Встречу с собственной смертью мы переживаем очень различно, в зависимости от возраста и обстоятельств. Подумайте о детях, которые слышат слово “смерть”. Одни из них имеют, может быть, смутное представление о ней; другие потеряли, возможно, одного или обоих родителей и горевали от сиротства. Они ощутили потерю, но не самую смерть. Большинство детей, во всяком случае мальчиков, в какой-то период жизни играют в войну. “Я тебя застрелил. Ты убит. Падай!” И ребенок падает, и знает в своих чувствах, хотя и изнутри защищенности игры, что он мертв; для него это означает, что он не имеет права участвовать в игре, бегать, не вправе шевельнуться. Он так и должен лежать. Вокруг него продолжается жизнь, а он не принадлежит ей; пока в какой-то момент он больше не может выдержать и вскакивает с возгласом: “Мне надоело быть мертвым, теперь твоя очередь!” Это очень важный опыт, потому что через него ребенок обнаруживает, что может оказаться вне жизни; а вместе с тем это происходит в игре, он защищен игровой ситуацией. В любой момент переживанию смерти может быть положен конец по взаимной договоренности, но чему-то он научился. Я помню, много лет тому назад в одном из наших детских лагерей был чрезвычайно впечатлительный мальчик, который воспринимал эту ситуацию настолько остро, что не мог вынести ее напряжения; и я провел с ним целую игру, жил, прятался, вступал в бой, был “убит” вместе с ним, чтобы он смог войти в этот опыт, который для него был не игрой, был слишком реален. Это один пример.
Ребенок может познакомиться со смертью уродливым образом, и это искалечит его, — или напротив, здраво, спокойно, как покажет следующий пример (он взят из жизни, это не притча). Глубоко любимая бабушка умерла после долгой и тяжелой болезни. Меня позвали, и когда я приехал, то обнаружил, что детей увели. На мой вопрос родители ответили: “Мы же не могли допустить, чтобы дети остались в одном доме с покойницей”. — “Но почему?” — “Они знают, что такое смерть”. — “И что же они знают о смерти?” — спросил я. — “На днях они нашли в саду крольчонка, которого задрали кошки, так что они видели, что такое смерть”. Я сказал, что если у детей сложилась такая картина смерти, они обречены через всю жизнь пронести чувство ужаса. При всяком упоминании о смерти, на каждых похоронах, у любого гроба — в этом деревянном ящике для них будет скрыт невыразимый ужас… После долгого спора, после того, как родители сказали мне, что дети неизбежно получат психическое расстройство, если им позволить увидеть бабушку, и что это будет на моей ответственности, я привел детей. Первый их вопрос был: “Так что же случилось с бабушкой?” Я сказал им: “Вы много раз слышали, как ей хотелось уйти в Царство Божие к дедушке, куда он ушел прежде нее. Вот это и произошло”. — “Так она счастлива?” — спросил один из детей. Я сказал: “Да”. И потом мы вошли в комнату, где лежала бабушка. Стояла изумительная тишина. Пожилая женщина, лицо которой много лет было искажено страданием, лежала в совершенном покое и мире. Один из детей сказал: “Так вот что такое смерть!” И другой прибавил: “Как прекрасно!” Вот два выражения того же опыта. Дадим ли мы детям воспринимать смерть в образе крольчонка, разодранного кошками в саду, или покажем им покой и красоту смерти?
В Православной Церкви покойника привозят в храм заранее; мы молимся у открытого гроба, рядом с ним стоят и взрослые и дети. Смерть вовсе не следует скрывать; она проста, она — часть жизни. Дети могут посмотреть в лицо умершего и увидеть покой. На прощание мы целуем умершего. И надо не забыть предупредить ребенка, что лоб человека, который обычно был теплый, теперь, когда он его поцелует, окажется холодным; тут можно сказать: “Это печать смерти”. Жизни сопутствует тепло; смерть холодна. И тогда ребенок не пугается, потому что у него есть опыт тепла и холода; и то и другое имеет свою природу и свое значение.
Из книги «Жизнь. Болезнь. Смерть.»
Написать отзыв Отзывы 3
желательно походить к психологу, убрать все негативные эмоции, грусть, нервы, восстановить психику до спокойного оптимизма и способности искать положительный выход. За усопших близких нужно молиться, им там от этого будет светлее, есть и специальные дни, особо важные для молитв таких. И искать тех, кто тоже один, и нуждается в вашей любви и тепле. Родители, где бы ни были, всегда были бы счастливы, зная что их ребёнок живёт жизнь в тепле и радости. Мы можем испортить нашу жизнь, а можем превратить её в кусочек тепла, для себя и поддержки тех, кто в тепле нуждается. А таких вокруг очень много. Нужно сделать так, чтобы в нашей жизни и сердце было много тепла. Общаться с людьми, которые согревают теплом, умеют помогать другим и спасать. Попробуйте пообщаться с подростками, которые помогают в детских домах, больницах и просто людям: кто кормит, кто праздники устраивает деткам.. У них есть свет и тепло. Там сильные тёплые люди, которые поддерживают других, и живут по доброму и позитивно.
2015-6-8 09:29:36 Ксения возраст 38Ты не один в этом мире, ведь есть люди которые тебя любят, даже если ты об этом не знаешь.
2010-12-8 12:27:09 Татьяна возраст 31мне понравилась Ваша статья.но она расчитана на маленьких детей,чей разум чист и не порочен.мне 16.я зная что такое смерть с 5 лет и до последнего момента воспринимала ее как нечто прекрасное как дети из Вашей истории пока не похоронила мать…я осталась одна в этом мире.она умирала на моих руках.долго в диких мучениях и никого не было рядом!никого!как это пережить? как воспринимать смерть теперь, когда ты ложишься в холодную постель и слышишь стоны, любимого человека.холодный ужас овладевает телом.а душу раздирает боль утраты.как объяснить ПОДРОСТКУ. что он остался один в этом мире?….
2009-7-3 19:43:03 Элен возраст 16