После посещения Никольского женского монастыря нас повезли на Плещеево озеро.
Размеры озера впечатляют, в Израиле его назвали бы «морем»,глубина порой достигает 25 метров, в озере водится 16 видов рыбы, в том числе и небольшая рыбка ряпушка, которой любили лакомиться русские цари и князья.
Переславское озеро Плещеево называют "колыбелью российского флота". В конце XVII века его безбрежные просторы покорили молодого царя Петра I, построившего здесь свою первую миниатюрную эскадру - так называемую "потешную флотилию".
На берегу озера лежит валун гигантских размеров –«Синий камень». В древности ему поклонялись языческие племена.
Потом мы поехали в самую древнюю обитель - Никитский мужской монастырь, основанный около 1010 г. Первоначально постройки монастыря были деревянными. В камне его отстроили на средства Ивана Грозного и его жены Анастасии Романовны. Царская чета неоднократно приезжала сюда на богомолье.
Монастырский двор.
Древние фрески на стенах и потолке ворот монастыря.
Колокольня Никитского монастыря.
Стены монастыря : с бойницами и башенками.Как кремль в старинном русском городе.
В XVII веке в монастыре останавливался юный Петр I, когда приехал строить на озере Плещеево свой потешный флот. С обителью связано и имя первого из Переславских святых – Никиты Столпника.
url=
https://www.radikal.ru]
[/url]
Будущий Столпник и чудотворец был мытарем и занимался сбором средств на строительство Спасо-Преображенского собора.В житии описывается характер Никиты, особо подчеркивается его сребролюбие, непреклонная жестокость, обидчивость и злопамятность: «обидлив бо и жестокосерд быв». Дополняет эту нелестную характеристику высокомерие и всегда связанные с ним льстивость и угодливость. А кроме того - стремление к услаждению плоти, чревоугодию, к веселому и разгульному образу жизни. Но неправедная жизнь Никиты - лишь половина правды о его характере. Из жизнеописания Никиты видно, что был он человеком горячим и решительным, с непреклонной волей и пытливым умом. В характере его таилась такая глубина и широта, которую не могли заполнить мирские радости и мирские заботы. И эта широта и высота Никиты была готова раскрыться в любой миг, который Всемилостивый Господь изберет для обращения и спасения грешника.
Однажды Никита вошел в новоустроенный Преображенский храм Диакон читал из Книги пророка Исайи: «Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю... Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли; если же отречетесь и будете упорствовать, то меч пожрет вас: ибо уста Господни говорят».Эти слова проникли в самую глубину его души и потрясли до полного духовного отрезвления. Никита побежал из города. Ноги сами несли его к обители великомученика Никиты. «Что за скорбь у тебя, сын мой?» - спросил настоятель рыдающего Никиту. В слезах и отчаянии он пал к ногам игумена и чистосердечно исповедался во всех своих грехах. «Спаси, отче, погибающую душу!» - умолял Никита игумена и просил пострижения. Не сразу игумен согласился, для начала он дал Никите послушание: « Поди и встань у врат нашей обители, плачь там о грехах своих и у всех входящих в обитель и исходящих из нее проси прощения.»
На утренней заре Никита вышел из монастырских ворот и ушел на болотистый берег озера. Там он скинул с себя одежду и отдался на съедение комарам и мошкам, со всех сторон тучами налетевших на него. На третий день игумен послал узнать о нем. Посланные братья долго не могли разыскать Никиту, и уже было решили, что не выдержал он испытания и вернулся домой. Но, обратив внимание на необычный бурый столб комаров в низине, решили выяснить причину этого странного явления и обнаружили окровавленного Никиту. Из последних сил шептал он покаянную молитву мытаря: «Боже, милостив буди мне грешному! Боже, очисти мя грешнаго!»
Изумленный силой покаяния вчерашнего лютого грешника, игумен только и сказал: «Что ты делаешь над собой, сын мой?». «Отче, спаси погибающую душу!» - простонал в ответ Никита. Так окончилась жизнь Никиты - задиры и буяна, немилосердного и корыстолюбивого притеснителя горожан, и началось житие преподобного Никиты, Столпника Переславского. Поселившись в тесной келии, Никита пребывал в строгом посте, молитве и бдении. Однако и эти подвиги монашества показались ему недостаточными по его грехам. С благословения игумена он возложил на себя тяжелые кованые вериги - железные грубые цепи с тремя большими крестами, а голову покрыл тяжелой каменной шапкой. Эта шапка долгое время оставалась в обители, и ее вместе с веригами носили на себе богомольцы и болящие.
.
Тяжесть вериг мы испытали на себе.
В этом соборе покоятся мощи преподобного великомученика Никиты Столпника.
Но и этого показалось преподобному Никите недостаточно, и он принял на себя еще более суровый подвиг, не виданный доселе ни в обители, ни вообще на Русской земле. Он выкопал себе глубокую яму - столп, в которой можно было только стоять, а из ямы прокопал подземный ход в храм великомученика Никиты, так что его столпничество было одновременно и затвором. Господь принял подвиги преподобного Никиты как жертву благоуханную и чистую и благоволил прославить его еще в земной жизни даром исцеления и прозрения
Я вас не утомила? Тогда продолжу.
После Никитского мужского монастыря наш путь лежал к Животворящему Кресту в село Годеново – конечную цель нашего паломничества.
Дорога к храму.
Животворящий Крест Господень — одна из величайших святынь православной России — нашел свою обитель в Храме во имя святителя Иоанна Златоуста в селе Годеново, неподалеку от города Переславль-Залесский. Крест пришел с неба, «со стороны греческой».Человеческому уму непостижимы пути судеб Божиих.. Одним из таких событий стало явление в глуши Ростовских болот Креста, названного по своему первообразу – Животворящим, и вместе с ним – образа святого Николая, покровителя этих мест.
Событие это запечатлено в исторических источниках, сохранивших и дату явления святыни – 29/11 июня 1423 года. В тот день пастухи, пасшие скот неподалеку от Сахотского болота на поле у Никольского погоста, увидели на востоке неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Сначала пастухи испугались, но завороженные неземной красотой этого явления, посоветовавшись, решили: «Пойдем, посмотрим, какое нам является чудо? И если это чудо являет Бог, то проповедуем славу Божию». Когда они добрались до места чудесного явления, то увидели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним – образ чудотворца Николая со Святым Евангелием. Пастухи поклонились величию Божию и услышали голос: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николая. Пойдите, проповедуйте об этом всем людям, чтобы на сем месте поставили церковь Мою».Строители усомнились в возможности возвести храм на болоте и заложили фундамент в стороне. Но утром увидели постройку, чудесным образом перенесенную на болотистую почву на место явления Креста. В следующую ночь посреди болота образовалась река и появилась суша, на которой благополучно достроили храм.
В начале ХМ!!! Века деревянная церковь сгорела ,а Крест чудесным образом уцелел – его нашли на пепелище совершенно невредимым. Во время благодарственного молебна перед уцелевшим Крестом «подал Господь Бог всем исцеления: хромым – хождение, слепым – прозрение, недужным – здравие».
Крестовоздвиженский храм Никольского погоста,в котором прежде находился Животворящий Крест.
Так было вплоть до революции.С приходом безбожников многие святыни были уничтожены или осквернены. Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из Крестовоздвиженского храма Никольского погоста, где оно тогда пребывало, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, и они не смогли сдвинуть его с места. Раздосадованные безбожники, не вразумленные чудесным явлением, принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке изображенного на Распятии Господа остался неглубокий след от пилы. Ничего не добившись, богоборцы заперли святыню в храме. Позже Крестовоздвиженская церковь была разрушена, а Животворящий крест перенесен верующими в храм Святителя Иоанна Златоуста в село Годеново.
Храм во имя Святителя Иоанна Златоуста села Годеново,где а настоящее время находится Животворящий Крест Господень.
Паломники нашей группы прочли акафист Животворящему Кресту, помолились, поставили свечи, приложились к святыне. У всех остались незабываемые впечатления от поездки. СЛАВА ТЕБЕ,ГОСПОДИ!