Пути и ошибки новоначальных.

Здесь можно поговорить о трудностях, проблемах адаптации, связанных с переживанием смерти близкого человека (Премодерация)
Аватара пользователя
оля48
Модератор
Сообщения: 8910
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 17:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение оля48 »

Тань, да на мой взгляд, опасно идущему по пути духовного роста оценивать свои достижения. Ты правильно сказала: "не стать бы воинствующим новоначальным" :) Мне кажется, что чем дальше человек продвигается в духовном развитии, тем больше представляет огромность этого пути и перестает оценивать свои достижения, перестает считать себя многоопытным. Оценивать - это гордыню прикармливать и в итоге - впадать в прелесть. Много написано об этом. Можно и отцов церкви найти, и проповеди. Посмотри на просторах интернета. Ну, вот хотя бы такая статья:
Прелесть: самообман или блуждающие звезды

Что общего у планет Солнечной системы и слова «прелесть»? О, нет, мы тут вовсе не хотим сказать, что планеты – это своего рода небесные прелестницы. Дело лишь в том, что само слово «планета», пришедшее из древнегреческого языка, было образовано от слова, которое позже в святоотеческой традиции стали использовать для обозначения духовной прелести. Впрочем, обо всем по порядку.

Сегодня в обыденной речи словом «прелесть» (не без оттенка жеманства, может быть) обозначается что-то весьма привлекательное и изящное. Однако в святоотеческом учении под прелестью имеется в виду одна из главных духовных опасностей или бед. И касается она как обычных людей, так и подвижников, совершающих аскетические подвиги (причем, последних – особенно). Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, «…прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения… Все мы – в прелести». Причем, «…величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести».

Прелесть – это зачарованность собой и своими якобы особыми духовными способностями. Прелесть может, например, выражаться в стремлении к благодатным ощущениям при молитве, в мечтательности и воображении священных картин, видении и встречах с ангелами, к которым отцы Церкви настоятельно советовали относиться крайне осторожно и не доверять им.

Как говорил Игнатий Брянчанинов, «самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу».

Прелесть может выражаться в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. Снаружи это может выглядеть очень благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но изнутри оно опять-таки исполнено самомнения и гордости. Снова процитируем Игнатий Брянчанинова. Прелестная ревность «заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами».

Как сказал Исаак Сирин, истинная Божественная ревность будет побуждать не к осуждению ближних, а к молчанию и смирению перед ними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них. «Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови».

Попросту говоря, прелесть заключается во мнении, что ты лучше, чем другие люди. Поэтому она и угрожает всем, не только подвижникам и аскетам. Ее главный источник – гордость. Прелестные ощущения льстят человеческому самомнению и тщеславию, прельщают человека. Ведь при желании всегда найдутся веские причины считать себя правым, умным и добрым. Однако, как говорил Феофан Затворник, «сам дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”».

Особенно впадение в прелесть угрожает тем, кто действительно совершил добрые дела и поэтому вроде бы даже и имеет формальные основания считать себя лучше других. Парадоксальным образом христианскому идеалу более соответствует кающийся грешник, чем тот, кто не совершает видимых грехов и поэтому уверен в своей праведности. Иллюстрирует эту мысль известная евангельская притча о мытаре и фарисее, находящимся в прелести. Последний благодарил Бога за то, что он лучше, чем стоящий рядом мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18. 11–14).

В русском языке слово «прелесть» заимствовано из старославянского языка, в котором к слову льсть прибавилась приставка пре-. Первичное значение этого слова – обман, совращение с помощью лести.

В древнегреческом же языке слово «прелесть» это ἡ πλάνη (planē), что переводится как «блуждание», «странствование», «заблуждение», «ошибка», «шаткость», «обман». Однокоренной глагол πλᾰνάω (planaō) также означает «блуждать», «скитаться», «вводить в заблуждение».

Если исходить из исходного смысла древнегреческого слова «прелесть», то состояние прелести – следствие незнания и непонимания самого себя, своей греховности и падшести. Человек блуждает в разных мечтаниях, которые льстят его тщеславию и самомнению. Примечательно краткое определение прелести, которое дал тот же Игнатий Брянчанинов: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину».

И поэтому, также как главным источником прелести является гордость, главным средством борьбы с ней является покаяние и смирение. «Святые Отцы Восточной Церкви, особливо пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обымало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего».

В отличие от прельщенных, все святые признавали себя недостойными Бога грешниками, чем и явили свое смирение. Их гораздо больше заботили собственные недостатки и состояние своей души, чем промахи и погрешности ближних, которые по достижении смирения представляются святым чем-то маловажным и незначительным, уже искупленными Богом.

Ну а что касается планет, с которых мы начали, то Марс, Венеру, Юпитер и другие планеты прозвали в античности блуждающими звездами (πλανήτης ἀστήρ) потому, что в отличие от далекой сферы неподвижных звезд, они описывали в небе загадочные траектории, вычислить и определить которые древним астрономам стоило очень больших усилий.

ПУЩАЕВ ЮрийПУЩАЕВ Юрий
Помолитесь со мной о моем любимом муже Максиме
Помолитесь, пожалуйста, о упокоении моей мамочки, р.Б. Валентины

Танька
Друзья
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 07 май 2018, 14:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение Танька »

Приход к Вере в горе для меня очень сложен, и так душа разрывается от боли, да ещё и осознание низости, лени, гордости и никчемности. Я даже малое толком исполнить не могу, все в душе сомнения и "торговля" какая-то.. Мол, теорию понимаю, а исполнить не могу... Страшно просто...
Прошу, помолитесь со мной об упокоении души моего любимого р. Б. воина Николая https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=25347

Аватара пользователя
оля48
Модератор
Сообщения: 8910
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 17:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение оля48 »

Танюш, так мне кажется, что такое вот осознание - более нормально и ценно, чем скорая уверенность в правильности своих действий при трудах духовных. Если святые ощущали свою греховность, то нам чувствовать себя "неправильными" - это ведь логично и естественно. Нет?
Мне кажется, что очень важно именно продолжать настойчиво делать маленькие шаги в укреплении веры, не чувствуя каких-то особых результатов. Сбиваться - и опять продолжать трудиться.
Знаешь, велик и силен Один Господь. А мы - больны и леностью, и завистью, и гордыней. Вот и идём в лечебницу - Церковь - получить лечение, наставление, утешение. А если долго не заходим - болячки обостряются. И ум лукавый ещё добавляет суеты, эмоций и страхов.
Помолитесь со мной о моем любимом муже Максиме
Помолитесь, пожалуйста, о упокоении моей мамочки, р.Б. Валентины

Танька
Друзья
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 07 май 2018, 14:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение Танька »

Спасибо за поддержку, но я в замешательстве. С одной стороны, благо, что сейчас информация так доступна, с другой стороны... Имея тягу к Вере и воцерковлению, и видя, то в этом моё единственное спасение сейчас, я быстренько проштудировала многое, как и что нужно... У меня ещё работа связана с построением исполнения технологий и работать с информацией умею, и поняла, что я.... очень мало готова к тому, как надо, что душе моей до спасения столько труда, что осилить... Я не в унынии полном, нет, но я.. в прострации, и зачем вникла, может, в данной ситуации проще было верить, обращаюсь к Господу, молюсь, каюсь, причащаюсь по мере возможности, и Господь не оставит.. А по факту-то надо менять и свою жизнь, и многое из характера и ну очень многое... А я, грешная, не полностью готова. Хорошо каяться в грехе, когда есть уверенность, что он осознан и по возможности не повторится? А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..
Прошу, помолитесь со мной об упокоении души моего любимого р. Б. воина Николая https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=25347

Аватара пользователя
оля48
Модератор
Сообщения: 8910
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 17:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение оля48 »

Хорошо каяться в грехе, когда есть уверенность, что он осознан и по возможности не повторится? А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..
Таня, у всех так. В чем мы можем быть уверены? Мы можем стремиться и стараться. А вот просить нам в Евангелии велено: "...без меня творить не можете ничесоже", и в Псалтири: "призовет имя мое и избавлю.."
Так что - делаем и руки не опускаем. Никто семимильными шагами на путях веры не бегает.
По поводу твоего сумбура даже притча есть:
Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои? Авва ответил:
— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
— Отче, пустой горшок пахнет медом, и там, на донышке осталось немного густого меда.
— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.
Помолитесь со мной о моем любимом муже Максиме
Помолитесь, пожалуйста, о упокоении моей мамочки, р.Б. Валентины

Аватара пользователя
Елена А.
Сообщения: 8066
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 11:06
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Прохожий философ
Откуда: Самый красивый город

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение Елена А. »

Танька писал(а):... А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..
С воскресным днем, с малой Пасхой, девочки.
Будем просить так, как просит ребенок у матери, с полной уверенность, что, если это не во вред мне, то мама обязательно внемлет моей просьбе. Дитя же не думает, достойно оно или недостойно просимого. Просто и бесхитростно просит. :baby:
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Аватара пользователя
оля48
Модератор
Сообщения: 8910
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 17:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение оля48 »

Тань, и вот притча ещё:
ПРИТЧА ДНЯ.
Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов:
— Полна ли банка?
— Да, полна, — услышал он уверенный ответ.
Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов:
— Полна ли банка?
— Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать.
Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя:
— А теперь?
— Полна… — раздался уже один-единственный неуверенный голос.
А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:
— Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.
Лена права: просим, бесхитростно просим, делаем, творим, ошибаемся - и опять просим. Благодатью нас только Господь наполнить может. Нам самим только не оставить своих шагов навстречу Богу надо.
Помолитесь со мной о моем любимом муже Максиме
Помолитесь, пожалуйста, о упокоении моей мамочки, р.Б. Валентины

Танька
Друзья
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 07 май 2018, 14:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение Танька »

"Дитя же не думает, достойно оно или недостойно просимого." Улыбнуло, моё дитя точно не думает, достойно ли оно просимого))) Спасибо, сестрички, вы мне очень помогаете))
Прошу, помолитесь со мной об упокоении души моего любимого р. Б. воина Николая https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=25347

Аватара пользователя
оля48
Модератор
Сообщения: 8910
Зарегистрирован: 11 фев 2015, 17:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение оля48 »

Танюш, мне сегодня об'яснение священника попалось, кажется, специально для тебя:
Надо ли каяться в грехах, если я уверен, что не смогу от них избавиться? Например, раздражение – часто так накатывает, что еле сдерживаюсь. Или осуждение: как начнешь о ком-нибудь говорить, обязательно осудишь. Чтобы не грешить этим, наверное, надо запереться в келье, а у меня семья, работа, друзья. Какой же смысл называть на исповеди одно и то же?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

Если бы после каждой исповеди мы мгновенно избавлялись от всех названных грехов, то скоро стали бы святыми. Увы, в том и состоит проблема, что человек по своей природе склонен к грехам и изменить себя сразу, собственной волей, никому не дано – речь идет о долгой духовной работе, в которой человеку помогает Сам Господь. Поэтому нужен трезвый подход к себе, без иллюзий, но и без уныния.

Грехи бывают разные. Иногда человек совершает страшный поступок – например, убийство ребенка, аборт. Есть немало верующих женщин, которые всю жизнь с болью и стыдом вспоминают о том, что совершили до прихода в Церковь, и твердо знают, что никогда больше это не повторят. А есть страстные, греховные привычки, от которых очень трудно избавиться.

Для одних это раздражение, для других зависть, кто-то страдает приступами лени, кто-то любит в компании казаться остроумным и ради красного словца никого не жалеет. Надо ли каяться в этом? Конечно. Можно ли твердо обещать Богу во время исповеди, что тут же станешь другим?

Гневливый – образцом кротости, жадный – примером щедрости, невоздержанный на язык – скромным молчуном? Если мы не хотим впадать в иллюзии, то давать такие обещания было бы опрометчиво.

Но ведь можно обещать другое. Можно подходить к исповеди с внутренней установкой: да Господи, признаю свой грех и постараюсь с ним бороться, но сознаю свою немощь, и, если Ты мне не поможешь, то не только завтра, а и через год ничего не изменится, и еще я сознаю, что этот грех мне чужероден, он не является частью моей сущности, и мириться с ним, привыкать к нему нельзя.

Поэтому я исповедовал его и буду исповедовать впредь, чтобы в конце концов от него избавиться.
Вроде, именно про твои сомнения и переживания ;) Обнимаю :friend: Стараемся жить, учимся жить ВО СЛАВУ БОЖИЮ. И - больше брызг!!!! :sunny:
Помолитесь со мной о моем любимом муже Максиме
Помолитесь, пожалуйста, о упокоении моей мамочки, р.Б. Валентины

Танька
Друзья
Сообщения: 667
Зарегистрирован: 07 май 2018, 14:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Сообщение Танька »

Добрый день, девочки! Несколько дней назад попалась мне на глаза одна цитата, причем даже не знаю чья, на ресурсе не был указан автор: "Когда мои руки не могут обнять того, кто в моем сердце - я всегда обнимаю его своими молитвами" В первую очередь, конечно, эта мысль тронула в свете молитв за ушедшего мужа. Но еще подумалось, что это ведь не только об умерших - у каждого из нас есть люди, кого хочется обнять на расстоянии, и близкие, и девочки с этого форума. И дальше - а если одни и те же слова справедливы и о живых, и о усопших, не это ли " У Бога все живы"? И как-то это так запало мне в душу...фразу "У Бога все живы" слышала и читала не один десяток раз, но впервые эти слова так проникли в душу. Только снова почему-то стали наворачиваться слезы на глаза, когда молюсь за любимого...И боязно еще - это частичка Веры открылась или я умничаю, в слова играю...
Прошу, помолитесь со мной об упокоении души моего любимого р. Б. воина Николая https://www.memoriam.ru/forum/viewtopic. ... 41&t=25347

Вернуться в «О психологических проблемах и трудностях в адаптации»