Что такое милостыня.

О молитвах и о тех важнейших делах, которые помогают душам наших усопших. Если Вам небезразлична душа близкого человека, то Вы обязательно найдете в этом разделе информацию о том, как ей помочь
Ответить
Аватара пользователя
Агния Львовна
Модератор
Сообщения: 1966
Зарегистрирован: 08 окт 2008, 08:07
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Что такое милостыня.

Сообщение Агния Львовна »

Что такое наследство - это все хорошо знают. А есть еще милостыня в память об ушедшем, и это нечто совсем другое.
Им, ушедшим, очень нужны наши молитвы, это ясно каждому верующему. Мы заказываем сорокоусты, поминания в монастырях - это наша милостыня им, нашим дорогим умершим. Есть еще милостыня, творимая из того, что осталось от них. Можно часть оставшихся денег пожертвовать от их имени на строительство храма, в помощь монастырю, на детский дом. Это уже зачтется не нам, а им.
А можно сделать, чтобы за наших дорогих молились совсем чужие люди, но не монахи и священники? Можно. Есть такой простой вид милостыни, как раздача вещей покойного. Детские вещички можно просто отнести в детский дом или отдать небогатой семье с маленькими детьми. А взрослые вещи лучше либо самим раздать нуждающимся, либо отнести в храм или в приют - и это тоже будет милостыней от умершего, в память о нем. Его помянуть добрым словом и молитвой, и ему это будет в радость и в облегчение грехов.
Так что, дорогие мои, не держите по шкафам и кладовкам вещи, которые вам не нужны и будут лишь терзать ваше сердце, а ушедшим не принесут никакой пользы! Творите из них милостыню.

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Re: Материалы, которые помогают пережить горе...

Сообщение Ольга777 »

Как творить милостыню.

https://www.wco.ru/biblio/books/alms1/Main.htm

Аватара пользователя
Ольга777
Сообщения: 2933
Зарегистрирован: 04 май 2009, 12:57
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Переживаю горе, хочу получить помощь

Помощь усопшим

Сообщение Ольга777 »

Милостыня весьма помогает усопшим


Богатство, не будучи раздаваемо бедным за здравие и спасение нашей души или за упокой душ наших умерших близких, приносит человеку разрушение. Милостыня, поданная болящим, вдовам, сиротам, другим несчастным, очень помогает и усопшим. Потому что, когда подается милостыня за усопшего, принимающие ее говорят: "Бог его простит. Да будет благословен его прах". Если кто-то будет страдать от болезней, не сможет работать, будет в долгах и ты в таком тяжелом положении поможешь ему и скажешь: "Возьми эти деньги за упокой души такого-то", то этот человек скажет: "Бог его простит. Да будет благословен его прах". Берущие милостыню совершают сердечную молитву за усопших, и это весьма помогает последним.

старец Паисий Святогорец

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

О милостыне

Сообщение КАПЕЛЬ »

О милостыне


Как происходит очищение грешника в аду

По учению Святой Церкви, когда Церковь молится за усопшего, родные подают милостыню, поминают его в своих домашних молитвах, человек постепенно переходит из одного слоя в другой. И по усиленной молитве Церкви эта душа может быть избавлена от адских мук.

Что значит "отдать десятину"Богу?

Мы должны постоянно обновляться, делиться с ближними. Любой сосуд, наполненный водой или вином, жаждет обновления: воду из него выливают, а потом наливают новую. Если его не трогать, вода позеленеет, испортится, станет непригодной.

В Священном Писании сказано, что десятую часть от своих трудов надо отдавать Господу. Господь в наших десятинах не нуждается. В них нуждаемся мы сами, для нашего обновления. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Слова апостола уже две тысячи лет остаются в силе. Чем больше отдаем от себя, тем больше получаем от Бога.

Если человек скупой, ему трудно с этим смириться. Мы часто таким советуем: "Отдавай для начала ненужные вещи. Начни с этого. А привыкнешь, жалко не будет, и с дорогими для тебя вещами легко расстанешься. У тебя не будет пристрастия ни к чему."

Нужно душу раскрыть в добре. Это самое главное. Для этого и существует "десятина". Отдавайте ее Господу. Как сделать это?

Если вы знаете человека, стоящего на улице с протянутой рукой, который собирает не на выпивку, а на самом деле терпящего нужду, надо ему помочь. Через руки вдов, сирот, бедных Сам Бог принимает. Можно отдавать десятину на стройку храма, монастыря, на восстановление церковных зданий, больниц, православных школ. Человек везде может проявить свою любовь к Богу и ближнему.

Как понять слова Писания "давать только правой рукой"?

Господь говорит: "... пусть левая рука твоя не знает, что делает правая" (Мф.6,3). Эти слова означают, что мы не должны хвалить себя за подаяние, хвалиться перед людьми своими добрыми делами. Рассказал кому-то - можешь это доброе дело потерять. Если принял похвалу здесь - там, на Небе, награды не жди.

Надо подавать от сердца, с любовью, с участием и состраданием. Нельзя жалеть! И когда вас вдруг обворуют, тоже не жалейте и воров не ругайте. Не будете роптать, это засчитаются вам на Небе как милостыня.

Одна женщина продала квартиру и какие-то денежки отдала в монастырь. Живут вместе с сыном в монастыре. А сыночек начал пить все больше и больше... Уговоры безполезны. Дошло до того, что на монастырском МАЗе ударил чью-то машину. Женщина попала в реанимацию, еще один пассажир руку поломал. Машина их пришла в полную негодность, и монастырская крупного ремонта требовала. А все почему? Укорили, что "мы, продав квартиру, дали денежки на монастырь, а нам здесь и уголочка свободного нет, где бы отдохнуть, полечиться." Укорили Господа: "Мы дали, а у нас ничего!" А Господу такая жертва не угодна!

Дали с любовью - и забудьте об этом. Господь умножит это добро во много раз, когда наша душа выйдет из тела.

Всякая ли милостыня принимается Господом?

Милостыня, как и жертва, может быть разная. Когда израильский народ сорок лет шел по египетской пустыне, пророк Моисей поднялся в горы для молитвы Богу. А люди в это время отлили из золота тельца и поклонялись ему. Все израильтяне сняли тогда с себя золотые кольца, украшения и пожертвовали на этого идола. Но Господу эта жертва не была угодна.

Из Ветхого Завета мы знаем и другой случай, когда израильский народ жертвовал золото и серебро для построения храма. Это было Господу угодно.

У нас у ворот монастыря стоят люди, собирают деньги. Мимо проходят люди, верующие и прохожие, и подают им. И некоторые из этих нищих напиваются и палками начинают гонять друг друга, избивать. Такая милостыня не приносит добра. Если хочешь помочь человеку, страдающему страстью винопития, лучше дай ему хлеба, продуктов, одежду, помоги его детям.

Есть люди, которые имеют острую нужду, но стесняются просить. Они с утра до вечера работают, но получают гроши, а то и вовсе без работы, инвалиды. Вот таким людям надо помогать.

Когда мы даем милостыню нуждающемуся, Сам Христос принимает ее.

Одному благочестивому старцу, когда он раздал все свое имущество, говорили: "Что ж ты себе ничего не оставил?" Он им отвечал: "Милые мои, как вы не поймете? Когда человек переезжает из одного дома в другой, он все богатство берет с собой. Настает время моего перехода в тот мир. Так и я. Все богатство через руки вдов, сирот, ближних передаю для себя в тот мир".

Почему милость фарисея не угодна Богу?

Фарисеи считали себя праведными, но эта праведность была Господу неугодна. И Господь говорит: "Не будьте как фарисеи". Что делали фарисеи? Они приходили в людное место, на площадь, в рожок созывали нищих. Все, кто хотел получить милостыню, к ним бежали. Фарисеи вытаскивали котомочку с деньгами и перед всем народом раздавали милостыню.

Господь запретил делать добрые дела напоказ, сказав: "Когда молишься, войди в комнату твою (т.е. внутрь себя) и, помолись Отцу твоему, Который в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно" (Мф.6,6). И о посте Господь предупреждал, что не надо поститься только внешне, чтобы все видели и знали, что ты постишься. Так делали фарисеи, в посты они ходили с унылыми, постными лицами. Раньше постились во вторник и четверг, потому фарисей, пришедший с мытарем в храм, говорил: "Пощусь два раза в неделю" (Лк.18,12). Подвиги надо совершать тайно, только для Бога.

Скажу из опыта. Когда новоначальные только начинают читать каноны, акафисты, стоит им похвалиться, мигом теряют способность к усердному молению. Молитва не идет. И они не могут ее восстановить, потому что нас только благодать Господня поддерживает. Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Если благодать Божия нас не сохранит, сами мы не сможем ничего сделать".

"Блажены милостивый, ибо они помилованы будут " (Мф.5,7),- говорит Священное Писание. Что нужно делать сейчас, чтобы быть помилованным в будущем?

К блаженной Сарре пришла одна сестра и говорит: "Помолись обо мне, госпожа моя". Отвечает ей блаженная: "Ни я не помилую тебя, ни Бог, если ты сама не будешь миловать себя, творя добродетели, как завещали нам святые отцы".

Для того, чтобы быть помилованным Богом, человек должен быть добрым душой, сострадательным и милосердным ко всем людям, исполняя самую главную заповедь: "Любить Бога и любить ближнего". Как можем мы доказать, что любим Бога? Только через любовь к ближнему.

Интересен пример жизни одного человека. Он приобретает много книг, можно сказать, он в них утонул. Видя, что он много читает, а на деле знания никак не проявляет, сказал:

- Ты как монах Мних: он имел много книг, спал на них и не знал, что в них.

А он спрашивает:

- Почему? Я все знаю...

- Ответь, какая у тебя душа? Ты внутренне закрыт, зажат. Даже грехи пишешь сжато-сжато, на каждой строчке, пропуска между словами не оставляя. Твоя внутренняя зажатость отражается даже на манере твоего письма.

И так в каждом деле.

Получает он около четырехсот рублей. Говорю:

- Десятую часть надо отдавать Господу. А ведь никому копейки не дал.

- А мне целый месяц надо жить!

- Но Господь сказал, что десятую часть надо Богу отдать. Это не я придумал. И апостол Павел говорит, что "дающего рука не оскудеет". Ты в это веришь?

- Верю.

- А почему десятую часть не отдаешь?

- Но мне же не хватит на месяц!

- Господу что от тебя, в первую очередь, надо? Чтобы ты внутренне раскрылся в добре, не был зажатым, жадным.

И сколько ему примеров приводили - до него не доходит. Говорит: "У меня денег нет!" Стал ему рассказывать о людях, как они работали над искоренением жадности. Господь их не оставлял, помогал. Например, епископ Вонифатий был с детства очень добрый, милосердный к нищим, к убогим, ко всем, кто имел в чем-то нужду. Всем все раздавал. Однажды его мать заходит в амбар, а пшеницы нет! Все раздал! Она стала плакать, причитать:

- Как же мы теперь целый год проживем? Ведь ничего не осталось!

Он утешал ее, просил, чтобы она не плакала, была спокойна. Отправил ее домой, сам встал в амбаре на колени, поднял руки и говорит:

- Господи, Ты же видишь, что я все это делаю ради Христа. Утешь мою мать!

И Господь наполнил амбар, он стал полон пшеницы. Когда мать снова туда вошла, посмотрела, упала на колени!

- Господи, прости!

Господь никогда никого не оставляет... ...Продолжая вразумлять моего знакомого, говорю:

- Когда к нам на территорию люди приходят, просят помощи, смотрим, какие они. По нескольку человек каждый день приходят, и все разные. Говорят: "Я не ел двое-трое суток". - "Подожди, сейчас тебя накормят". У некоторых действительно острая нужда. Им даем поесть, денег куда-то доехать. И происходит чудо: Господь возвращает эти деньги, преумноженные в несколько десятков раз.

Показал ему их:

- Видишь деньги? Мы их даем, и они возвращаются.

Господь сторицей возвращает.

- А у меня нет денег, чтобы раздавать.

- Ты начни с малого. Начнешь с малого, Господь пошлет тебе через разных людей. И продукты, если ими будешь делиться, преумножатся. Чем больше будешь давать, тем больше Бог будет посылать для твоего существования. Так исполняются слова "дающего рука не оскудеет", "блаженнее давать, нежели брать".

Один монах жил, спасался. И пришел к нему нищий, просил:

- Дай мне ради Христа одежду, я полностью износился.

Монах снял с себя старую одежду, надел новую, а нищему отдал то, что снял. Потом зашел к себе и говорит:

- А ведь он просил "ради Христа". Что ж я Христу даю старую одежду, ношенную, а себе новую оставил. Нет, я догоню, отдам ему эту!

Догнал, отдал ему новую одежду, сам же снова надел старую. Нищий, просивший одежду, продал ее. Одежда пошла по рукам, перепродавалась. Однажды монах на рынке в городе увидел ее на торгу. Опечалился духом, пришел домой и стал сокрушаться: "Господи, я согрешил, одежду отдал, а он ее продал и, видать, пропил. Я соблазнил человека новой одеждой". Господь его утешил. Слышит монах во сне голос: "Брат, проснись". Пришел он в себя и увидел Христа, стоящего перед ним в его одежде. Спросил Он монаха:

- Это твоя одежда? Ты ее дал нищему?

- Да, моя.

- Когда ты одежду давал нищему, Я принял ее, и сей час она на Мне. Не скорби. Ты сделал доброе дело.

Когда мы даем что-то ради Христа, то должны жертвовать с любовью. Нельзя жить только для себя, пора начать отдавать, чтобы душа раскрылась в добре.

Насколько важна милостыня тяжело больного, лежащего на смертном одре человека?

Вспоминаю, у нас в Троице-Сергиевой Лавре жил благочинный - отец Феодорит, сердечник; у него был инфаркт. Еще при жизни он постарался из своей кельи все раздать. Какие книги у него были - он монахов вызвал и каждому дал книгу, чтобы те, читая вспоминали его. Своими руками при жизни все-все раздал.

Очень важно, когда человек при жизни распределяет свое имущество между родственниками, ближними: и дом, и квартиру, и вещи. Если он этого сделать не успевает, зачастую ближние начинают делиться и судиться. Человека еще не похоронили, а скандалы огнем полыхают, все переругались. Тут уже не до похорон.

Бывает, человек не успел все раздать, тогда родственники должны с пониманием отнестись к этому: раздать вещи нуждающимся, чтобы молились о упокоении его души. Милостыня избавляет человека от многих грехов.

Святые отцы говорят, что можно спастись только милостыней, не имея каких-то других особых добродетелей. Так ли это?

Милостыня покрывает множество грехов. Тот, кто раскрылся в добре и всем помогает, уподобляется Христу. Ведь Господь наш - Сама Любовь, Добро, Милосердие, Источник жизни.

Конечно, в нас живут человеческие страсти. Бывает, что-то жалко отдать. Святые отцы учат так: если человеку не хочется чем-то делиться с ближним, если он жадный, то избавляться от этого порока нужно постепенно, начиная отдавать те вещи, которые не нужны. Начать с этого. А когда привыкнем отдавать ненужное, легче будет отдавать и самое любимое, нужное.

Как-то поздравляли одного батюшку и подарили ему хорошие часы. Настольный будильничек в форме яйца. Сверху открывается и звонит. Очень приятные часы, всем понравились. А потом был день Ангела у нашего архиерея. Священник подумал: "Что же подарить? Надо же самое хорошее, самое ценное... Ну-ка, отдадим эти часы". Когда их владыке дарили, он сказал священнику:

- Какие прекрасные, дорогие часы... Пусть они у Вас останутся...

- Знаете, Владыко, - ответил тот, - нам надо учиться ни к чему не сердцем не пристращаться. Жалеть ничего не надо. Господь не оставит: надо иметь будильник, пошлет.

Что интересно? Через два дня к священнику пришли гости и, поздравляя, подарили часы. Тоже будильник, как бы позолоченный, лучше, чем первый.

Таких случаев каждый православный христианин может вспомнить немало. Апостол Павел говорит: "Дающего рука не оскудеет". Блаженнее давать, нежели брать.

Обращаясь к жизни подвижников, видим: они всем творили добро. В этом раскрывали свою душу, любя Бога и ближнего. Одному благочестивому старцу прихожанка дала миску ягод. Он принял, поблагодарил и передал другому брату. Тот другому... Так эти ягоды обошли всю братию и вернулись к этому же старцу. О чем это говорит? Все они единого духа - Духа Христова. Дух Христов всех объединяет в любви, всех собирает в единое Тело Христово - Церковь. А Глава этого Тела - Сам Христос. Этим Духом богата и сильна Церковь.

Обычно говорят: "Как ни ступил, так грех сделал". Но можно жить и иначе: как ни ступил, так доброе дело сделал. Можно всем помогать и словом, и делом. Если нечего нам ближнему дать, у нас есть силы, бьется сердце, течет кровь. Можно пойти в больницу, в дома престарелых ухаживать за больными, за инвалидами. Слово утешения будет им приятнее, чем безликая "забота государства". Слово тоже может быть милостыней. И молитва тоже милостыня. Даже наша добрая мысль о дурном человеке, сожаление о его падении тоже своего рода милостыня.

Человек через милостыню внутренне начинает уподобляться Богу, исцеляется от страстей. Милостыня покрывает множество грехов.

Сейчас такое тяжелое время. Творить материальную, денежную милостыню не каждому по силам...

Есть такая притча. Один человек сказал своему другу: "Я желаю видеть царя, проводи меня к нему". Друг отвечал: " Пойду с тобой только половину пути". Тогда он обратился к другому другу: "Пойдем со мной к царю Второй отвечал: "Я могу провести тебя только до царского дворца". Обратился он к третьему: "Проведи меня к царю". Третий ответил: "Я доведу тебя до дворца, введу во дворец, скажу о тебе царю и представлю тебя ему".

Святые отцы так толкуют эту притчу. Первый друг - это подвижничество, которое доводит до истинного пути. Второй друг - это чистота, которая достигает до небес. А третий - это милостыня, которая с дерзновением приводит к Самому Царю - Господу.

Милостыня спасает. В одном селе жила благочестивая вдова. Она давала стол и кров всем, кто нуждался в нем. И дети у нее были благодетельные, богобоязненные. Когда проезжали по своим торговым делам купцы, все останавливались у нее. Был большой двор, была большая хорошая баня. Дети распрягали лошадей, кормили, поили их, купали в реке. Баню для купцов топили, чай готовили. Уезжая, купцы сердечно благодарили за приют. Были поля у этой вдовы, и сажали там не только для себя, но и для нищих, убогих, сирот. И благодать Господня почивала на этом доме. Бог хранил от всех врагов видимых и невидимых.

Ехали однажды купцы и издалека увидели: село горит. Многие дома занялись. Что делать? Их немного, все дома не потушить. И решили: поедем скорее, поможем вдове, что нас принимала. Спасли ее дом, хозяйство. Так Господь за добрые дела оградил ее от большой беды.

А в другой семье дети не сохранили родительского благословения принимать в дом всех нуждающихся. После смерти родителей перестали делиться хлебом со страждущими, с разбором давали - кому дать, а кого отослать ни с чем. Божие благословение отошло от дома: поля перестали родить, продукты иссякли, животные перестали плодиться. Разъехались дети из родительского дома в разные стороны, чтобы не умереть с голода.

Так и наша Россия. Пока была верна Господу, народ хранил веру православную, все страны кормила хлебом. А когда пришло время испытаний, народ отступил от Бога, обнищала Россия и духом, и хлебом. Встала на колени с протянутой рукой.

Сеют хлеб на полях с матом, и убирают так же. У комбайнера под сиденьем всегда бутылка, редко кто без "горючего" обходится. Поэтому благословение Божие и отошло от полей. Приобретают технику, химические удобрения, на них надеются, а не на Бога... А когда дожди идут, вода с полей с минеральными удобрениями сливается в реки и рыба исчезает. Говорят, сейчас в Волге в воде вся таблица Менделеева. Так пришла Россия к нищете.

Недавно проводили беседу с отдыхающими в санатории. В основном были там пожилые люди. Благодарили за то, что рассказали, как правильно молиться, креститься. Это понятно: к концу жизни человек волей-неволей задумывается о Боге. Процентов восемьдесят начали креститься. А потом двое старичков встали и говорят: "Все это брехня. Все Церковь врет!"

Да, Церковь "врет" уже семь тысяч пятьсот лет. И через это "вранье" люди спасаются и наследуют обители Рая. А вот та "правда", которую нам семьдесят лет навязывали, огромную массу людей спровадила в бездну. Все ушли в ад на вечные муки. За семьдесят лет этой "правды" пришли не к коммунизму, а к алкоголизму. И сейчас добивают Россию...

Можно ли помогать деньгами, заработанными не совсем честно, как бы "лукавыми "?


Деньги, заработанные нечестно, не имеют такой цены, как заработанная плата, поделенная с нуждающимися. Эти деньги, действительно, "лукавые". Когда человек трудился в поте лица, его кровные, "потовые" деньги и цену имеют особую.

Расскажу такую историю. Было это в прошлом веке. В одной семье сыну исполнилось восемнадцать лет. Отец был богатый, но говорит сыну:

- Ты стал уже взрослый, надо тебе начинать трудиться.

И, посылая его в другой город, сказал:

- Поработаешь там на заводе. И отцу денег привезешь.

Пора тебе самому зарабатывать.

Мать, имея слепую любовь к ребенку, дала ему с собой много денег:

- Сынок, там себя не обижай, ни в чем себе не отказывай!

Через год он приехал. Отец спрашивает:

- Ну, как, сыночек? Заработал?

- Да, заработал.

И подает отцу деньги, что ему дала мать. Отец взял их и... в печь бросил! Сын даже не обратил на это никакого внимания.

Прошло еще время. Отец снова говорит:

- Давай-ка, поезжай в город, еще потрудись. Денег ты много заработал. Мне нужны средства.

Сердобольной матери в это время не было дома. И сын без денег поехал в город. Через год приезжает изможденный, в изношенной одежде. Отец спрашивает:

- Ну, как, сынок, денег заработал?

Он показывает отцу медяки.

- Ну, что ж. Вижу, что потрудился. Взял их у сына и снова в печь бросил. Сын как бросится за ними в огонь:

- Это мои деньги, заработанные потом, вот этими руками! Видишь, какие у меня руки?!

- Вижу, сыночек! Они тебе достались не так просто. Теперь вижу, что ты действительно трудился.

Эти деньги особенно ценны, дороги. А шальные деньги, незаконные как приходят, так и уходят. Посмотрите на тех людей, которые постоянно воруют, хитростью отнимают деньги у людей. Им всегда мало. У них деньги не задерживаются. И духовно теряют они очень много, приобретая себе средства неправедным путем.

Когда мы даем милостыню человеку, то должны подавать с любовью. И настроить себя так: "Эту милостыню я даю Господу". Помните: Сам Господь через руки нищих, сирот, нуждающихся принимает ее у нас и во сто крат преумножает богатство дающего, говоря: "Дающего рука не оскудеет".
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: О милостыне

Сообщение КАПЕЛЬ »

Милостыня




После молитвы за усопших второе действие поминовения их составляет милостыня, совершаемая нами в память их или от имени их, то есть подаяние каких-нибудь земных благ имеющим в оных нужду — нищим, нашим собратиям. Это действие поминовения много помогает к отраде умершим грешникам. Всякое пособие, оказанное бедным, Господь Иисус Христос берет на Себя — "Мне сотвористе"; следовательно, Он не останется в долгу у тех, от которых или от имени которых Он принял. Стакан холодной воды, две лепты вдовицы — за все обещано воздать в свое время.

Благотворения, совершаемые живыми в память усопших, имеют значение, как бы сам умерший совершал эти добрые дела. Благотворение в память умерших умножает число молящихся о спасении усопших; ибо естественно получившим помощь молиться за своих благодетелей. Такие молитвы, растворенные верою, благодетельны для умерших. Мы видим в истории много примеров, где по молитве одного подавалось другому. За ходатайство сотника исцелен его слуга; за ходатайство жены хананейской исцелена ее дочь. Поэтому возможно Богу за искреннее ходатайство таких облагодетельствованных даровать исцеление душевное и умершему.

Естественно и понятно каждому, что человек рано или поздно непременно вкусит плодов своих трудов, плодов добра или зла; произведение деятельности вообще неизбежно; это — истина: что сеешь, то и жнешь! Каждому из нас Сам Господь воздаст за наши дела в свое время. Все наше отношение к ближним, вся наша деятельность относительно их, добрая или злая, обращается прямо на Возлюбившего нас даже до смерти. "Милуяй нища взаим дает Богови" (Притч. 19,17). Естественно, всякий, быть может, испытал на себе, как приятно или прискорбно бывает нам, когда близким нашему сердцу делают добро, оказывают уважение или зло, порицание. Ежели уже человек так близко принимает к сердцу все, что делается его возлюбленному, то тем более Господь, любовь Которого к нам не может сравниться ни с какою любовию. И вот, Господу Иисусу Христу благоугодно, чтобы между нами царствовали небесный мир, божественная любовь и неземная радость, чтобы мы, дети одного Отца, сочувствовали состоянию друг друга и принимали живое участие в скорбях и недостатках ближнего. Сочувствуя и помогая ближнему по собственным своим силам, мы тем самым одолжаем Возлюбившего его, и, разумеется, не останется в долгу Оставляющий нам долги наши. Помощь ближнему духовная и телесная называется пособием, милостынею и вообще благотворительностью. Получающий помощь благодарит подателя, благодетеля своего, и Господь воздаст сему благотворителю. Благотворительность, милостыня, делаемые живыми от имени усопшего, получают точно такое значение, как бы сам усопший благотворил ближнему; а потому и естественно, что плоды милостыни принадлежат умершему, а живой как орудие сей милостыни участвует в небесной награде.

Молитва, милостыня принадлежат к делам милосердия, к делам благотворительности, и делатели их получают должное воздаяние там, где вечно царствуют правда, мир и радость. Молитва за усопшего с милостынею, от имени его творимою, ставит его в благоприятное отношение к Господу Иисусу Христу, одолженному делами милости как бы от лица самого умершего. Милостыня принадлежит почившему. Настоящее значение милостыни было известно и в Ветхом Завете; раздавать милостыню бедным при погребении умершего ведет начало из глубокой древности; это обыкновение было у евреев. Говоря об основании заупокойной молитвы, мы видели и значение милостыни, которое выражено Товитом в завещании своему сыну Товию, премудрым Сирахом и святым пророком Иеремиею. Первый учит так: "Милостыня избавляет от смерти, и тая очищает всяк грех и не оставляет идти в тьму... иждивай хлебы твоя при гробе праведных" (4,10,17). Второй учит: "Благодать даяния пред всяким живым да будет, и над мертвецом не возбрани благодати" (Сир. 7,36). И, наконец, Иеремия говорит о милостыне так: "Окаянни и от лица Божия отвержени те из умерших, о спасении которых не подается милостыня" (гл. 16).

Это средство — милостыня, делающая Бога милостивым к почившему, употребляемая в Ветхом Завете, перешла и в христианский мир и, сообразно закону христианства полагать души за други и враги, получила высокое значение и доставила делателю ее великую награду на небесах — блаженство вечное. "Блажени милостивии: яко тии помиловани будут" (Мф. 5, 7) и "будите милосерда, якоже и Отец ваш милосерд" (Лк. 6, 36) — вот слова Самого Господа Иисуса о силе и могуществе милостыни и о спасении, которое она доставляет своему делателю, следовательно, как о надежном средстве получить Царствие Небесное. "И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы" (Лк. 16, 9). Сим словам Христовым учители церковные дают такое значение: когда умрем, то облагодетельствованные нами нищие о Христе, и следовательно, наследники Царствия Небесного, будут молиться и ходатайствовать за своих благодетелей. Сии слова относятся ко всем истинным христианам. Впрочем, в сем случае была обращена речь преимущественно к мытарям, к грешникам, могущим также, хотя и чрез неправедное богатство, получить Царство Небесное. Но кто может похвалиться праведностию своей жизни, деятельности? Чья деятельность, жизнь совершенно чужда славолюбия, сластолюбия, сребролюбия, этих коренных грехов? Ежели же и наша жизнь не чужда неправды, не чужда была неправды и жизнь почивших, то воспользуемся сею притчею для спасения себя и наших умерших. Чрез благодеяние, милостыню приобретаем себе и нашим почившим друзей, которые, будучи облагодетельствованы почившими чрез нас, живых, примут их и нас в свои обители в загробной жизни. Это учение Самого Спасителя о милостыне и о награде за нее. Милостыня есть плод любви, видимое выражение ее. Святые апостолы учили деятельной любви, учили быть добродетельными, благотворителями, сочувствовать нуждам ближнего. Избранный сосуд Святаго Духа, учитель языков прямо говорит, что без истинной любви все добродетели — ничто. Не в словах только должна выражаться наша любовь, говорит апостол Иоанн, а в делах любви, следовательно, в делах милосердия. Преемники апостольские, а за ними и все пастыри и учители церковные учили народ и словом и делом о милостыне.

Истина, что по вере одного дается другому: буди тебе, яко же хощети; просите и дастся вам; всяк просяй, приемлет. Молитва за другого, милостыня за другого или от имени другого привлекают благодать и милосердие Божие на того, о ком молимся или от имени кого подается милостыня. Любящее сердце естественно желает ближнему, где бы он ни был — здесь или за гробом, того же, чего и себе. Оно желает и ищет Царствия Небесного, по заповеди Иисуса Христа, и себе и ближнему. И вот способ, средство для приобретения жизни вечной за гробом, предложен нам Самим Иисусом Христом — милостыня нищим, благотворительность. Из своего богатства помогайте ближним —бедным, и они приготовят вам Царство Небесное так, как должники господина приготовили у себя вечный приют приточному приставнику, когда он обнищал. Славные богачи и бедные обнищевают при разлучении души от тела; нет богатства духовного, необходимого в загробной жизни; нет дел оправдывающих — учит нас Святая наша Церковь. Ежели все виновны, все лишены славы Божией, то вот средство спасения, предложенное Господом, средство, которое заменяет недостающее у души. Из числа средств, облегчающих загробное состояние некоторых умерших грешников, Златоустый указывает также на милостыню, когда говорит: "Аще и грешен отьиде, — елико возможно есть помогати достоит; обаче не слезами, но молитвами и мольбами, и милостынями и приношениями" (на 1 Кор. беседа 47-я). Он же на Послание к Филиппинцам пишет (гл. I, нравоучение 3): "Молясь сами за умерших, подвигнем к такой же молитве и других. Средство для этого — милостыня, раздаваемая бедным, нищим, за них дающе часто". И в другом месте (на Деяния апостолов, гл. IX, нравоучение 21) пишет: "Аще милостыню даем, аще он и не достоин был бы, но нами Бог умолен будет. Аще Павла ради другие спасе, и иных ради иных пощадил есть, како и нас ради тожде не соделает?" И еще пишет: "Не о роскошных похоронах и богатых гробах станем заботиться, но заставим милостынею вдовиц, сирот и всех нуждающихся молиться об умершем или умершей". Это средство, хотя и не умершим творится, однако может преклонить Бога на милость и избавить умершего от вечной смерти (не всуе милостыня). Как велико значение милостыни, можно видеть из учения о сем этого учителя. "Ничто столько не могущественно, не сильно к изглажению грехов, как милостыня; девство и пост суть достояние только девственника и постника; они не спасают никого, кроме подвижника; но милостыня простирается на всех и обнимает всех членов Тела Христова". Златоустый часто беседовал с верующими о благодетельных следствиях милостыни и других дел милосердия для умерших. Так, в толковании на Евангелие святого Иоанна Богослова говорит: «Хочешь ли почтить мертвого? Почти его милостынями и благотворениями; ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук". Рассуждая о неумеренном плаче об усопших и о богатом погребении как о вещах, бесполезных для погребающих и для почивших, пишет, что "немалую пользу почившим доставляет в память их милостыня. Роскошное погребение не есть любовь к умершему, но тщеславие. Ибо ежели хочешь соболезновать об умершем, покажу тебе иной способ погребения и научу тебя полагать ризы, совосстающие с ним и его прославляющие: это одеяния милостыни. Сия бо одежда с ним вместе восстанет. Милостыня есть печать для него. От сих просияют ризы тогда, когда услышат: "Взалкахся бо, и даете ми ясти" (Мф. 25,35). Сия знаменитыми творит; сия — светлыми; сия в безопасности поставляет. Станем умерших погребать так, чтобы и нам и им полезно было к славе Божией: многую о них совершим милостыню; пошлем с ними напутствия изряднейшие».

"Если варвары вместе с умершими сожигают их имение, — говорит он же в другом месте, — то тем более ты, христианин, должен отослать вместе с умершим принадлежащее ему имущество, только не для того, чтобы оно сделалось прахом, как у тех, но дабы умершего облекло в большую славу, — дабы, если он отселе отшел грешным, разрешило его от грехов, если праведным, увеличило его награду и воздаяние". К той же цели святой Афанасий Великий относит приношения, творимые по умершем в храме, именно: свечи, ладан и елей. "Кто творит приношение за умершего, — говорит он, — тот ту же самую имеет цель, которую имеет и отец, у которого дитя юно и совершенно бессильно. Ежели дитяти случится страдать болезнию, то отец его с верою приносит в Божественный храм свечи, ладан и елей для сожжения об исцелении дитяти от болезни. Дитя не само оное держит и приносит (как подобно и отрицание бывает при святом крещении). Так должно думать и об умершем в Боге: не сам он, а другие держат и приносят за него свечи и елей и все то, что служит к его искуплению; но благодать Божия не отступит от намерения веры." О высоком значении милостыни в отношении к умершим то же самое свидетельствует и блаженный Августин (О вере, надежде и любви, гл. 70).
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: О милостыне

Сообщение КАПЕЛЬ »

Почему надо подавать милостыню за усопших

Милостыня, по словам праведного Товита, «избавляет от смерти и не попускает сойти во тьму» (Тов. 4, 10).

Еще в ветхозаветные времена творили милостыню в память усопших, но только с некоторыми ограничениями. «Раздавай хлебы твои при гробе праведных, — наставляет сына праведный Товит, — но не давай грешникам» (Тов. 4, 17).

Всеобъемлющая христианская любовь уничтожает эти рамки. Преподобный Феодор Студит советует творить милостыню и за еретиков, а преподобные Оптинские старцы заповедуют то же делать и за самоубийц.

Святитель Иоанн Златоуст так говорит о пользе поминовения милостыней:

«Есть, есть, братие, средства облегчить мучения души грешника, если захотим. Если мы будем творить частые молитвы о нем, если будем раздавать милостыню, то хотя бы он и не был достоин милостей Божиих, но нами Бог умолен будет. Если Он ради Павла других спас, если ради других пощадил многих, как же ради нас Он не сделает того же? От имений его, от собственных стяжаний, откуда восхощь, помоги. Чем большим грехам повинен брат твой, тем больше требует милостыни за себя».

Милостыня может быть разнообразной— и деньгами, и едой, и в том, что вы раздадите неимущим одежду усопшего.

Усердная помощь ближним, окружающим тебя людям также умилостивляет Господа нашего Иисуса Христа и вменяется Им как милостыня за усопшего.
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Аватара пользователя
Кризисный психолог
Психолог
Сообщения: 5608
Зарегистрирован: 25 май 2008, 21:26
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Откуда: г. Москва
Контактная информация:

Re: О милостыне

Сообщение Кризисный психолог »

Как сделать «банковский перевод» на тот свет, чтобы помочь душе близкого

Игумен Феодор (Яблоков)

Когда умирает близкий, каждый любящий человек задает себе вопрос о том, как помочь его душе…

Все мы понимаем, что душа любимого человека нуждается в помощи, и, вместе с этим, в тяжелый момент жизни мы сами с надеждой ищем милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нам грехи, дал немного терпения, смирения и Своей Любви, которая поможет пережить трагический период мучительных потрясений.

Как же мы можем помочь душам дорогих нам людей, и, одновременно, самим себе? Слезами и причитаниями? Нет, таким образом, мы можем в некоторой степени помочь себе, но не умершим. Наши слезы не смоют грехов с одинокой души, не облегчат ее путь в ТОМ, неизвестном ей мире.

Может быть, мы сможем помочь душе дорогими памятниками? Или престижными местами на кладбище? Или же сможем спасти ее пышными похоронами и сытными поминками? Для любого разумного человека очевидна нелепость этих предположений. Ведь душа не материальна, и ей нет никакого дела до этого «великолепия» на земле. Памятники, похороны, поминки, внешние проявления скорби и траур – всего лишь ложно необходимое нам… Тем временем, в новом и незнакомом мире душа остается без помощи, совсем одна…


И все же, как конкретно мы можем помочь душе умершего? Может быть, молитвой?

Конечно, наша молитва - огромная помощь душе близкого. И мы обязательно должны молится. Но, будем честны с собой, молитвенники мы все никудышные. Давайте хотя бы вспомним, как мы исполняем утреннее и вечернее правило? Вспомнили?

А можем ли мы помочь ей постом?

Да, можем! Нам обязательно надо поститься, ибо польза душам близких от нашего добровольного ограничения во имя Христово - огромна, ее трудно переоценить. Но, беда в том, что постники мы тоже негодные, как и молитвенники. Мы часто даже не можем отличить поста от диеты. А уж тех, кто способен на долгий и строгий пост ради души близкого, вообще единицы.

Сможем ли мы помочь душе усопшего близкого, если будем безропотно переносить скорбь?

Про то, как мы умеем терпеть скорбь, вряд ли вообще стоит говорить и писать. Давайте вспомним, многие ли из нас благодарят Бога за страдания? Мы ведь даже ближнего своего обычно терпим только в качестве разового духовного эксперимента…

Остаются еще дела милосердия...

С милосердием тоже проблема. К сожалению, обычно на дела милосердия не находится времени, сил, психологической устойчивости и тому подобного... Очень жаль, ибо мы, а также души наших близких могли бы получить великую пользу от таких дел.

Батюшка, но некоторые все же творят милостыню…

Конечно, но беда в том, что часто такие дела мы делаем избирательно. Нередко случается, что, творя милостыню, мы все равно ищем для себя выгоду.… Например, мы можем сделать добро тому, от кого надеемся потом что-либо получить. Или мы делаем доброе дело только потому, что не можем отказать. Или для того, чтобы о нас хорошо думали и.т.д.

А дела милосердия следует творить только Христа ради. Вспомним преподобного Серафима Саровского, который говорил Мотовилову: «Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает».

И, даже в том случае, если мы совершаем добрые дела не ради выгоды, то все равно мы их делаем нерегулярно. Многие из нас быстро устают от дел милосердия и сходят с дистанции.


Почему так важно творить молитву, подавать милостыню и совершать добрые дела регулярно?

Очень важно все делать систематически, а не рывками. Начинать лучше с малого, и затем постепенно увеличивать нагрузку. Представьте, что Вам предстоит бежать долгий марафон длинною в жизнь. Не стартуйте во весь опор! Иначе вы просто упадете, не убежав далеко от старта. Лучше бежать помедленнее – так, чтобы хватило сил на всю дистанцию.

Совершайте ежедневное утреннее и вечернее правило, ходите еженедельно на службу, на которой сможете исповедаться и причаститься. И так неделями, месяцами. А не то, чтобы неделю не переставая молиться, а потом все забросить. Молитву, пост, дела милосердия надо творить постоянно, систематически, но с умом. Возьмите себе за правило помогать душам умерших молитвами, добрыми делами.

Вот как замечательно об этом сказал великий святой, митрополит Московский Филарет (Дроздов): «Какой бы ты не принял благочестивый подвиг, и в какой бы не начал упражняться добродетели, не изменяй принятому однажды благому намерению; и хотя бы предстояли тебе препятствия, хотя бы казалось тебе, что успех не соответствует ожиданию твоему, не отчаивайся, не малодушествуй; и, напротив того, хотя бы показалось тебе, что ты довольно успел в добром деле и подвиге, не обленяйся, не будь беспечен…».

Многие расходуют на милостыню небольшие денежные суммы, как получится…

Да, милостыню большинство из нас привыкло творить мелочью, а подаем мы обычно нищим у храма. А, ведь, если бы мы творили ее серьезно, то очень многое могли бы сделать для душ сродников! Спаситель прямо говорит: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф.25,40)

Интересно, как часто задумываемся мы об этих словах Спасителя, когда бросаем в кружку ненужную мелочь? Мы же бросаем эту не нужную нам подачку Самому Христу!!! И что же мы рассчитываем потом получить от Него? А что получат от Него души, за которых мы у Него просим?

В то же время не надо думать о том, что пожертвование стоит делать только тогда, когда мы станем очень богатыми людьми. В евангельской притче рассказывается про бедную вдову, которая положила в храме рядом с богатыми дарами знатных людей огромную для нее сумму - две лепты. Но именно это скромное пожертвование стало в глазах Бога гораздо более ценным вкладом, чем сокровища богачей. Так что, внести свою лепту, т.е. посильный вклад в дело милосердия, может каждый. Главное, чтобы он был сделан от всей души и в соответствии с возможностями.

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан в своей статье «Милостыня есть искусство» пишет: «…Милостыня оценивается Богом не по ее размеру, а по тому труду, по сердечному благорасположению, по тому лишению, которому подвергает себя человек. Свт. Тихон Задонский писал: «Милостыня судится не по числу даемых, но по усердию дающего».

Милостыня, подаваемая нами просящим у храма, наверное, самая легкая и необременительная для нас, но, вероятно, малоценная в очах Божиих и, очень возможно, малополезная или даже вредная для просящего. В то же время милостыня истинно нуждающемуся, совершенная нами с усилием над собой, сердечным участием и с пользой для нуждающегося - такая милостыня угодна Богу. Такую милостыню с любовью приемлет Бог».

А сколько надо давать?

Тут вообще не уместно слово «надо». Бог не рэкетир, который требует дань. Запомните, Бог от нас вообще ничего не требует. Бог есть Любовь. А Любовь не может требовать, она смиренно ждет. Поэтому не может быть и речи о том, чтобы давать в принудительном порядке «сколько надо». Жертва совершается добровольно, и даем мы ровно столько, сколько хотим. Размер милостыни человек должен определять самостоятельно, по совести.

Бог – Всемогущ, Велик, Самодостаточен. И, конечно, Богу не нужна наша милостыня, молитвы, добрые дела, посещение храмов… Ему нужно наше спасение (в том числе и тех, кого с нами уже нет). Бог любит людей и показывает нам путь к Себе, к Жизни Вечной. Путь этот идет через соблюдение заповедей Божиих, молитву, милостыню, дела милосердия. Если мы будем правильно совершать эти дела, то они поменяют наше духовное состояние в лучшую сторону, сделают нас более восприимчивыми к голосу Бога, приблизят нас к Нему. Кроме того, эти дела помогут душам тех, кто уже не может помочь себе сам. И Бог радуется, когда видит, что мы идем к Нему, исправляя свою жизнь и помогая друг другу.

Вот и получается, что творение милостыни нужно, в первую очередь, нам самим, а также другим людям - ныне живущим и уже почившим. Всегда следует помнить о том, что, совершая благие дела и творя милостыню, мы не делаем одолжения Всемогущему (!) Богу. Мы заботимся о спасении своей собственной души.

Понятно. А, все-таки, на что надо ориентироваться, когда творишь милостыню? Где грань между «мало» и «много»? К сожалению, многие начинают задумываться о милостыне только после того, как произошла трагедия. И нужна хоть какая-то подсказка…

Исстари примерной долей пожертвований была десятина, то есть примерно десятая часть чистого дохода. До революции именно на такие пожертвования строили богадельни, школы, больницы. Все храмы и монастыри строились только на народные пожертвования. Откуда находилось столько жертвователей? Все очень просто. Люди понимали, что их благополучие, в том числе и материальное – от Бога. И они, в отличие от нас, хорошо понимали, что Богу, конечно, ничего от них не нужно, потому что у Него все есть. Вместе с этим они также очень хорошо понимали, что в качестве благодарности за милость [проявляемую к ним Всевышним], они могут сделать добро тем, кому сам Бог велел отдавать и помогать. Десятина жертвовалась именно для тех, кто не может помочь себе сам. Обратите внимание, что боголюбивый купец кормил нищих, помогал обездоленным, или строил храм вовсе не для того, чтобы прорекламировать свою деятельность (как сейчас у нас принято). А для чего же? Он это делал Христа ради! То есть, как бы от имени Христа. Вот так надо подавать милостыню и нам с вами.

Отмечу, что десятина – это благочестивый обычай. Можно давать больше или меньше, - главное, чтобы пожертвование было в согласии с нашей совестью. Мы можем обманывать себя, других людей, но не Бога. Попытка обмануть Бога бессмысленна и даже опасна для того, кто обманывает. Любая попытка обмана Бога - себе в осуждение… Поэтому, прислушивайтесь к себе и жертвуйте…


А если хочется пожертвовать всем, раздать все, не оставив себе ничего?

Скорее всего, такой человек хочет принести жертву от отчаяния, а не от сердца.

Знаете, очень часто пьяные люди, которые находятся под воздействием алкоголя, начинают сорить деньгами, раздавать свои вещи и.т.п. Но это, конечно, не жертва, а просто пьяный фарс.

Никакое дело не пойдет на пользу, если оно совершается под влиянием бурных эмоций, если оно творится без понимания и рассуждения. Поэтому и милостыню надо творить с умом и трезвым размышлением. И, ни в коем случае не следует делать себя нищим.

А разве Господь в Евангелии не говорит о том, что мы должны раздать все и идти за Ним? Ведь есть много примеров, в которых рассказывается о праведниках, поступивших именно так. Например, блаженная Ксения Петербургская после смерти мужа все раздала и совершила подвиг в юродстве…

Это путь героев, а их не много. И дерзко думать о том, что мы можем совершить такой героический поступок, а потом не пожалеть о нем, не возроптать. Нельзя замахиваться на подвиги святых ни в молитве, ни в посте, ни в делах милосердия.

Конечно, при желании мы можем сделать такой жест. Но вряд ли от него будет польза. А вот вред будет нанесен не малый. Потому что такие поступки совершаются в большинстве случаев не от ума, а от гордости, не от чистого сердца, а от желания показать себя. Это опасный путь. Так что, жертвуйте столько, сколько можете, прислушиваясь к голосу своей совести.

Но что же нам делать, если мы, несмотря на усилия, все-таки не можем правильно молиться, подавать милостыню, совершать дела милосердия, поститься, стойко переносить скорби?

Ни в коем случае нельзя оставлять молитву. Надо также стараться соблюдать пост, совершать дела милосердия, и, самое главное - не унывать и благодарить Бога за все. Не стоит бросаться и в другую крайность: резко за все хвататься, устраивая обычную кампанию.

А вот начать подавать милостыню в достаточном объеме (но с рассуждением) можно уже прямо сегодня. Особенность этого благого дела известна с давних времен. У Игумена Земли Русской, преподобного Сергия Радонежского был один из самых близких учеников, преподобный Кирилл Белозерский. Он был выдающимся монахом, чудотворцем, человеком святой духовной жизни, который удостоился явления Богородицы. Он был также ученым, светильником Русского Севера, основателем грандиозного монастыря, духовным отцом десятков святых, которые просияли потом в земле Российской. Так вот, этот величайший русский святой, абсолютный аскет и бессребреник, который сам никогда не брал никаких пожертвований и земель для своего монастыря, говорил замечательные слова удельному князю Андрею Можайскому: «...поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит».

Ведь это про нас, не правда ли? Все мы поститься не можем, а молиться ленимся…

Преподобный адресовал эти замечательные слова князю, напоминая ему о том, что помощь нищим, больным и убогим может очень сильно помочь душам тех, за кого подается милостыня. Слова эти имеют отношение и к нам, причем в гораздо большей степени, чем к князю Андрею Можайскому, который и молился, и постился побольше нас.

А что говорили других святых о пользе милостыни?

Святитель Иоанн Златоуст советует: «Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук».

В Библии ясно сказано, что помимо молитвы об усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что «милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех» (Тов. 12, 9).

И, конечно, стоит напомнить о том, что святые отцы Церкви называют милостыню «царицей добродетелей, весьма скоро возводящей на небо».

Как видите, люди, живущие духовной и праведной жизнью, имеют единогласное мнение.


Почему творение милостыни так угодно Богу?

Представим себе семью, в которой очень много детей. Все спорят друг с другом, не слушаются старших, на правила плюют, обижаются и делают друг другу больно. К сожалению, и отца ни во что не ставят (и даже иногда отрицают его существование), а когда и обращаются к нему, то только за тем, что бы он им что-то дал.

А теперь подумаем, какой ребенок будет ближе к отцу? Первый ребенок, который отличается непослушанием и плохо ведет себя, но при этом все-таки помогает братьям и сестрам, пытается их утешить, отдает им свою любовь? Или второй, который, мало того что не послушный, но еще и закоренелый эгоист? Ответ, я думаю, очевиден.

И, если первый ребенок, любящий своих братьев и сестер, помогающий им, попросит со слезами за другого, который сам сейчас не может просить прощения, то отец вряд ли откажет ему. Но, если своевольный наглец, который другим не помогает, а любит только себя, тоже начнет что-то требовать, то его просьба останется не удовлетворенной.

Не правда ли, такая семья напоминает нас и наше общество? Мы тоже Отца не слушаем, ругаемся, плюем на правила, делаем Ему больно! Мы очень хотим, чтобы Он услышал наши молитвы и выполнил просьбы. Но, к сожалению, при этом не замечаем, что большинство из нас относится, в основном, ко второму типу закоренелых эгоистов. Именно потому так часто мы и не получаем того, о чем просим.

Для современного человека хорошо бы придумать сравнение.… Скажите, батюшка, с чем можно сравнить милостыню?

Как мне кажется, милостыню надо сравнить с духовной «твердой валютой», которую мы можем перевести в Небесный банк, и, тем самым помочь родной душе в ином мире, которая обычно крайне нуждается в этом переводе.

Кто из нас при жизни временной исправно вносит достаточное количество накоплений в Небесный банк? Вопросы пенсий, прибылей и «наваров» интересуют нас значительно больше, чем вклады в Вечность. Посмотрите, как глупо получается: мы живем, стараемся, стремимся, ссоримся, страдаем, богатеем, жертвуем здоровьем… А потом оставляем все, что накопили, и переходим в новый мир. А ТАМ, на счету в Небесном банке, не только нет никаких накоплений, так еще и долгов огромное количество. И жизнь другая, и совесть мучает, и раскаяние наступает, но возможности покаяться уже нет… Все бы отдала душа, чтобы отмыть грехи, но отдавать нечем… Счет Небесного банка пуст. Все осталось на земле.

Но остается еще надежда на то, что долг погасят те, кому человек оставил все земные накопления. Однако чаще всего те люди заняты другими делами: сначала они озабочены тем, чтобы поминки были «достойные», чтобы выкопать могилу в престижном месте, да чтобы надгробный камень с оградкой были покрасивее. Потом они делят наследство, покупают вещи, машины, вкладывают деньги.…

Как, наверное, одиноко и страшно становится душе умершего человека, когда наступает понимание, прозрение и страдание... Но сделать она уже ничего не может. А «перевод» из нашего мира, в котором страдающая душа очень нуждается, она может и не дождаться…

Да, на самом деле странно. Мы пытаемся найти самый выгодный банк на земле, но о накоплениях в самом надежном, Небесном банке, совсем не думаем…

Вот именно. Хотя о необходимости вкладов в Небесный банк, а также о его надежности, прямо сказано в Евангелии: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут». (Мф. 6:19-21)

Спасибо, батюшка, очень объемная и понятная метафора. Скажите, а если умер действительно достойный, праведный человек, не делавший зла, не осуждавший, исповедавший грехи, много поработавший для Бога? Или это вообще был безгрешный ребенок? Зачем нам творить милостыню от их имени?

Если такой человек умер, то у него нет долгов в Небесном Банке. Но, разве не стоит в знак благодарности за любовь, доброту и заботу, которые такой человек нам дал в этом мире, позаботиться о нем в мире ином? Разве не стоит дополнительно порадовать его не земными деньгами, на которые часто налипает грязь и мерзость, а нетленной «валютой»?

Так что, если эта душа не в долгах, то, пересылая ей небесную «валюту», мы от всего сердца ее радуем. Но это еще не все.

Преподобная Афанасия говорит, что «если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов». И далее она добавляет: «…если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям».

Оказывается, что, даже если «валюта» не нужна близкой безгрешной душе, то ведь она никуда не денется, она исправно ляжет на счет получателя в Небесном банке! И, как мы уже сказали, в данном случае можно не беспокоиться о сохранности своих сбережений. Нет воров и расхитителей, которые смогли бы обворовать, разорить или обанкротить Небесный банк. Нетленная «валюта», которую мы переслали душе умершего, будет лежать в нем в целости и сохранности, и, глядишь, пригодится нам самим в нужный час. Она может пригодиться и для того, чтобы в свое время, если будет на то воля Божия, оказаться в том же сегменте Рая, что и дорогая нам праведная душа. В любом случае, подавая милостыню, мы не только ничего не теряем, но и приобретаем в Вечности.

Конвертировать в «вечную валюту» можно только милостыню?

Нет, конечно. Конвертировать в эту «валюту» можно как милостыню, так и дела милосердия, а также молитву, пост и другие богоугодные дела. Но, как мы уже говорили, в большинстве случаев наиболее доступна для нас «валюта», которая конвертирована из милостыни. Тем не менее, мы не должны забывать и о других источниках «валютных» поступлений, так как они тоже очень важны.

Чем можно подать милостыню? Только деньгами, продуктами или вещами?

Милостыня - очень широкое понятие. Например, в одном из житий Киево-Печерских угодников сказано: «Ежели кто об украденных у него деньгах не жалеет, то это вменится ему более произвольной милостыни». То есть, смиренно принимая утрату, и благодаря Господа за нее, мы тоже творим милостыню! И это относится к утрате не только материальных средств. Над этим хорошо поразмышлять тому, кто переживает в настоящее время смерть близкого человека.

Важно помнить о том, что, смиряясь пред Божией волей, безропотно проходя этот тяжелый путь, мы творим милостыню, которую Господь с радостью принимает. Давайте конвертируем и эту милостыню в «нетленную валюту» и переведем ее для души близкого человека в Небесный банк.

Следует также помнить о том, что самым значительным и важным видом милостыни является духовная милостыня.

А что такое духовная милостыня?

Это милостыня, которая творится не деньгами, не вещами, а тем, что приносит пользу душе другого человека. Это может быть молитва за другого, может быть бесплатная раздача книг духовного содержания, могут быть добрые слова, которые помогают душе другого человека, может быть что-то другое полезное для души другого человека.

Архимандрит Амвросий (Юрасов) говорит о духовной милостыне в своей книге «О вере и спасении» следующее: «Вы знаете, что ближний ваш в скорби, в болезни, в тревоге, придите к нему, скажите слово утешения, почитайте ему душеполезную книгу, - это и будет ваша духовная милостыня».

Получается, что даже доброе слово, поддержка в реальной жизни или на форуме, адресованная горюющему, – это тоже жертва ради души умершего.

Здесь можно найти информацию о том, как помочь делом людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации

А старец Адриан сказал следующее: «Дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Эта милостыня - самая большая».

В Евангелии прямо указывается: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов». (Иак. 5, 19) Здесь так же говорится об угодной Богу духовной милостыне.

Посмотрите, сколько возможностей дал нам Господь, чтобы помочь душе близкого!


Если милостыня творится деньгами, как и кому лучше подавать?

Тому, кто на самом деле нуждается. И стараться не подавать тому, кто может использовать милостыню во вред своей душе (обычно это профессиональные попрошайки, алкоголики, наркоманы). То есть, важно творить милостыню с рассуждением.

Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан в своей статье «Милостыня есть искусство» сделал замечательный анализ этого вопроса. Позволю себе процитировать отрывок из этой статьи Преосвященного владыки: «Страшно то, что неразумной милостью мы развращаем людей. Имея специальность, силу, здоровье, они перестают работать и становятся попрошайками. Кто-то может на эти рассуждения возразить словами Спасителя: «Всякому просящему у тебя дай» (Лк. 6.30). «Всякому», значит любому: и здоровому и больному, и богатому и бедному, и трезвому и пьяному. Значит, мы должны оказывать любому, кто бы у нас ни попросил, милостыню! Так понимают это высказывание большинство христиан, и творят милостыню всякому просящему без разбора.

Но так ли надо понимать эти слова Спасителя? Толкователи Евангелия это понимали несколько иначе. Под словом «всякий» они понимали - всякий нуждающийся, будь он верующим или неверующим, знакомым или незнакомым, другом или недругом. Не просто просящий, но именно нуждающийся, и не просто нуждающийся, которому необходимы деньги для удовлетворения какой-либо страсти, например, винопития, а нуждающийся в хлебе насущном, необходимом...

…Чтобы милостыня не развращала людей, а помогала, необходимо творить ее с рассуждением. В Новом Завете сказано: «Будьте милостивы с рассмотрением» (Иуд. 22). Еще в первые века христианства об этом было написано в древнейшем и очень авторитетном литературном памятнике христианства конца I в. «Учение 12 Апостолов». В этом древнем памятнике христиане предупреждаются от неразумного творения милостыни. В нем сказано: «Пусть запотеет милостыня твоя в руках твоих, пока не будешь знать, кому даешь», т.е. не спеши оказать милостыню первому просящему, но окажи ее нуждающемуся, узнав, что он истинно нуждается, а не принимает на себя личину нужды. «Милостыня предназначена только для тех, кто не имеет сил трудами рук удовлетворить свои нужды», - предупреждал христиан святитель Иоанн Златоуст.

Желая совершить доброе дело, подавая милостыню просящему, мы можем совершить дело далеко не доброе. Добродетель только тогда добродетель, когда приносит добрые плоды. Если же оказывать помощь всякому просящему, мы можем стать соучастниками преступников и грешников, приобщившись к их злым делам через поданную милостыню. Подавая милостыню незнакомому человеку, да еще с признаками немощи, широко бытующей в России (архиепископ Максимилиан имеет в виду алкоголизм – прим. ред), мы потакаем их слабости и даем возможность удовлетворить греховную страсть, которая от удовлетворения укрепляется и развивается. А всякая страсть разрушает здоровье и приводит к болезням и преждевременной смерти. Мало того, овладев человеком, она может довести его до совершения тяжкого преступления с целью получения средств для удовлетворения страсти».

Далее архиепископ пишет о том, почему мы идем по простому пути раздачи мелочи кому попало, а не занимаемся милостыней серьезно, с рассуждением, с духовным устремлением, трудом и желанием:

«Очень удобно и легко выполнить эту добродетель, идя в храм. Во-первых, не требуется тратить время и силы на поиски нуждающихся. Во-вторых, подавая милостыню просящему, мы определяем размер ее сами. Если будем искать нуждающегося и найдем его, ему, возможно, потребуется больше денег, чем мы собирались дать. В-третьих, нуждающемуся, возможно, потребуются не только наши деньги, но и наше внимание, забота, сочувствие и труд. А это для нас нежелательно, т.к. это тяжело и обременительно. Раздавать деньги могут многие, но чтобы самому послужить нуждающемуся - для этого требуется душа высокая и крепкая. Возможно, поэтому большинство предпочитает дать милостыню первому просящему, не обременяя себя поисками нуждающихся…

К этим замечательным словам вологодского владыки даже добавить нечего.

Хочу сказать только о том, что, конечно, нам не стоит осуждать тех людей (профессиональных нищих, алкоголиков, тунеядцев, которые живут за счет такой милостыни). Бог им Судия!

А уж, тем более, упаси Бог подумать, что раз есть асоциальные элементы, то милостыню вообще никому не надо подавать. Это огромная ошибка! Милостыню творить необходимо, просто нам следует подумать о том, как найти людей, которые по-настоящему нуждаются в нашей посильной безвозмездной помощи. Очень хорошо, если эта помощь будет осуществляться на постоянной основе.


А как найти такое место?

Уж это не проблема. Нуждающиеся старики есть у каждого по соседству. Помимо этого, проверенная информация о нуждающихся регулярно публикуется на сайте Милосердие.Ру. На этом сайте есть доступ к информации о необходимой адресной поддержке больных детей. Отмечу, что не для перечисления в некий фонд, а для конкретного больного человечка.

Информацию такого рода можно также получить в храме у священника. Он с радостью подскажет, где найти семью или конкретного человека, который нуждается в помощи. Кроме того, в каждом регионе есть детские дома, интернаты, дома престарелых, больницы, которые финансируются исключительно плохо. Там всегда можно найти возможность для того, чтобы совершить доброе дело (только не забывайте о рассуждении).

Ну, и, конечно, очень хорошо подавать милостыню на строительство или благоукрашение храма, часовни. Причем, подавать ее можно не только деньгами. Можно, например, физически поучаствовать в строительстве или восстановлении храма.

Иногда на человека, который очень уязвим в острый период переживания скорби, нападают сектанты разных мастей. Они пользуются состоянием горюющего и «обрабатывают» его по полной программе, например, часто подстрекают его отказаться от имущества в свою пользу…

Да, при этом они искажают смысл Евангелия, агрессивно запугивают тем, что душе покойного будет плохо, если близкие не отдадут имущество или не пожертвуют много денег. Если у Вас происходит нечто подобное, ни в коем случае не идите на поводу этих людей.


Почему люди так редко творят милостыню? Ведь практически все утверждают, что им ничего не жалко ради души дорогого им человека…

Все эти разговоры – лукавство. Просто, когда человек был жив, болел, на его лечение тратились огромные суммы (в том числе на всяких магов, шарлатанов, лжецелителей). Это делалось потому, что человек был нужен, или нам надо было продемонстрировать свое отношение к нему. Но, когда этот человек перешел из временной жизни в Жизнь Вечную, то забота о нем стала волновать нас гораздо меньше. Ведь мы его больше не видим, сам он ничего нам сказать не может, и попросить тоже ни о чем не может. Зачем же тогда тратиться, отрывать от себя, понуждать себя? Ну, и, жадность, конечно, не последний фактор...

Очень больно осознавать, что душа человека остается без поддержки одна в другом мире. Очень часто такими одинокими странниками идут души тех, кто в этом мире уделял мало внимания своей внутренней жизни, но при этом очень много делал для того, чтобы обеспечить близких, «поднять» денег, быть не хуже других...


А кто больше всех нуждается в милостыне?

Больше всего в милостыне нуждаемся мы сами. Бог дает возможность нам, а также тем, за кого мы просим перед Ним, получить радость от нашей жертвы.

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые».


О чем надо помнить, совершая милостыню?

Очень важно всегда помнить о том, что сама возможность благотворить дарована нам Богом, и ни в коем случае не приписывать себе мнимых заслуг. Это спасительное делание обязательно должно свершаться в духе глубокого смирения.

Евангелие нам об этом так напоминает: «Когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17, 10).

Только в этом случае мы, и те, за кого мы просим пред очами Бога, получим всю полноту целительных и утешающих даров Божиих, ибо «Бог гордым противится, смиренным дает Благодать».


Батюшка, в заключение нашего интервью, скажите, пожалуйста, то, что считаете нужным, но о чем мы еще не говорили.

Мы поговорили о милостыне достаточно подробно. И сейчас я хочу просто рассказать святоотеческое предание.

Блаженный Лука рассказывает, что был у него родной брат, который, по вступлении в монашеский сан, мало заботился о своей душе и умер, не приготовленный к смерти. Святому старцу хотелось узнать, чего удостоился брат его, и он стал просить Бога открыть его участь. Однажды во время молитвы старец увидел душу брата в руках бесовских. Между тем в келии умершего были найдены деньги и ценные вещи, из чего старец уразумел, что душа брата страдает, между прочим, за нарушение обета нестяжания. Все найденные деньги старец отдал нищим.

После этого он опять стал молиться и увидел Судилище Божие и светоносных ангелов, которые спорили с бесами за душу брата. Бесы вопияли к Богу: «Ты праведен, так суди же: душа принадлежит нам, ибо она творила дела наши». Ангелы же говорили, что душа умершего избавлена милостыней, за нее розданной. На это злые духи возражали: «Разве усопший роздал милостыню? Не этот ли старец раздавал?», - и указывали на блаженного Луку.

Устрашен был этим видением старец, но все-таки собрался с духом и сказал: «Правда, сотворил милостыню я, но не за себя, а за сию душу». Поруганные духи, услышав ответ старца, исчезли, а старец, успокоенный видением, перестал сомневаться и скорбеть об участи брата.


Мне кажется, что теперь читателям будет, о чем подумать.

Спасибо, батюшка.

Храни всех Господь!


Оригинал статьи тут

https://www.memoriam.ru/main/help_soul?id=264
"...человек не должен как бы искусственно подогревать в себе скорбь и драматическое чувство о смерти другого, считая, будто их отсутствие доказывает, что он не любил. Скорбь должна как бы перелиться в другое: в любовь, которая не кончается, в сознание: я тоже иду по этому пути, мне тоже придет время умирать, и какая тогда будет радость встречи!.. Тогда скорбь просветляется..."
Митрополит Сурожский Антоний

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: О милостыне

Сообщение КАПЕЛЬ »

О милостыне

Свойство милостыни есть сердце, сгорающее любовию о всякой твари и желающее ей блага. Милостыня состоит не в одном подаянии, но в сострадании, когда видим сродного нам созданного человека в каком-либо злострадании и, если можем помочь ему чем-либо, помогаем. А подаяние есть только часть милостыни; надобно и оное творить по силе, без смущения и разбирательства, — хоть немного подать, но с благим произволением и надеждою...

Святый Григорий Двоеслов пишет, что "некоторому воину, умершему и паки ожившему, было показано между прочими разными жилищами, наполненными светом: там же воздвигался удивительной красоты дом, который, по-видимому, строился из золотых кирпичей; но чей это был дом — он не мог узнать, но ясно дается понять, что делает здесь тот, для кого строится это жилище. Кто заслужит здесь награду вечного света щедрыми милостынями, без сомнения, из золота построит там себе жилище. Тот воин, который видел постройку, рассказывал, что золотые кирпичи для строения дома несли старцы и юноши, девы и отроки. Отсюда понятно, что те, которым здесь оказана была любовь, там являлись строителями дома для милосердого… О другом некоем было видение, что строился дом для него, но только строители дома являлись работающими в один субботний день, и это потому, что он только в один субботний день раздавал милостыню"...

Бог посетил ближних ваших этой скорбию, лишил их пристанища, а вы хоть дайте Богу взаймы оную сумму: истинно уверяю вас, сторицею приимете и живот вечный наследите... Подумайте, к сему великому празднику Рождества Христова, утешьте их и явите к ним вашу отеческую любовь и милость, — и Христу дайте пристанище. Не делайте своих рассуждений: стоят ли они того или не стоят? Христос у вас просит! Делайте куплю, пока стоит торг; запасайтесь елеем, чтоб светильник ваш не угас, грядущу Жениху в полунощи.

Из писем прп. Макария Оптинского
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Ответить

Вернуться в «Как и чем можно помочь душе ушедшего человека»