Каждый кадр — пытка
4 сентября 2008 г. Источник: Православие и современность
Для чего нужна поэзия? Для того, чтобы с помощью давно выученных слов описывать красоту мира, тем самым давая им, привычным словам, новую жизнь. Зачем нужна фотография? Затем, чтобы на бумаге оставить дорогие сердцу когда−то поразившие образы… Однажды поэт взял в руки фотоаппарат, и получилась фотопоэзия. Для чего нужна она? Для того, чтобы в скучном, обычном и на первый взгляд некрасивом видеть красоту и свет Божиего замысла обо всем в этом мире.
Каллиграф, живописец, график и дизайнер — москвич Михаил Масленников — профессионально занялся фотографией два года назад. Случайно или нет, но фотографию как искусство он открыл для себя лишь после прихода в храм. И тогда же пустился путешествовать. С фотокамерой.
— Михаил, почему, имея стабильную работу и высокую зарплату, Вы бросаете все это, берете в руки фотоаппарат и отправляетесь на Север в какие-то путешествия по святым местам, сначала с группой, потом в одиночку?
— В моей жизни случилось так, что когда я пришел в храм, то отошел от творческого процесса как от такового. И «высокое» искусство, где человек творит — творит как вольный художник,— я увидел несколько иначе. Оно действительно стало для меня излишней вольностью. Вольностью, которую я считал для себя уже мало допустимой и не выражающей или недостаточно выражающей и отражающей мое миросозерцание.
Именно жизнь в храме подтолкнула меня к путешествиям, которые больше напоминали паломничества и сочетались с послушанием. Я водил от храма некие молодежные группы, и в основном мы ездили на Север (Карелия, Архангельская область). А потом я открыл для себя одиночные путешествия, причем в такие места, куда и пути-то вне сезона нет, куда ведет не дорога даже, а таежная узкоколейка и зимник.
Эти многочисленные путешествия я воспринимал как необходимость в своем личном духовном развитии. Осознания и понимания фотографии у меня тогда еще не было. Я вообще не считал фотографию сферой искусства в достаточной мере. Я был художником, человеком богемы. И действительно считал, что творчество здесь может проявляться исключительно человеческими талантами, буквально тактильно. Когда кисть художника — это продолжение его руки, когда ты ставишь точку или проводишь линию, а в итоге получается портрет или пейзаж. Это как раз и есть искусство, во всяком случае, его воплощение в непосредственном творческом процессе.
Но друзья говорили: эти поездки настолько удивительны, что одних твоих рассказов нам не хватает, нужна еще и картинка. И давали мне в дорогу свои фотоаппараты. Именно в этих путешествиях, в удаленных от больших городов, почти заброшенных деревнях, монастырях и скитах, нашел близкие моему сознанию сюжеты. Так и появились на свет мои первые кадры.
Всякий человек, с кем мне довелось повстречаться до сих пор, удивителен для меня и поразителен, потому что у этих людей, на мой взгляд, совсем другая ментальность.
Полностью интервью с Михаилом Масленниковым здесь:
https://www.pravoslavie.ru/smi/36969.htm