Наука и вера . Подтверждая друг друга

Здесь можно обсудить вечные вопросы о том, существует ли жизнь после смерти, поделиться своим околосмертным опытом, рассказать о феноменах, которые были связаны со смертью других, обсудить научный, философский, религиозный аспект этого вопроса.
Аватара пользователя
Svetlana2010
Юрист
Сообщения: 7603
Зарегистрирован: 05 авг 2010, 12:49
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Наука и вера

Сообщение Svetlana2010 »

Очень увлекаюсь астрономией и физикой, в любительских пределах конечно же.
Вот нашла такую статью. Это великий ученый, бывший председатель Н.Ю. академии наук
https://scirel.narod.ru/morrison.html
Всё бы отдала за простое - "Я скучаю"......

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Кризисный психолог »

Наука и религия. Каково их соотношение? Насколько они противоречат друг другу? Может ли быть преодолен этот конфликт, и есть ли он вообще? Каково поле деятельности науки и религии?

Для начала разберемся, каков предмет науки и религии? Наука изучает мир вещественный, религия – открывает путь к Богу, который есть Дух (Ин. 4:24). Наука и религия не могут противоречить друг другу, поскольку поле их деятельности не пересекается. Конечно, религиозный человек живет в материальном мире, но в отношении земных вопросов, он может быть вполне научным человеком. Наука изучает мир, отвечая на вопросы «как?» и «почему?», тогда как религия, в вопросах связанных с земным существованием человека, дает ответы на вопрос «зачем?», «какой конечный смысл?».

Наука не может дать удовлетворительного ответа на предельные аксиологические вопросы. В чем смысл жизни человека? Каково его призвание? Почему нельзя убивать? Да, наука может систематизировать представления людей, но любое научное объяснение о предпосылках приведших общество (либо конкретного человека) к тем или иным ответам на данные вопросы тут же убьет весь смысл данных ценностей и переведет их в разряд предрассудков. Если бы нам доказали, что наши моральные устои и ценности лишь следствие, например, воспитания и не имеют никакой онтологической необходимости, то эти принципы тут же потеряли для нас свою ценность. То же самое и в вопросах со смысла жизни.

Другое дело, что человек, опытно переживший внутреннюю необходимость, осознано совершающий добро, нашедший смысл жизни в Боге, будет укреплен этим опытом и уже не поддастся на доказательства детерминированности его выбора окружающим миром. Кант писал об этом опыте: «Две вещи в мире наиболее всего поражают меня: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас». Человек осознавший врожденность нравственного закона в своей душе, уже не поддастся на провокации, обосновать нравственность и стремление к добру через воспитание или общество. Наука может говорить о степени влияния общества, семьи, друзей и т.п. на нравственный облик человека, но она никогда не сможет объяснить появление врожденного стремления к добру в человеке, это уже компетенция религии.

Так же и религия, отвечая на вопрос о конечном смысле жизни человека и мира, уступает место науке в вопросах определения и описания законов физического мира.

Религия и наука дополняют одна другую. С одной стороны наука соработница религии, раскрывающая Премудрость Творца, в иллюстрацию чего приведем слова выдающегося просветителя М. В. Ломоносова: «Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал Свое величество, а в другой - свою волю. Первая - видимый сей мир, вторая - Священное Писание. В сих пророческих и апостольских боговдохновенных книгах истолкователи и изъяснители суть великие церковные учители. А в оной книге сложение видимого мира, математики, астрономы и прочие изъяснители божественных в натуру влиянных действий суть таковы, каковы в оной книге пророки, апостолы и церковные учители. Наука и религия суть родные сестры, дщери Великого Родителя: они никогда в распрю придти не могут, разве кто из некоторого тщеславия и показания своего мудрования на них вражду всклеплет».

С другой стороны в современном мире уже давно идет дискуссия об этической ответственности науки перед обществом. Ярким примером может служить Самуэль Вайссман – один из создателей первой атомной бомбы, вступивший в ряды активных противников распространения ядерного оружия. Наряду с этим вопросом встают этические проблемы клонирования, ГМО и т.д. Именно религия может стать одним из фильтров общественного контроля допустимости тех или иных испытаний и разработок.

Цель науки – служение на благо общества. Но каково это благо? Отчего так много людей в развитых странах страдают депрессиями и пачками глотают антидепрессанты? Может ли человек стать счастливым, погрузившись в виртуальный мир, столь качественно сделанный, что в десять раз ярче и насыщенней эмоциями, чем реальный? Будет ли счастлив человек, постоянно находясь на допинге искусственных удовольствий? Избежать такого злоупотребления научными плодами можно лишь в том случае, если непрестанно помнить о предназначении науки, которая призвана, по словам известного астронома И. Г. Медлера «оживлять и укреплять религиозные убеждения».

Может быть мнение Медлера частное, и не является нормальным для научного мировоззрения? Отнюдь! Множество ученых, изумленных красотой, целесообразностью и стройностью устройства нашего мира поддерживают мысль о служении науки как одном из путей Богопознания. Данное мнение поддерживали известные в своей среде физики, химики, астрономы, биологи, геологи и другие ученые, такие как Линней, Ньютон, Коперник, Ф.Чарльз, Бойль, В.Томсон Шредингер, Д. Гершель, Д. Уольш, Либих, Б. Паскаль, Менделеев, Ломоносов, Туполев, Павлов… список можно продолжать и продолжать.

Более того, даже Чарльз Дарвин, не подозревавший, что когда-либо может стать центральной фигурой в трактатах атеистов, был верующим церковным человеком. «Где начало цепи развития животного мира?» спрашивали Дарвина. «Оно приковано к Престолу Всевышнего» отвечал ученый.

Религиозность деятелей науки не является прямым доказательством бытия Божия, но как минимум подтверждает отсутствие принципиального противоречия между наукой и религией. Чем больше ученый познает мир, тем более восхищается им, и тем чаще задается вопросом: «Кто автор столь стройной системы?». Никакое научное открытие не может опровергнуть существование Бога, но, напротив, свидетельствует о разумном устройстве всего существующего, настолько точного и тонкого, что измени хоть на каплю любой закон физики или биологии, то это потребовало бы изменения и других законов и, в итоге, весь мир бы исчез, все живое - погибло. Точность и «хрупкость» мира заставляют ученого задуматься о Боге, создавшем столь сложную систему, законы которой никогда не будут познаны человечеством во всей их полноте. Поэтому, у верующего ученого нет претензии, нет гордыни за свои открытия и изобретения.

Позицию же религиозных людей по отношению к науке и искусству хорошо иллюстрируют изумительные стихи акафиста «Слава Богу за все» написанного митрополитом Трифоном (Туркестановым): «Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой Сверхсознания они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. Их дела невольно говорят о Тебе: о, как Ты велик в Своих созданиях, о, как Ты велик в человеке».
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Нат
Сообщения: 624
Зарегистрирован: 02 окт 2009, 00:13

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Нат »

Спасибо за статью!!! :thank_you:

Аватара пользователя
Iren
Ветераны
Сообщения: 460
Зарегистрирован: 06 фев 2010, 02:26
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Iren »

понравилась статья:
РАЗМЫШЛЕНИЯ ФИЗИКА О ТАЙНЕ ТВОРЕНИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Aвтор этой статьи О.В.Петренко - кандидат физико-математических наук, специалист в области физики твердого тела, лауреат диплома 1 степени конкурса молодых ученых МГУ. Его перу принадлежат более 40 научных работ по физике. И все же данная статья, как и недавно вышедшая книга О.Петренко "Уверение Фомы" (издательство Валаамского монастыря, М., 1997 г.), не являются анализом религии с помощью физики. Напротив, они представляют собой попытку осмысления верующим человеком последних научных данных, которые, по мнению автора, ярко и однозначно свидетельствуют о Творце.

https://www.wco.ru/biblio/books/petren1/main.htm
Я верю, даже если это всё, что я могу (с)

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Кризисный психолог »

Сэр Джон Кэрью ЭКЛС (1903-1997) - австралийский нейрофизиолог, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине в 1963 году «за открытия, касающиеся ионных механизмов возбуждения и торможения в периферических и центральных участках нервных клеток».
Эклсу также принадлежат другие выдающиеся открытия, в основном в области исследований мозга. Джон Эклс - один из величайших нейрофизиологов XX века, основатель современной электрофизиологии.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Эклс написал книгу «Тайна человека».
Эклсу также принадлежат другие выдающиеся открытия, в основном в области исследований мозга.


Джон ЭКЛС (1903-1997) - Цитаты


«Наука и религия во многом схожи. И в науке, и в религии задействованы воображение и творческие способности человека. Кажущийся конфликт между наукой и религией - следствие невежества.
Мы обретаем бытие через Божественное деяние. Божественный Промысел ведет нас на протяжении всей нашей жизни. Когда мы умираем, мозг перестает функционировать, но Божий Промысел и любовь не прекращаются. Каждый из нас - неповторимое существо, наделенное сознанием, - есть творение Божье. Это религиозная точка зрения, и только она согласуется с тем, что мы знаем о мире». ( Eccles 1984, 50).
***

«В том, что я существую как личность, есть некая основополагающая тайна, намного превосходящая биологическое объяснение того, как развиваются мои тело и мозг. Разумеется, это убеждение соответствует религиозной концепции души, сотворенной Богом». (Цит. по: Brian 1995, 371).
***

«Невозможно объяснить уникальность человеческого "я", или Души, не обращаясь к представлениям о сверхъестественном духовном сотворении. С богословской точки зрения каждая Душа есть новое божественное творение, заложенное в человеческий зародыш в некий момент между зачатием и рождением». ( Eccles 1991, 237).
***

«Я верю в Божественный Промысел, действующий над материальными событиями биологической эволюции». ( Eccles 1979, 235).
***

«Задумываясь над той реальностью, которую я познаю на своем опыте, я вижу, что прежде всего мой опыт заключается в самосознании - ощущении собственного бытия, которое, я считаю, сотворено Богом». (Цит. по: Margenau and Varghese 1997, 161).
***

«Я считаю, что загадка человеческой жизни попирается научным редукционизмом с его утверждениями о том, что "многообещающий материализм" рано или поздно объяснит весь духовный мир процессами, происходящими в нейронах. Эту идею следует рассматривать как суеверие.
Необходимо признать, что мы также и духовные существа, обладающие душами и живущие в духовном мире, - равно как и материальные существа, обладающие телами и мозгом и существующие в физическом мире». ( Eccles Evolution of the Brain: Creation of the Self. - London: Routledge, 1991. - P. 241).
***

«Поскольку материалистические концепции не в состоянии объяснить нашу уникальность, которую все мы осознаем, я вынужден приписать эту уникальность личности, или души, сверхъестественному духовному творению.
Теологическая значимость этого вывода огромна. Он служит веским подтверждением нашей веры в существование человеческой души и в ее сверхъестественное появление в результате божественного творения». ( Eccles 1994, 168).
***

« Я верю и в реальность мира разума, или духа, и в реальность материального мира. Верю я и в то, что в процессах биологической эволюции есть некий Замысел, который в конечном счете привел к появлению нас - существ, обладающих самосознанием и неповторимой личностью, способных размышлять над величием и тайнами природы и пытаться постичь их". ( Eccles 1979, 9).
***

«Смерть тела и мозга можно рассматривать как прекращение нашего двойственного бытия. Хочется надеяться, что освобожденная душа найдет в будущем еще более глубокий смысл и еще более удивительные переживания. Возможно, это произойдет в новом теле, как учит традиционное христианство». ( Eccles 1991, 242).
***

«Я верю, что мы порождены творческим деянием того, кого называют Богом. Я надеюсь, что за этой жизнью нас ждет продолжение существования, где мое "я", или моя душа, будет жить и дальше - в другом мозге, в другом компьютере, если можно привести такое сравнение. Я не знаю, откуда у меня этот компьютер, но он вполне хорош, и я благодарен за то, что он у меня есть. Но я реалист, и знаю, что скоро он исчезнет. Однако я думаю, что мое самосознание или душа продолжит существование». (Цит. по: Gilling and Brightwell, The Human Brain, 1982, 180).
***

«Необычайный успех теории эволюции в последнее время защищал ее от тщательного критического анализа. Но эта теория несостоятельна в главном. Она не способна объяснить почему каждый из нас - уникальное существо, обладающее самосознанием». ( Eccles 1979, 96).
***

«Если физический детерминизм верен, то все споры и аргументы на этом заканчиваются. Всему приходит конец. Никакой философии нет. Все люди безжалостным образом опутаны паутиной обстоятельств, из которой невозможно вырваться. Все, что мы делаем, - всего лишь иллюзия". (См. Popper and Eccles , 1977, 546).
***

«Обладая самосознанием, каждый человек сталкивается с серьезным испытанием при выборе жизненного пути.
Можно жить, стремясь к высочайшим ценностям, истине, любви и красоте, с благодарностью за божественный дар жизни, дающий нам удивительную возможность стать частью человеческой культуры. Человек может достичь того, что позволяют его возможности. Например, одно из величайших достижений заключается в том, чтобы создать семью, живущую в любви. Я вырос и получил религиозное воспитание именно в такой семье, за что я бесконечно благодарен. Жизнь, посвященная образованию, науке, искусству или заботе о больных, также полна множества возможностей. Нужно всегда стараться любить тех, кто рядом. Мы все - родственные существа, таинственным образом оказавшиеся на этом удивительном космическом корабле - планете Земля, которая заслуживает заботы, но не поклонения». (Цит. по: Templeton 1994, 131).
***

«Вы называете защиту нашей планеты важнейшей задачей современности. Я не согласен. Важнее всего - спасти человека от материалистической деградации. Она прививается через средства массовой информации, через потребительское общество, через всепоглощающее стремление к власти и деньгам, через деградацию ценностей (которые раньше основывались на любви, истине и красоте) и через распад семьи». ( Eccles 1990).
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Кризисный психолог »

Я горжусь обвинениями в том, что ввел Юрия Гагарина в православие

https://www.pravoslavie.ru/press/060422203053.htm

История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия православной церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.



История отношений Русской Православной Церкви и отечественной космонавтики берет свое начало с момента первого полета человека в космос. Эти отношения развивались даже в период активной борьбы советского государства с религией, в последние же годы им придан особенный позитивный импульс. О некоторых эпизодах взаимодействия Православной Церкви и российской космонавтики в интервью порталу "Интерфакс-Религия" рассказал один из их главных очевидцев, доцент Военно-воздушной академии имени Ю.А.Гагарина полковник Валентин Петров.

- Валентин Васильевич, Вы близко дружили с Юрием Гагариным. Первый космонавт, по некоторым рассказам, был человеком верующим, хотя и не афишировал этого. Можно ли сказать, что православная вера была еще одним негласным, но связующим звеном вашей дружбы - молодых советских летчиков в те непростые для Церкви годы государственного атеизма?

- Юрий Алексеевич, как все русские люди, был человеком крещеным и, насколько я могу знать, верующим. Для меня незабываемой остается наша совместная поездка в Троице-Сергиеву лавру в 1964 году, как раз когда Гагарину исполнилось 30 лет. Он, такой заводной по натуре, как-то напрямую меня спросил, был ли я в лавре. Получив утвердительный ответ, предложил поехать еще раз, и мы отправились сразу же - вечером, переодевшись в "гражданку". Дураки дураками, конечно, потому что Гагарина ведь во что ни переодень... Когда мы пришли в лавру, толпа народу пошла к нему за автографами. Еще даже служба не успела кончиться, но все, узнав о приезде Гагарина, поспешили к нему. Вот такая была народная любовь к Юре, и он не мог никому отказать.

Юрий Алексеевич как личность вообще был уникален - он никогда не кичился свой славой. Если ты к нему обращался, он уже никого не видел и слушал только тебя. Равно как у детей его не было и нет напыщенности от осознания того, что они - дети первого космонавта.

Тогда, в лавре, нас, а в первую очередь, конечно, Гагарина спас отец наместник. Он завел нас к себе в келью, где, по русскому обычаю, конечно, налил нам и после третьей рюмки говорит: "Ну, а кто мне поверит, что у меня в келье был Гагарин?" А Гагарин ему с ответным юмором: "Ну, а кто не поверит?" Достал свою фотографию, надписал "отцу наместнику от Гагарина, с наилучшими пожеланиями" и подарил. Тот говорит: "Ну, это обмыть надо!". Мы и обмыли, конечно!

Потом отец наместник предложил нам посетить ЦАК. Мы удивленно отвечаем: "Что Вы, отче, да мы в ЦАГИ были!", имея в виду наш Центральный аэрогидродинамический институт. Потом выяснилось, что речь идет о Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии. Мы туда, конечно, пошли, и там произошел случай, который меня потряс полностью. Когда мы подошли к макету храма Христа Спасителя, Юра заглянул внутрь, посмотрел и говорит мне: "Валентин, посмотри, какую красоту разрушили!" Очень долго он на него смотрел тогда...

Когда мы возвращались в тот раз из лавры, на нас такое впечатление произвело все увиденное, что мы ехали как под гипнозом. Юра мне неожиданно сказал: "Валентин, вдумайся в слова: "иже еси на небеси"". Я распахнул глаза: "Юрий Алексеевич, Вы что, молитвы знаете?!" Он говорит: "А ты думаешь, один ты их знаешь? Ну, молчать-то ты умеешь". А ведь на дворе - 1964 год, время, когда Хрущев раздавал свои обещания "показать последнего попа"...

Для меня эта поездка даром не прошла, меня обвинили в том, что я Гагарина "тащу в религию". Гагарин же меня и спас, он сказал: "Как это так - капитан полковника тащит в религию?! Не он меня возил - а мы ездили на моей машине". В результате я получил выговор по партийной линии за то, что "ввел Юрия Гагарина в православие", и теперь этим очень горжусь.

А спустя некоторое время после нашей поездки Юрий Гагарин, выступая на заседании пленума ЦК по вопросам воспитания молодежи, в открытую предложил восстановить храм Христа Спасителя как памятник воинской славы, как выдающееся произведение православия. Одновременно он предложил восстановить и разрушенную в то время Триумфальную арку. Мотив у Гагарина был очень простой: нельзя поднимать патриотизм, не зная своих корней. Поскольку храм Христа Спасителя - это памятник воинской славы, то люди, которые идут защищать Родину, должны это знать.

Никто на пленуме, конечно, не ожидал таких слов от первого космонавта, реакция была потрясающая, раздались бурные аплодисменты. Президиум, конечно, был серьезно напуган, но ничего сделать против Юрия Алексеевича они, разумеется, не могли.

- А как же знаменитая фраза, которую приписывают Гагарину - "летал в космос, а Бога не видел"?

- Да это совершенно точно говорил не Гагарин, а Хрущев! Это было связано с пленумом ЦК, на котором решался вопрос об антирелигиозной пропаганде. Хрущев тогда ставил задачу для всех партийных и комсомольских организаций поднять эту самую пропаганду и сказал: ну что вы там за Бога цепляетесь? Вот Гагарин летал в космос, а Бога не видел. Однако спустя некоторое время эти слова стали преподноситься уже в другом аспекте. Cтали ссылаться не на Хрущева, а на Гагарина, который ведь был любимцем народа, и такая фраза из его уст имела бы огромное значение. Хрущеву-то, мол, не очень поверят, а вот Гагарину поверят наверняка. Но у Гагарина никогда ничего об этом не было сказано, он такого произнести не мог.

- Эта поездка с Гагариным в лавру и положила начало Вашей традиции возить по святым местам своих учеников - студентов Военно-воздушной академии?

- В общем, так оно и было. После этого я съездил в лавру с Германом Титовым, который, кстати, был такой же православный человек. Когда мы с ним были в Питере, он меня первым делом попросил свозить его в Александро-Невскую лавру. А потом, под впечатлением Александро-Невской, Герман попросил поехать с ним в Загорск. Кстати, вместе с Титовым мы посещали патриарха Алексия II еще до его интронизации на патриарший престол, когда Святейший служил в Ленинграде в сане митрополита.

Еще был замечательный случай, когда из космоса прозвучало поздравление всей стране в честь тысячелетия крещения Руси. Когда Володя Титов должен был на год лететь в космос, я его первым делом повез в ЦАК, а после - в Данилов монастырь. А он летел в год тысячелетия крещения Руси, у него старт был 21 декабря 1987 года, а посадка - ровно 12 месяцев спустя, то есть весь год тысячелетия он крутился на орбите. Когда его утвердили, он захотел получить благословение на свой полет. Я привез его поздним вечером к тогдашнему главе Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата владыке Филарету. У нас была поразительная встреча. Володя получил в подарок церковный календарь в честь тысячелетия крещения Руси, много икон. Еще Володе очень понравился чай, который мы пили - в итоге по благословению владыки ему специально запаковали несколько пачек, и весь год мой друг на орбите пил архиерейский чай.

Когда Володя весь Союз из космоса поздравил с тысячелетием крещения Руси, все здесь, конечно, просто одурели: откуда он может знать про это?! А у него на орбите ведь - церковный календарь Мне хотели голову оторвать, тут же повыгоняли отовсюду, но на следующий же день Горбачев встретился по поводу тысячелетия крещения с патриархом Пименом и другими иерархами, и как-то после этого обвинения с меня спали.

А однажды у меня появилась идея свозить в Лавру американцев - как раз в 1975 году, когда был "Союз-Аполлон". И мы поехали перед стартом - наш первый отряд космонавтов и американцы. Переводчика в конце концов мы напоили, и переводить стал один из батюшек. По итогам поездки мы сделали потрясающий снимок и повесили его в Московской Патриархии, и когда приезжали иностранные делегации и говорили, что у нас атеистическое государство, им отвечали: "Да какое атеистическое! Вот наши космонавты, вот - американские!" Им крыть было нечем.

А вообще такая традиция повелась еще с 1960-х годов - все экипажи, которые я готовил, я возил в Троице-Сергиеву лавру и Свято-Данилов монастырь. Отец наместник Даниловского монастыря был мой друг. Я был катехизатором - учил ребят и одновременно учился сам.

- Но в атеистическую эпоху такие поездки не могли для Вас, военного летчика, проходит бесследно...

- Выговоры от партии я получал постоянно. Но выгнать меня нельзя было - я к тому времени стал уже известным преподавателем, космонавты за меня стояли горой. Меня в очередной раз хотят сдвинуть - а они говорят: кого угодно убирайте, а этого оставьте. Хотя голову мне оторвать хотели неоднократно. Когда командир отряда космонавтов узнавал, что я, такой нахал, со всеми езжу в монастыри, сразу разгорался небольшой скандал. Тем более я в то время в Военно-воздушной академии читал еще и курс философии. При атеизме в качестве официальной идеологии говорить о православии было смертельным номером. Но все равно я, воспитывая космонавтов в то время, продолжал возить их по обителям.

- Однако теперь, спустя определенное количество лет, Вы можете свободно говорить со своими студентами о православной культуре.

- А мне уже спустя какое-то время помог наш патриарх, который договорился с министром культуры о том, что неплохо было бы преподавать православную культуру в военных академиях. И я, единственный представитель военных, вошел в первый набор катехизаторского факультета Свято-Тихоновского института. В этом году будет десять лет, как я успешно закончил обучаться катехизации. Сам Святейший вручал мне диплом при выпуске.

Я вообще считаю, что невозможно изучать российскую историю, не зная при этом истории Русской православной церкви, основ православной веры. Да примеров, доказывающих необходимость этого, можно найти сколько угодно! Та же Троице-Сергиева лавра держала польскую блокаду в течение 16 месяцев - как же военный человек может не знать об этом!

- Как полковник авиации и преподаватель с 40-летним стажем, чем Вы могли бы объяснить особенную потребность в религиозной вере у людей, связанных с военным делом?

- Летчик постоянно рискует жизнью и поэтому волей-неволей приходит к Господу. И у военных в такой ситуации рождается именно истинная вера. Своих учеников я считаю должным воспитывать в православном духе. Я не беру их за руку и не тяну насильно креститься. Ведь верить, как и любить, заставить нельзя. Но многие студенты нашей академии сами принимают крещение в процессе учебы.

- В таком случае идея введения в армии института военного духовенства, вероятно, должна быть Вам близка?

- Введение института военного духовенства я не просто приветствую - без этого нельзя, на мой взгляд! Однако важно, чтобы военное духовенство было бы именно военным, чтобы у таких священников был опыт военной службы, чтобы они познали специфику армейского дела именно изнутри. Обычные батюшки едва ли смогут пронести этот крест. Вот, например, такие священники, как отец Константин Татаринцев, капитан запаса ВВС, или отец Федор Соколов - это настоящие авторитеты, им армия знакома изнутри. Но я убежден, что мы еще обязательно придем к той ситуации, когда в армии у нас будет достаточное количество хорошо обученных, профессиональных военных священников.
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Кризисный психолог »

...


А вот еще интересный фильм в тему ;) Космонавтика и вера. Очень интересно и поучительно. Смотрите пожалуйста












"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
ежик
Друзья
Сообщения: 5544
Зарегистрирован: 28 май 2013, 17:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение ежик »

Спасибо, уважаемые создатели этой ветки. Осилила пока две странички. Читаю и плачу... :cry: Столько чувств сразу! Самое смешное, что я ни разу не физик и ни биолог, но у меня многое из теорий Великих ученых в сознании образовалось самостоятельно и давно. Чисто домохозяйский принцип, что "подобное подобно". Всё, что мы видим в малом, есть и в большом.

Не пойму, почему, но многое из прочитанного дает надежду пострадавшему. Строение кванта вызвало застарелую мысль о параллельных мирах. Она довольно фантастическая. Свожу опять к восприятию мещанина, ссылаясь на голограмность мира и неисчезновение энергии в никуда: то, что мы видим - это грань, просто она сместилась и "сменился пейзаж".

Ладно, не буду распространяться, ибо мое распространения - суть невежества и незнание терминов. Одно хорошо - чувствую, что какое-то, грубо выражаясь, "техническое обоснование" болезненного периода во мне зарождается . И это хорошо! Патамушта человеку нужно знать : Зачем? Он все перенесет, если будет хотя бы на миллионную долю догадываться, что во всем есть смысл.

P.S. Прочитаю всё обязательно. Еще раз - спасибо!
Вышел из комы ночью,
Там где храм на крови без крова.
Капельницы в клочья,
Жить начинаю снова



Прошу помолиться за моего мужа https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=17493

Аватара пользователя
Ирина 17
Администратор
Сообщения: 17086
Зарегистрирован: 19 май 2011, 09:46
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Ирина 17 »

Нашла очень интересную статью про ученого физика-ядерщика Радия Илькаева
Я всегда считал, что нравственный пласт жизнедеятельности человека – это особое направление. Его не надо путать с нашим научным мировоззрением. Это совсем другая область. Точно так же, как в физике бывает: двумерное пространство и трехмерное.
А здесь появляется еще одно измерение. Как в теории относительности есть еще одно измерение – время, так и здесь.
Это новое измерение, духовное, которое живет по своим собственным законам и нисколько не противоречит мироощущению ученого. Это мне всегда было как-то ясно.

Источник: https://www.pravmir.ru/radiy-ilkaev-myi- ... z3Alo7odfj
"Бог шепчет нам в наших удовольствиях, вслух говорит с нашей совестью, но Он кричит в нашей боли - это Его мегафон, чтобы слышал оглохший мир..." Клайв Стейплз Льюис

Аватара пользователя
Lita
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 май 2015, 18:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Католицизм
Цель пребывания на форуме: Не хочу получать помощь, хочу поделиться горем

Re: Наука и вера . Подтверждая друг друга

Сообщение Lita »

Ну что ж , мы живем здесь, для того, что бы отдать Богу душу. Для чего она ему? Их там уже больше, чем здесь . Ученые подтверждают, что после смерти тела душа не умирает. Что говорят ученые по поводу. того, какова дальнейшая роль души? А что говорят богословы? В общем засел в голове вопрос, выкинуть не могу

Вернуться в «О смерти, и о жизни после смерти»