, и, не зная причины ее, говорили, что какой-то тяжкий грех тяготеет над приходом, если жертвою за него стали две молодые ни в чем неповинные жизни. Слух об этом прошел по всей округе, и никто из священников не решался идти на тот приход.

Согласие изъявил лишь один старец-инок. "Мне все равно скоро умирать. Пойду отслужу там первую и последнюю Литургию, смерть моя никого не осиротит".

Во время службы, когда допели до "Отче наш", чувство самосохранения все же заявило о своих правах, и старец распорядился, чтобы открыли и боковые двери, и Царские врата. Во время запричастного стиха он увидел за Горним местом какой-то силуэт. Этот силуэт выступал все резче и резче, и вдруг за Престолом выделился мрачный образ одетого в ризы священника, который был опутан по рукам и ногам цепями.

Дрожа от страха, инок путал слова молитвы. Но через некоторое время все же собрался с силами, укрепился духом и вышел причащать верующих. Все поняли, что с ним случилось что-то неладное.

А призрак все стоял, лязгая цепями, и скованными руками указывал на стоящий в алтаре ящик.

По окончании Литургии иеромонах призвал старосту, и они открыли ящик, в котором оказались... поминальные записки. Дело в том, что когда покойному священнику подавали поминальные записки, он их, не прочитывая, откладывал на будущее время. Теперь старец понял причину видения и стал ежедневно служить панихиды и прочитывать накопившиеся записки.

В следующее воскресение он уже служил заупокойную Литургию по душе усопшего батюшки. Когда запели запричастный стих, силуэт умершего священника появился снова. Но он был уже не трагичным, грозным, каким являлся в первый раз, а со светлым, веселым лицом и без цепей на руках и ногах. После того, как служивший старец-иеромонах приобщился Святых Таин, призрак зашевелился, поклонился ему до земли и исчез.

Мы с вами видим на этом примере, как молитвы за усопших приносят им пользу и облегчают их участь. И не случайно мы говорим об этом именно сегодня. Потому что сегодня Святая Церковь отмечает особый день, называемый мясопустной родительской субботой, и собирает православных для совместной молитвы пред Престолом Божиим о единоверных наших братиях, отошедших в жизнь вечную. А завтра Святая Церковь воспоминает страшное Второе Пришествие Господа и кончину мира.

Побуждая своих членов быть готовыми ко Страшному Суду, Святая Церковь просит нас помолиться Праведному Судии об усопших наших сродниках, да простятся им все согрешения и да очистится пред ними путь перехода из мрачного подземелья в светлые обители Отца Небесного.

Вознесем же, дорогие братия и сестры, молитву ко Христу Богу и от всего сердца возовем: Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Аминь.

Архимандрит Кирилл (Павлов)

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Проповеди

Сообщение КАПЕЛЬ »

Утешение в скорби


Несомненно, каждого в жизни Господь посещал скорбями. Болезнь, утрата, измена, клевета, гонение и прочие скорби знакомы многим. Как правило, редко кто радуется скорбям. Редко кто смеет просить скорби у Бога. В большинстве случаев, скорбей боятся и не желают. Отсюда встает вопрос: «Как правильно вести себя в скорби? Как быть, когда скорбь, как незванный и неожиданный гость, посещает нас?»

Будучи приходским священником, я часто вижу, что люди в скорби приходят в храм; иногда, впервые за долгое время; иногда, впервые в жизни. Каждый переживает свою скорбь по своему: кто-то приходит в себя и протрезвляется от дурмана ежедневной мирской жизни; кто-то потихоньку скользит в яму малодушия и ропота на судьбу; кто-то обозляется, черствеет сердцем и ропщет не только на судьбу, но и на Бога. Часто, люди в сравнительно одинаковых обстоятельствах ведут себя очень по-разному. Очевидно – то, как каждый переносит свою скорбь во многом зависит от него самого и от его духовного состояния.

В книге «Луг духовный», святой Иоанн Мосхос приводит следующий, прекрасный пример того, как скорбь для одного человека может быть счастьем другого. Однажды, святой Иоанн и его друг, святой Софроний, будущий Иерусалимский патриарх, пришли в церковь где-то в Палестине. Там, они увидели весьма странное зрелище – очень красивая, молодая женщина, с громкими рыданиями и вздохами, молилась перед иконами и что-то очень усердно просила у Бога. Удивленные, они позвали ее служанку и спросили ее в чем дело. Служанка объяснила, что ее госпожа недавно овдовела. Оставшись одна, она хотела сохранить верность своему покойному супругу до гроба, но подверглась искушению так как, некий молодой военный стал оказывать ей внимание. Поэтому, она пришла в храм и стала просить у Бога тяжелой болезни, чтобы, слягши в постель, не иметь возможности впасть в грех. Когда, святые Иоанн и Софроний снова вернулись в тот же храм через неделю, они уже не увидели той красавицы вдовы, а лишь одну ее служанку. Спросив ее о состоянии ее госпожи, в изумлении, в ответ они услышали: «Бог услышал ее молитву. Она лежит в постели и от всего сердца благодарит Бога за посланную ей болезнь.»

Вот, замечательный пример когда человек сам просит у Бога скорби для смирения своей плоти и победы в борьбе с искушением. Однако, мы редко имеем столько храбрости и решимости в борьбе со страстями и поэтому, Господь, как любящий Отец и мудрый Врач, Сам посылает нам необходимые скорби, без которых мы могли бы духовно погибнуть. Увы, мы почти совсем забыли, что наказание, своей целью имеет исправление во благо, а не просто бесцельное причинение боли.

Значит ли это, что мы все должны смело просить у Бога скорби? Вовсе нет. Вряд ли есть среди нас те, кто духовно созрел до такого состояния. Святые отцы учат нас идти Царским Путем, не уклоняясь в крайности. Самый безопасный путь – путь смирения. Не нужно просить у Господа скорби по смирению, ибо никто не знает, сможет ли он вынести то, что просит. Одновременно, не нужно малодушествовать и роптать, когда скорби сами приходят к нам. Нужно просить у Бога помощи и терпения, и, если это полезно для нашей души, избавления от скорби. Лучшим бальзамом для души во время скорби являются слова – слава Богу за все!

Кажется, моя мысль приближается к концу, но кто-то скажет: «А как же с утешением? Где же утешение в скорби?» Как ни странно, но сама скорбь часто бывает источником утешения. Как горькое лекарство, неприятная и исполненная боли в начале, она исцеляет и очищает душу верующего человека. Вместе с исцелением и очищением человека посещает глубокий мир. А там, где мир – как говорят Святые Отцы – там Бог.

Иерей ВЯЧЕСЛАВ ДАВИДЕНКО
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Проповеди

Сообщение КАПЕЛЬ »

О несении креста
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Я должен добровольно взять свой крест, я должен полюбить его, признать себя вполне достойным его, как бы труден и тяжел он не был.

Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова.

Взять крест — это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу.

Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.

И надо обратить особое внимание на то, что каждый человек на своем жизненном пути должен поднять именно свой крест. Крестов бесчисленное множество, но только мой врачует мои язвы, только мой будет мне во спасение, и только мой я понесу с помощью Божией, ибо он дан мне Самим Господом.

Как бы не ошибиться, как бы не взять крест по своему произволу, тому произволу, который в первую очередь и должен быть распят на кресте самоотвержения! Самовольный подвиг — это самодельный крест, и несение такого креста всегда оканчивается падением великим.

А что же значит свой крест? Это значит идти по жизни по своему пути, начертанному для каждого промыслом Божиим, и на этом пути подъять именно те скорби, что попустит Господь. (Дал обеты монашества — не ищи женитьбы, связан семьей — не стремись к свободе от детей и супруги.)

Не ищи больших скорбей и подвигов, чем те, что есть на твоем жизненном пути, — это гордость сбивает с пути. Не ищи освобождения и от тех скорбей и трудов, что посланы тебе, — это саможаление снимает тебя с креста.

Свой крест — это значит довольствоваться тем, что по твоим силам телесным. Дух самомнения и самообольщения будет звать тебя к непосильному. Не верь льстецу.

Как разнообразны в жизни и скорби и искушения, которые посылает нам Господь для врачевания нашего! Какое различие у людей и в самих телесных силах и здоровье! Как разнообразны и наши греховные немощи!

Да, у каждого человека — крест свой. И этот свой крест заповедано каждому христианину принять с самоотвержением и последовать Христу.

А последовать Христу — это изучить святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста. Ум, сердце и тело всеми своими движениями и поступками, явными и тайными, должны служить и выражать спасительные истины Христова учения. И все это значит, что я глубоко и искренне сознаю врачующую силу креста и оправдываю суд Божий надо мною. И тогда мой крест становится Крестом Господним.

От креста нам не уйти. Но есть во спасение, который несут с помощью Господа и по Его благословению, а есть самодельный, под которым человек часто падает, ибо нет ему помощи свыше, и этот крест не утешает человека надеждой на спасение.
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Ответить

Вернуться в «Духовная литература»