Страница 4 из 5

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 03 авг 2018, 12:44
оля48
Тань, да на мой взгляд, опасно идущему по пути духовного роста оценивать свои достижения. Ты правильно сказала: "не стать бы воинствующим новоначальным" :) Мне кажется, что чем дальше человек продвигается в духовном развитии, тем больше представляет огромность этого пути и перестает оценивать свои достижения, перестает считать себя многоопытным. Оценивать - это гордыню прикармливать и в итоге - впадать в прелесть. Много написано об этом. Можно и отцов церкви найти, и проповеди. Посмотри на просторах интернета. Ну, вот хотя бы такая статья:
Прелесть: самообман или блуждающие звезды

Что общего у планет Солнечной системы и слова «прелесть»? О, нет, мы тут вовсе не хотим сказать, что планеты – это своего рода небесные прелестницы. Дело лишь в том, что само слово «планета», пришедшее из древнегреческого языка, было образовано от слова, которое позже в святоотеческой традиции стали использовать для обозначения духовной прелести. Впрочем, обо всем по порядку.

Сегодня в обыденной речи словом «прелесть» (не без оттенка жеманства, может быть) обозначается что-то весьма привлекательное и изящное. Однако в святоотеческом учении под прелестью имеется в виду одна из главных духовных опасностей или бед. И касается она как обычных людей, так и подвижников, совершающих аскетические подвиги (причем, последних – особенно). Как говорил святитель Игнатий Брянчанинов, «…прелесть есть повреждение естества человеческого ложью. Прелесть есть состояние всех человеков, без исключения… Все мы – в прелести». Причем, «…величайшая прелесть – признавать себя свободным от прелести».

Прелесть – это зачарованность собой и своими якобы особыми духовными способностями. Прелесть может, например, выражаться в стремлении к благодатным ощущениям при молитве, в мечтательности и воображении священных картин, видении и встречах с ангелами, к которым отцы Церкви настоятельно советовали относиться крайне осторожно и не доверять им.

Как говорил Игнатий Брянчанинов, «самый опасный неправильный образ молитвы заключается в том, когда молящийся сочиняет силою воображения своего мечты или картины, заимствуя их, по-видимому, из Священного Писания, в сущности же из своего собственного состояния, из своего падения, из своей греховности, из своего самообольщения, – этими картинами льстит своему самомнению, своему тщеславию, своему высокоумию, своей гордости, обманывает себя. Очевидно, что все, сочиняемое мечтательностью нашей падшей природы, извращенной падением природы, не существует на самом деле, – есть вымысел и ложь, столько свойственные, столько возлюбленные падшему ангелу».

Прелесть может выражаться в излишней душевной ревности, когда кто-то поучает других в том, что им может быть полезно для их спасения. Снаружи это может выглядеть очень благочестивым, ревностью по Богу и Церкви, но изнутри оно опять-таки исполнено самомнения и гордости. Снова процитируем Игнатий Брянчанинова. Прелестная ревность «заключается в более или менее жестком осуждении и обличении ближних в их нравственных погрешностях и в погрешностях против церковного благочиния и чиноположения. Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, – не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по велению Божию, по обязанности своей, по внушению Святаго Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страсти и по обольщению демонскими помыслами».

Как сказал Исаак Сирин, истинная Божественная ревность будет побуждать не к осуждению ближних, а к молчанию и смирению перед ними, к любви к ним, к милованию их, к соболезнованию о них. «Божественная ревность есть огнь, но не разгорячающий крови».

Попросту говоря, прелесть заключается во мнении, что ты лучше, чем другие люди. Поэтому она и угрожает всем, не только подвижникам и аскетам. Ее главный источник – гордость. Прелестные ощущения льстят человеческому самомнению и тщеславию, прельщают человека. Ведь при желании всегда найдутся веские причины считать себя правым, умным и добрым. Однако, как говорил Феофан Затворник, «сам дрянь дрянью, а все твердит: “Несмь якоже прочии человецы”».

Особенно впадение в прелесть угрожает тем, кто действительно совершил добрые дела и поэтому вроде бы даже и имеет формальные основания считать себя лучше других. Парадоксальным образом христианскому идеалу более соответствует кающийся грешник, чем тот, кто не совершает видимых грехов и поэтому уверен в своей праведности. Иллюстрирует эту мысль известная евангельская притча о мытаре и фарисее, находящимся в прелести. Последний благодарил Бога за то, что он лучше, чем стоящий рядом мытарь. «Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18. 11–14).

В русском языке слово «прелесть» заимствовано из старославянского языка, в котором к слову льсть прибавилась приставка пре-. Первичное значение этого слова – обман, совращение с помощью лести.

В древнегреческом же языке слово «прелесть» это ἡ πλάνη (planē), что переводится как «блуждание», «странствование», «заблуждение», «ошибка», «шаткость», «обман». Однокоренной глагол πλᾰνάω (planaō) также означает «блуждать», «скитаться», «вводить в заблуждение».

Если исходить из исходного смысла древнегреческого слова «прелесть», то состояние прелести – следствие незнания и непонимания самого себя, своей греховности и падшести. Человек блуждает в разных мечтаниях, которые льстят его тщеславию и самомнению. Примечательно краткое определение прелести, которое дал тот же Игнатий Брянчанинов: «Прелесть есть усвоение человеком лжи, принятой им за истину».

И поэтому, также как главным источником прелести является гордость, главным средством борьбы с ней является покаяние и смирение. «Святые Отцы Восточной Церкви, особливо пустынножители, когда достигали высоты духовных упражнений, тогда все эти упражнения сливались в них в одно покаяние. Покаяние обымало всю жизнь их, всю деятельность их: оно было последствием зрения греха своего».

В отличие от прельщенных, все святые признавали себя недостойными Бога грешниками, чем и явили свое смирение. Их гораздо больше заботили собственные недостатки и состояние своей души, чем промахи и погрешности ближних, которые по достижении смирения представляются святым чем-то маловажным и незначительным, уже искупленными Богом.

Ну а что касается планет, с которых мы начали, то Марс, Венеру, Юпитер и другие планеты прозвали в античности блуждающими звездами (πλανήτης ἀστήρ) потому, что в отличие от далекой сферы неподвижных звезд, они описывали в небе загадочные траектории, вычислить и определить которые древним астрономам стоило очень больших усилий.

ПУЩАЕВ ЮрийПУЩАЕВ Юрий

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 03 авг 2018, 20:18
Танька
Приход к Вере в горе для меня очень сложен, и так душа разрывается от боли, да ещё и осознание низости, лени, гордости и никчемности. Я даже малое толком исполнить не могу, все в душе сомнения и "торговля" какая-то.. Мол, теорию понимаю, а исполнить не могу... Страшно просто...

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 04 авг 2018, 00:27
оля48
Танюш, так мне кажется, что такое вот осознание - более нормально и ценно, чем скорая уверенность в правильности своих действий при трудах духовных. Если святые ощущали свою греховность, то нам чувствовать себя "неправильными" - это ведь логично и естественно. Нет?
Мне кажется, что очень важно именно продолжать настойчиво делать маленькие шаги в укреплении веры, не чувствуя каких-то особых результатов. Сбиваться - и опять продолжать трудиться.
Знаешь, велик и силен Один Господь. А мы - больны и леностью, и завистью, и гордыней. Вот и идём в лечебницу - Церковь - получить лечение, наставление, утешение. А если долго не заходим - болячки обостряются. И ум лукавый ещё добавляет суеты, эмоций и страхов.

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 04 авг 2018, 21:58
Танька
Спасибо за поддержку, но я в замешательстве. С одной стороны, благо, что сейчас информация так доступна, с другой стороны... Имея тягу к Вере и воцерковлению, и видя, то в этом моё единственное спасение сейчас, я быстренько проштудировала многое, как и что нужно... У меня ещё работа связана с построением исполнения технологий и работать с информацией умею, и поняла, что я.... очень мало готова к тому, как надо, что душе моей до спасения столько труда, что осилить... Я не в унынии полном, нет, но я.. в прострации, и зачем вникла, может, в данной ситуации проще было верить, обращаюсь к Господу, молюсь, каюсь, причащаюсь по мере возможности, и Господь не оставит.. А по факту-то надо менять и свою жизнь, и многое из характера и ну очень многое... А я, грешная, не полностью готова. Хорошо каяться в грехе, когда есть уверенность, что он осознан и по возможности не повторится? А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 05 авг 2018, 01:12
оля48
Хорошо каяться в грехе, когда есть уверенность, что он осознан и по возможности не повторится? А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..
Таня, у всех так. В чем мы можем быть уверены? Мы можем стремиться и стараться. А вот просить нам в Евангелии велено: "...без меня творить не можете ничесоже", и в Псалтири: "призовет имя мое и избавлю.."
Так что - делаем и руки не опускаем. Никто семимильными шагами на путях веры не бегает.
По поводу твоего сумбура даже притча есть:
Монах пришел как-то к своему наставнику и говорит:
— Отче, сколько раз хожу я к тебе, каюсь в грехах, сколько раз ты наставлял меня советами, но я не могу исправиться. Какая мне польза приходить к тебе, если после наших бесед я снова впадаю во грехи свои? Авва ответил:
— Сын мой, возьми два глиняных горшка — один с медом, а другой пустой.
Ученик так и сделал.
— А теперь, — сказал учитель, — перелей несколько раз мед из одного горшка в другой.
Ученик снова послушался.
— Теперь, сынок, посмотри на пустой горшок и понюхай его.
Ученик посмотрел, понюхал и говорит:
— Отче, пустой горшок пахнет медом, и там, на донышке осталось немного густого меда.
— Вот так, — сказал учитель, — и мои наставления оседают в твоей душе. Если ты ради Христа усвоишь в жизни хоть часть добродетели, то Господь, по милости своей восполнит их недостаток и спасет твою душу для жизни в раю. Ибо и земная хозяйка не сыплет перец в горшок, который пахнет медом. Так и Бог не отринет тебя, если сохранишь в душе хоть начала праведности.

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 05 авг 2018, 11:09
Елена А.
Танька писал(а):... А если почти уверен, что победить многое в себе смогу неизвестно когда и могу ли, а что-то и не готова.... И как тогда Господа о чем-то просить? В общем, сумбур..
С воскресным днем, с малой Пасхой, девочки.
Будем просить так, как просит ребенок у матери, с полной уверенность, что, если это не во вред мне, то мама обязательно внемлет моей просьбе. Дитя же не думает, достойно оно или недостойно просимого. Просто и бесхитростно просит. :baby:

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 05 авг 2018, 12:00
оля48
Тань, и вот притча ещё:
ПРИТЧА ДНЯ.
Некий батюшка все никак не мог унять нескольких неофитов (новообращенных) в своем приходе. Им слово — они в ответ десять, да все из святоотеческого писания, и даже чуть свысока на простеца-священника поглядывая, не понимая, что даже азов веры еще не постигли. В какой-то момент им показалось, что они совсем его одолели, но тут отче достал большую стеклянную банку и, наполнив ее камнями, спросил у неофитов:
— Полна ли банка?
— Да, полна, — услышал он уверенный ответ.
Тогда высыпал в нее немалое число гороха и потряс. Естественно, горошек занял свободное место между камнями. И еще раз спросил священник неофитов:
— Полна ли банка?
— Полна, — хором отвечали они, впрочем, уже с меньшим апломбом, чем прежде, чувствуя каверзу, которая не заставила себя ждать.
Священник высыпал в банку целый куль песка, уточняя:
— А теперь?
— Полна… — раздался уже один-единственный неуверенный голос.
А батюшка уже лил в банку один за другим стаканы воды, приговаривая:
— Камни — это то, что вы прочли о вере, горошек — ваши дела, песок — опыт, вода — благодать Божия. Чем раньше вы решите, что все познали, тем меньше у вас надежды по-настоящему наполниться благодатью Божией.
Лена права: просим, бесхитростно просим, делаем, творим, ошибаемся - и опять просим. Благодатью нас только Господь наполнить может. Нам самим только не оставить своих шагов навстречу Богу надо.

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 05 авг 2018, 20:16
Танька
"Дитя же не думает, достойно оно или недостойно просимого." Улыбнуло, моё дитя точно не думает, достойно ли оно просимого))) Спасибо, сестрички, вы мне очень помогаете))

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 09 авг 2018, 14:46
оля48
Танюш, мне сегодня об'яснение священника попалось, кажется, специально для тебя:
Надо ли каяться в грехах, если я уверен, что не смогу от них избавиться? Например, раздражение – часто так накатывает, что еле сдерживаюсь. Или осуждение: как начнешь о ком-нибудь говорить, обязательно осудишь. Чтобы не грешить этим, наверное, надо запереться в келье, а у меня семья, работа, друзья. Какой же смысл называть на исповеди одно и то же?

Отвечает протоиерей Максим Козлов:

Если бы после каждой исповеди мы мгновенно избавлялись от всех названных грехов, то скоро стали бы святыми. Увы, в том и состоит проблема, что человек по своей природе склонен к грехам и изменить себя сразу, собственной волей, никому не дано – речь идет о долгой духовной работе, в которой человеку помогает Сам Господь. Поэтому нужен трезвый подход к себе, без иллюзий, но и без уныния.

Грехи бывают разные. Иногда человек совершает страшный поступок – например, убийство ребенка, аборт. Есть немало верующих женщин, которые всю жизнь с болью и стыдом вспоминают о том, что совершили до прихода в Церковь, и твердо знают, что никогда больше это не повторят. А есть страстные, греховные привычки, от которых очень трудно избавиться.

Для одних это раздражение, для других зависть, кто-то страдает приступами лени, кто-то любит в компании казаться остроумным и ради красного словца никого не жалеет. Надо ли каяться в этом? Конечно. Можно ли твердо обещать Богу во время исповеди, что тут же станешь другим?

Гневливый – образцом кротости, жадный – примером щедрости, невоздержанный на язык – скромным молчуном? Если мы не хотим впадать в иллюзии, то давать такие обещания было бы опрометчиво.

Но ведь можно обещать другое. Можно подходить к исповеди с внутренней установкой: да Господи, признаю свой грех и постараюсь с ним бороться, но сознаю свою немощь, и, если Ты мне не поможешь, то не только завтра, а и через год ничего не изменится, и еще я сознаю, что этот грех мне чужероден, он не является частью моей сущности, и мириться с ним, привыкать к нему нельзя.

Поэтому я исповедовал его и буду исповедовать впредь, чтобы в конце концов от него избавиться.
Вроде, именно про твои сомнения и переживания ;) Обнимаю :friend: Стараемся жить, учимся жить ВО СЛАВУ БОЖИЮ. И - больше брызг!!!! :sunny:

Re: Пути и ошибки новоначальных.

Добавлено: 16 ноя 2018, 16:22
Танька
Добрый день, девочки! Несколько дней назад попалась мне на глаза одна цитата, причем даже не знаю чья, на ресурсе не был указан автор: "Когда мои руки не могут обнять того, кто в моем сердце - я всегда обнимаю его своими молитвами" В первую очередь, конечно, эта мысль тронула в свете молитв за ушедшего мужа. Но еще подумалось, что это ведь не только об умерших - у каждого из нас есть люди, кого хочется обнять на расстоянии, и близкие, и девочки с этого форума. И дальше - а если одни и те же слова справедливы и о живых, и о усопших, не это ли " У Бога все живы"? И как-то это так запало мне в душу...фразу "У Бога все живы" слышала и читала не один десяток раз, но впервые эти слова так проникли в душу. Только снова почему-то стали наворачиваться слезы на глаза, когда молюсь за любимого...И боязно еще - это частичка Веры открылась или я умничаю, в слова играю...