Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Здесь можно поговорить о трудностях, проблемах адаптации, связанных с переживанием смерти близкого человека (Премодерация)
Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

СветЛана М писал(а): Закрывает. Я понимаю, что как бы с корыстью сейчас смотрю на Бога. Но ведь когда ходили за Христом, больные, они тоже как бы с корыстью ходили.Исцелиться самим, или своим больным, и Он не отказывал. Он говорил, что таким , спасение - их вера .Вера в Его Милость, любовь, доброту. При том , видя ТАКОГО Бога, не возможно не любить Его, и не чувствовать Правды во всем, что Он делает.Пусть так, иначе я и не смогу.
1. Светлана, Вы признаете, что образ Славы и сейчас закрывает Бога, и за человеком Вам еще очень трудно разглядеть Бога. И та корысть, о которой Вы пишете, является следствием. Но Вы заметили, как тут же оправдываете эту корысть, оправдываете неумение видеть Бога за его творением?
Могли бы Вы это пояснить?

2. Вспоминается с Феофилакт блаженный Архиепископ Болгарский и его слово Об исцелении расслабленного:
"По вшествии Господа в Капернаум, многие, услышав, что Он в дому, собирались в надежде удобного доступа к Нему. При сем вера мужей, принесших расслабленного, была столь велика, что они проломали кровлю дома и спустили его. Посему и Господь подает ему исцеление, видя веру сих принесших, или и веру самого расслабленного... Прежде всего отпускает Он грехи болящему, а потом врачует болезнь, — потому что труднейшие болезни большею частию происходят от грехов, как и в Евангелии от Иоанна Господь производит от грехов же болезнь одного расслабленного".
Не редко на практике, в жизни встречаешься с случаями, когда человек получает исцеление, но продолжает вести неправедную жизнь – и болезнь возвращается.
Болезнь - это нам напоминание от Господа про нашу более страшную беду - поражение грехом нашей души. Это вопросы конечно богословские, но есть здесь и психологические аспекты. Очень содержательны слова протопресв. Александра Шмемана: «Достигаешь момента, когда так ясно становится, что понимать-то, в сущности, нечего, что все «сложности» … суть сложности мнимые. Все это туман, разводимый нами, чтобы не оказаться лицом к лицу с одной реальностью – греха. … Грешник кается и обращается. Лжедуховный обречен на погибель». - это тот важный ключ к разгадке природы наших болячек: духовных, психологических, психофизиологических.

Аватара пользователя
СветЛана М
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 17:16
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Не хочу получать помощь, хочу поделиться горем

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение СветЛана М »

Заметила, Татьяна, но только тогда , когда вы указали.Не могу объяснить. Наверное хочется все видеть так,как мне хочется, оправдывать себя. Да, это неправильно.Но я действительно люблю Славу больше Бога. Надо тогда честно признать, без лжи.Спасибо.Но теперь вопрос, а может это правильно? Ведь Бог есть Любовь? И две заповеди равны? И "что ты сделал людям ,хорошего, то Мне сделал ", тоже слова Христа есть..
Tatyana A писал(а): Все это туман, разводимый нами, чтобы не оказаться лицом к лицу с одной реальностью – греха. …
Вот это ударило. Но тут надо разобраться, что бы не навязать себе опять же ложного какого нибудь, греха, оставив настоящую свою неправду.Но в чем она ? Я её не чувствую !Я не могу сходить на исповедь, я не могу покаяться. Получается, весь страх в том, что я не считаю себя неправой.И это такая правда, что я молюсь о прощении своих грехов, а на самом деле не считаю себя неправой. Значит мои рассуждения о пути это самолюбование.Мне предстоит об этом подумать.Я сейчас не понимаю ничего..Я попала в тупик.
Tatyana A писал(а):Все это туман, разводимый нами, чтобы не оказаться лицом к лицу с одной реальностью – греха. … Грешник кается и обращается. Лжедуховный обречен на погибель». - это тот важный ключ к разгадке природы наших болячек: духовных, психологических, психофизиологических.
Лжедуховность , как её различить только.. Кажется все правильно , как же различить правду от неправды? Как покаяться , если оправдываешься.А как не оправдываться, если на сердце так. А покаяние , это чувство вины, а если его нет то разве это плохо.Вот поздно, а столько вопросов в голове родилось.
Спасибо, Татьяна.
..И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья !

Светлана и Вячеслав 2009 - .....

Аватара пользователя
СветЛана М
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 17:16
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Не хочу получать помощь, хочу поделиться горем

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение СветЛана М »

СветЛана М писал(а):И "что ты сделал людям ,хорошего, то Мне сделал ", тоже слова Христа есть..
То есть, если любил кого то, то это хорошо , разве Богу жертва нужна, если человек так чувствует?
..И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья !

Светлана и Вячеслав 2009 - .....

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

1. Вопрос покаяния, исповеди – духовно-нравственный вопрос. Но вспомним, что покаяние – это славянский перевод греческого слова «метанойя», означающего «перемена ума», «перемена образа мыслей».
Вот, что пишет прп. Исаак Сирин о покаянии: «Если все мы грешники и никто не выше искушений, то ни одна из добродетелей не выше покаяния; потому что дело покаяния никогда не может быть совершенно. Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим улучить спасение…».

2. Как различить правду от неправды? Как избежать лжедуховности? А как поступают в научном мире? Для того, чтобы в науке не сбиться с верного курса - обращаются к признанным классикам той или иной научной отрасли. Для того, чтобы не сбиваться с правильного духовного курса нам святые отцы, богословы оставили труды в которых есть разъяснение и толкование Священного Писания. Почему следует к ним обращаться? Давайте вспомним, к примеру, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Григория Богослова или нашего святого прав. Иоанна Кронштадтского – это очень образованные люди, которые не только словом, но и подвигами, делом, показали свое Мастерство в правильном понимании Священного Писания, в понимании правильного курса духовной жизни. Святые отцы по целому ряду вопросов придерживаются однозначной позиции. Например, о необходимости Исповеди и Причастия, по вопросу абортов, о хранении целомудрия, о хранении супружеской верности, отношение к волхованию и т.д. Как показывает история и наша современность, если человек самостоятельно толкует Священное Писание - такая деятельность сначала вводит его в заблуждение. А если же он делится своими «открытиями» с окружающими, то в заблуждение могут попасть другие люди, у которых вера еще не окрепла, у которых личностный или семейный кризис. И в данном случае уже больше переживаешь за этих несчастных. В их неустойчивом состоянии «открытия» могут подтолкнуть на необдуманный поступок, за который ответственность, в том числе, будет нести и тот, кто решил самостоятельно толковать Священное Писание. В этом духовный и психологический смысл необходимости обращения к трудам святых отцов: чтобы не сбиться и других не сбить с верного духовного курса.

Аватара пользователя
СветЛана М
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 17:16
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Не хочу получать помощь, хочу поделиться горем

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение СветЛана М »

Спасибо Вам, милая Татьяна , за ваше участие, действенную помощь, объяснения , и терпение ко мне." Перемена ума" , "перемена образа мыслей"..Надеюсь Господь управит в правильное русло мои сумбурные мысли и мою боль. Я всегда считала, что надо быть предельно искренней пред Богом, и перемена ума, мыслей должны происходить естественным путём, от решения в себе каких то важнейших вопросов. Само по себе ведь это не возможно. Или, зачастую, даже ложно. Я наблюдала такое у людей. Мне не хотелось бы просто прикрывать свои неправды напускным смирением и благочестием. Я читаю труды святых отцов церкви, и многие вопросы открываются ими, а есть такие , на которые готового ответа нет, ответ может дать только собственное сердце, и больше нигде не найдешь этих ответов. Я думаю, что человек прежде всего должен быть готов ответить за то, что он делает, и за образ своих мыслей.
..И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья !

Светлана и Вячеслав 2009 - .....

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

СветЛана М писал(а):Я думаю, что человек прежде всего должен быть готов ответить за то, что он делает, и за образ своих мыслей.
Светлана, могу предложить Вам психологический вариант работы над мыслями. Возможно эта схема Вам пригодится и будет полезна.

Есть точка зрения когнитивных психотерапевтов, что если человеку что-то портит жизнь, то это так называемые дезадаптивные установки – ложные, ошибочные, вредные, негативные, иррациональные, ограниченные убеждения о себе, других, людях, о мире. Можно с когнитивными психотерапевтами согласиться полностью, можно частично, но влияние на нашу жизнь дезадаптивных установок отрицать никак нельзя.

Дезадаптивные установки существенно противоречат реалиям жизни, а, следовательно, их носителям приходится нередко испытывать, гнев, разочарование, депрессию. Дезадаптивные установки приводят к конфликтам, обидам, усугубляют психотравмирующие ситуации и негативные эмоции. Вот в этом их самое пагубное и разрушающее воздействие! При этом, дезадаптивные установки формируют стереотипное, поведение, шаблонное реагирование на разнообразие происходящего.
Принципы работы с дезадаптивными установками:
1. Первое, что следует усвоить: человек – это не жертва своих ошибочных, искаженных мнений.
2. Человек вполне способен проанализировать, выявить ошибки иррационального мнения
3. Человек может отказаться от неконструктивных методов поведения, даже если они уже вошли в привычку
Таким образом, человек может сделать правильный выбор программы своего поведения. А как определить правильный выбор? Правильный выбор задается правильными целями. Какие же цели можно назвать верными?
Если цель не вступает в противоречие с заповедями Божиими, а ведет к духовному оздоровлению, если цель предполагает радость от совершения выбора, наполняет человека смыслом, силой, сопровождается развитием способностей, приводит к сотрудничеству – то цель можно назвать верной.

Работа с дезадаптивными установками

Первое что необходимо сделать – определить дезадаптивность установки, она диагностируется через ряд вопросов. Вот основные:
1. не противоречит ли данное убеждение заповедям Божиим?
2. не противоречит ли данное убеждение фактам реальной жизни?
3. не противоречит ли данное убеждение самому себе или другим мои представлениям?
4. что произойдет, если я откажусь от данного убеждения?
5. есть ли какой-нибудь смысл в моей приверженности данному убеждению?
6. какое убеждение относительно данного вопроса могло бы привнести больше пользы для меня, окружающих, чем прежнее? Что произойдет, если я стану придерживаться его?

Второе. Определив дезадаптивность установки, надо сформулировать альтернативную позитивную установку и лучше несколько. Но альтернативные установки не должны быть слишком простыми и обобщенными: «это не так плохо», «все так живут», «у других еще хуже». Не ленитесь искать в себе ресурсы, силы, полезные качества.

Примеры работы с дезадаптивными установками:

Дезадаптивная установка:
Я мало, что могу сделать со своим беспокойством, гневом, депрессией, поскольку они вызваны тем, что со мной происходит.

Рациональная установка:
Убеждение в том, что другие люди, события и ситуации – основная причина наших чувств, свойственно иррациональному мышлению. Истинная причина моих чувств – то, во что я верю, что говорю о себе, о других людях, о событиях и ситуациях.

Дезадаптивная установка:
Хочу, чтобы другие меня поддерживали, поступали со мной справедливо

Рациональная установка:
Хорошо, если люди ведут себя так, как это мне нравится. Но в реальной жизни все порой происходит с точностью до наоборот. Так как у каждого человека есть своя воля, и он может не соответствовать моим представлениям. Настойчиво требовать или молча ожидать изменений от другого человека бесполезно. Я могу лишь попросить другого человека измениться…и т.д.

И еще. Согласно святоотеческому учению дурные мысли внушаются человеку демоническими силами. Если дурная мысль настойчиво лезет в голову можно прочитать несколько глав Евангелия, сотворить молитву.

И никогда не идентифицируйте себя с деструктивными мыслями – отрекайтесь от них, они не ваши.

Аватара пользователя
СветЛана М
Сообщения: 273
Зарегистрирован: 04 июл 2011, 17:16
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Не хочу получать помощь, хочу поделиться горем

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение СветЛана М »

Здравствуйте, Татьяна.

В своих словах
СветЛана М писал(а):Я думаю, что человек прежде всего должен быть готов ответить за то, что он делает, и за образ своих мыслей.
я не имела ввиду мысли временные,наносные, дезадаптивные установки, я имела ввиду жизненную позицию, то, в чем человек убежден. Что является его стержнем, убеждениями с которыми он живет, и исходя из которых действует. Сознание человека гибко, но есть линия, канон, основа, это как раз и есть результат совершившихся в нем выводов как раз от решения в себе каких то важнейших вопросов.
Нельзя же все отвергать, как не своё. Это опасный путь, человек тогда как бы ни за что не отвечает : это не я,решил в себе, или даже сделал,а это такие мысли, живущие отдельно от меня, и непонятно каким механизмом в мою голову занесенные..Нет.Человек сослагается с ними или нет.В этом выборе и есть сам человек.

Я поняла , разницу между дезадаптивными и реальными установками,это очень правильно в народе это называют, просто - жизненной мудростью.Этому стоит учиться, работать над собой.К сожалению, это не дается легко.
..И вечностью дышать в одно дыханье,
И встретиться - со вздохом на устах -
На хрупких переправах и мостах,
На узких перекрестках мирозданья !

Светлана и Вячеслав 2009 - .....

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

СветЛана М писал(а):я не имела ввиду мысли временные,наносные, дезадаптивные установки, я имела ввиду жизненную позицию, то, в чем человек убежден. Что является его стержнем, убеждениями с которыми он живет, и исходя из которых действует.
Давайте несколько разберемся. Дезадаптивные установки - это те автоматизмы, которые включаются в стрессовой, конфликтной ситуации. Поскольку это автоматизмы, то дезадаптивные установки с большим трудом нами осознаются. Поэтому была предложена методика по работе над ними. Дезадаптивные установки есть у каждого человека. Это своего рода "сорняки" нашего сознания.
СветЛана М писал(а): Я поняла , разницу между дезадаптивными и реальными установками,это очень правильно в народе это называют, просто - жизненной мудростью.Этому стоит учиться, работать над собой.К сожалению, это не дается легко.
Это точно, если мы продолжаем работу над собой, разбиваемся - то трудно будет всегда. Легко тогда, когда мы на месте стоим.

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

Предлагаю Вам, Светлана, для работы над собой еще одно упражнение.

Взгляд в прошлое. Оценка настоящего.Планирование будущего.

Остановитесь. Оглянитесь. Посмотрите на свою жизнь до настоящего момента. Оставьте негативные чувства, такие как страх, ненависть, гнев. Попытайтесь понять как Вы расходовали до сих пор свои ресурсы: свою энергию и время. Нарисуйте так называемый "ресурсный круг" - круг, символизирующий ресурсы, которые Вы расходуете ежедневно.В целом ресурсный круг соответствует 24 часам и 100% Вашей энергии (Ваших сил). Разделите круг на сектора, соответствующие Вашим делам, повседневным занятиям, подпишите их: сколько времени и сил Вы отдаете для родителей, детей, для уюта в доме, саморазвития и т.д.

Это упражнение показывает на что человек преимущественно тратит силы и чем возможно пренебрегает. Оно расширяет кругозор и делает Вас более внимательными в будущем. Вы уже не будете так легко позволять себе уделять внимание лишь одной задаче, понимая как мало времени остается на другое, не менее важное. И нередко человек понимает, как однобоко он планировал свою жизнь.
:)

Аватара пользователя
Tatyana A
Психолог
Сообщения: 752
Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Прошлое и настоящее: вопросы восприятия и принятия

Сообщение Tatyana A »

Принятие реальности и одновременное включение в эту реальность представляет собой одно из условий развития человека как личности.
Принять событие - осознать, каково оно есть. Не думать, каким это могло бы быть. Не думать о том, каким это должно бы быть. Не думать о том, как бы тебе хотелось, чтобы это было, а согласиться, признать, что оно есть. Это и есть принятие.
Что мешает принятию?
• Осуждение, обиды
• Убежденность в том, что, что уж вы то точно знаете, каким этому стоит быть
• Страхи
• Дезадаптивные установки, убеждения
Принять реальность - довериться в том, что всё это не просто так, что всё это для чего-то.
Принимать - это начать искать важные и нужные теперь смыслы в том, что есть, начать извлекать, чему учит нас реальность, чему учит нас ситуация, быть внимательным к тому, что сокрыто в нашей душе.
В принятии и неприятии есть ещё один важный аспект.
Когда мы что-то не принимаем в себе, в другом, в ситуации, мы не только отрицаем это. Мы перестаем обращать внимание на свои ресурсы и не пользуемся тем, что есть. Мы тратим важнейшую энергию, силы и время на борьбу с тем, что нам не нравится, что мы признавать не хотим.
Существует различие между принятием реальности смерти и забвением умершего. Как и любая серьезная травма, смерть близкого человека оставляет на душе рубец, шрам. Со временем боль утихает, и в конце концов к ране можно прикасаться, вспоминать и принять, как уже прожитую, как часть своей жизни. На это может уйти два и более года, в зависимости от эмоциональной близости данного человека с умершим.

Ответить

Вернуться в «О психологических проблемах и трудностях в адаптации»