Бог кающихся

Здесь мы обсудим отношение к Богу и Церкви после смерти близкого человека
Алла
Сообщения: 4951
Зарегистрирован: 10 апр 2009, 21:58
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Прохожий философ

Бог кающихся

Сообщение Алла »

Бог кающихся
Передо мной растерянный и напуганный человек:

- Батюшка, я молюсь, а они параллельно тоже – голоса, бесы, я же понимаю. Думаю, как же так, разве бесы могут молиться? А они смеются и продолжают молитвы повторять в голове… за меня, понимаете, батюшка? Я чуть с ума не сошёл от ужаса. Как же такое возможно?!

А вот возможно, оказывается, потому, что буквы, слова сами по себе не имеют силы. А силу действительную, живую имеет только благодать, Дух Святой, и молитва, пост, добрые дела – это только средства по приобретению, стяжанию этого Духа. Об этом единодушно говорят Святые отцы. Больше того, если человек сосредоточен только на внешнем исполнении тех или иных обрядов и ритуалов, бесы могут его оставить в покое, потому, что главная их задача достигнута – человек не ищет Духа Святого, душа его лишена жизни духовной, мертва, а бесам большего и не нужно…

Но каковы же признаки присутствия Духа Святого? Как узнать, что молитва не напрасна, что она действительно услышана Богом? Главный признак – это смирение, покаянное чувство, плач о своих грехах. Вот чего нет и не может быть у бесов и что отличает молитву от любой, даже самой искусной подделки. Молитва – связь, соединение человека с Богом, и это единство именно происходит «на территории» покаяния. Бог есть Бог кающихся – говорится в молитве перед исповедью.

Но что же делать, если покаяния истинного, глубокого, со слезами нет? Неужели молитва тогда не имеет смысла? Оказывается, и здесь всё не так просто. Есть молитва «трудовая», когда человек, преодолевая окамененное нечувствие сердца, с усилием устремляет внимание в смысл произносимых молитвенных слов, ища благословения Божьего всем сердцем при полном осознании собственной немощи.

И, опять же: вот чего не может быть у бесов – покаянного устремления к Богу, искреннего желания соединиться с Ним. И это желание подвластно человеческой воле даже при самых неблагоприятных и мучительных обстоятельствах холодности, нечувствия или наоборот – смуты сердечной или беспокойства, когда молиться бывает особенно мучительно и трудно. Святые отцы в таких случаях советуют именно быть внимательным к словам молитвы, вникать в их смысл. Это труд и труд немалый, но он всегда бывает вознаграждён раньше или позже. Дух Святой отвечает на такой смиренный труд живым покаянным чувством, умилением сердечным, которое есть, конечно, в первую очередь Божий дар, но также и результат наших усилий, направления нашей свободной воли.

Преподобный Симеон Богослов в своих трудах много и ярко говорит о том, что невозможно жить духовной жизнью «бессознательно», не понимая: действует благодать в душе или нет. Больше того, он говорит, что если человек не ищет этого реального и ощутимого действия благодати, то он лишает себя сознательно духовной жизни, остаётся духовным мертвецом.

Но так же решительно святые отцы запрещают искать каких-то видений, восторгов, особых состояний, которые в широком ассортименте доставляют бесы, вводя человека в состояние прелести. То есть сам корень этого слова – «лесть» – указывает на то, что бесы льстят человеческому самомнению, гордости, напускают на него туман, под видом благодатных состояний, и случается это особенно часто тогда, когда человек ищет не Бога, а именно каких-то «возвышенных переживаний», восторгов, которые позволили бы ему ощутить свою «особенность».

Вот почему один из главных признаков действительной молитвы есть глубокое и ясное осознание своей греховности, соединённое с покаянным чувством, со слезами. Всё тот же преподобный Симеон Богослов сокрушенное умиление называл царицей добродетелей. Но в этом покаянном чувстве растворено и несказанное утешение, так что покаянный плач никогда не бывает безнадёжным, отчаянным. Напротив, именно в покаянии душа обретает согласие с Богом, исполняется несказанной и милующей благодати, как бы омывающей и врачующей душу, так что покаянные слёзы доставляют душе утешение и покой.

Конечно, кроме покаянной молитвы бывает и благодарственная молитва и просительная, но и в благодарной радости и в напряжённой просьбе всегда должно присутствовать живое сознание собственного ничтожества; сознание, впрочем, ничуть не уничижающее, а умиротворяющее, возвышающее душу. Достоинство, красота и ликование души – это Дух Святой. Душа, сопричастная благодати, ничуть не тяготится и не смущается собственной малостью и никчемностью.

Самым распространённым препятствием для сердечной, покаянной молитвы бывает нераскаянный грех. Очень часто мы оправдываем себя в тех или иных обстоятельствах, выстраиваем в уме сложнейшую систему собственной самообороны, но лишь каменеем душой.

На самом деле всего-то и нужно – признать свою вину, которая, как правило, «лежит на поверхности», совесть подсказывает её – эту вину непрестанно и принять, признать её мешает только гордость – это опаснейшее качество, которое в соединении с упрямством способно довести душу до страшного омертвения.

Если молитва внимательная, неспешная долгое время остаётся «сухой», то нужно не ослабевать вниманием и усердием, и тогда вина греховная, препятствие станет вполне очевидно. И всё что нужно – эту свою вину признать, назвать её прямо и попросить у Бога прощения с твёрдым желанием исправиться – и Дух Святой приходит тогда моментально, так любит Господь человека! Он как будто только и ждёт этого признания, этой покаянной сердечной правды от человека, чтобы прийти и утешить и простить, и омыть с любовью исстрадавшуюся душу. Как сладостно покаяние, какая в нём заключена бездна милосердия и любви Божией – об этом опытно знает каждый христианин!
Автор:Священник Димитрий Шишкин

katerina-g
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 21:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Бог кающихся

Сообщение katerina-g »

1. Бог не спросит, какую машину ты водил - Он спросит, сколько людей ты на ней подвез.

2. Бог не спросит, большой ли был у тебя дом - Он спросит, скольким людям ты давал в нем приют.

3. Бог не спросит, стильным ли был твой гардероб - Он спросит, скольких людей ты одел.

4 . Бог не спросит, как много у тебя было собственности - Он спросит, что из этой собственности владело тобой.

5 . Бог не спросит, какая у тебя была зарплата - Он спросит, каким способом ты добился такой зарплаты.

6. Бог не спросит какую должность ты занимал – Он спросит честно ли и старательно ты исполнял свои обязанности...

7. Бог не спросит, сколько у тебя было друзей - Он спросит, сколько людей считали тебя своим другом.

8. Бог не спросит, сколько раз ты говорил правду - Он спросит, сколько раз ты солгал.

9. Бог не спросит, почему ты так долго не каялся и не исправлялся - Он с любовью поведет тебя к твоему новому дому на небесах

Аватара пользователя
Елена А.
Сообщения: 8066
Зарегистрирован: 30 дек 2010, 11:06
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Прохожий философ
Откуда: Самый красивый город

Re: Бог кающихся

Сообщение Елена А. »

katerina-g писал(а): 4 . Бог не спросит, как много у тебя было собственности - Он спросит, что из этой собственности владело тобой.
6. Бог не спросит какую должность ты занимал – Он спросит честно ли и старательно ты исполнял свои обязанности...
8. Бог не спросит, сколько раз ты говорил правду - Он спросит, сколько раз ты солгал.

9. Бог не спросит, почему ты так долго не каялся и не исправлялся - Он с любовью поведет тебя к твоему новому дому на небесах
Смущает меня последняя строчка очень... :?
1) Она входит в противоречие с православным пониманием пути к Богу. "Ибо Ты - Бог кающихся, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу..."

Вот в прошлое воскресенье читали Евангелие о мытаре и фарисее. Кто пошел более оправданным? Тот, кто считал себя безгрешным, или другой, кто не смел глаз на Бога поднять? :?

И как измениться, как приблизиться к Богу, если НЕ замечать своих пороков, не пытаться их исправить с Божией помощью?

Какое-то протестантское понимание. Может я ошибаюсь? Запустила цитату в поисковик... Ни одного православного сайта он мне не дал, все протестанты: признай Бога - и будет тебе счастье. А где же совместная работа Бога и человека? Неее, не то что-то. :veto:

2) Даже если анализировать сей текст отдельно от православного учения, то все-равно нестыковка выходит у последней строчки с 4, 6 и 8. Увы. Как перестать врать, если не измениться от вранья к правде? :?

"Покаяние - возрождение от греха; сокрушение сердца о своей греховности и обращение к Богу в поиске чистоты. В широком смысле под покаянием подразумевается фундаментальная перемена в жизни: от произвольно-греховной, самолюбивой и самодостаточной – к жизни по заповедям Божиим, в любви и стремлении к Богу." Подробнее здесь: https://azbyka.ru/dictionary/15/pokayanie.shtml
Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Бог кающихся

Сообщение Евфросиния »

Елена А. писал(а):Смущает меня последняя строчка очень... :?
Меня тоже. Очень опасная установка. Совсем не в ту сторону она ведет, куда надо. На основе ее очень легко будет по смерти оказаться не с Богом, а совсем в другом окружении :(

katerina-g
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 21:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Бог кающихся

Сообщение katerina-g »

Здравствуйте... Простите если это что -то неверное... я последнюю строчку поняла так ,что Бог Милостив и если ты жил без Бога,но искренно, слезно покаялся, то Бог, как любящий отец наш, простит нам... и позволит быть рядом ...Только нам надо это понять...

Конечно только покаяние от всего сердца может нас привести к тому, что... - Он с любовью поведет тебя к твоему новому дому на небесах... я почему-то так и поняла, а как по-другому...

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Бог кающихся

Сообщение Евфросиния »

katerina-g писал(а):...если ты жил без Бога,но искренно, слезно покаялся, то Бог, как любящий отец наш, простит нам... и позволит быть рядом ...Только нам надо это понять...
Катя, святой Сисой Великий, около шестидесяти лет проведший в Египетской пустыне в молитве и покаянии, умирая сказал «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».


Но у него же есть и другие слова: «Я верую в милосердие Человеколюбца Бога, и если человек покается всей душой, то Бог примет его покаяние в течение трех дней».
И разбойник распятый на кресте рядом с Богом, и нашедший в себе силы искренне покаяться и признать себя достойным такой ужасной смерти, был в тот же день введен Христом в рай.


На что же нам ориентироваться в духовной жизни – на первое или на второе? Конечно же на первое: «Поистине я не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего». Пораженное страстями сердце человека лукаво, своенравно, желает своей воли, холодно и окаменело к Слову Божию и к покаянию. И хватит ли нам земной жизни, чтобы растопить этот лед в сердце, чтобы оно ожило и по-настоящему потянулось к Богу и покаялось? Если святые отцы сомневались - принесли ли они искреннее покаяние, то нам ли, увязшим в мирских заботах и своеволии, надеяться на себя, что мы сможем?
И уж тем более, безрассудно надеяться человеку, прожившему свою жизнь без Бога, что он сможет в последний момент искренно покаяться. Камень не сокрушить за мгновение. Так и окаменелое без Бога человеческое сердце.


На второе же – на милосердие Человеколюбца Бога, нам остается уповать и надеяться, что Он примет и простит нас. - Не по нашему покаянию (ибо если Сисой Великий не знал - принес ли он покаяние, то мы с нашей жизнью тем более не представляем - что такое истинное покаяние), а по милости Своей, за наше стремление к Нему и за произволение прийти к покаянию.

katerina-g
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 21:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Бог кающихся

Сообщение katerina-g »

Преподобный Исаак Сирин
ПУТЬ В ЖИЗНЬ ВЕЧНУЮ. О ПОКАЯНИИ
Сколько раз иные каждый день преступают закон и покаянием врачуют души свои, и благодать приемлет их, потому что во всяком разумном естестве перемена происходит неопределимым образом и с каждым человеком ежечасно происходят изменения.

Значение слова «покаяние», как познали мы из действительного свойства вещей, таково: оно есть с исполненной сокрушения молитвой неослабное прошение к Богу об оставлении (прощении) прошедшего и мольба о хранении будущего. Потому и Господь наш опору нашей немощи указал в молитве, говоря: пробудитесь, бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение (Мф. 26, 41). Молитесь и будьте неленивы, во всякое время бодрствуйте и молитесь (см. Лк. 21, 36; Кол. 4, 2). Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят (Мф. 7, 7-8). Особенно же подтвердил Бог слово Свое и к большему усердию побудил нас притчей о друге, который в полночь пришел к другу своему и просил у него хлеба. Господь говорит: Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит (Лк. 11, 8). И вы молитесь и не будьте нерадивы. Какое несказанное побуждение к дерзновению! Податель побуждает нас просить у Него, чтобы дать нам Божественные Свои дарования. И хоть Сам, как знает Он, устраивает всё, что благодетельно для нас, однако эти слова Его исполнены великой силы для возбуждения в нас дерзновения и упования.

Совершенство пути к Богу заключается в трех следующих вещах: в покаянии, в чистоте и в усовершенствовании себя. Что такое покаяние? Оставление прежнего и печаль о нем. Что такое чистота? Кратко сказать: сердце, милующее всякую тварную природу. Что такое усовершенствование себя? Глубина смирения, то есть оставление всего видимого и невидимого и попечения о том.

Как благодать на благодать, людям по крещении дано покаяние. Ибо покаяние есть второе возрождение от Бога. И то дарование, которого залог приняли мы от веры, приемлем покаянием. Покаяние есть дверь милости, открытая усиленно ищущим его; этою дверью входим в Божию милость; помимо этого входа не обретем милости, потому что, по слову Божественного Писания, все согрешили... получая оправдание даром, по благодати Его (Рим. 3, 23-24).

Кто ненавидит свои грехи, тот перестает грешить; и кто исповедует их, тот получит отпущение.

Припомни тяжкие падения падших в древности и покаявшихся, а также высоту и честь, каких сподобились они после того, — и приимешь смелость в покаянии своем.

Невозможно человеку оставить навык греховный, если не приобретет прежде вражды ко греху; и невозможно получить отпущение прежде исповедания прегрешений. Ибо исповедание согрешений бывает причиною истинного смирения; смирение же — причиною сокрушения, последующего в сердце от стыда.

Если все мы грешники и никто не выше искушений, то ни одна из добродетелей не выше покаяния, потому что дело покаяния никогда не может быть совершенно. Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам, желающим спасения. И нет предела совершенству, потому что совершенство и самых совершенных подлинно несовершенно. Потому-то покаяние до самой смерти не определяется ни временем, ни делами. Помни, что за всяким наслаждением следует омерзение и горечь.

Прежде всех страстей — самолюбие; прежде всех добродетелей — пренебрежение покоем.

Чистота души есть первоначальное дарование естеству нашему. Без чистоты от страстей душа не врачуется от недугов греха.

Сладость, сокрытую в правде, вкушаем не тогда, когда делаем правду, но когда любовь к правде пронизывает сердце наше; и делаемся грешниками не тогда, как сделаем грех, но когда не возненавидим его и не раскаемся в нем.

Очищай, человек, душу свою, свергни с себя попечение о том, что вне твоего естества, и на помышления и движения свои повесь завесу целомудрия и смирения, и через это найдешь то, что внутри твоей природы, потому что смиренномудрым открываются тайны.

Что горсть песку, брошенная в великое море, — то же грехопадение всякой плоти в сравнении с Промыслом и Божией милостью. И как обильный водою источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Создателя не побеждается пороками тварей.

katerina-g
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 21:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Бог кающихся

Сообщение katerina-g »

Спасибо,Вам Евфросиния,но очень хочется надеятся на милость Божью,......Ведь у меня там самое дорогое Мой ребенок,которого я не уберегла.....Каждую минуточку молю Бога простить меня...

Аватара пользователя
Евфросиния
Сообщения: 7234
Зарегистрирован: 25 июн 2009, 09:39
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: Сумы

Re: Бог кающихся

Сообщение Евфросиния »

katerina-g писал(а):Спасибо,Вам Евфросиния,но очень хочется надеятся на милость Божью,......Ведь у меня там самое дорогое Мой ребенок,которого я не уберегла.....Каждую минуточку молю Бога простить меня...
Катя, надеяться на Бога обязательно надо :ok: :rose: Ведь Надежда - неразлучная спутница Веры и Любви.

katerina-g
Сообщения: 156
Зарегистрирован: 19 фев 2012, 21:08
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Бог кающихся

Сообщение katerina-g »

Спаси Господи.....надеяться на Бога обязательно надо ..........Только этим и живы еще.............

Ответить

Вернуться в «О Вере»