Какие материалы сайта вам помогли?

Идеи, критика, помощь
Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Оксюша »

Тема есть у меня уже, Агния Львовна, в разделе "Детский психолог".
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Оксюша »

Агния Львовна, еще вот знаете о чем вчера подумала.. Я пришла на сайт в феврале, недели за 3 до смерти бабушки. Пришла потому, что отчетливо поняла, что смерть мало того, что неизбежна, она очень близка, и, возможно, ближе, чем я предполагаю. Эта мысль вызывала у меня панический страх (больше из-за эгоизма, как же я переживу, я буду страдать и т.д.), холод во всем теле, ни о чем, кроме этого думать не могла. И все три недели эти мне было, не побоюсь сказать так, даже тяжелее, чем в первые дни, да и сейчас. Что хочу сказать, что страшно еще и само ожидание смерти, причем как для близких (когда они знают, что остался месяц, несколько дней, минуты и т.д.), так и для умирающего, который готовится к переходу в иной мир. Мне помогло письмо одной женщины о том, как старые времена готовились к смерти, что умирание - это работа, что нужно делать близким, и т.д. Вот мне кажется, что подобного материала на сайте не хватает, а конкретно - ожидание.
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Кризисный психолог »

А Вы не могли бы найти этот материал? Мы бы разместили! Это действительно важно
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Оксюша »

Вот стерла я его уже. Попрошу прислать, если не найду. Сейчас активным поиском занимаюсь. Вот нашла что:
Как вести себя с умирающим?
О, и тут можно тем более или послужить или повредить ближнему! Главное чувство, какое примечается в умирающем - это чувство оставления. Ему не хочется оставаться одному, хотя перед самой последней минутой иные и просят всех удалиться от них. И так не надобно оставлять в одиночестве умирающего. Затем, одни умирают тихо, как бы засыпают, а другие - среди сильной борьбы. Тот или иной образ умирания зависит более от качества болезни, а, во всяком случае, по этому еще нельзя каждый раз заключать об особенном достоинстве или недостоинстве умирающего. Иной еще и искусственно показывает себя бодрым, тогда как в душе своей тем большие переносит борения.
Умирание есть разделение дотоле нераздельного, рассечение надвое души и тела, которые всегда были вместе. Это и тайна, и страшная перемена в человеке. Итак, не следует смущать умирающего разговором о предсмертной борьбе, а во время самой борьбы - потрясать, беспокоить его чем-либо отвне, например, смотреть на него со страшным испугом, затруднять его какими-либо вопросами, напоминать ему о близких, которых он оставляет. Все это может и предупредить его кончину. А особенно не следует у постели его громко плакать или отчаянно стонать. Почему же? Потому именно, что слух у людей умирающих позже всех чувств закрывается. К тому же и умирают преимущественно к вечеру или к утру, когда кругом в природе бывает больше тишины. Этого рода беспокойство умирающему может помешать ему в предсмертной борьбе, затянуть эту борьбу и сделать ее мучительною. Посему у постели умирающего все должны оставаться в самом глубоком молчании.
Человек, человек! Не бегай от умирающих, потому что и сам умрешь!
Протоиерей Евгений Попов (1824-1888).


Прощай, сестра. Господь да благословит исход твой и путь твой по твоем исходе.
Ведь ты не умрешь. Тело умрет, а ты перейдешь в живой мир, живая, себя помнящая и весь окружающий мир узнающая.
Там встретят тебя батюшка и матушка, братья и сестры. Поклонись им и наши им передай приветы и попроси попещись о нас. Тебя окружат твои дети со всеми радостными приветами. Там лучше тебе будет, чем здесь. Так не ужасайся, видя приближающуюся смерть: она для тебя дверь в лучшую жизнь. Ангел хранитель твой примет душу твою и поведет ее путями, какими Бог повелит.
Грехи будут приходить – кайся во всех и будь крепкой веры, что Господь и Спаситель все грехи кающихся грешников изглаждает. Изглаждены и твои, когда покаялась. Эту веру поживее восставь в себе и пребудь с ней неразлучно.
Даруй же тебе Господи мирный исход. День-другой – и мы с тобой. Потому не тужи об остающихся. Прощай, Господь с тобой.
Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815-1894).


Передайте Л. мое глубокое сочувствие ей и великое желание преодолеть скорбь смерти и легко, радостно перейти в будущую жизнь, истинную родину нашу, уготованную нам от создания мира, где человек сделается подобным Ангелам, где лице его просветится яко солнце.
Передайте ей также: за то, что она, не зная меня, много лет относилась ко мне с любовью, я не забуду ее никогда, будет ли она еще долго жить или скоро умрет. И по смерти она будет дорога мне. О! если бы я имел дерзновение сказать, что моя душа всегда будет около ее и здесь, и в будущей жизни!
...Посмотрите в глаза Л. со всей любовью, какая есть у Вас к ней, погладьте ей волосы, лицо и тысячу раз поцелуйте ей руки — это будет от меня. С нами Бог!
Игумен Никон (Воробьев) (1894-1963).


Иногда человек болеет долго, и если он тогда окружен любовью, заботой – умирать легко, хотя больно... Но очень страшно, когда человек окружен людьми, которые только и ждут, как бы он умер: мол, пока он болеет, мы пленники его болезни, мы не можем отойти от его койки не можем вернуться к своей жизни, не можем радоваться своим радостям; он, как темная туча, висит над нами; как бы он умер поскорее... И умирающий это чувствует. Это может длиться месяцами. Родные приходят и холодно спрашивают: «Ну как тебе? ничего? тебе что-нибудь нужно? ничего не нужно? ладно; ты знаешь, у меня свои дела, я еще вернусь к тебе». И даже если голос не звучит жестоко, человек знает, что его посетили, только потому что надо было посетить, но что его смерти ждут с нетерпением.
А иногда бывает иначе. Человек умирает, умирает долго, но он любим, он дорог; и сам тоже готов пожертвовать счастьем пребывания с любимым человеком, потому что это может дать радость или помощь кому-то другому. Я позволю себе сейчас сказать нечто личное о себе.
Моя мать в течение трех лет умирала от рака; я за ней ходил. Мы были очень близки, дороги друг другу. Но у меня была своя работа, – я был единственным священником лондонского прихода, и кроме того раз в месяц должен был ездить в Париж на собрания Епархиального совета. У меня не было денег позвонить по телефону, поэтому я возвращался, думая: найду я мать живой или нет?.. Она была жива, – какая радость! какая встреча!.. Постепенно она стала угасать. Бывали моменты, когда она позвонит в звонок, я приду, и она мне скажет: «Мне тоскливо без тебя, побудем вместе». А бывали моменты, когда мне самому было невмоготу. Я поднимался к ней, оставляя свои дела, и говорил: «Мне больно без тебя». И она меня утешала о своем умирании и своей смерти. И так постепенно мы вместе уходили в вечность, потому что когда она умерла, она с собой унесла всю мою любовь к ней, все то, что между нами было. А было между нами так много! Мы прожили почти всю жизнь вместе, только первые годы эмиграции жили врозь, потому что негде было жить вместе. Но потом мы жили вместе, и она меня знала глубоко. И как-то она мне сказала: «Как странно: чем больше я тебя знаю, тем меньше я могла бы о тебе сказать, потому что каждое слово, которое я о тебе сказала бы, надо было бы исправлять какими-нибудь дополнительными чертами». Да, мы дошли до момента, когда знали друг друга так глубоко, что сказать друг о друге ничего не могли, а приобщиться к жизни, к умиранию и к смерти – могли.
И вот мы должны помнить, что каждый умирающий в таком положении, когда какая бы то ни была черствость, безразличие или желание «наконец бы это кончилось» – невыносимы. Человек это чувствует, знает, и мы должны научиться преодолевать в себе все темные, мрачные, скверные чувства и, забывая о себе, глубоко задумываться, вглядываться, вживаться в другого человека. И тогда смерть делается победой: О смерть, где твое жало?! О смерть, где твоя победа? Воскрес Христос, и мертвецов ни один во гробе...
Антоний, митрополит Сурожский (1914-2003).
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Оксюша »

Вот этот материал:

Где умирает обычно тяжелобольной в наши дни? Как правило, в больнице. Конечно, больной должен находиться под наблюдением врача. Но вот врач пригласил нас для серьезного разговора и поставил вопрос ребром: «Дни больного сочтены, ему уже ничем не поможешь, готовьтесь к самому худшему». Услышать такой приговор всегда больно, но мы не можем себе позволить впадать в депрессию и с утра до вечера проливать слезы, забыв о прямых и срочных обязанностях перед тяжелобольным. Надо, в конце концов, уяснить себе главное: мы вступаем в новый этап жизни, когда нам надо сделать все возможное для близкого человека - долюбить его, дожалеть его и даже его дотерпеть. А умирать дома лучше, на Руси всегда помнили об этом. Сами стены с обоями в привычный цветочек для глаза, окно с двумя торчащими в нем веточками рябины, даже треньканье звонка входной двери - все это привычно, мило и дорого. Конечно, придется нам, здоровым и крепким, потесниться, ужаться, но выкроить больному отдельную комнату или отдельный угол, отгородив его ширмой или занавеской, надо.

Отцы Церкви называют жизнь приготовлением к смерти.

На Руси про умирающего человека говорили, что он трудится. Так оно и есть. Он трудится, он готовит себя к совершенно новому, а потому и пугающему его состоянию. Создадим условия для его труда: не будем врубать на всю катушку телевизор, закроем абажуром яркую лампочку, приучим себя говорить вполголоса, затеплим лампадку перед иконами, чтобы больной мог подолгу смотреть на нее и думать. Думать полезно всегда. Но вдвойне полезно подумать, когда жизнь уже почти прожита, когда что-то удалось, а что-то нет. Когда мелкие обиды отступают, когда есть время послушать душу, распознать, что в ней вечно, а что суетно. Это ли не труд? Не будем мешать человеку трудиться.
Есть крайность: прознаем, что человек слег в тяжком недуге, и в гастроном за полезным, вкусным, свежим, а из гастронома - с визитом к нему. Считается хорошим тоном навестить умирающего. А, сняв в прихожей пальто, выслушав, что больной плох, гемоглобин на нуле, пульс еле прослушивается, пристегнуть к себе совсем неподобающее ситуации беспечное выражение лица: «Ну, когда на лыжах пойдем? Я тебя жду, так и знай, хватит залеживаться»...
Или: «Весна скоро... Отвезем тебя на дачу, будешь за грибами ходить».
Больной слабо улыбается. Он знает, что неизлечимо болен, но не хочет огорчать визитера. А визитер не хочет огорчать больного. Ситуация, очень напоминающая игру в подкидного дурака.
Последние дни жизни слишком серьезны, ответственны и даже велики, чтобы разбавлять их лицемерными улыбками и пустословием. На Руси в таких случаях всегда приходил на помощь батюшка из ближайшего храма. Сердцевед-священник хорошо знает, как и о чем повести беседу с умирающим. Он найдет нужные слова, и будут они утешением. Даже если больной не был любителем посещать Божий храм, священник объяснит ему, что надо торопиться, надо наверстывать, Господь потому и отодвигает последний час, чтобы успеть.

Каждому из нас есть в чем повиниться перед умирающим.

Есть такое великое таинство - соборование. Почему-то бытует мнение, что соборуют человека перед самой смертью и многие боятся этого таинства, считая его почти что мистическим знаком смерти. На деле же все совершенно не так. Обычно в дни Великого поста во всех храмах совершается соборование, оно называется еще елеосвящением. Цель его - исцеление и прощение грехов. Люди соборуются каждый год, в подкрепление своих немощных сил. Священник читает особые молитвы, (обычно участвуют семь священников), помазует елеем лицо и руки молящихся. Но часто нам недосуг прийти в храм для соборования. И вот уже тяжко больны... Теперь близкому человеку следует поторопиться и пособоровать больного. После этого таинства ему станет обязательно легче, физические страдания облегчатся и духовные силы окрепнут. И, конечно, исповедь и таинство Причастия. Без них не подготовиться достойно к последнему часу.
Бывает, человек изболевшийся, притихший под бременем собственных мук, сам заводит разговор о смерти. Отдает распоряжение, размышляет, как будут жить без него его родные. Важно и по-христиански правильно поддержать этот разговор, а не махать руками - дескать, что надумал, гони от себя дурные мысли. Хорошо взять за привычку читать больному Евангелие, Псалтирь и, конечно, молиться. Почти в любом православном молитвослове есть канон за болящего, хорошо читать этот канон дома. И акафисты, которые тоже есть в молитвословах. Чтение акафистов очень укрепляет и самого болящего, и того, кто взял на себя молитвенный подвиг.
Есть много случаев чудесного исцеления тяжелых больных по молитвам родных и близких. Знаю, например, как был вымолен почти безнадежный больной. Друзья его каждый вечер по благословению священника одновременно в определенное время читали определенную главу Евангелия и молились. Молились сразу несколько человек, в разных городах, каждый вечер... Это был молитвенный подвиг ради того, кого любят. Случаев чудотворных молитв множество. Они описаны в духовных книгах, но еще больше неописанных, а хранящихся в сердцах православных. Многие исцеленные по молитвам близких мгновенно обращались к Господу и уже всю оставшуюся жизнь с Ним не расставались.
Отцы Церкви называют жизнь приготовлением к смерти. Среди православных разговор о смерти считается естественным, нормальным. А неверующие боятся самого этого слова и даже придумали себе некий код, чтобы не произносить его – «если что случится»... Для верующего смерть - тайна, для неверующего - крах, мгновенно лишающий смысла даже очень долгую жизнь. Поэтому особенно тяжелое бремя ложится на родных неверующего больного. Но ведь и здесь Божий промысел. Господь призывает к Себе всех. Но одни замечают эти призывы, делают выводы, переосмысливают пережитое, другие не хотят замечать. Но Господня любовь безгранична, и после долгих призывов посылается человеку болезнь. И в болезни творятся чудеса. Человек вдруг осознает себя чадом Божьим, вдруг ужасается пустоте прожитых дней и просит, в слезной молитве просит дать ему время достойно подготовиться к смертному часу. Господь дает. Многие подвижники благочестия считали за великую милость поболеть, «выболеть» перед смертью грехи, а вот внезапная кончина почитается нередко страшным наказанием. «Смерть грешников люта», - говорится в Псалтири. Значит, не только жизнь благочестивую дарует Господь, но и смерть благочестивую. Великомученица Варвара как раз та самая святая, которой молятся о том, чтобы не умереть внезапно, без исповеди и святого Причастия. Чтобы миловал Господь от скоропостижной смерти, молятся священномученику Харалампию и священномученику епископу Персидскому Садоку. А преподобному Афанасию Афонскому молятся о скорейшем определении участи тяжко болящего.
Конечно, не только домашняя молитва нужна, но и храмовая. О болящих заказываются сорокоусты, подаются записочки на литургию, служатся молебны. Церковь не оставляет без своего попечения ни здоровых, ни больных. Может, стоит как раз и рассказать немощному близкому человеку о том, что есть особая милость, что не умер он внезапно, а болезнью искупает грехи свои, а раз есть время - есть надежда...
Конечно, тяжело видеть страдания близкого. Не всегда хватает нам выдержки и такта, простого терпения. Но ведь Господь благословил нас понести скорби близкого и этим дает надежду и нам. Каждому из нас есть в чем повиниться перед умирающим. Не хватало времени, желания, любви быть рядом, выслушать, подставить плечо. Легко впускались в сердце обиды, расцветающие там пышным цветом. Вот тебе время - кайся. Вот тебе время - наверстывай упущенное. Смотри в глаза человеку, который был тебе и не друг, и не враг, а так... Плачь вместе с ним, вместе с ним кайся.
Неизлечимого больного, умирающего человека не надо оставлять одного. Пока он способен разговаривать, говорите с ним тихонечко, не скупитесь на ласковые слова, но только не лицемерьте. Приучите его к вашей молитве о нем, к тому, что в дом заглядывает священник для исповеди, пусть вспоминает все грехи и торопится покаяться в них перед смертью. А наступит уже последний час - превозмогите собственную усталость и отчаянье, попросите прощения, приведите попрощаться детей и читайте молебный канон при разлучении души от тела (он есть в молитвословах).
Достойно выполнив перед тяжко больным свой долг быть рядом с ним до конца, мы тут же встаем на новое послушание: помогаем ему перейти грань от жизни земной к жизни вечной. Этот период труден, страшен и мучителен. Но только для тех, кто не оставил на земле терпеливых за себя молитвенников.
Наталия Сухинина
https://www.borovsk-khram.ru/newspaper/paper7_95.html
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

Аватара пользователя
Агния Львовна
Модератор
Сообщения: 1966
Зарегистрирован: 08 окт 2008, 08:07
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Агния Львовна »

Оксюша, открывайте новую тему - "Помощь умирающим", копируйте и переносите собранный материал туда. Прекрасная тема, золотко!

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Кризисный психолог »

Согласен с Агнией Львовной :)
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Оксюша »

Агния Львовна писал(а):Оксюша, открывайте новую тему - "Помощь умирающим", копируйте и переносите собранный материал туда. Прекрасная тема, золотко!
Ага, поняла. А в каком разделе открыть эту тему?
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

ELL
Сообщения: 316
Зарегистрирован: 01 фев 2009, 17:07

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение ELL »

Не знаю, где написать ответ.
Оксюша, прочитала статьи, которые Вы здесь разместили, и они очень меня взволновали. У моего мужа было смертельное заболевание, диагноз был поставлен более 3-х лет назад. Несмотря на то, что жил он практически полноценной жизнью, ему постоянно приходилось поддерживать свое здоровье и очень много перенести боли и страданий, не только физических, но и душевных. Особенно, когда 3 года назад "добрый" честный доктор в лоб сказал: "Готовься, тебе недолго осталось" и просто положил его умирать. И вот годы борьбы, и успешной, возвращенное счастье и надежда. Потом вдруг резкое обострение, операции, немыслимые болезненные процедуры... 2 месяца... потом опять уверенность в завтрашнем дне... и вдруг резкая, неожиданная смерть. Может быть, Господь дал ему возможность искупить свои грехи этой тяжкой болезнью, а потом милостью своей отнял жизнь, чтобы избавить от дальнейших мучений и ожидания смерти?
Очень мучает меня то, что я не могла находиться в последние минуты рядом с ним. Когда нас привезли в приемное отделение больницы, медсестра постовая постоянно отвлекала меня вопросами, а врачи в это время увезли его, а потом и меня прогнали из больницы. Это было в 7 часов утра. Сказали звонить в 11 часов. Я терпела, выжидала время, потом, когда позвонила, сказали, что он давно умер. Я будто бы бросила его. Я виню себя, что не была рядом в тяжелые для него минуты, не поддержала, не простилась. Я чувствую, что это очень нужно умирающему.
И вот еще. Я многих своих близких родственников похоронила. И очень согласна с тем, что умирающему не надо мешать, кричать, плакать у изголовья. Когда умирал мой папа, рядом, кроме нас с мамой, была его сестра и ее муж. Папа начал затихать, и вот они заорали, начали звать его по имени. Папа встрепенулся, открыл глаза и умирал еще целый час.

Тема нужная.

Аватара пользователя
Агния Львовна
Модератор
Сообщения: 1966
Зарегистрирован: 08 окт 2008, 08:07
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Re: Какие материалы сайта вам помогли?

Сообщение Агния Львовна »

Кризисный психолог писал(а):А Вы не могли бы найти этот материал? Мы бы разместили! Это действительно важно

Михаил Игоревич, а не открыть ли специальный раздел "Помощь умирающим"?

Ответить

Вернуться в «О форуме, сайте»