Крещенский Сочельник и Крещение Господне.

Здесь мы обсудим отношение к Богу и Церкви после смерти близкого человека
Аватара пользователя
Ирина_ 2008
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 19 янв 2011, 17:23
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Откуда: Винница

Крещенский Сочельник и Крещение Господне.

Сообщение Ирина_ 2008 »

Как провести Крещенский Сочельник


18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название — сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Правмир

Аватара пользователя
Ирина_ 2008
Сообщения: 1964
Зарегистрирован: 19 янв 2011, 17:23
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим
Откуда: Винница

Крещенский Сочельник и Крещение Господне.

Сообщение Ирина_ 2008 »

Крещение Господне. Во что мы верим?
Священник Виктор Дунаев


В эти дни многие придут в храм за святой водой, кто-то пойдёт на Иордань и будет окунаться в ледяную воду, кто-то никуда не пойдёт и наберёт воду из-под крана, будучи уверен, что в этот день вода освящается везде. Как реакция на это – во многих храмах будут раздаваться брошюры о назначении и употреблении святой воды, на сайтах, в форумах и блогах, в газетах и журналах, на радио и телевидении будет всплеск многочисленных статей, дискуссий, репортажей. Столько внимания людей во всём мире привлекает святая вода.

Решил заняться этим вопросом и я, чтобы на своём приходе раздавать брошюру для вразумления «черплющих и емлющих» освящённую воду. Стал перечитывать имеющийся материал: прекрасные проповеди, замечательные статьи, превосходный чин богослужения, обилие красочных образов. В голове много, а на сердце всё равно пусто. Три дня потрачено, но нет чего-то главного. Что-то не сходится. Уже и отказался от мысли сделать брошюру.

И вот приходит ответ. Совсем не в тонком сне, как полагается у святых подвижников, а в обычном, грубом, среди прочих снов и фантазий: Да причём здесь вода? Ведь это же Богоявление, а не водоявление. Вот то ключевое, чего так не хватает. Вот Кого я оставил в стороне. Нет, конечно, я помню про Него и знаю, что первое название праздника как раз Богоявление. Но как-то получается, что Бог отдельно, вода отдельно.

И ведь помню, что когда изучал чин богослужения, недоумевал, почему, когда вокруг всё про воду, вдруг, ни в тропаре, ни в кондаке – в главных песнопениях праздника – про неё абсолютно ничего!

Тропарь:

Во Иoрдане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе!

Перевод:

При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубицы подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!

Кондак:

Явился еси днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный!

Перевод:

Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришёл, явился Ты, Свет неприступный!»

Вода, конечно, очень важно. Без воды никуда. Но что она в сравнении с главным? А больше ничего говорить и не хочется.


источник

Вернуться в «О Вере»