По благословению о.Андрея размещаем ответ (подготовленный вместе с Аллой (Евфросинией) на Настины вопросы, сделанный на основе библейских текстов и Толковой Библии или комментария на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов А. П. Лопухина
https://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/t ... -all.shtml. А. П. Лопухин (1852 - 1904)- известный богослов, профессор Петербургской духовной академии. Его Толковая Библия - авторитетнейший труд, не утративший своего значения до сегодняшнего дня.
В ответе будем двигаться последовательно по стихам Ветхого Завета, процитированным Настей.
В Библии также сказано: «У людей, как и у животных, один конец. Как одни умирают, так умирают и другие. ... Все произошли из земной пыли, и все возвратятся в пыль» (Экклезиаст 3:19, 20). Что значит возвратиться в пыль?
Все содержание книги Экклезиаста служит как бы ответом на вопрос: в чем счастье на земле, возможно ли для человека полное, совершенное счастье (1:3; 3:9; 5:15; 6:11)? На этот вопрос Экклезиаст самым решительным образом дает отрицательный ответ.
Ithron — так называет он совершенное счастье — в отличие от временных и скоропреходящих радостей — невозможно для человека. Ничто в мире и в жизни человека не может дать такого счастья. Отсюда все суетно, все ничтожно и бесполезно.
Однако человек зависит не от слепого рока, а от Божественного провидения. Все от руки Божией. Без Него человек не может даже есть и пить (2:24-26). Такое состояние духа, когда человек наслаждается жизнью, спокойно и благополучно перенося все посылаемые ему испытания, и есть единственно возможное для него счастье, его
Tob. Но это счастье не полное, оно не может вполне удовлетворить вложенному в человека стремлению к вечному счастью (3:10-11).
Ithron недостижимо. Все суета и томление духа. Вот результат, к которому пришел Экклезиаст. С его учением о шеоле, с его неопределенным представлением о суде Божием, с его полным незнанием воскресения мертвых Экклезиаст не мог придти к иному выводу. Он искал совершенного счастья
"под солнцем," т.е. в пределах земного бытия, но там его не могло быть.
В приведенных стихах 19-20 гл.3 не выражается собственный взгляд Экклезиаста на человеческое существо, его личное сомнение в духовности и бессмертии человеческой природы. Это противоречило бы заключительной главе (12) и выводу всей книги, где прямо говорится, что не все в человеке идет в одно место, но что в прах превращается лишь тело, а дух возвращается к Богу, Который дал его.
И возвратится прах в землю чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (12: 7). В стихах же 19–20 третьей главы Экклезиаст выясняет, как должен смотреть на себя человек, живущий "сам по себе", руководящийся лишь естественной точкой зрения, не признающий Божественного провидения.
Подобны им также слова Бога, обращенные к первому человеку: «Ты земная пыль и в пыль возвратишься» (Бытие 3:19). Не означает ли это, что со смертью утрачивается наша способность мыслить?
Ведь в Библии есть слова о том, что когда человек умирает, «он испускает свой последний вздох и возвращается в пыль; и тотчас исчезает всякая его мысль» (Псалом 146:4).
.
Приведенная фраза из 3-й главы книги Бытия приобретает совсем другое звучание, если читать все 3 первые главы о сотворении мира, и, в частности, в контексте 2-й главы, где говорится о сотворении человека:
И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою (Быт.2:7).
Идея, лежащая в основе всего библейского рассказа о творении человека, состоит в намерении выставить человека как связь двух миров — мира видимого, физического и невидимого, духовного, и представить его как царя природы и образ самого Бога на земле, и утвердить истину бессмертия человеческой души; язык же, которым выражена такая отвлеченно-возвышенная идея, — это язык образов и картин, на котором только в подобных случаях и мыслило древнейшее человечество. Самая же мысль о том, что человек причастен к божественной жизни, находит себе параллели и в других местах Священного Писания (Иов 33:4; Еккл. 12:7; Деян. 17:25 и др.).
https://www.kursmda.ru/books/biblia_lopu ... oc44234252
Что касается стиха Псалтири (Псалом
145: 4), который «доказывает» , что со смертью утрачивается наша способность мыслить, то для демонстрации ложности этого утверждения достаточно привести несколько стихов текста этого Псалма:
1 Хвали, душа моя, Господа.
2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.
3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.
4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают [все] помышления его.
5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,
6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность,
7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим…
Из контекста очевидно, дух — выходит, а тело («он») возвращается в землю свою. Из того, что погибают со смертью тела земные, суетные человеческие помышления князя, сына человеческого, никак не вытекает, что вместе с помышлениями погибают дух и даже мысль. Вспомним из Экклезиаста:
«И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Эккл.:12: 7)».
Если это так, то в каком состоянии находятся мертвые? Слово Бога дает нам такой ответ: «Живые знают, что они умрут, а мертвые ничего не знают» (Экклезиаст 9:5). Библия называет смерть «последним врагом». Не прекращается ли со смертью любая наша деятельность? (1 Коринфянам 15:26; Экклезиаст 9:10).
Все проявления духовной жизни человека, любовь, ненависть, знание, мудрость, размышление (ст. 10) Екклезиаст ставит в неразрывную связь с условиями земного существования, как явления, возможные лишь "под солнцем," в соединении с телом.
Подобно другим священным мудрецам Екклезиаст не мог представить более или менее полной жизни вне связи с телом, он не знал новозаветного учения о воскресении из мертвых и потому он естественным образом был еще далек от сознательной веры в блаженное состояние душ в общении с Богом.
В Новом Завете о вечной жизни говорится гораздо более определенно, чем в Ветхом, яснее.
"Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова", - приводя эти слова из Ветхого Завета (Исх.3:6), Спаситель пояснил:
"Бог не есть Бог мертвых, но живых" (Матф.22:32; Мар.12:27). Очень важное добавление к этим словам находим мы у евангелиста Луки:
"ибо у Него все живы" (Лук.20:38).
Ушедшие в загробный мир сохраняются как личности, живут сознательной жизнью. Об этом говорит притча о богатом и Лазаре (Лук.16:22-31), а также обращенные к иудеям слова Христа:
"Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой: и увидел, и возрадовался" (Иоан.8:56). Насколько драгоценнее бессмертная душа по сравнению с тленным телом, показывают следующие слова Спасителя: "Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу и тело погубить в геенне" (Матф.10:28). Как же должен человек относиться к своей душе? Спаситель говорит об этом так:
"любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Иоан.12:25).
Апостолы также смотрели на земную жизнь человека как на временную, называя тело "храминой", или "хижиной", в которой обитает душа (2Пет.1:14; 2Кор.5:1); когда "эта хижина разрушится", т.е. наступит телесная смерть, душа перейдет в "жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный" (2Кор.5:1).