Без мамы.
Модератор: Птица Феникс
-
- Сообщения: 7
- Зарегистрирован: 04 дек 2011, 22:08
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Верю в Бога в душе
- Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
- Откуда: Москва
Без мамы.
Ребенку 1 год 2 мес. маму свою последний раз видел 4 мес назад ( 3 мес. назад умерла) так вот он ходит и повторяет мама ма мама ма А живет он сейчас у бабушки( папиной мамы) Показывали фотографию мамы вроде бы узнаёт, во всяком случае как-то реагирует. Как быть, как вести себя с ребенком? Посоветуйте что-нибудь.
-
- Психолог
- Сообщения: 752
- Зарегистрирован: 24 июн 2011, 20:59
- Пол: жен.
- Вероисповедание: Православие
- Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Re: Без мамы.
В психике ребёнка любого возраста может и должна быть отражена тема смерти.
Но конечно любой взрослый понимает, что раскрывать эту тему следует очень аккуратно и деликатно. Недопустимо легковесно-обыденное отношение к смерти, которое формируют СМИ, достигая единственной цели - обесценивание человеческой жизни. А обесценивание человеческой жизни в свою очередь приводит к искажениям личности ребёнка.
Но, также детская психика не сможет гармонично развиваться, если будет формироваться отношение к смерти, как к безысходному ужасу.
Давайте вспомним замечание К.И.Чуковского «Самообслуживание оптимизмом – могучий закон детской жизни».
При этом, религиозное осмысление смерти является наиболее адекватным для детской психики. Религиозное осмысление помогает принять человеком факт неотвратимости смерти, и дает понятие преодоления смерти:
1. смерть рассматривается как завершение земного пути человека, и переход души в иной мир
2. сама смерть преодолена благодаря Воскресению Христову: «…И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти Спасителева смерть… Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?... Воскрес Христос, и пали демоны…Воскрес Христос, и радуются ангелы.» свт. Иоанн Златоуст
Святитель Николай Сербский пишет: «Не спрашивай христианина, верит ли он в Бога, лучше спросите, верит ли он в Евангелие - в Радостную весть Христову. Ибо если он говорит, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, он – отсталый и язычник, пришедший к вере так, как люди приходили две тысячи лет назад, скажем – как, например, эллинские и азиатские философы. А зачем тогда Христос сходил с Неба? И зачем Он Кровью Своей запечатлел миру Свое Откровение, Свою Радостную Весть? …»
Образ смерти в сознании ребенка формируется в отвлечённой форме – когда ему рассказывают об усопших родственниках, показывают фотографии, что Вы и делаете. Адекватность образа смерти также обеспечивается через непосредственное соприкосновение с событиями, связанными со смертью – отпеванием, похоронами, панихидой и т.п. – такое участие подходит для детей более старшего возраста, но оно тоже считается необходимым, поскольку мышление ребенка конкретно и образно.
Восприятие мира и осознание факта присутствия в нем смерти возможно без диссонанса в детской психике, если взрослый сам работает над преодолением страха смерти, и воспринимает ее как необходимый этап бытия – «гроб не есть конец бытия». Следует еще раз вспомнить правило: ребёнок принимает тот образ смерти, который предлагает ему взрослый.
«Ныне, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - Господь сокрушил врата адовы и самое лицо смерти истребил. Но что я говорю: лицо смерти? Даже самое имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает мысль: «Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников блаженная, а для ожесточенных грешников – мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями».
На сайте есть раздел Как помочь горюющим детям, включающий в себя статьи по данной проблематике
В этих материалах Вы можете найти ответы на наиболее часто возникающие вопросы: об особенностях переживания детьми утраты близкого человека, об оказании помощи горюющему ребенку, о том как сообщать ребенку о смерти близкого человека и т.д.
Но конечно любой взрослый понимает, что раскрывать эту тему следует очень аккуратно и деликатно. Недопустимо легковесно-обыденное отношение к смерти, которое формируют СМИ, достигая единственной цели - обесценивание человеческой жизни. А обесценивание человеческой жизни в свою очередь приводит к искажениям личности ребёнка.
Но, также детская психика не сможет гармонично развиваться, если будет формироваться отношение к смерти, как к безысходному ужасу.
Давайте вспомним замечание К.И.Чуковского «Самообслуживание оптимизмом – могучий закон детской жизни».
При этом, религиозное осмысление смерти является наиболее адекватным для детской психики. Религиозное осмысление помогает принять человеком факт неотвратимости смерти, и дает понятие преодоления смерти:
1. смерть рассматривается как завершение земного пути человека, и переход души в иной мир
2. сама смерть преодолена благодаря Воскресению Христову: «…И никто пусть не страшится смерти, ибо освободила нас от смерти Спасителева смерть… Где, смерть, твое жало? Где, ад, твоя победа?... Воскрес Христос, и пали демоны…Воскрес Христос, и радуются ангелы.» свт. Иоанн Златоуст
Святитель Николай Сербский пишет: «Не спрашивай христианина, верит ли он в Бога, лучше спросите, верит ли он в Евангелие - в Радостную весть Христову. Ибо если он говорит, что верует в Бога по своему разумению, а не по Евангелию, он – отсталый и язычник, пришедший к вере так, как люди приходили две тысячи лет назад, скажем – как, например, эллинские и азиатские философы. А зачем тогда Христос сходил с Неба? И зачем Он Кровью Своей запечатлел миру Свое Откровение, Свою Радостную Весть? …»
Образ смерти в сознании ребенка формируется в отвлечённой форме – когда ему рассказывают об усопших родственниках, показывают фотографии, что Вы и делаете. Адекватность образа смерти также обеспечивается через непосредственное соприкосновение с событиями, связанными со смертью – отпеванием, похоронами, панихидой и т.п. – такое участие подходит для детей более старшего возраста, но оно тоже считается необходимым, поскольку мышление ребенка конкретно и образно.
Восприятие мира и осознание факта присутствия в нем смерти возможно без диссонанса в детской психике, если взрослый сам работает над преодолением страха смерти, и воспринимает ее как необходимый этап бытия – «гроб не есть конец бытия». Следует еще раз вспомнить правило: ребёнок принимает тот образ смерти, который предлагает ему взрослый.
«Ныне, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - Господь сокрушил врата адовы и самое лицо смерти истребил. Но что я говорю: лицо смерти? Даже самое имя смерти изменил, ибо она теперь называется уже не смертью, но успокоением и сном».
Святой прав. Иоанн Кронштадтский продолжает мысль: «Вечная жизнь за гробом не подлежит никакому сомнению. Но также не подлежит ни малейшему сомнению, что она может быть двоякая: для праведников блаженная, а для ожесточенных грешников – мучительная. Смерть есть предел, граница между настоящей и будущей жизнью, и мы не знаем, далеко или близко она от нас. Будем готовы всегда стать на эту грозную границу между двумя жизнями».
На сайте есть раздел Как помочь горюющим детям, включающий в себя статьи по данной проблематике
В этих материалах Вы можете найти ответы на наиболее часто возникающие вопросы: об особенностях переживания детьми утраты близкого человека, об оказании помощи горюющему ребенку, о том как сообщать ребенку о смерти близкого человека и т.д.