Писатели о смерти, вере и Боге

Аватара пользователя
galarina
Ветераны
Сообщения: 1235
Зарегистрирован: 05 июн 2009, 06:49
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г.Киев

Re: Писатели о смерти, вере и Боге

Сообщение galarina »

Спасибо Весна _33 за тему. Почитаю :rose:

Аватара пользователя
селяви
Ветераны
Сообщения: 1051
Зарегистрирован: 27 ноя 2010, 04:28
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Писатели о смерти, вере и Боге

Сообщение селяви »

Из очерка Бориса Зайцева "Достоевский и Оптина Пустынь". О том, как смерть сына Достоевского повлияла на роман "Братья Карамазовы"


Весной 78 - го года Достоевский почти начал писать «Братьев Kарамазовых». В его апрельском «Письме к московским студентам» сквозит тема романа.
Но вот в мае все обрывается. Заболевает трехлетний сын Федора Михайловича Алеша —
любимый его сын. «У него сделались судороги, наутро он проснулся здоровый, попросил свои игрушки в кроватку, поиграл минуту и вдруг снова упал в судорогах». Так записала Анна Григорьевна. Наследственность, эпилептический припадок! «Федор Михайлович пошел проводить доктора, вернулся страшно бледный и стал на колени около дивана, на который мы положили малютку. Я тоже стала на колени, рядом с мужем. ...Kаково же было мое отчаяние, когда вдруг дыхание младенца прекратилось и наступила смерть. (Доктор0то сказал отцу, что это уже агония.) Федор Михайлович поцеловал младенца, три раза его перекрестил и навзрыд заплакал. Я тоже рыдала».
Можно представить себе, что это было для Достоевских. Любимый сын — и эпилепсия. Kого люблю, того и погубил. За что? За что младенцу не вкусить жизни, за что мне крест? Со времен Иова все то же и все то же, и никто не может разрешить. Анна Григорьевна знала мужа. Любовь, женское преданное сердце подсказало ей решение:
«Я упросила Владимира Сергеевича Соловьева, посещавшего нас в эти дни нашей скорби, уговорить Федора Михайловича поехать с ним в Оптину пустынь, куда Соловьев собирался ехать этим летом».
Она не знала, конечно, какой дар приносит нашей литературе. 20 июня Достоевский уехал в Москву. Оттуда, вместе с Соловьевым, в Оптину.

* * *
Время это было — особенный расцвет Оптиной: связано со старчеством отца иеросхимонаха Амвросия, самого знаменитого из оптинских старцев. Человек это был явно необыкновенный. Необычайность его и в том состояла, что он будто был и обычный. В молодости преподаватель Липецкого духовного училища, просто себе учитель, нрава живого, веселого. Иногда грустил и задумывался — с кем этого не бывает, особенно в молодости? Но в общем, как все. И вот этот «обычный», гуляя однажды в лесу близ Липецка и подойдя к ручью, в журчании его вдруг явственно услышал: «Хвалите Бога, любите Бога».
Насчет монашества он решил не сразу, в конце концов попал в Оптину и себя нашел. Получилось так: перенеся тяжкую болезнь, уже лет тридцати, отец Амвросий навсегда остался слабым физически, но удивительно радостным, светлым и нежным душевно. «Монаху полезно болеть»,— говорил он. В немощи его — сила.
Эта сила — любовь и свет. Их нельзя скрыть. Они сами выходят, сладостно облекают приходящих. Оттого и толпится у него народ в приемной скитского домика, в зальце с иконами, портретами архиереев, с цветником за окном. Оттого получал он до шестидесяти писем в день, с четырех утра отвечал сам на некоторые, на другие давал указания, как ответить.
Позже выходил, благословлял, беседовал, давал советы. Все принимал и всех. Особенно сострадал грешникам. Наставлял, как изживать горе, но мог научить и как «кормить индюшек господских» — баба со слезами просила: «Все дохнут!» Ему говорили: «Батюшка, напрасно теряете с ней время!» — «Да ведь в этих индюшках вся ее жизнь».
Kроткими, прекрасными глазами читал он в душе и не об одних индюшках. Человека видел
насквозь, многое предсказывал. Говорили, что иногда читал письма, не вскрывая их, и диктовал ответы. Дар прозорливости был у него велик, жизнеописание изобилует им. K нему в Оптину и попал Достоевский в июне 78-го года. Пробыл в монастыре двое суток, все видел, все запомнил — об этом говорят и описания монастыря в «Братьях Kарамазовых».
«С тогдашним знаменитым старцем отцом Амвросием, — пишет Анна Григорьевна, — Федор Михайлович виделся три раза: раз в толпе, при народе, и два раза наедине».Вот где уж кровная, неизбывная связь «Братьев Kарамазовых» с Оптиной пустынью, старца Зосимы романа со старцем Амвросием: связь в страдании и утолении его.
Вторая книга романа окончена в октябре 1878 года, через три месяца по возвращении из Оптиной. В главе «Верующие бабы» описан прием посетителей у старца Зосимы:
«— О чем плачешьто?
— Сыночка жаль, батюшка, трехлеточек был, без двух только месяцев и три бы годика ему. По сыночку мучусь, отец, по сыночку. Последний сыночек оставался, четверо было у нас
с Никитушкой, да не стоят у нас детишки, не стоят, желанный, не стоят... Последнего схоронила и забыть его не могу. Вот точно он тут передо мной стоит, не отходит. Душу мне иссушил. Посмотрю на его бельишечко, на рубашоночку аль сапожки и взвою. Разложу, что после него осталось, всякую вещь его, смотрю и вою...»
Старец утешает ее сначала тем, что младенец теперь «пред Престолом Господним, и радуется, и веселится, и о тебе Бога молит. А потому и ты не плачь, но радуйся». Но она «глубоко вздохнула». Ей нужен он сейчас, здесь, земное утешение ей нужно. Земное — так чувствовал и сам Достоевский.
Она продолжает:
«— Только бы минуточку едину повидать, послыхать его, как он играет на дворе, придет,
бывало, крикнет своим голосочком: «Мамка, где ты?» Только бы услыхатьто мне, как он по
комнате своими ножками пройдет разик, ножками-то своими тук-тук, да так часто, часто...
Да нет его, батюшка, нет, и не услышу его никогда...»
Так говорит баба в «Братьях Kарамазовых», жена извозчика Никитушки, и из-под печатных букв выступает кровь сердца Федора Михайловича Достоевского.
Тогда старец Зосима продолжает так:
«— Это древняя «Рахиль плачет о детях своих и не может утешиться, потому что их нет», и
такой вам, матерям, предел на земле положен». Пусть она плачет, но не забывает, что сыночек «есть единый из ангелов Божиих».
«...И надолго еще тебе сего великого материнского плача будет, но обратится он под конец тебе в тихую радость, и будут горькие слезы твои лишь слезами тихого умиления и сердечного очищения, от грехов спасающего».
Вот это-то самое важное: горе—в тихую радость, горькие слезы — в слезы тихого умиления.
Но ведь только сказать, просто сказать страждущему — мало. Вот было у старцев оптинских, — у Амвросия, наверное, и особенно — нечто излучавшееся и помимо слова, некое радио любви, сочувствия, проникавшее без слов. Без него разве были бы живы слова?
Анна Григорьевна считала, что слова Зосимы бабе — именно то, что сказал старец Амвросий
самому Достоевскому. Она мужа знала насквозь, обожала его, горе было общее, невозможно подумать, что она говорила легкомысленно.
«— А младенчика твоего помяну за упокой,как звали-то?
— Алексеем, батюшка.
— Имя-то милое. На Алексея человека Божия?
— Божия, батюшка, Божия, Алексея человека Божия!»
Достоевский вернулся из Оптиной, по словам Анны Григорьевны, «утешенный и с вдохновением приступил к писанию романа».
Горе не напрасно. Стоны над мальчиком Алексеем не напрасны. Встреча с Оптиной в
конце жизни, в зрелости дара более чем не напрасна: это судьба Достоевского. Еще в «Идиоте» повеяло у него духом света. Князь Мышкин излучает светлозеленоватые лучи — лучи надежды. Но там связано это еще с безумием. В набросках к «Kарамазовым» Алеша именуется «идиотом». Но рядом с этим тянет Достоевского и к более ровному, прочному, трезвенному свету.
В письмах из-за границы он упоминает о желании побывать в русском монастыре. Монастырь и облик инока русского с некоторых пор стали все сильнее его занимать. Для «Kарамазовых», при сопоставлении «да» и «нет», Бог и дьявол, подвижник стал необходим. На кого опереться? У кого свет неболезненный?
Все слагалось как надо: не умер бы мальчик Алеша, не был бы сражен горем отец, может
быть, и не поехал бы этот отец с Соловьевым на лошадях из Kалуги через убогий Перемышль в Kозельск, на опушку брянских лесов, на реку Жиздру к старцу Амвросию. Или если бы и поехал, то в ином состоянии, просто как путешественник? А ведь так получилось, что внутренне между ним и бабой, женой Никитушки, разницы нет. Оттого и принял он в душу так полно и утолительно и образ монастыря, и образ старца Амвросия. Младенец Алексей переселился в младенца бабы и далее, выше, в Алешу Kарамазова. А этот Алеша теперь уже не «идиот» набросков, а милый и красивый, здоровый русский юноша с нежной и глубокой душой. Его брат Иван знается с дьяволом, исполняет его роль, но и погибает в безумии. Победители — Алексей и Димитрий, один в экстазе любви, другой в экстазе неповинного страдания.
А над всем облик старца Зосимы — как свет немеркнущий. Любовь, кротость и сострадание.
Дожить и узнать - зачем всё это было.

Ответить

Вернуться в «Духовная литература»