Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.
Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.
С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.
Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.
Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.
Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.
А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.
Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).
Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…
«Бабушкины» и «батюшкины» советы
Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.
Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…
Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».
Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).
Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…
Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».
Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!
Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.
Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)
Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.
Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)
Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…
Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.
Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.
Откуда есть пошла… погребальная земля?
Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».
Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?
Откуда пошёл этот «земельный» обряд?
В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.
В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.
Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.
К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:
«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)
(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.
(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)
(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).
И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..
И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.
Где отпевать?
В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).
В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.
Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.
Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.
Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.
Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.
Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.
Заключение
Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:
– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.
А на мой вопрос:
– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:
– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!
Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.
И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».
Написать отзыв Отзывы 98
Спасибо большое, батюшка.
2015-15-12 22:47:28 НатальяНаверное здесь неуместно, но сильно смеялась над всеми этими суевериями.
2015-15-12 22:46:26 Наталья возраст 42Спасибо большое!
2015-15-11 04:26:14 Валерия возраст 16Cпасибо!
2015-15-11 04:25:52 Валерия возраст 16Спаси Вас Господи!Вы очень просто и грамотно все разложили по полочкам! Каждому из нас нужно знать основы Православия! Есть батю
2015-3-10 07:54:05 Иван,Казахстан возраст 32Спасибо Вам большое.
2015-27-5 07:55:19 Марина возраст 54С Постом и молитвой батюшка.21 Родительская суббота, и снова в храме звучит..вечная память. Молитва за усопших это наша связь с Богом!
2015-19-3 08:22:24 ОльгаСпасибо за статью, для меня сейчас это очень актуально,умер мой друг, его дочь не понимает, что произошло, не принимает обижена на Бога. Отпевали заочно и видимо там не было проповеди, снятся сны.Мой призыв, что нужна молитва, не находит отклика. Возможно я предложу эту статью, и даже мне сложно подумать, прочитает или нет. Молитва за усопших это ведь наша зрелость и мудрость
2015-19-3 08:20:45 Ольга возраст 61Благодарю, вас. Да хранит, Господь, вас и душу моей матери ушедшей от меня вчера вечером.
2015-10-3 18:46:22 Ира возраст немногим больше сорокаЯ проживаю в регионе где есть церкови. Покойника отпевают правильно. А предрассудков куча. Как бы хотелось такого же: добросовестности и искренности священнослужителей. В вашей статье для меня много открытий. Я Вас благодарю сердечно.
2015-9-1 14:34:21 вера возраст 53Спасибо Вам большое. А бабушки в церкви действительно приставучие и зачастую даже мешают молиться, докучая своим навязыванием чего-то непонятного. Если у меня возникнут какие-то вопросы, я лучше подойду к священнику и задам их ему, т.к. лишь он сможет дать мне точный и вразумительный ответ на них. Недавно похоронила отца. Так столько всего наслушалась. И когда я в ответ говорила, что священник не говорил об этом, то встречала массу недовольства. Но я все равно сказала, что будет так, как мне сказал священослужитель в церкви и никак иначе.
2014-5-12 13:44:04 Анастасия возраст 28Спасибо за полученные знания.
2014-22-11 08:40:01 юрий возраст 67Cпасибо, батюшка. Я недавно похоронила отца, и слава Богу похоронили его по по православной традиции. не слушали никаких » бабушкиных» советов.
2014-27-9 14:41:02 Ольга возраст 33Спасибо Вам!
2014-24-9 15:09:50 Елена возраст 35Спасибо, замечательная статья, написанная логично и понятная современному человеку.
2014-22-9 10:08:38 Артем возраст 23Большое сердечное спасибо за такую познавательную статью. Нашла в статье все ответы на свои вопросы. Мама, действительно, уснула в окружении своих двух ее детей — дочери и сына в любви и заботе о ней. Ей было без полутора месяцев 91 год. Как и подобает православной христианке, ежедневно молюсь о спасении её души.Может где то не так, но от всего сердца. 24 июня маме будет 40 дней. Расстроилась до слез, когда мне не разрешили в миграционной полиции задержаться в России ещё на 20 дней до 40 дней маминого успения. Но начала ежедневно читать Псалтырь по усопшей и стало легче. Спасибо!
2014-5-6 08:40:37 Тамара возраст 65Спасибо Вам !!!
2014-19-1 03:47:22 Галина возраст 58Спасибо за статью, еще не прошло 40 дней с похорон моего папы, не выносимо больно… Но ваша статья заставляет задуматься , спасибо
2013-3-11 20:27:44 Алена возраст 25Огромное спасибо,Вы,своей статьей,ответили на многие вопросы,у нас в городе,получается одни бабушкины сказки!
2013-12-3 22:30:58 CyrylMRF , возраст: 34Спасибо большое за статью, многое прояснилось. Как раз эти суеверия я никогда не понимала и поэтому относилась к церкви довольно сомнительно, так как считала всех духовных служителей и само православие первоисточником этой ереси. А оказалось все наоборот
2013-31-1 04:16:46 Люба , возраст: 27Огромное Вам спасибо! Очень полезно и грамотно все рассказали и объяснили…На многие вопросы нашла ответы…
2013-28-1 22:19:33 Анна , возраст: 28СПАСИБО ЗА ОБЪЯСНЕНИЯ ПРО ЗЕРКАЛА,ПРАВДА,ОТВЕТ НА СВОЙ ВОПРОС НЕ НАШЛА!А ИМЕННО-КАК СЛЕДУЕТ ХОРОНИТЬ, В МОГИЛУ ТЕЛО ХОРОНИТЬ ИЛИ ЗЖИГАТЬ И УРНУ В КОЛУМБАРИЙ ЗАМУРОВАТЬ.и КАК НУЖНО ПОСТУПАТЬ ПО ПРАВОСЛАВНЫМ ЗАКОНАМ?У НАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ МАМУ К МАМЕ ЕЕ В МОГИЛУ ИЛИ В КОЛУМБАРИЙ К СВЕКРОВИ,С КОТОРОЙ ПРИ ЖИЗНИ У НЕЕ БЫЛИ НЕ СОВСЕМ ДОБРЫЕ ОТНОШЕНИЯ.СОВЕРШЕННО РАСТЕРЯЛАСЬ!!ПОДСКАЖИТЕ УМОЛЯЮ! ОТ АДМИНИСТРАТОРА: Ответ на этот вопрос Вы можете найти тут https://www.memoriam.ru/ob-otnoshenii-pravoslaviya-k-kremacii
2013-21-1 19:54:04 анастасия , возраст: 42Спасибо!17 января похоронила папу,тяжело невыносимо.После ваших слов стало полегче.
2013-20-1 07:25:40 наталья , возраст: 36замечательная проповедь!!!!!!!!!!!!!!!! все очень понятно, просто и доступно!!спаси Господи!
2013-15-1 22:12:07 Дарья , возраст: 23Спасибо большое за объяснения многих вещей!
2012-24-12 11:56:10 Елена возраст 32Спасибо Вам огромное, я узнала много нового!
2012-27-11 23:24:27 Мария возраст 18Спасибо большое Вам.Очень важные разъяснения.Спасибо.
2012-14-11 17:09:48 Светлана возраст 44Благодарю Вас за объяснения многих вопросов, которые у меня возникали.Я сама католик и думала, что многие обряды , которым я не нахожу объяснения, но которым следуют мои православные друзья .Так как они не католики. Слава Богу, нет! Это язычество, как я и предполагала.А вот интересно происхождение этих языческих обрядов — они достались в наследство от Византии или веры древних славян и существуют ли в других православных странах? Благодарю, если сочтете возможным ответить.Сама я доктор истории искусства, поэтому, возможно, у меня подобные к Вам вопросы. Господь с ВАми.
2012-16-10 10:10:19 Анна возраст 5310 сентября наша мамочка ушла к Господу. Моя жизнь так сложилась, что она была первым человеком, кого мне пришлось хоронить. Умирали, конечно, родственники — бабушка, прабабушка, но меня в эти дни не было рядом и в обряде похорон я никогда не участвовала. Поэтому, мы с сестрой тоже были в неведении как и что делать, как сделать правильно, по-христиански. Обращались за советом к опытной в этих делах маминой подруге. Все-таки сильны у нас суеверия (как я сейчас поняла, прочитав Вашу статью): были и занавешенные зеркала и хлеб с водой и мытье полов. Понимаю, что многое делали неправильно — убивались буквально, чтоб стол был полон, чтоб люди оценили, до изнеможения занимались уборкой дома (это конечно не лишнее, но лучше бы больше молились). Теперь только понимаю, как это все неправильно. Главное, я рада, что были и правильные вещи — мы позвали батюшку, который провел обряд отпевания, мы ходили в церкви, заказали сорокоуст, я каждый день утром и вечером читаю молитвы, которые помогут мамочке в ее пути (в церкви нам дали лист с молитвами). Спасибо, что просвящаете нас, неразумных. Я крещеная в детстве, но в церковь ходила очень редко. Хотя, я прекрасно понимаю, что это неправильно, что люди часто приходят в церковь, только когда им \»приспичит\» – например, когда заболевают родственники или умирают. Конечно, это неправильно. Хотя я всегда, практически каждый день мысленно обращалась к Богу с просьбами о благословении во многих делах и с благодарностью за помощь, но, конечно, я понимаю, что этого мало. Батюшка, меня беспокоит, что не могу настроиться на молитвы. Вот читаю их, стараюсь отдаться им полностью, но не всегда получается — лезут какие-то посторонние мысли, ловлю себя иногда, что читаю глазами, а думаю о чем-то ином, сразу стараюсь сосредоточиться, прошу прощения за это у Господа, но потом снова. Может посоветуете как настраиваться на молитву, чтоб она получалась искренней?
2012-12-10 21:46:33 Светлана возраст 43Спаси Вас Господь!
2012-10-10 00:32:45 Марина возраст 26Доброго здоровья, отец Алексий! Спасибо за Ваше простое и доходчивое объяснение о погребении.
2012-1-10 21:11:13 Наталия возраст 64Спасибо Вам!!! что таким близким к нам языком можете объяснить, где путь к свету… Даже с юмором..)) Спасибо! такие слова очень быстро находят дорогу к сердцу!
2012-18-8 00:17:34 Татьяна возраст 32Огромное спасибо Вам! Я работаю в мастерской по изготовлению памятников, ежедневно встречаюсь с людским горем, скорбью, хочется каждого утешить и дать дельный совет. Никакими суевериями горе от потери близкого человека не заглушить. Теперь я знаю, какие слова говорить убитым горем и запуганным суевериями родственникам усопшим.
2012-14-7 10:47:55 Алёна возраст 30Спаси Господи за такой подробный,а главное доступный пониманию ответ.И очень согласна с тем,что мы погрязли в суевериях.Душа моего младшего сына Сережи там.Господь меня надоумил пойти в церковь и испросить разрешения у батюшки ехать и молиться за душеньку Сереженьки на 40 дней в Оптину Пустынь. Благодарю за это Господа ,так как раньше в церковь лишь заходила и кроме\»Отче Наш\»молитв не знала.Не знала,что не поминки нужны моему сыночку,а молитвы.Вся моя душа противилась устраивать поминальное застолье.Как же Господь к нам,неверующим, милостлив.Ведь если бы не Он,я бы сошла с ума от горя и никогда не пришла к Богу.Теперь(прошло совсем мало времени,сын оставил наш Мир 17 марта этого года,а моя душа в Вере и доверии к Господу успокоилась.Совсем недавно я еще металась и не понимала что со мной происходит,как же так,почему мне стало спокойно,я живу обычной жизнью,с той лишь разницей,что читаю утренние дневные и вечерние молитвы,Псалтырь ,Евангеля,хожу в церковь и учусь быть другой.Конечно теперь я понимаю,насколько мы грешны и как трудно исполнять все заповеди,но Вера помогает мне.Молюсь и Господь направляет меня к правильным ответам на мои вопросы.И Вам низкий поклон .
2012-10-6 20:58:11 Шендря Елена Ярославововна возраст 47Спасибо Вам огромное. У меня умерла мама сорок два дня назад. Я все делала, как Вы написали — и хлеб с водой поставила, и зеркала завесила. Понимаю, что язычество, себя не оправдываю. А спасаюсь чтением Псалтыри, молитвами, Акафистом о единоумершем. Если бы не это, не знаю, как бы пережила эти дни. Не могу сказать, что мне легче стало, но я благодарна Богу за то, что еще могу что-то попытаться сделать для моей мамочки.
2012-9-6 22:43:57 Наталья возраст 47Верно. «Православное язычество» правит бал в головах основной части населения. Что ж, будем знать как действовать, и детей учить. Нам так много ещё надо познать. Благодарю! Храни Вас Господь!
2012-23-4 16:55:58 Сергей возраст 42Как лаконично и доступно все рассказано!Получила ответы на многие непонятные и пугающие меня вопросы.Спасибо огромное! Продвигайте такие знания в жизнь и дальше.
2012-7-4 15:13:50 Анастасия возраст 35Огромное спасибо Вам, батюшка. Столкнулись с таким несчастьем — умер мой отец, с которым мы давно не жили, и умер от того образа жизни, из-за которого мы с ним и расстались… Я узнала об этом через две недели после его смерти, и вдруг выясняется, что он еще не похоронен. Появился шанс сделать все как положено, и благодаря вам теперь есть хоть представление о том что делать))) Вот только что делать, если я не смогу выполнить его просьбу — похоронить его с его матерью? На старом кладбище уже не хоронят, а чтоб «договориться» нужна не одна сотня тысяч, у меня таких денег просто нет, брать кредит — нереально, я его не отдам. Посоветуете что-нибудь?
2012-15-2 13:00:38 Анна возраст 28ОТ АДМИНИСТРАТОРА: Анна, почитайте этот материал. Там ответ на Ваш вопрос https://www.memoriam.ru/ob-otnoshenii-pravoslaviya-k-kremacii
prekrasno napisano i pravilno ne v primeti nujno verit a v boga .
2012-26-1 02:36:45 natalia возраст 45Конечно, при погребении очень много околоцерковных традиций, но слышим ли мы, вернее, хотим ли мы услышать, что говорит нам священник на отпевании или проповеди? Я много лет посещаю церковные службы, слышу, что говорит нам батюшка, а когда бываю на похоронах, вижу, что традиции неискоренимы. С раздачей одежды покойного не совсем согласна с автором. Ведь отдать ее можно не только из суеверия, а просто потому, что это милостыня за усопшего.Кому-то она нужнее. И те же платочки на руках — это всего лишь милостыня. Может быть, благодарность за то, что люди пришли и разделили с нами горечь утраты. Можно выть от горя, а можно петь, зная, что человек за это никогда бы не осудил.
2011-29-11 20:52:42 Алла возраст 55Здравсвуйте! Статья очень интересная, читается легко и доходчиво. Но как правило мы читаем такие статьи когда хотим найти ответы на свои вопросы, а их нет. Я пыталась выяснить в церкви, как же правильно провести похоронный ритуал и ушла ни с чем, а выручали те кто уже хоронили своих близких. Вот и теперь по прочтении статьи я так и не поняла а как же правильно надо хоронить и с чего начинать, и какие молитвы читать и как. Научите!
От Администратора сайта: О том, какие существуют настоящие правила и ритуалы, их смысл, можно прочесть тут
2011-28-11 13:02:50 Татьяна возраст 46https://www.memoriam.ru/pohoronyi-i-pominki
Спасибо что просветили на счёт земельки,сам лично с этим сталкивался,но наш батюшка сказал просто—-глупости всё это——но от бабушек ни куда не денешься,иной раз до такой ругани доходит что просто стыдно.
2011-8-11 17:13:57 Евгений возраст 32Спасибо вам большое.Всё правильно написано жаль многие верят в суеверия.Дай Бог их направит на правильные дейсвия.
2011-25-10 18:53:36 Наталья возраст 45а у нас , у мусульман на 3 день снимают все с зеркал
2011-2-10 20:07:04 альбина возраст 26это правильно?
Спасибо большое за статью!
2011-15-9 15:59:36 Katerina возраст 25Спасибо за статью.В нашем кафе часто заказывают поминки,теперь вижу, сколько ошибок делают родственники. Да и мы работники тоже.Простите нас!
2011-4-9 23:03:29 Галина возраст 53Спасибо.Очень доходчиво.
2011-30-8 11:58:06 Надежда возраст 51Здравствуйте,отец Алексий.С детства верила и молилась Богу,но в Церковь не ходила.И я благодарна БОГУ,что он привёл к нам в дом чтеца ,который всё объяснил,провёл замечательную проповедь,ответил на все наши вопросы.Когда он уходил, я почувствовала как моя душа всеми силами устремилась за ним,что она нашла именно то ,что искала и к чему стремилась всю жизнь.В последствии ,мы с мамой пришли в Церковь и маленькими шажками ,начали»двигаться»к БОГУ…Теперь к нам присоединилась младшая сестра и начинает приглядываться средняя.Поэтому миссионерская деятельность, действительно ,ОЧЕНЬ ВАЖНА!!!В этом я убедилась на личном опыте.Дай нам ,БОГ , побольше таких искренних и добросовестных священнослужителей!!!
2011-19-7 20:05:36 Вера возраст 28