Радоница - день особого поминовения усопших

О молитвах и о тех важнейших делах, которые помогают душам наших усопших. Если Вам небезразлична душа близкого человека, то Вы обязательно найдете в этом разделе информацию о том, как ей помочь
Ответить
Аватара пользователя
Светлана
Ветераны
Сообщения: 235
Зарегистрирован: 15 сен 2008, 19:41
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим
Контактная информация:

Радоница - день особого поминовения усопших

Сообщение Светлана »

Первое после Пасхи поминовение усопших бывает на Радоницу — 9-й день после Пасхи, вторник после Фомина воскресенья. Это — родительский день, день особого поминовения усопших.

Обычно в день Радоницы после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.Основанием для этого поминовения служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад, соединяемое с Фоминым воскресением, а с другой - разрешение Церковного Устава творить обычное поминовение усопших, начиная с Фомина понедельника. По этому разрешению верующие приходят на могилы своих ближних с радостной вестью о Воскресении Христовом, отсюда и сам день поминовения называется Радоницей (от слова "радость"). В этот день на кладбище много просящих милостыню, вместо того, чтобы совать им деньги, лучше дать им по куличику и яйцу. Раздавая милостыню, мы таким образом помогаем душам усопших.

Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва. Неприемлем с церковной точки зрения обряд, когда на могиле ставят водку и черный хлеб, а рядом – фотографию усопшего: это, говоря современным языком – новодел, т.к., например, фотография появилась немногим более ста лет назад: значит, и традиция эта новая.

Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторю, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка", напоминает священник Александр Ильяшенко.

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности. Особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная смертью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших».

«Для чего, — спрашивает святой Иоанн Златоуст, — ныне (то есть во вторник Фоминой) отцы наши, оставив свои молитвенные дома в городах, собираются вне города на кладбищах к своим мертвым?.. Для того, что сегодня Иисус Христос сошел во ад к мертвым, чтобы возвестить победу над смертью.

священник Андрей
Священник
Сообщения: 955
Зарегистрирован: 26 фев 2009, 01:32
Пол: муж.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Хочу помогать горюющим

Радоница!

Сообщение священник Андрей »

Радоница…

Радоница…и слышится мне в этом слове чудесное – радуемся. Не радуйся, не радовался, а радуемся. Все вместе. И здесь, и Там. Есть ли ныне между нами границы? Мы во Христе теперь едины…И живые, и ушедшие…

Колокольный звон сегодня слышен во всех концах старого кладбища…И кажется мне, что этот звон, переливаясь и улетая в звонкими птицами в яркое апрельское небо, подобен той вести, которую встретил в аду ветхозаветный человек: Христос Воскресе!
Воистину Воскресе! И вот уже Он, Создатель и Творец всего что есть на свете, претерпев мучения и смерть нас ради, во Славе Своей спускается в ад, чтобы забрать из плена смерти своих любимых и заблудших детей и повести их в Царство Отца…
Старое кладбище…Я не узнаю тебя. Здесь я оставил тех, кого любил…здесь разрывалось на тысячи осколков мое сердце и я в мгновения старел и умирал…здесь те, кого со мной, как мне казалось, никогда уже не будет. Я и ныне вижу эти холмы, эти памятники…напоминания о том, что однажды наши пути расходятся.
Я не узнаю тебя…Радуемся. И ныне радуются все…Как празднично встречают нас могилы…И вот уже нищий с тележкой идет на встречу всем и радостно кричит: Христос Воскресе! И маленькие бродяжки бегают с огромными пакетами, наполненными конфетами и все торжествует…Куда исчезла твоя скорбь?
Радоница…
Я смотрю на дорогие, родные и любимые могилы тех, кого я здесь на земле больше не встречу и в душе эхом колокольного звона снова повторяется: Христос Воскресе!
И вот уже чудится мне, что и сами могилы отвечают мне: Воистину Воскресе!

И мы воскреснем….

Нет конца и границы Пасхе…Здесь на Земле Господь дарует нам эти дни, чтобы мы хоть краешком, хоть чуть-чуть узнали о том, что Он нам приготовил Там…где нас ждут дорогие, родные и любимые…прошедшие этот путь.

И мы воскреснем!

Радуемся!

Аватара пользователя
КАПЕЛЬ
Сообщения: 4237
Зарегистрирован: 28 май 2010, 19:30
Пол: жен.
Вероисповедание: Православие
Цель пребывания на форуме: Получил помощь, теперь хочу помогать другим

Re: Радоница - день особого поминовения усопших

Сообщение КАПЕЛЬ »

Радоница: Умереть – это ненормально

Сегодня Радоница. Радоница — радоваться. С приветствием «Христос воскресе» мы обращаемся ко всем усопшим. Если образно выразиться, мы как бы сходим в ад, чтоб известить пленников, чтобы со всеми умершими заговорить человеческим языком.

Сошёл туда Христос, сегодня сходим мы. Но это только наше логическое построение. С сошествием Христа в ад ада нигде нет, нет смерти, нет умерших, и так называемым умершим мы говорим так же, как и живым: Христос воскресе! И если бы мы имели настоящий слух, не тот, которым различаем только земные звуки, мы бы услышали: воистинну воскресе Христос. И их «воистинну воскресе» прозвучало более бы слышно, чем наше. Потому что они больше знают, чем мы.

Мы смотрим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, они смотрят так, как и нужно, видят воочию, что там есть. А там есть жизнь, и жизнь настоящая. Здесь тоже то, чем мы живём, называем жизнью, но это не жизнь, в лучшем случае это для нас отпущенное время, чтоб достигнуть настоящей жизни, в худшем случае — мелькнувший миг, вот есть — и сразу его нет. А там только «есть», «нет» там не может быть. Но во всё это нам нужно проникнуть верой, и верой в Воскресшего Христа. Христос воскресе и запоры ада разрушены, Христос воскресе и нет смерти, Христос воскресе и для всех нас наступило торжество жизни, но мы ещё на земле и торжество жизни для нас не так понятно.

Откроем Деяния Апостолов и Евангелие на сегодняшний день.

В Деяниях рассказывается, как Апостолы проповедовали Христа воскресшего, и к ним приступили священники, и начальники стражи при храме, и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых, и до сих пор досадуют, что в Иисусе проповедуют воскресение. А как же без этого, без воскресения Христова, только мертвецы на кладбище, да мы, готовящиеся стать мертвецами.

С воскресением Христовым нет мертвых, и мы не будем никогда мертвецами. Но люди не хотят этого понимать, за такую радостную проповедь гонят. Как далее говорится в Деяниях: и наложили на них руки и отдали их под стражу до утра. Но вопреки этому многие же из слушавших слово уверовали, и число таковых людей около пяти тысяч. Да и как не веровать, ибо душа человеческая — подобие Божие и не смиряется с тем положением, что умереть — это нормально. Умереть — это именно ненормально. Когда умереть нам кажется нормально, это показатель только того, чем мы живём. Живём тем, что ведёт к смерти, и естественно, нам смерть кажется нормальным, а смерть — это не нормально, нужно жить высшими интересами, как говорится, интересами духа, тогда для нас смерть не нормально, нормально только жизнь, и при том жизнь не временная, а вечная.

Иногда у проповедающих воскресение, спрашивают, какой силой или каким именем вы это делаете, и ответ может быть один: именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мертвых. Оттого мы вопреки всему говорим: Христос воскресе, и невольно душа человеческая отвечает: воистинну воскресе. Оттого мы обращаемся к мертвым, как живым, и они отвечают нам, как живые: воистинну воскресе Христос.
Изображение
В Евангелии (это обычное, которое читается над покойником) говорится: ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную.

Всякий верующий в Христа не погибает, но имеет жизнь вечную. Только вера должна быть не мертвой, а живой. А живой она тогда является, когда связана с добрыми делами, ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир был спасён через Него. Отсюда и нам запрещается осуждение друг друга… Не судить, а спасать.

Судящий другого судит самого себя. Мир должен быть спасён, всё для того, чтоб спасти мир, как бы это ни было трудно. Вот точное определение неверия: суд над собой. Не веришь -значит, для тебя нет ничего живого, ты мертв. Суд не как осуждение, а как правильное понимание сущности состоит в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их злы. И всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы. А поступающий по правде идёт к свету, дабы явны были дела его, потому что в Боге соделаны. Если наша совесть чиста — и для нас дорог свет, кто прячется в тьму, тот прячет свою совесть. К свету! К свету Христову, вот единственный наш путь, в нем истина и жизнь. Христос воскресе! Пусть же ответ «воистинну воскресе» не останется только словами. Будем жить для воскресения Христова, чтоб не только поминать усопших, а встретиться с ними в вечности, встретиться и обрадоваться, и радости нашей не будет конца. Христос Воскресе!

Протоиерей Димитрий Дудко. Из виноградника Божия. М., 2009 г.

Проповедь произнесена 4 мая 1981 г. в селе Виноградово.
Да будет на все воля Божия . Да будет воля Твоя , Господи.

Ответить

Вернуться в «Как и чем можно помочь душе ушедшего человека»