Троице-Сергиева Лавра

Выкладываем фото, рассказываем о впечатлениях
Ответить
Arina
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 00:20
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Arina »

Велика и прекрасна сегодня Лавра преподобного Сергия, величественна ее более чем шестисотлетняя история, бесценны духовные сокровища ею хранимые.

Здесь — всюду благодатный покров ее устроителя и первого игумена, и тысячи тысяч людей с верою притекающих к мощам Преподобного, обретали и обретают утешение и наставления.


Патриарх Московский и всея Руси Алексий II


Троице-Сергиева Лавра - крупнейший православный мужской ставропигиальный монастырь России, расположенный в центре города Сергиев Посад Московской области, на реке Кончуре. Основан в 1337 г. преподобным Сергием Радонежским.

С 1688 года Патриаршая ставропигия. 8 июля 1742 года императорским указом Елисаветы Петровны монастырю было усвоен статус и наименование Лавры; 22 июня 1744 последовал указ Святейшего Синода архимандриту Арсению о именовании Троице-Сергиева монастыря Лаврою. Была закрыта 20 апреля 1920 года Декретом Совета Народных Комиссаров «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры», возобновлена весной 1946 года.

В средние века, в отдельные моменты истории, играл заметную роль в политической жизни Северо-Восточной Руси; был опорой московских правителей. Согласно принятой церковной историографии, принимал участие в борьбе против татаро-монгольского ига; противодействовал сторонникам правительства Лжедмитрия II в Смутное время.

Аватара пользователя
Оксюша
Ветераны
Сообщения: 1379
Зарегистрирован: 06 мар 2009, 07:48
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь
Откуда: Москва
Контактная информация:

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Оксюша »

Дженнифер, а фотографии? Пожалуйста...... :rose:
Beati pauperes spiritu, quoniam ipsorum est regnum caelorum

Arina
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 00:20
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Arina »

История монастыря

В 1337 году Сергий Радонежский основал небольшой общежительный монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы близ Хотькова, на холме Маковец. В 1355 году в монастыре был введен новый, общежитийный устав. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную; игуменом монастыря стал его основатель. План монастыря, установленный тогда, в общих чертах дошёл до наших дней (прямоугольный внутренний двор с церковью и трапезной, окруженный с четырёх сторон кельями). Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей.

Здесь в 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. 8 сентября 1380 года во время Куликовской битвына поле боя вышли монах и богатырь Троицкого монастыря — Пересвет и Ослябя. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства (в монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы; в XV веке здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», один из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейший исторический документ).

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. Монастырь отстраивался, развивался, стал одной из главных российских святынь. В 1422 году, году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косово, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом Поле; позднее за монастырем закрепилось название «Троице-Сергиева Лавра». При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия. В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесен белокаменной стеной (длиной 1284 метра, с 11-ю башнями); в 1561 году он получил статус архимандрии. В 1585 году был построен Успенский собор.

В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А. Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского; большой вклад в дело освобождения внесли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий Палицын, помогавшие Ополчению крупными пожертвованиями и поддерживавшие дух войска.

Монастырю благоволили русские цари; они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра. В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Пётр I; при нём в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи; отсюда уже единовластным правителем Пётр уехал в Москву. В 1738 году поменялась система управления монастырём: он стал подчиняться Духовному совету; вскоре (в 1744 году) Троице-Сергиев монастырь был удостоен почётного титула лавры; главой Лавры утверждался Митрополит Московский.


Владения, реликвии и некрополь монастыря

Троице-Сергиева Лавра являлась одним из богатейших монастырей России, входила в число самых крупных землевладельцев. В 1763 году, в преддверии крупной конфискации церковных земель, Лавре принадлежало более 100 тысяч душ крестьян. Активная торговля (зерновыми, солью, предметами быта) способствовала преумножению богатств монастыря; его финансовое положение в XVII—XVIII вв. отличалось большой прочностью; велики были пожертвования в пользу русской армии (в 1812-м году — около 70 тысяч рублей), ополчения (см. Дионисий). К началу XX века во ведении Лавры находились типография (в ней печатались произведения философов, священнослужителей — П. А. Флоренского, Климента Охридского и других), две гостиницы (на территории Посада), мастерские (производство игрушек, подсвечников, крестов и т. п., резьба по дереву), лавки, конные дворы. В 1910-е годы в Лавре жило более 400 монахов. К Троице-Сергиевой Лавре были приписаны некоторые малые монастыри и скиты.

Святыни монастыря: мощи преподобного Сергия Радонежского (в Троицком соборе), мощи Никона, Сергия (Михея) Радонежских, св. Серапиона Новгородского, митрополита Иоасафа, архимандрита Дионисия, преподобного Максима Грека, икона Святой Живоначальной Троицы работы Андрея Рублёва привлекали тысячи паломников со всех концов России.

В Лавре захоронены представители знатных русских домов: Бельские, Воротынские, Глинские, Оболенские, Одоевские и другие; деятели Смуты: князь Дмитрий Трубецкой и Прокопий Ляпунов, князь Андрей Радонежский, представители фамилии Годуновых; многие московские и иные архиереи: Макарий (Булгаков), Макарий (Невский), Сергий (Голубцов), Патриархи Алексий I и Пимен. Многочисленные сокровища хранятся в ризнице — это уникальные предметы декоративно-прикладного искусства, подношения царей и богатых людей монастырю. Значительным фондом рукописей обладает лаврская библиотека — здесь хранятся и русские летописи, и рукописные книги XV—XVII веков, и уникальные образцы русских раннепечатных книг (на 1908 год — около 10 000), исторические документы.

Arina
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 00:20
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Arina »

Моя майская поездка

Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение


Изображение

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Кризисный психолог »

\Душевно и очень знакомо :) Спасибо, Дженифер!!!! Как будто опять в Лавре побывал :)
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Arina
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 00:20
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Arina »

Изображение


Преподобный

Сергий Радонежский

Память 5 июля и 25 сентября

В давние времена в России были огромные дремучие леса. Городов было мало, деревни и сёла находились далеко друг от друга. Люди жили в деревянных домах, пахали землю, охотились в лесах, ловили рыбу в реках и озёрах.

Недалеко от городи Ростова Великого жили хорошие добрые люди — Кирилл и Мария. Они были очень благочестивыми, любили Бога, старались всегда помогать бедным и ходили в церковь. Особенно они были ласковы к странникам, к бездомным. Они принимали таких нищих к себе, кормили, поили и оставляли у себя ночевать. У них было несколько детей — Стефан, Петр и Варфоломей. Мать заметила, что младший был особенным мальчиком с самого рождения, непохожим на других.

Когда Варфоломею (будущему Сергию) исполнилось семь лет, его отдали вместе с братом Стефаном в школу. Школа эта была при церкви. В то время люди в России были очень богомольны: любили длинные церковные службы, хорошее пение и своих детей начинали учить с молитв и псалмов. Азбука тогда была без всяких картинок и стишков и учиться по ней было не так легко. Учителем обычно был дьячок и строго наказывал детей, которые плохо занимались. Часто ставил их в угол, на колени, и детям было стыдно, когда товарищи над ними смеялись, а родители очень огорчались, если дети их плохо умели читать Слово Божие.

Стефан учился хорошо, а маленькому Варфоломею грамота плохо давалась. Он старался всеми силами, даже плакал потихоньку ночью, так ему было грустно, что не дается ему эта трудная азбука. В свободное время мальчики, хотя еще и небольшие, но уже помогали своим родителем, чем могли. У боярина Кирилла было несколько лошадей, которых мальчики отводили в поле. Они с удовольствием садились верхом и гнали их в поле и обратно.

Однажды отец послал маленького Варфоломея одного в лес за лошадьми. День был жаркий, в поле пахло цветами и громко пели птички. Пришёл Варфоломей туда, где всегда паслись их лошади, и видит — нет их. Стал мальчик искать, взбирался на пригорки, покрытые мелким березняком и ёлочками; выходил к озеру, где синела вода, отражая бегущие облака. Коней не видно! Мальчик даже устал, бегая и разыскивая лошадей. Но он не стал кричать и плакать, как другие дети, а только молился Богу, чтобы Он помог ему найти лошадок.

И вдруг на опушке леса увидел Варфоломей старичка, седенького, с длинной бородой. Старичок ласково улыбался. — Что тебе нужно мальчик, — спросил он его, — о чем ты молишься? Маленький Варфоломей не испугался незнакомого человека. Он почувствовал, что это не простой монах, а святой, которого послал ему на помощь Господь. — Я хочу хорошо учиться, мне нужно одолеть трудную азбуку, которая мне не даётся, — ответил мальчик. — Стань рядом со мной, будем вместе молиться!

А когда они помолились, вынул старец из-за пазухи ящичек, взял оттуда кусочек просфоры, благословил ею Варфоломея и приказал съесть. А тут вдруг вышли и лошади на лужайку. Старец хотел проститься с Варфоломеем, но тот уговорил его пойти с ним домой. “Мои родители любят святых людей” — сказал мальчик. Дома после ужина, старец велел Варфоломею взять книгу и читать псалмы. — Да я же не умею читать, — сказал чуть не плача Варфоломей.

Но старец открыл книгу и еще раз велел читать. Тогда мальчик, всегда послушный старшим, взял в руки псалтирь — и что же? Вдруг начал читать совсем хорошо и правильно. И все поняли, что это было Божье чудо. А родителям странник сказал: “Теперь он будет хорошо учиться и будет знать Священное Писание, а когда вырастет, многие придут нему и научаться от него заповедям Божиим.

Переночевал старец у Кирилла и Марии, на другой день благословил всех и ушел. А Варфоломей с того дня стал так хорошо учиться, что вскоре перегнал в школе всех товарищей. Он все больше и больше любил молиться Богу, в постные дни — в среду и пятницу, ел только хлеб и пил одну воду, всегда был послушным и ласковым. Никогда он не сердился на братьев, даже когда они его обижали, сам никого не обижал, не жаловался на других, все кротко терпел и не плакал. При виде бедного и несчастного — отдавал все, что было под руками. И чем старше становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу.

Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса, строили там себе избушки и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители сказали: “Мы уже старенькие, не оставляй нас, поживи еще с нами.” И он послушался и остался. Но через несколько лет сами родители захотели пойти в монахи, и Варфоломей смог тогда исполнить свое заветное желание. Брат его Стефан решил уйти вместе с ним.

Шли они дремучим лесом и вдруг увидели пригорок, который так им понравился, что они решили тут и поселиться. Стали рубить деревья, построили себе избушку, а рядом с ней маленькую церковь. Когда церковь была готова, оба брата пошли в Москву и просили митрополита освятить её. Митрополит послал к ним священника, и освятили церковь во имя Пресвятой Троицы.

Трудно было жить в дремучем лесу, дорог не было, никто к ним не приходил, кроме брата Петра, который время от времени приносил им хлеба. Стефан не выдержал такой жизни, простился с братом и ушёл в Москву, в один из тамошних монастырей. Варфоломей остался один-одинёшенек. Время от времени приходил к нему для совершения Божественных служб иерей Митрофан. Один раз Варфоломей сказал ему, что хотел бы стать иноком и дать монашеские обеты целомудрия, послушания и нестяжательности. Иерей Митрофан постриг его и дал ему новое имя — Сергий.

И еще несколько лет прожил Сергий один в лесу. Осенью шли дожди, шумели деревья, в трубе выл ветер. Зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порой жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь и молитвой гнал от себя страх.

Однажды вышел Сергий на двор и видит — лежит у крыльца большой медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюху хлеба и накормил медведя. Зверь поел и скрылся в лесу. Но через несколько дней медведь снова появился, и Сергий снова накормил его. Стал зверь часто навещать преподобного и сделался совсем ручным. Его можно было гладить, и он лежал у ног Сергия, как собака.

Время шло, Сергий уже привык к своему одиночеству, полюбил шум леса и тишину его. Но вот люди услыхали про него, стали приходить и селиться невдалеке. Понемногу собралось несколько человек, поставили 12 келий (маленьких монастырских домиков), обнесли их забором, чтобы звери не забегали, и стала обитель.

Все эти люди назывались братьями, вместе молились, вместе работали. Сергий показывал во всем пример: сам и дрова рубил, и воду носил, и огород развёл, и плотничал. Когда собралось много иноков, уговорили Сергия стать их игуменом. Митрополит Московский посвятил Сергия в иереи, и стал он во главе своей обители, заботясь о своих иноках, как самый добрый отец. Все больше и больше иноков собиралось около преподобного. Построили новую большую церковь и много новых келий. Каждому назначил Сергий свое дело, никто не ленился, но все же монастырь был бедный. Часто не хватало даже хлеба, чтобы накормить всех монахов.

Один раз случилось так, что пришлось несколько дней сидеть без пищи. Иноки отощали, пришли к игумену и говорят: “Мы так жить не можем, если еще и сегодня не будет хлеба, мы разойдемся.” — Подождите немного, — сказал им преподобный Сергий, — помолимся Богу, чтобы Он послал нам хлеба.” Все встали на молитву и вдруг услыхали, что кто-то громко застучал в ворота. Монах-привратник открыл и видит: стоят возы, полные тёплого хлеба, будто только что из печки. Люди, которые привезли хлеб, сказали, что их прислали к преп. Сергию, но откуда — не сказали. Тогда преподобный велел звонить в колокол, собрал всех иноков, и начали служить молебен. Благодарили Бога за то, что Он услышал их молитвы.

Скоро про св. Сергия узнали по всей России, и все почитали его за праведника. Но он оставался по-прежнему скромным и, как всегда, работал больше всех. Одет был так бедно, что никто не признал бы в нем игумена. Один раз пришел издалека простой крестьянин, чтобы повидать отца игумена. Ходит по обители и спрашивает: “Где игумен Сергий?” Монахи ответили: “Подожди здесь, он скоро выйдет из огорода.” Ждал, ждал, а потом взглянул через забор. Видит в огороде работает какой-то инок, одет бедно, грядку копает.

Где же игумен? Я пришел к нему издалека, — снова спрашивает крестьянин. Да вот он идет — ответили ему. Но он и поверить не хотел. Ожидал увидеть важного игумена, а ему показывают простого бедного инока. Преп. Сергий вышел к мужику, поклонился ему низко, как почетному гостю, и повел его в трапезную. Крестьянин рассказал Сергию, как ему грустно, что он не видел игумена. Сергий ласково улыбнулся ему и сказал: “Не печалься, подожди и увидишь, кого ты хочешь.”

Вдруг послышался конский топот, раскрылись ворота, и сам князь с боярами въехал во двор обители. Все встали. Спрыгнул князь с коня, преклонился перед Сергием, а преподобный благословил его, поцеловал и посадил рядом с собой. Обвел мужик глазами трапезную, ищет игумена, спрашивает: “Да где же Сергий?” Ему кто-то ответил: “Смотри, вот он сидит рядом с князем!”. Тут только понял крестьянин, что убогий монах, копавший грядки в старой заплатанной одежде, и есть игумен Сергий. Бросился к его ногам и просил прощения, что не узнал его. А преподобный обласкал его и успокоил. Одинаково прост и ласков был Сергий и с князем и с простым крестьянином, потому что Господь велел любить всех людей, как братьев. Но гордых и недобрых он наказывал, не любил скупых и жадных.

Неподалеку от обители жил один богатый, но скупой человек. Раз отнял он у своего соседа-бедняка свинью и не хотел вернуть. Пошел бедняк к преп. Сергию и рассказал про свое горе. Вызвал игумен богача, уговаривал его, что стыдно и грешно обижать бедных, и велел отдать свинью. Богач обещал, но потом пожалел и зарезал свинью, а мясо спрятал в кладовую на лёд. Когда же он вскоре заглянул туда, то увидел, что все оно протухло и изъедено червями. Понял богач, что это Бог его наказал за жадность и за то, что он не послушался Сергия.

Святым людям Господь иногда посылает особые видения. Так было и с преп. Сергием. Раз поздно вечером он молился у себя в кельи. Вдруг слышит голос: “Сергий!” Открыл преподобный окно и видит — чудный свет разливается с неба, и летают какие-то необыкновенные птицы, такие прекрасные, каких он прежде никогда не видел и поют они необычайно сладостно. Голос, который позвал его, сказал опять: “Сергий, посмотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников и, если они будут жить так, как ты, то никогда число их не уменьшится.”

В то время в России все учение было церковное. Книг печатать не умели, их переписывали от руки монахи по монастырям. Они же учили детей грамоте. Весь свет учения шел из святых обителей, и все русские дети должны помнить, сколько добра и пользы принесли нашей родине монастыри.

Великим князем Московским во дни преп. Сергия был Димитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Димитрий задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его, потому что любил Россию, жалел народ свой и знал, что Князь идет биться за правое дело, за свое отечество, за веру православную. Он окропил Князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые раньше были воинами.

Хоть и страшная была сеча на Куликовском поле, хоть и много русских воинов нашли себе смерть в этом побоище, но Господь даровал им победу. Димитрий Донской вернулся в Москву победителем.

Шли года. Все сильнее и жарче молился преп. Сергий, все ближе делался к Богу. Праведные старцы-монахи видели, что когда он служит обедню, ему сослужит светлый ангел. Но Сергий, из смирения, запретил им говорить об этом при его жизни. Незадолго до смерти было преподобному Сергию такое видение:

Как-то раз, помолившись по обыкновению, сел преподобный на скамейку и сказал своему келейнику-иноку, который жил с ним и служил ему: “Чадо, не бойся — сейчас будет нечто чудесное!” И послышался голос: “Пречистая идет!” Преподобный вышел в сени, а келейник в страхе упал на пол и закрыл лицо одеждой. Вдруг вся келия осветилась чудным светом и вошла Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Необычайно ласково прозвучал голос Богоматери. Она обещала, что никогда не оставит Своею помощью святую обитель.

Вскоре после этого заболел преподобный Сергий и понял, что Господь зовет его к Себе. Он велел позвать всех иноков, благословил их и дал последнее наставление как жить, молиться и угождать Господу. Велел всех любить и особенно заботиться о нищих и странниках. Затем причастился Святых Христовых Таин и отошел ко Господу 25 сентября 1392 г.

Более 500 лет прошло с тех пор, много вещей переменилось в России, вся жизнь стала другая, но стоит на том же месте Троице-Сергиева лавра, обнесенная высокой и широкой каменной стеной. Со всех концов России стекаются люди к мощам преподобного Сергия, и много чудесных исцелений совершается там, где когда-то в дремучем лесу поселился молодой Варфоломей, чтобы вдали от людей молиться Богу.

Хотя отошел на небо святой Сергий Радонежский, но всегда слышит наши молитвы, когда мы просим помочь нам. Вот почему, дорогие дети, всегда на молитве говорите так: “Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!”

Arina
Сообщения: 468
Зарегистрирован: 16 янв 2009, 00:20
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Arina »

Сегодня - день памяти преподобного Сергия Радонежского

Мощи Преподобного Сергия († 1392; память его 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 г. при преподобном игумене Никоне († 1426; память его 17 ноября). В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней.

Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому Радонежскому угоднику и чудотворцу, по всей православной Руси благодатные животворящие токи распространяются от основанной им Троицкой обители.

Почитание Святой Троицы в русской земле началось со святой равноапостольной Ольги († 969;), воздвигшей первый на Руси Троицкий храм в Пскове. Позже воздвигались такие храмы в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад Преподобного Сергия в богословское учение о Святой Троице особенно велик. Преподобный глубоко прозирал сокровенные тайны богословия "умными очами" подвижника - в молитвенном восхождении к Триипостасному Богу, в опытном Богообщении и Богоуподоблении.


Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Владычной Троицы, - изъяснял святой Григорий Богослов, - будут те, которые совершенно соединятся с совершенным Духом". Преподобный Сергий опытно познал тайну Живоначальной Троицы, потому что жизнью своей соединился с Богом, приобщился к самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг возможной на земле меры обожения, став "причастником Божеского естества" (2 Пет. 1, 4). "Кто любит Меня, - сказал Господь, - тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим" (Ин. 14, 23). Авва Сергий, во всем соблюдший заповеди Христовы, относится к числу святых угодников, в душе которых "сотворила обитель" Святая Троица; он сам сделался "обителью Святой Троицы", и всех, с кем общался Преподобный, он возводил и приобщал к Ней.

Радонежский подвижник, его ученики и собеседники, обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад.

Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, "чтобы постоянным взиранием на Нее побеждался страх ненавистной розни мира сего".

Почитание Святой Троицы в формах, созданных и завещанных святым игуменом Радонежским, стало одной из наиболее глубоких и самобытных черт русской церковности. В Троице Живоначальной Преподобным Сергием было указано не только святое совершенство вечной жизни, но и образец для жизни человеческой, духовный идеал, к которому должно стремиться человечество, потому что в Троице, как Нераздельной, осуждаются усобицы и благословляется соборность, а в Троице, как Неслиянной, осуждается иго и благословляется свобода. В учении Преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко чувствовал свое кафолическое, вселенское призвание, и, постигнув всемирное значение праздника, народ украсил его всем многообразием и богатством древнего национального обычая и народной поэзии. Весь духовный опыт и духовное устремление Русской Церкви воплотились в литургическом творчестве праздника Святой Троицы, троицких церковных обрядов, икон Святой Троицы, храмов и обителей Ее имени.

Претворением богословского ведения Преподобного Сергия стала чудотворная икона Живоначальной Троицы преподобного Андрея Радонежского, прозванием Рублева († 1430), инока-иконописца, постриженика Троицкой Сергиевой обители, написанная по благословению преподобного Никона в похвалу святому авве Сергию. (На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена в качестве образца для всей последующей церковной иконографии Пресвятой Троицы.).

"Ненавистная рознь", раздоры и смятения мирской жизни преодолевались иноческим общежитием, насажденным Преподобным Сергием по всей Руси. У людей не было бы разделения, раздоров и войн, если бы человеческая природа, созданная Творцом по образу Божественного Триединства, не была искажена и раздроблена первородным грехом. Преодолевая своим сораспятием Спасителю грех особности и разделения, отвергаясь "своего" и "себя", иноки-общежительники, по учению святого Василия Великого, восстанавливают Первозданное единство и святость человеческой природы. Обитель Преподобного Сергия стала для Русской Церкви образцом такого восстановления и возрождения, в ней воспитались святые иноки, пронесшие затем начертание истинного пути Христова в отдаленные пределы. Во всех своих трудах и деяниях Преподобный Сергий и его ученики воцерковляли жизнь, давая народу живой пример возможности этого. Не отрекаясь от земного, но преображая его, они звали восходить и сами восходили к Небесному.

Школа Преподобного Сергия через обители, основанные им, его учениками и учениками его учеников, охватывает все пространство Русской земли и проходит чрез всю дальнейшую историю Русской Церкви. Четвертая часть всех русских монастырей, твердынь веры, благочестия и просвещения, основана аввой Сергием и его учениками. "Игуменом Русской земли" назвал народ основателя Дома Живоначальной Троицы. Преподобные Никон и Михей Радонежские, Сильвестр Обнорский, Стефан Махрищский и Авраамий Чухломский, Афанасий Серпуховской и Никита Боровский, Феодор Симоновский и Ферапонт Можайский, Андроник Московский и Савва Сторожевский, Димитрий Прилуцкий и Кирилл Белозерский - все они были ученики и собеседники "чудного старца" Сергия. Святители Алексий и Киприан, митрополиты Московские, Дионисий, архиепископ Суздальский, и Стефан, епископ Пермский, состояли с ним в духовном общении. Патриархи Константинопольские Каллист и Филофей писали к нему послания и посылали свое благословение. Чрез преподобных Никиту и Пафнутия Боровских идет духовная преемственность к преподобному Иосифу Волоцкому и дружине его учеников, чрез Кирилла Белозерского - к Нилу Сорскому, к Герману, Савватию и Зосиме Соловецким.

Церковь чтит и тех из учеников и сподвижников Преподобного Сергия, память которых не отмечена в месяцеслове специально, под отдельным днем. Мы помним, что первым пришел к Преподобному на Маковец старец Василий Сухой, названный так за его несравненное постничество. Вторым был инок Якута, т. е. Иаков, из простых крестьян, он безропотно долгие годы нес в обители хлопотное и трудное послушание рассыльного. Пришли, среди прочих учеников, к Преподобному его земляки из Радонежа диакон Онисим с сыном Елисеем. Когда собралось 12 иноков и построенные келлии обнесены были высокой оградой, диакона Онисима авва назначил привратником, потому что келлия его была крайняя от входа в обитель. Под сенью святой Троицкой обители провел свои последние годы игумен Митрофан, тот самый, кто постриг когда-то Преподобного Сергия в ангельский образ и наставил в иноческих подвигах. Могила умершего вскоре блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище. В 1357 году пришел в обитель из Смоленска архимандрит Симон, оставив почетную должность настоятеля в одном из смоленских монастырей ради того, чтобы стать простым послушником у Богоносного Радонежского игумена. В награду за великое смирение Господь сподобил его быть участником дивного видения Преподобного Сергий о будущем умножении его иноческого стада. По благословению святого аввы принял на себя подвиг молитвенного безмолвия блаженный старец Исаакий Молчальник, чье молчание для иноков и внешних было поучительнее всяких слов. Лишь один раз за годы безмолвия отверз уста преподобный Исаакий - чтобы свидетельствовать, как виденный им Ангел Божий сослужил в алтаре Преподобному Сергию, совершившему Божественную литургию. Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей Преподобному, был также екклисиарх Симон, который видел однажды, как Небесный огонь сошел на Святые Тайны и угодник Божий "причастился огня неопально". Старца Епифания († ок. 1420), бывшего позже, при игумене Никоне, духовником Сергиева стада, Церковь называет Премудрым за высокую ученость и великие духовные дарования. Он известен как составитель житий Преподобного Сергия и его собеседника Святителя Стефана Пермского, похвальных слов им, а также "Слова о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского". Житие Преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет по кончине Преподобного, т. е. в 1418 г., было затем переработано прибывшим с Афона иноком агиографом Пахомием Сербом, прозванным Логофетом.

К Преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику молитвенного духа и благодати Господней, во все времена шли на поклонение - для назидания и молитвы, за помощью и исцелением - тысячи народа. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, исполняет силы и веры, преображает и возводит к своей светоносной духовности.

Но не только духовные дары и благодатные исцеления подаются всем, приходящим с верою к мощам Преподобного, но ему дана также от Бога благодать защищать от врагов Русскую землю. Своими молитвами Преподобный был с воинством Димитрия Донского на Куликовом поле; он благословил на ратный подвиг своих пострижеников-иноков Александра Пересвета и Андрея Ослябя. Он указал Иоанну Грозному место для сооружения крепости Свияжска и помогал в победе над Казанью. Во время польского нашествия Преподобный Сергий явился во сне нижегородскому гражданину Козме Минину, повелевая собирать казну и вооружать войско для освобождения Москвы и Русского государства. И когда в 1612 г. ополчение Минина и Пожарского после молебна у Святой Троицы двинулось к Москве, благодатный ветр развевал православные стяги, "яко от гроба самого Чудотворца Сергия".

К периоду Смутного времени и польского нашествия относится героическое "Троицкое сидение", когда многие иноки по благословению преподобного игумена Дионисия повторили священный ратный подвиг сергиевых учеников Пересвета и Ослябя. Полтора года - с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 года - осаждали поляки обитель Живоначальной Троицы, желая разграбить и разрушить этот священный оплот православия. Но заступлением Пречистой Богородицы и молитвами Преподобного Сергия, "со многим стыдом" бежали наконец от стен монастыря, гонимые Божиим гневом, а вскоре и сам предводитель их Лисовский погиб лютой смертью как раз в день памяти Преподобного, 25 сентября 1617 г. В 1618 г. приходил к стенам Святой Троицы сам польский королевич Владислав, но, бессильный против охраняющей обитель благодати Господней, вынужден был подписать перемирие с Россией в принадлежавшем монастырю селе Деулине. Позже здесь был воздвигнут храм во имя Преподобного Сергия.

В 1619 году посетил Лавру приехавший в Россию Иерусалимский патриарх Феофан. Он в особенности пожелал видеть тех иноков, которые в годину военной опасности дерзнули возложить на себя поверх иноческих одеяний боевые кольчуги и с оружием в руках встали на стенах святой обители, отражая неприятеля. Преподобный Дионисий, игумен, возглавлявший оборону († 1633), представил патриарху более двадцати иноков.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), самых преклонных лет, до желтизны седой старец. Патриарх спросил его: "Ты ли ходил на войну и начальствовал над воинами?". Старец ответил: "Да, Владыко святой, понужден был кровавыми слезами". - "Что же свойственнее иноку - молитвенное уединение или воинские подвиги пред людьми?" - Блаженный Афанасий, поклонясь, отвечал: "Всякая вещь и всякое дело познается в свое время. Вот подпись латинян на голове моей, от оружия. Еще шесть памятей свинцовых в моем теле. В келлии сидя, в молитвах, разве смог бы я обрести таких побудителей к воздыханию и стенанию? А было все это не нашим изволением, но по благословению пославших нас на Божию службу". Тронутый мудрым ответом смиренного инока, патриарх благословил и поцеловал его. Он благословил и остальных монахов-воинов и выразил одобрение всему братству Лавры Преподобного Сергия.

Подвиг обители в тяжелое для всего народа Смутное время описан келарем Авраамием (Палицыным) в "Сказании о событиях Смутного времени" и келарем Симоном Азарьиным в двух агиографических сочинениях: "Книге о чудесах Преподобного Сергия" и житии преподобного Дионисия Радонежского". В 1650 г. Симеоном Шаховским был составлен акафист Преподобному Сергию, как "взбранному воеводе" Русской земли, в память об избавлении Троицкой обители от вражеского обстояния. Другой существующий акафист Преподобному был составлен в ХVIII веке, автором его считают митрополита Московского Платона (Левшина; † 1812).

В последующее время обитель продолжала быть неоскудевающим светочем духовной жизни и церковного просвещения. Из ее братии избирались на чреду служения многие прославленные иерархи Русской Церкви. В 1744 году обитель за заслуги перед Родиной и верой стала именоваться Лаврой. В 1742 г. в ее ограде учреждена духовная семинария, в 1814 году сюда была переведена Московская духовная академия.

И ныне Дом Живоначальной Троицы служит одним из главных благодатных центров Русской Православной Церкви. Здесь изволением Святого Духа совершаются деяния Поместных Соборов Русской Церкви. В обители имеет местопребывание Святейший Патриарх Московский и всея Руси, который носит на себе особенное благословение Преподобного Сергия, являясь, по установившемуся правилу, "Свято-Троицкой Сергиевой Лавры священноархимандритом".

Пятое июля, день обретения мощей святого аввы Сергия, игумена Русской земли - самое многолюдное и торжественное церковное празднество в обители.

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение Евфросиния »

Jennifer, спасибо! :rose:
https://www.stsl.ru/lib/book2/index.htm - Вот здесь есть книга "Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского", написанная преподобным Епифанием Премудрым (по изданию 1646 года). Очень легко читается.

пани Марыся
Сообщения: 94
Зарегистрирован: 25 фев 2010, 21:23
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Прохожий философ
Откуда: Москва

Re: Троице-Сергиева Лавра

Сообщение пани Марыся »

А я всем советую приехать в Троице-Сергиеву Лавру в субботу. Остаться там ночевать и попасть на самую раннюю Литургию, которая служится в храме, где мощи Преподобного. Служба совершается в полной темноте, при этом монашеский хор поёт греческим распевом. У меня никогда ещё так сосредоточенно молиться не получалось, как в тот раз. Но, правда, дело было давно... :oops: Может, сейчас там что-нибудь поменялось... :?

Ответить

Вернуться в «Наши путешествия и паломничества»