Здравствуйте! Неделю назад умер мой любимый, папа нашей доченьки (ей 2,5 года). Он умер в больнице, после проведённой операции. Мы с дочкой ходили к нему каждый день и она в принципе привыкла к его отсутствию в доме. Стала со мной везде ходить, ни на шаг не отпускает. Спать даже в своей кроватке не хочет, пришла в нашу на место папы... На похоронах она не была. Когда видела мои слёзы, утешала меня, гладила и целовала. Я объяснила ей, что папа теперь живёт на небе, на облачке, она ему машет ручкой. Меня беспокоит такой вопрос может нужно как-нибудь ещё по-другому объяснить ей отсутствие папы? останется у моей дочки хоть какие-нибудь воспоминания/впечатления? (папа её очень любил и они много времени проводили вместе) и не останется ли в её душе уход папы в виде психологической травмы? не будет ли она потом страдать?
Спасибо большое заранее, очень жду ваших ответов.
Катя, Франция
Я и моя доченька
Модератор: Птица Феникс
-
- Сообщения: 1
- Зарегистрирован: 02 ноя 2011, 00:21
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
-
- Психолог
- Сообщения: 752
- Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Re: Я и моя доченька
О том как в дальнейшем строить разговор с ребенком о смерти ближнего очень хорошо описано в двух статьях:
Как сообщать ребенку о смерти близкого?
Принципы общения и помощи горюющему ребенку
Здесь можно для себя отметить полезные советы и принципы ведения такой беседы, поскольку в будущем по мере взросления дочери возможно Вы не раз будете к этому вопросу возвращаться.
В дополнение к статьям, хотелось бы вспомнить, что в психике ребёнка любого возраста может быть адекватно отражена тема смерти.
Смерть вовсе не следует скрывать, она - часть жизни.
Поэтому одной из задач в воспитании является помощь взрослых в формировании у ребёнка адекватного образа смерти.
С одной стороны недопустимо легковесно-обыденное отношение к смерти, которое может привести к обесцениванию человеческой жизни.
С другой стороны недопустимо отношение к смерти, как к безысходному ужасу, что не позволит детской душе гармонично развиваться.
Религиозное осмысление смерти (как завершения земного пути человека и перехода его души в иной мир), является наиболее адекватным для восприятия детской психикой: здесь удивительным образом сочетается неотвратимость смерти и в то же время преодоление её. Поэтому, религиозное осмысление смерти не калечит детскую душу, позволяя ей дальше расти и развиваться.
Такое осмысление возможно, например, через объяснение ребенку праздника Пасхи, когда мы рассказываем ему о Христовом Воскресении и будущем Воскресении мертвых. Конечно же характер беседы будет зависеть от возраста ребенка и хорошо ее вести, призывая в помощники Библию для детей.
Очень важно, чтобы знакомство ребёнка с образом смерти не носило отвлечённой формы – можно с дочерью раскрыть семейный альбом, и рассказать ей, рассматривая фотографии, о родословной. И в этом случае так или иначе мы будем говорить и об усопших родственниках.
Важно приобщение ребенка в будущем к молитве об усопших. При этом через разъяснение молитвы, также можно формировать у ребенка целостную картину мира, в которой присутствует и смерть:
- после смерти душа усопшего отделяется от тела и переселяется из этой жизни в другую жизнь - небесную
- что значит «упокой»? – это значит, что мы просим Бога, поместить душу умершего в спокойном месте, вместе со святыми и т.д.
Здесь на помощь родителям может придти Закон Божий (для семьи и школы) составленный протоиереем Серафимом Слободским.
Как сообщать ребенку о смерти близкого?
Принципы общения и помощи горюющему ребенку
Здесь можно для себя отметить полезные советы и принципы ведения такой беседы, поскольку в будущем по мере взросления дочери возможно Вы не раз будете к этому вопросу возвращаться.
В дополнение к статьям, хотелось бы вспомнить, что в психике ребёнка любого возраста может быть адекватно отражена тема смерти.
Смерть вовсе не следует скрывать, она - часть жизни.
Поэтому одной из задач в воспитании является помощь взрослых в формировании у ребёнка адекватного образа смерти.
С одной стороны недопустимо легковесно-обыденное отношение к смерти, которое может привести к обесцениванию человеческой жизни.
С другой стороны недопустимо отношение к смерти, как к безысходному ужасу, что не позволит детской душе гармонично развиваться.
Религиозное осмысление смерти (как завершения земного пути человека и перехода его души в иной мир), является наиболее адекватным для восприятия детской психикой: здесь удивительным образом сочетается неотвратимость смерти и в то же время преодоление её. Поэтому, религиозное осмысление смерти не калечит детскую душу, позволяя ей дальше расти и развиваться.
Такое осмысление возможно, например, через объяснение ребенку праздника Пасхи, когда мы рассказываем ему о Христовом Воскресении и будущем Воскресении мертвых. Конечно же характер беседы будет зависеть от возраста ребенка и хорошо ее вести, призывая в помощники Библию для детей.
Очень важно, чтобы знакомство ребёнка с образом смерти не носило отвлечённой формы – можно с дочерью раскрыть семейный альбом, и рассказать ей, рассматривая фотографии, о родословной. И в этом случае так или иначе мы будем говорить и об усопших родственниках.
Важно приобщение ребенка в будущем к молитве об усопших. При этом через разъяснение молитвы, также можно формировать у ребенка целостную картину мира, в которой присутствует и смерть:
- после смерти душа усопшего отделяется от тела и переселяется из этой жизни в другую жизнь - небесную
- что значит «упокой»? – это значит, что мы просим Бога, поместить душу умершего в спокойном месте, вместе со святыми и т.д.
Здесь на помощь родителям может придти Закон Божий (для семьи и школы) составленный протоиереем Серафимом Слободским.