Наверное, нет в нашей жизни ничего, что было бы более мифологизировано, пропитано суевериями, чем смерть человека и обряд его погребения.
Православное восприятие смерти и погребения тела усопшего кардинально противоположно тому восприятию, которое бытует, к сожалению, в нашей постсоветской стране среди вчерашних атеистов, в одночасье ставших «православными», т. е. прибегающими к Церкви в экстремальных случаях рождения (крещения), болезни и смерти человека. Эти «набеги» на Церковь столь массовы, что породили свою «похоронную» традицию, которая сейчас широко распространена в народном сознании.
С православной точки зрения, смерть человека (верующего, церковного, разумеется) есть «успение», засыпание, отсюда и «усопший», уснувший. Смерть есть переход в мир иной, рождение в вечность. Наш усопший дорог нам (ведь он не исчез, не уничтожился, он уснул телом, а душой отправился в дальнюю дорогу, на встречу с Богом), ему очень нужны наши молитвы, церковные заупокойные службы, милостыни, добрые дела, творимые в его память.
Тело человека в православной традиции понимается как храм души («разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1 Кор.3,16)). Благоговейное отношение к телу покойника напрямую связано с главным догматом христианства – догмата о Воскресении. Мы веруем не в то, что воскреснут наши души (мы знаем, что душа человеческая бессмертна), мы веруем, что при Втором Пришествии Спасителя наши тела воскреснут (где и в каком бы состоянии они не находились) и соединятся с нашими душами, и будем мы вновь целостными.
Поэтому и принято в Церкви тщательно подготавливать тело к погребению: обмывать, одевать в чистое, покрывать белым саваном, и хоронить в землю как в постель, где тело спит, ожидая гласа архангельской трубы. Тем самым, заботясь о достойном погребении человека, мы выражаем свою веру в воскресенье. Поэтому и священник надевает на отпевание белые ризы, показывая веру Церкви в этот догмат.
Если человек вне Церкви, то отношение к смерти у него совершенно иное. Смерть для этого человека есть катастрофа, стихийное бедствие. Приходилось такое слышать: «У нас дедушка умер скоропостижно, неожиданно! Ему 80 лет было…». Несмотря на обращение к Церкви за отпеванием, реально родственники умершего не верят в то, что он «усопший», «покойник» (т. е. тот, кто «в покое», «на отдыхе у Бога»). Покойник для них – это труп, мертвец. Представления о душе – самые размытые. Про душу говорят, но больше потому, что «так принято», на самом деле никто в посмертное существование души не верит.
А раз нет веры в вечность и в воскресенье, то есть панический страх перед смертью и всем, что с ней связано. Смерть для неверующих людей – это костлявая старуха с косой, пришедшая за своей добычей, и при этом не упускающая случая попугать живых своим хриплым смехом и огнём пустых глазниц. Что остаётся живым? Поскорее швырнуть ей в пасть её жертву и откупиться чем-нибудь («чем положено»), только бы не думать о её злобном оскале.
Где нет веры в Воскресшего Бога, там есть стремление вытеснить смерть (точнее, мысли о ней) на периферию сознания. Страх смерти в обществе находит своё отражение во всей культуре: в литературе, искусстве, кино и проч. Заметьте, что в обществе, где боятся смерти, очень любят юмористические передачи, комедийные, приключенческие фильмы. В литературе ценятся «жизнеутверждающие» жанры: романы о любви, о сексе, детективы. Зато вытесняются из культуры все мотивы, заставляющие задумываться о смысле жизни и смерти. Попробуйте предложить кому-нибудь почитать Достоевского – это лакмусовая бумажка, по которой можно проверить, относится ли человек серьёзно к проблеме жизни и смерти, или старается спрятаться от неё («да ну вашего Достоевского, тоска смертная!»).
Когда же смерть всё-таки приходит, и в доме появляется покойник, то родственники начинают искать пути, как «правильно» проводить его в последний путь. Соседняя бабушка (которая «всё» знает и в церковь триста лет как ходит) объясняет, «как» и «в какой последовательности» надо действовать. Вот некоторые «бабушкины» советы…
«Бабушкины» и «батюшкины» советы
Конечно, всё многообразие бабушкиных советов мне невозможно знать (бабушек много и живут они долго). Приведу лишь некоторые, с которыми самому приходилось сталкиваться.
Итак, когда человек умирает, что делают в первую очередь? Правильно: завешивают зеркала. Зачем? Чтобы душа, бродящая по квартире до 40-го дня (запомните: не до третьего, а аж до сорокового! Бедные родственники, хоть с квартиры на полтора месяца съезжай…), не увидала себя в зеркале. Наверное, в обморок упадёт, или застесняется своего неприглядного вида…
Это суеверие работает стопроцентно. За четыре года священства я ещё ни в одной квартире не видел, чтобы не было выполнено это золотое правило похорон. На вопрос: «зачем и почему» – все пожимают плечами: «так вроде надо, бабушка сказала…».
Следующее незыблемое правило: стакан с водкой (для мужчины) или с водой (для женщины) и кусок хлеба (кладут ещё конфеты, печенье). Душа, следовательно, не только гуляет по квартире, она ещё и кушать хочет. Правда, непонятно, почему так мало? Уж тогда все три блюда, да с бутылочкой… (На поминках, кстати, часто ставится тарелка с борщом для «нашего дорогого…»).
Один священник рассказывал такой эпизод: позвали его на поминки. Сидит он, кушает блин. Вдруг чувствует, все ему в рот смотрят… Стало ему не по себе, сидит, давится… Когда, наконец, доел, то все облегчённо вздохнули – оказывается, если батюшка доест блин до конца, то всё у покойничка будет нормально там…
Древние язычники, совершая тризны, всё-таки были последовательней наших современников: по крайней мере, они чётко знали, зачем они совершают тот или иной обряд, всё имело символический смысл. Современные «православные язычники» отличаются крайним скудоумием, когда возникает этот простой, казалось бы, вопрос: «ну зачем, граждане?!».
Важным моментом у них считается вопрос после выноса покойника: от чего (от двери или от окна) «замывать» полы? Не знаете? Ладно, отвечу: полы, граждане, нужно замывать от грязи!
Ну, ещё есть мелкие советы о том, что надо после покойника раздавать чашки с ложками; приносить в церковь суп-набор для него; раздавать вещи усопшего. Если покойник снится с просьбами, то надо выполнить эти просьбы буквально: просит одеть – отнести в церковь барахло какое-нибудь. Покушать просит – чая с батоном на канун принести… Но почему же никто не хочет увидеть в этих просьбах призыв помолиться, исправить свою жизнь, стать ближе к Богу, для того, чтобы молитвы за усопшего доходили поскорей? Почему все пытаются откупиться от покойника? Ответ прост: потому что нет веры в рай и ад, и нет любви к усопшему.
Да, недавно узнал, что существует ещё важнейший обряд проводов души на сороковой день. Что-то нужно прочитать, со свечкой выйти к калитке, открыть дверь, в общем, совершить таинственные действия, недвусмысленно намекающие душе, что, мол, пора и честь знать, до свидания… (Другой вариант проводов: нужно на сороковой день в 9 часов вечера открыть окно, чтобы душа плавно выплыла в сторону кладбища…)
Самое печальное то, что суеверия эти живучи настолько, что складывается впечатление, что мало кто из нас, священников, борется с ними. Практически всегда я слышу от людей на отпевании: «батюшка, мы первый раз это слышим от вас!». К сожалению, многие священники не проповедуют на отпевании, не объясняют людям, что это не безобидные народные традиции, а традиции, противоречащие православной вере. Но многие священники предпочитают молчать и не связываться. А некоторые ещё и сами способствуют распространению мракобесия, иначе не назовёшь.
Рассказ одного епископа: «На днях получил жалобу: прихожане жалуются на своего настоятеля, обвиняют батюшку в самом жутком грехе, какой только может быть… Пишут, что их батюшка душу покойного в рай не пустил. Создали комиссию, послали разбираться. Выяснилось, что на этом приходе до той поры служил священник с Западной Украины, довольно ремесленно относившийся к своему делу. При нём там сформировалась такая традиция: после отпевания покойника выносят из храма, ставят в церковном дворе, запирают ворота, ведущие с территории храма на улицу, выносят стакан с водкой, и батюшка должен эту водку выпить, а затем бросить стакан в железные ворота со словами: „Эх, понеслась душа в рай!“. После этого ворота распахиваются, и гроб уносят на кладбище. А новый батюшка, молодой, после семинарии, шибко грамотный оказался – и не стал этого делать. Прихожане обиделись и написали донос…». (Диакон Андрей Кураев. Неамериканский миссионер. Саратов, Изд-во Саратовской епархии, 2006.)
Было бы смешно, если бы не было так грустно. Стоит ли удивляться, что нормальные мыслящие люди, молодёжь за версту обходят храмы, где живёт тёмный, удушливый дух «православия от бабы-яги»…
Одним из порочных советов, исходящих от некоторых совсем не умных священников, является настойчивый совет освятить квартиру после покойника, «почистить». Конечно, ужасно желание заработать лишнюю сотню на людском горе… Но ведь таким образом и создаётся языческое учение о том, что покойник – это скверна, гадость, после которой надо освящать жилище. Мощи святых лежат в раках в храмах и источают токи исцелений и благодати, а мощи наших православных усопших – это, почему-то, по их мнению, осквернение наших жилищ! Это очень важный вопрос и, думается, стоило бы применять строгие дисциплинарные меры к таким попам, распространяющим «православное» язычество.
Один «ревностный» поп (30 лет прослуживший в сане!) даже требовал у молодого настоятеля, чтобы тот «окроплял крещенской водой лавки, на которых стоял гроб с покойником, чтобы не было болезней у тех, кто потом будет садиться на эти лавки»! А потом мы ещё удивляемся, почему у нас народ такой суеверный… Каков поп – таков приход.
Откуда есть пошла… погребальная земля?
Разговор в храме: «У нас бабушка умерла. Нам сказали, что её надо земельке предать. Можно у вас земли купить?..».
Не правда ли, повсеместная ситуация? Вот только задумываются ли люди (да и сами священники, практикующие подобное): зачем нужна эта земелька?
Откуда пошёл этот «земельный» обряд?
В России до 1917 г. практически на каждом кладбище был храм, совершенно обычным делом было то, что православного человека отпевали в таком храме. После отпевания священник шёл вместе со всеми к могиле, и когда гроб опускали в могилу, священник брал лопатой землю и бросал её на гроб, читая молитву: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней». Тем самым, это символическое действие показывало всем окружающим, что из земли мы созданы и в землю возвращаемся. То есть: задумайтесь о бренности своего бытия. Всё. Нет другого смысла, кроме символического напоминания живым о смерти.
В советское время ситуация осложнилась. С храмами, да и со всем остальным, касающимся православного погребения, стало проблематично. Возникло заочное отпевание, после которого выдавалась освящённая земля для того, чтобы верующие родственники могли сами совершить этот символический обряд, напомнив себе о ждущей всех нас участи.
Но в дальнейшем в связи с катастрофическим уменьшением и верующих, и грамотных священников, это действие превратилось в самодостаточное, оторвалось от своего назидательного, педагогического символа, и стало бессмысленным и вредным. Сама земля стала считаться главным моментом, заменяющим даже отпевание.
К примеру, в современной брошюре, изданной Сретенским монастырём, читаем:
«Над гробом возглашается „Вечная память“. Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: „Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней“. Обряд предания земле может совершаться и в храме и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник. (с. 26)
(..) В наше время часто случается, что храм находится далеко от дома усопшего, а иногда и вообще отсутствует в данной местности. В такой ситуации кому-либо из родственников почившего следует в ближайшей церкви заказать заочное отпевание, по возможности в третий день. По его окончании священник даёт родственнику венчик, лист бумаги с разрешительной молитвой и землю с панихидного стола.
(..) Но бывает и так, что усопший погребается без церковного напутствия, и спустя длительное время близкие всё же решают его отпеть. Тогда после заочного отпевания земля крестообразно рассыпается на могиле, а венчик и молитва либо сжигаются и также рассыпаются, либо закапываются в могильный холм. (с. 26-27)
(..) Если отпевание бывает до кремации (как и положено), то икону из гроба надо убрать, а землю рассыпать по гробу. Если отпевали заочно и урну подхоранивают в могилу, то земля крестообразно рассыпается по ней. Если же урну помещают в колумбарий, то погребальную землю можно рассыпать по любой могиле христианина, как обычно, с чтением Трисвятого. Венчик и разрешительная молитва сжигаются вместе с телом. (с. 32)». («В путь всея земли». М., Сретенский м-рь, 2003).
И всё. Ни слова, объясняющего смысл этих земельных перемещений. Читая этот текст, я могу сделать только один вывод: главное – земелька и колдования со «сжиганием» и «закапыванием». Особенно дико выглядят советы рассыпать земельку на чужие могилы! Ну зачем?! Кому это надо? Усопшему? Глубоко сомнительно. Родственникам, которые будут тупо копаться в чужих могилах, рассыпая пепел и думая, что они совершают удивительно разумные действия? Или горе-священникам, получающим доход от торговли землёй и не желающим объяснить людям, что усопшему нужны только наши молитвы и добрые дела, исправление нашей жизни, наше приближение к Богу?..
И всё же, можно спросить: а что же делать, как ломать устоявшуюся ложную традицию? Проповедью, неустанным объяснением людям (и на отпевании и вне него), что главное – это духовное (молитва, покаяние, исправление жизни), а всё материальное (земля, венчик, саван, свечи и т. п.) – вторично, имеет только символическое, педагогическое значение, и становится бессмысленным в отрыве от разумного понимания данного действия.
Где отпевать?
В православной дореволюционной России этот вопрос даже не поднимался. Любой православный христианин отпевался или в своём приходском храме, к которому он всю жизнь был приписан (поэтому-то и были полны такого глубокого смысла слова разрешительной молитвы, которые произносил духовник усопшего: «Чадо, прощаются тебе грехи твои»; и поэтому так бессмысленны они сейчас, когда священник первый раз видит человека уже умершим) или в кладбищенском храме. Отказ родственников отпеть усопшего в храме мог быть расценен как акт отречения от своей веры. Заочное отпевание было возможно только в связи со смертью человека «на стране далече» (в море, на войне).
В советское время (довоенное особенно), разумеется, основным способом отпевания верующих людей (а неверующих не отпевали) из-за гонений стало заочное отпевание, в лучшем случае – на квартире.
Но ко времени перестройки и к нашим временам ситуация серьёзно изменилась. Стали отпевать всех подряд, по «традиции» (лишь бы был номинально крещёным), а у умирающих верующих бабушек в основном оставались неверующие родственники. И вот сейчас, когда церковная жизнь стабилизируется, в таких случаях возникают многие сложности с отпеванием.
Бабушка умершая – она-то верующая, и ей хотелось бы, чтобы её отпели в храме, вот только мы забываем, что цель её родственников – побыстрее и, главное, без лишних расходов избавиться от старушки. Поэтому они пойдут по пути наименьшего сопротивления: или купят земельку, или погребальная контора наведёт на них какого-нибудь «автономного» лжепопа-расстригу, подрабатывающего на религиозной безграмотности народа.
Такое «отпевание» только способствует отторжению людей от Церкви.
Поэтому, в нашей сегодняшней ситуации наиболее реальным представляется отпевание на дому. С одной стороны, это уход от покупки земельки. С другой стороны, неверующие люди смогут хоть полчаса у себя дома в привычной обстановке прикоснуться к красоте православного заупокойного богослужения. И самое главное: проповедь. Именно в момент проводов усопшего люди наиболее открыты к слову священника, наиболее способны задуматься о бренности своей жизни. Нельзя лишать их этой возможности. У них ещё нет сил переступить порог храма, а священник как миссионер, на законных правах придёт в их дом и что-то скажет о спасении души.
Конечно, прекрасно, когда люди понимают необходимость отпевания в храме, но когда этого нет, то лучше пойти им навстречу (им, а не их земельным суевериям!), войти к ним в дом и показать, что священник – это не придаток ритуальных услуг (многие в этом уверены), а человек, поставленный Богом на утешение скорбящих и вразумление заблудших.
Заключение
Однажды на отпевании я долго говорил проповедь, рассказывал о важности для усопшего всего духовного (молитвы, добрых дел) и неважности всего внешнего (земельки, завешивания зеркал и проч.). Объяснил, в чём смысл «земельки». В ответ одна интеллигентного вида тётушка мне заметила:
– Это вы всё, конечно, правильно говорите, хорошо. Одно только нехорошо: зря вы земельку-то в дом занесли, не положено.
А на мой вопрос:
– Откуда у неё такие глубокие познания в богословии, она, не смущаясь, ответила:
– Как откуда? Из церкви, разумеется, оттуда мы это слышали!
Что я мог ей ответить? Да, на нашу беду, люди приносят суеверия зачастую из наших храмов. Конечно, нечасто, но виноваты в распространении невежества сами священники (хотя и бывает), виноваты чаще всего бабулечки, «главные по подсвечникам» и по «правильному» благочестию.
И, конечно, опять повторюсь: очень важна проповедь, не только с амвона, но и везде – на требах, на огласительных беседах, и просто на лавочке около храма. И очень важно, чтобы все священники так поступали, ибо только тогда есть надежда, что вера у нашего народа будет православной, а не «бабушкиной».
Написать отзыв Отзывы 98
Спасибо большое!
2011-6-7 14:59:46 Татьяна возраст 60Шестнадцатый день сегодня как умер мой муж. Как быть, что сделать, чтоб душе его было легко и спокойно?.. Ваша статья показала мне дорогу, которой надо идти. Спасибо и низкий Вам поклон.
Большое Спасибо!
2011-10-6 15:50:51 Светлана возраст 46Отличные иронические комментарии к «бабушкиным» советам!!!
2011-10-6 14:59:33 Марина возраст 39Храни Вас бог, отец Алексий! 24 мая похоронила своего 15-летнего сына…. Никаких зеркал не накрывали, хотя раньше все это «проделывали»… а в этот раз…. мне просто претили эти предрассудки (однажды я уже слышала, что все это идет от язычников…). Фотографию тоже не стала оборачивать черной ленточкой,хотя хлеб с водой стоит). Иногда с ней разговариваю…. Хотя понимаю, что все это чисто для меня самой нужно, а не для моего сына… для его души…. первые дни были очень тяжелыми… отпевали его в храме,отец Николай хорошо знал сына- он часто приходил помогать в храм, а вот я там была нечастым гостем((( На 9 дней отстояла службу и как-то мне стало легче…. даже испугалась немного- а не рано ли я смирилась ? А сегодня была на вечерней службе…. и снова отец Николай нашел такие слова, не обращаясь конкретно ко мне, что на душе стало намного легче)) Благослови, господь Вас, несущих нам просвящение, спасая нас от нас же самих…
2011-5-6 22:12:45 Галина возраст 40Спасибо,2 недели назад погиб 12 летний сын, не могла прийти в себя,дома отпевали его, отпевал отец Константин, я его попросила потом со мной поговорить и он согласился. После разговора это было вчера стало намного легче, а говорил он практически все ваши слова, и к стати деньги за отпевание отказался брать.Так не все батюшки мерканьтильны. Вследующее воскресенье пойду причищаться первый раз в жизни (дитя социализма). Ёще раз спасибо за вашу статью
2011-25-3 17:27:59 Галина возраст 36У меня недавно умерла бабушка. и как то очень интуитивно я отказался, от всего этого. Нкрывания зеркал простыней, итд. А сейчас прочитал и обрадовался,что ничего этого не выполнил, хотя все вокруг наказывали и пугали. Спасибо Вам.
2011-24-3 10:57:11 Артем возраст 23Спаси Вас, Господи, за интересную статью. Доступным языком изложен текст, понятно разъяснен смысл обрядов.
2011-15-3 17:46:24 Светлана возраст 28Спасибо,спасибо что донесли,то что на самом деле важно сделать для любимых родных!
2011-19-2 01:45:45 Кира возраст 19Спасибо большое, отец Алексий. Как всё хорошо, доступно Вы объяснили, я рада, что Вы подтвердили и мои правильные действия с похоронами моего брата, я, с Божьей помощью и с помощью нашего батюшки сделала по христиански и очень надеюсь, что Господь (по моим молитвам)покажет куда определил душу моего дорогого усопшего брата.
2011-11-2 13:29:49 Галина возраст 53Благодарю Вас, отец Алексей, за такую полезную статью, как эта. К сожалению, многие из нас, в основном, не имеют возможности поговорить со священником в храме, но как хорошо, что теперь есть возможность получать духовное наставление на православных сайтах.
2011-2-2 14:53:02 Елена возраст 52Дорогой отец Алексей!!!Большое Спасибо Вам за статью.Храни Вас БОГ!!!!Побольше бы таких священнослужителей.16.12.2010г было 40 дней маме и поняла, что делала все не так.Молюсь сейчас, заказала сорокоуст на год,панихиду, сама читаю акафист,чин литии.Очень много поняла из Вашей статьи.
2010-20-12 21:54:30 Надежда Минухина возраст 60Спасибо большое! Побольше бы таких священослужителей, иногда просто становится не посебе когда обращяещся с каким-нибудь вопросом, часто наталкиваешся либо на безразличие либо на казенщину или просто глупость. 21 ноября похоронил любимую маму, она была очень верующая, Батюшка, от Вашей статьи просто стало легче на душе!
2010-6-12 17:09:47 станислав возраст 41Спасибо вам большое.
2010-18-11 15:58:33 Анастасия возраст 33спасибо Вам за Вашу статью, в ней я нашла ответы на мучившие меня вопросы. у меня умер муж, мы его отпевали заочно, но не потому что не хотели в храме, а потому что была суета похоронная ( и если честно, то на тот момент я не понимала смысл данного таинства). и только после похорон, я прочитала информацию об этом и осознала, что это нужно душе.
2010-17-11 13:46:21 Мария возраст 26Большое Вам спасибо, отец Алексий! Недавно усоп мой отец, православный. Прочитала Вашу статью, и на душе стало легче, нашла ответы на все интересующие вопросы.
2010-11-10 16:17:01 Оксана возраст 31Спасибо вам большое.Я живу в Израиле и церкви в нашем городе нет.А до церкви очень долеко,и она не всегда работает.А в вашей статье я нашла ответы на мои вопросы.А зеркала я не завешиала,хотя мне все говорили что надо завешивать.Спасибо.
2010-7-10 13:52:06 Аня возраст 29Спаси Вас Господь, отец Алексий! Да, статья впечатляет.Смех… сквозь слёзы. 🙁
2010-24-9 21:36:51 Любава возраст 33Спасибо, большое!
2010-8-9 19:30:04 Елена возраст 52Спасибо большое , просто стало легче и понятней.
2010-24-8 20:18:41 Светлана возраст 25очень понравилось ваше обьяснение по поводу суеверий, ведь это означает своя придуманная вера, а мы православные должны придерживаться примеров из писания
2010-26-6 13:36:12 баранова ольга возраст 35ЗДравствуйте! большое Вам спасибо за труд Ваш и обьяснение.Вчера похоронили бабушку и мучались вопросом чего можно делать ,а чего нельзя! спасибо за то,что с юмором обьяснили невежам ситуацию.Дай Вам Бог счастья и здоровья! с уважением к Вам.
2010-21-6 22:13:41 Любава возраст 35Спасибо большое за статью и вообще за сайт. Вчера умерла свекровь, завесили зеркала («так положено»), сказали до 40 дня, я немножко в шоке. Обязательно дам мужу почитать вашу статью.
2010-19-6 14:54:28 Ира возраст 33Отец Алексий!
2010-17-5 16:54:30 Светлана возраст 42Большое спасибо за Вашу статью. 10 месяцев как не стало моего папы, раба Божьего Василия. Тяжело до сих пор, но Господь не дает впасть окончательно в уныние и отчаяние. Знаете, многое из того, что Вы пишите, мы знали, но когда уходит близкий человек, то как бы ты не был внутренне готов к этому, не всегда хватает сил бороться с этими суевериями. Говорим: «Хлеб, соль, вода у иконы не нужны». Ответ: «Вы что, так обязательно положено». И каждый советует, и именно он знает, как же лучше. «А почему вы хороните его с бородой, почему не побрили? А зачем туфли одели, а не тапки, в тапочках легче (Где легче и кому легче в тапках? Душе?- закономерный вопрос)». Ваша статья написана с любовью к людям и чувством юмора, даже в тяжелый момент понимаешь бессмысленность и тщетность нашей бестолковой суеты, за которой забываешь о самом важном — душе близкого. Моей маме тоже предлагали на 40-й день после кончины папы пойти на улицу (предложение поступила от женщины постоянно ходящей в храм) и совершить «священнодействия», которые Вы описываете. Мы, конечно, отказались от этого, душа уже не здесь и какой прок ей от этого. Помогает лишь чтение Псалтири, молитв и акафиста за единоумершего, да наши добрые и светлые воспоминания. А еще я слышала, что на 20-й день нужно ходить и раздавать нитки. Якобы в этот день душа переходит огненную реку, чтобы в нее упасть она будет держаться на эти нити. И это говорим мы, православные? Это же чистой воды язычество, причем очень древнее. Спаси, Господи, Вас, батюшка! Вразуми, Господи, нас, неразумныХ!
Всё правильно!
2010-30-4 09:20:56 иерей Григорий возраст 36Обязательно проповедую после отпевания
Это уникальная возможность донести Истину до людей
которые пока не в Церкви
И успешно помогает такая проповедь бороться с мракобесием и суевериями.
Уважаемый отец Алексий! События моей жизни подтверждают Ваши слова. Моя младшая сестра Галина скончалась в 43 года. Безрадостная жизнь, внезапная тяжелая смерть.Уже в ранние декабрьские сумерки, накануне дня святого Николая Чудотворца, я смогла попасть в храм, чтобы пригласить священника на отпевание. Из одного храма меня направили в другой, а там священник сразу согласился. Именно во время его проповеди у гроба покойной сестры ко мне пришло прозрение. Возможно, не только ко мне. Много людей стояло со свечами, многих взволновали его слова. А он, обведя взглядом все вокруг, просто сказал: а неважно, какие стены здесь оставляете. Нажитое добро неважно, его туда с собой не заберете. А важен другой багаж: любовь, прощение,сострадание. Вот Ваше богатство, с коим нужно отправляться на небеса.После этого события сердце мое, обливаясь слезами, развернулось к Богу.
2010-24-3 20:52:05 Татьяна возраст 51Этот священник сейчас игумен монастыря.Да хранит его Бог!
Спасибо! Все понятно, спокойно, с уважением к читающему. Спасибо огромное.
2010-11-2 09:40:05 Evgenia возраст 68Я очень благодарна сайту и всем, кто так или иначе старается помочь близким и родным людям умерших справиться с потерей. осознать вечность жизни души умершего. Кто все знает и понимает — для того может и сайт этот не нужен был бы.Все мы. незнающие, в растерянности, когда уходят наши близкие. Мы выполняем все ритуалы, о которых нам говорят и которые приняты в данной местности, чаще всего, даже не осознавая, почему так делается: так надо — и все. И важное дело — внутрицерковная этика, но об этом разговор должен идти именно среди священников на их сборах, в семинариях и т.д.А для народа — хорошо бы открыть провославный просветительский сайт наверное, где каждый на свой вопрос получит ответ, возможно где проводить просветительские встречи, больше печатать литературы, помогающей понять провославную церьковь и пути ее служения Богу.
2010-18-1 16:46:47 Ольга возраст 62Спасибо Вам.
2010-14-1 14:33:48 Ирина возраст 50Спасибо за статью.1.5 года назад столкнулась со смертью свекрови. Так как она была человеком глубоко верующим, то её отпевали в церкви и старались делать всё, как мне тогда казалось правильно.Я не лезла в чужой монастырь со своим уставом ( простите за коламбур). Нам тогда очень тяжело дался перелёт
2009-15-12 18:10:44 Светлана возраст 31( Мурманск-Москва-Пермь)3бессонных ночи,скорая мужу в день вылета, а на руках маленький ребёнок,экстренное собирание всех необходимых документов, ведь снами «груз 200″(кто сталкивался, тот поймёт), поэтому мы прилетели «на всё готовое», и делали всё что говорили родственикики. Были там и венки,и рюмка с краюхой, и вилками никто не ел и водки вдоволь, и на явства мы денег не жалели. А потом как следствие разговоры на отвлечённые темы. Спать легли с мыслью что «мама наверно рада, что все мы здесь сегодня собрались…»
Скоро год как умерла моя тётя, очень близский мне человек. Приехать на похоры (4.000 км) возможности не было, но облегчить её переход в мир иной очень хотелось.Тогда то я и пошла в церковь,заказала в 3 церквях сорокоуст.Мы с сестрой и сами читали 40 дней сорокоуст, и молились, молились…
А ещё купила при церкви книжку «У Бога все живы», которая открыла мне глаза на все околоцерковные ритуалы…
Этим летом трагически погиб мой брат, не могу сказать что была «во все оружии», но очень легко смогла убедить родителей откозаться от
«люди говорят так надо». Жаль люди не говорят кому надо, и зачем? И пусть всё было не идеально, и друзья пили водку в кафэ, и клали сигареты ему на могилу, и с каким то усердием мыли руки после кладбища,и крестились с таким же усердием с лево на право. И на 9 дней арбуз на могилу принесли( ведь он так арбуза этим летом и не попробывал) Хотя кто я, чтобы их судить. Но знаю точно, что Саше Там стало чуточку легче, от того что были люди, которые пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Те которые не пили водки, те которые скорбили о безвременно почившем, а не прощались с ним на всегда. Я знаю что встретимся с ним, на этом свете ещё никто не задержался. Мы верим что Саша жив…
Вы простите меня, но мне всегда казалось что наша церковь далека от народа. Многии секты затягивают людей в свои сети, не ленятся даже по квартирам ходить. А мы приходя в церковь не знаем как себя вести, не знаем как и к кому обратиться за советом. А порой даже боимся, вдруг ересь спрошу?, а тебя тут же в толоконный лоб.
Спасибо что наставляете нас, и делаете это на доступном языке.
Добрый вечер.сегодня случайно нашла ваш сайт,вот целый день его перечитываю.
2009-27-11 00:00:05 Полина возраст 2219 ноября трагически погиб мой муж и отец нашего ребенка,у нас сыночек Андрюшенька,ему 8 месяцев.Мне сейчас очень тяжело,боль.Вроде и сын рядом,но все равно тяжело.Тяжело от того,что физически его нет рядом,что не видит достижения сына.22 ноября сынуля сделал первые шаги,слезы потекли,я сразу заговорила с моим мужем.Тяжело от того,что мы были с ним настолько близки,как каждый из нас не был близок со своими родителями…Похоронили вчера.Батюшка провел отпевание(песнопения,стало легко,я держалась всю церемонию,не плакала,я чувствовала,что его нет,что просто тело,а он где-то и ему там хорошо),потом батюшка провел беседу с нами со всеми,было много молодежи,я многих обзвонила,я просто бредила его записной книжкой,чувствовала,что ему будет приятно.Батюшка говорил про наши грехи,что мы не ведаем иногда,что делаем(и про курение,алкоголь,наркотики,бранные слова,мысли-про мысли сказал,что это не значит,что все люди плохие,что нам посылаются мысли от бесов и ангелов,от сил.много что он сказал).Гроб был закрыт,кроме отца,никто не видел,отец настоял,чтобы вообще не открывали,он боялся за жену и меня,чтобы только не слетело покрывало.мой родной человек погиб страшно).после церкви поехали на кладбище,мне батюшка(он спросил,кто будет ответственным,я сразу согласилась) дал пакетик с землей(никаких денег и не просил) и сказал,что посыпать крестом со словами»во имя Отца и Святого Духа.Аминь)Я все сделала.молитвы,ленточка и крест были на гробе,так и опустили.На поминках был алкоголь,я сказала,что нельзя алкоголем поминать и чтобы убрали стопку с водкой и хлебом от фотографии мужа(я вообще против черной ленты на фотографии и так делать не буду,я правильно делаю?).Сказав,что в православии запрещенно,что пошло все от язычества так поминать,если хотите,то положите блин рядом,но только не алкоголь.Все все равно поминали алкоголем,я попросила хотя бы не напиваться.Завтра 9 дней,на кладбище я не поеду,сынулик маленький,на электричке я не справлюсь(хоронили его в Чехове,а мы в Москве).Поеду в церковь.
Ваша статья очень замечательна,знаете,я даже посмеялась(вы вернули мне возможность улыбаться,я сыну улыбаюсь-сынок мое все,я говорю про другое).Вы пишете очень простым языком,так просто и легко вас читать и понимать,спасибо вам,огромное спасибо.Про многие суеверия в статье слышу в первый раз(и про зеркала в том числе),чему рада.Спасибо вам еще раз,буду продолжать и дальше с помощью таких людей как вы и с помощью веры обретать душевный покой и верить и находить ответы на свои вопросы,которых у меня много…
Огромная благодарность Вам, отец Алексий, за статью. Легкий и доходчивый слог. 19 ноября 2009 года от второго инсульта в больнице скончалась моя мама. Я не смогла с ней попращаться: живу в другой стране, скоро должна появится на свет дочка. Я всегда была противницей традиций таких, как пить водку и вкусно закусывать на поминках, занавешивать зеркала, раздавать посуду на память об усопшей/шим и т.д. Моя сестра сказала, если она этого не сделает, ее осудят «всезнающие и глубоковерующие» соседи, родственники. Моя мама никогда не просила бурных поминок, единственное ее желание было отпевание. А родственники после похорон говорили, как все хорошо прошло, как много рыбы и мяса, какая вкусная еда и даже водка осталась. А как же душа моей мамы? Кто вспомнил о ней? Всплывали только вопросы наследства и личных отношений. Как бы хотелось, чтобы больше было таких священнослужителей, как Вы, которые смогли донести до людей слово Божье.
2009-23-11 12:33:22 Наталья возраст 29Спасибо, статья действительно прекрасная.
2009-10-11 15:46:16 cuprum возраст 27Но подскажите, пожалуйста, где узнать, как правильно проводить похороны? Я из маленького города, все описанные Вами кладбищенские суеверия преподносятся как раз из единственной на всю округу церкви.На всех, к сожалению частых, похоронах, где я присутствовала, все эти «занавешанные зеркала», освященая земля, кульки с полотенцами-платками-носками были. Я сама не очень верю во всю эту религиозную ритуальность (не отрицая, конечно, существования какого-то единого начала — Бога или Космоса, как угодно). Но, поскольку меня ухитрились крестить «во младенчестве», чувствую некий внутренний долг — хочу знать, как нужно прощаться с усопшим ПРАВИЛЬНО.
Уже пошел второй год со дня гибели моего сыночка.Ему было 24. Зеркала не завешивали. Было странно и дико, ну как же так, ведь он же еще с нами, он все видит, мы что, получается, боимся его что-ли? Ну увидел бы он в своем новом состоянии завешенные зеркала, ему легче не стало бы от этого. Отпевали в церкви при кладбище.Он был крещеный,последнее время часто бывал в Лавре (Киев).И на поминках после похорон не сидели молча, друзья взяли его гитару, пели его любимые песни (плакали и пели),а как было не плакать,мы же расставались с АНГЕЛОМ!, и на сороковой день пели и на день его рождения через полгода опять много друзей пришло. Душа его только радовалась этому, я теперь это точно знаю. Вскоре после его гибели я покрестилась (еще до 40-го дня).
2009-8-11 19:17:57 елена возраст 49Здравствуйте! Спасибо Вам за грамотные разъяснения! Сам работаю врачом- патологоанатомом, видел много скорбящих родственников, да и у самого умирали близкие и после всх смертей мои родственники в первую очередь кидались закрывать огромными простынями зеркала во всём доме (чтобы душа не отражалась) и бежали в церковь за кучей свечек и земелькой. Теперь буду подкован в этих вопросах и знать, что это всё просто суеверия.
2009-7-11 22:49:45 Артём возраст 25Спасибо!
Очень полезная информация.Не моя вина что я всего не знаю. я родиласьв советские времена когда в самом разгаре был атеизм.я стала изадумываться обзтом только когда похоронила родителей.мне кажется я все сделала не так.но они не снятся мне.душа спокойна.иногда кажется что надо,как у других,памятник,и все пр.но не хватает на все средств.все у них впорядке,чисто,ухожено,но так иногда хочется чтобы не хуже чем у других,но ведь главное,что я их помню и люблю.?
2009-18-10 23:37:43 nuta возраст 56десять месяцев назад я похоронила своего сына, ему было 20 лет, он трагически погиб. Не могу объяснить, да меня не все и поймут, но почему то с первого дня его физической смерти, я чувствовала его духовное присутствие, где бы я не была, и чтобы я не делала, он был рядом и помогал мне. По его взгляду на фотографии я даже читала ответ на свои вопросы. И наверное поэтому я не считала его физически мёртвым, и поэтому — похороны, поминки…я старалась делать всё так, как хотел бы мой сын, конечно же проводя всё по правилам погребения. Я настояла чтобы поминки проводить без спиртного, посчитала это оскорбительным и ненужным. В наших краях принята собирать крошки со стола поминального и сыпать на могилку, я тоже была против этого.Я не хочу чтобы по могилке бродили собаки, и поэтому прошу родствеников не класть продукты на могилку, лучше их подать кому либо по дороге на кладбище. А вот сороковой день я наверное нарушила сложившиеся традиции поминания ушедших, потому что я попросила не молчать за поминальным столом, а говорить о сыне, рассказывать о нём всё что он сделал доброго в жизни, мы после поминальной трапезы даже стали просматривать видеофильмы составленные моим сыном с его участием. Его голос в фильме, его жизнь в кадре…Это действительно был день его поминания. мы все смотрели на него и нам очень его не хватало. Нам его очень не хватает, но мы верим что он продолжает жить,там,на небесах.
2009-23-8 04:15:33 Елена возраст 44Замечательная статья.
2009-12-8 19:25:25 Железнов возраст 29У меня позавчера умерла бабушка. Сегодня, выходит, начались ее мытарства… Сначала было очень тяжело. Очень трудно было найти нужные молитвы, даже священник в церкви не помог. Сказал: «Ну… молитесь». Это к теме статьи. Брат читает акафист за единоумершего, я — канон за единоумершую. Пока так решили. Мы тоже не особо воцерковленные, просто очень хочется помочь бабушке сейчас в дальнейшем пути…
Хочется прокомментировать историю про блины… Я тут где-то в интернете нашел поверие, что батюшке подсовывают блин с лица покойника. Так что вы там аккуратней…
Спасибо за статью, поддержала как-то.
2009-11-8 01:24:32 Иван возраст 21Тема действительно переодически поднимается в каждой семье, когда кому-то приходит время предстать пред Господом. И за редким исключением единодушно молитвенно провожают близкого, стремясь хотя бы не усугубить его новое непривычное состояние… Но, кажется, это вопрос времени, и ощутимое сегодня движение в сторону православной церкви (постепенно, разумеется) выветривает из наших голов все околооккультные прелставления о загробном мире. Смущает другое — ну хватит недобрым словом поминать бабулечек в храмах! Разные они там! И по большей части встречаются (лично мне) как добрые, участливые и светлые женщины! Не всезнающие соседкт-бабулечки виновны в нашей трусости признать свои грехи перед новопреставленным и оказать ему поддержку своим покаянием, состредоточеной молитвой и исправлением вместо закупки поминального стола для коллег и сослуживцев с дурацкими «пухом и перьями» и маханием стопками «за упокой». Всё-таки это личный выбор каждого человека — развивать традиции мракобесия «как все», чтоб «не осудили за своеволие» или получить огромный духовный опыт в столь серьъёзном вопросе — с чем подойти к главному экзамену в жизни…. Спасибо за внимание.
2009-7-8 16:28:28 Дарья возраст 32Большое спасибо за разговор ,за пояснения,а главное за понимание того,что мы бываем порой ,да зачастую,растеряны в момент утраты близких и тогда действительно всё что скажут,то и стараешься сделать,а куда лучше когда теперь вот, прочитав вашу статью,знаешь что правильно, что не нужно вовсе делать и своя душа теперь спокойнее чувствует и душе усопшего даём покой,молясь за неё.
2009-20-7 17:54:42 Нина возраст 56Спасибо,и хотя я не православная верующая, но до боли в груди обидно за людей, добровольно «копающих» себе дорогу в ад своими суевериями.А хочется для них спасения и мира в сердце за счастье их умерших родственников, которые оставили все бренное и отправились под крыло Отца Небесного в лучший!!!!!! мир!
2009-20-7 16:52:02 ирина возраст 28Несколько лет назад мы с мамой похоронили отца.Мама в полубессознательном состоянии стойко выполняла все «заскоки» нашей ярой бабской «православной» тусовки из подъезда.А я смотрела на всю эту бесовщину и было больно за нее, за душу отца. После всего этого похоронно-поминковского периода, ее отвернуло не только от православия, но и от Бога вообще. 6 лет молитв и терпения нужно было, что бы на данный момент она покрестилась!!!!!Но изз-за болезни мне скоро ее хоронить и содрогаюст при мысли, что прийдется сражаться с псевдо-верующими женщинами со злыми, бешенными глазами…
Спасибо за спокойные и поятные слова. После потери мужа прошло 3 месяца, боль иногда претупляется и в такие минуты Ваша статья как глоток свежего воздуха…
2009-11-7 19:58:47 Маргарита возраст 43Спасибо. Вроде ничего помогающего нет в этом, просто объяснение, а помогло.
2009-20-5 20:33:02 Денис возраст 20Здорово вы как все написали!!!! Я просто ухохоталась над вашими примерами. Особенно этот: «Эх, понеслась душа в рай!». Отлично написано, доходчиво и с юмором. Спасибо!
2009-19-5 11:27:16 Патриотка возраст 24Большое Вам спасибо, отец Алексий за статью, за легкий слог, за доходчивое объяснение. Согласно с Вами: темен народ, хоть и XXI век на дворе. На одном из православных форумов нашла для себя цепкую фразочку Елены Журавлевой на данную тему , очень понравилось: «У нас страна всеобщей грамотности и, к сожалению, всеобщей непросвещенности».
2009-20-4 23:09:09 Галина возраст 301,5 года назад я потеряла мужа, и зашла на сайт сейчас в этой связи, но во время чтения даже рассмеялась. В свое время «билась» с родственниками, умоляла их не поминать моего любимого водкой на поминках, не ставить стакан с хлебом якобы для него, раздавала людям брошюрки о том, как правильно поминать. Но ведь сама ничего не знала, пока горячо любимого человека не потеряла, так бы и завешивала зеркала, пока не появилась яростная потребность помянуть так, чтобы помочь мужу максимально, сделать для него все зависящее от меня. Купила литературу, читала сама и рассказывала другим.
Первые дни оцепенения вообще не знала, что делать. В храме посоветовали псалтирь купить и читать. Но псалтирь на церковно-славянском в шоковом состоянии я читать не смогла. Я не понимала того, что читаю, хотя я сама педагог с высшим образованием,а читать механически, без осмысления тоже не могла. Я согласна с тем, что нужно потрудиться, вооружиться словарем и разбирать псалмы — и для души и для мозга полезно, НО НЕ В СОСТОЯНИИ ОСТРОЙ ПОТЕРИ одного из самых главных людей в своей жизни! Меня спасли другие молитвы: акафист по единоумершему, молитва вдовицы, и др. Их я понимала и принимала всем сердцем то, что в них сказано (подписалась под каждым бы словом, как говориться).
И поблема отсутствия культуры православия в нашей стране, и проблема нежелания священослужителей проповедовать меня коснулась лично. Батюшка, отпевавший мужа, собирался просто уходить, его остановили и попросили поговорить со мной, утешить. Он взглянул на меня строго и сказал буквально: «Вы что, язычница?!». Я оторопела. «Почему вы плачете? Если вы православной себя считаете — радуйтесь за мужа», и что-то еще в таком духе. Может это шоковая терапия была? Я не могла радоваться тогда. Правда на последок батюшка сказал, что Господь даст нам увидеться с мужем, когда мой черед придет. Это немного утешило.
Недавно в храме была на вечерней службе. После службы кто-то спросил у батюшки, в какое время будет служба завтра, а он резко ответил: «Ну вы что в самом деле, в превый раз что ли?!»
Да , в первый. Мне думается, что в крупных городах каждый день кто-то из присутствующих в церкви в первый раз. значит проповедовать надо каждый день. И объяснять, зачем надо делать то-то и то-то и не надо делать того-то и того-то. Я от своих воспитанников не требую бесприкословного подчинения — они должны понимать то, что они делают, тогда их работа, их занятия будут более плодотворными.
Священники в современном мире должны не запугивать людей вероятными муками адовыми, привлекая их к вере, но и вооружиться знаниями в различных областях наук, и в области психилогии, наверное, тоже.
Надо четко осознавать, что православные традиции, передававшиеся в России из поколения в поколение веками были 90 лет назад разрушены почти до основания, а создание новых — дело не одного десятилетия. И еще хотелось бы, чтобы как можно большее количество православной литературы, молитв, акафистов и др. было издано на современном русском языке. Люди должны понимать, во что они верят. Ведь когда-то тексты Святого Писания были написаны на понятном и доступном языке, легком для восприятия людей любого сословия.
Еще раз , Спаси Вас Бог! С уважением.
Читаю и плачу! 2 дня назад похоронили свёкра…. со всеми «запретными» обрядами….спасибо Вам за Вашу статью…за Ваше внимание к этой проблеме! тоько после похорон задумалась об этой проблеме… Свекровь не верит в жизнь после смерти,убивается горем…А кто-то должен дать покой душе свёкра… Буду молиться.. спасибо Вам!
2009-23-3 11:58:33 Ксения возраст 25Спасибо, человеческое спасибо, очень интересно и лично меня заставило задуматься.
2009-21-3 15:27:01 Алеся возраст 27Спасибо большое! Как жалко что таких священнослужителей так мало,особенно когда в церквях много народу,а тебе так нужны помощь и совет. Побольше бы таких статей.
2009-15-3 18:01:19 Elena возраст 49Огромное спасибо.Нашла ответ на мучивший меня вопрос о раздаче ложек, бокалов на поминках.У нас в городе всегда так делается.Но мы с дочкой вместо этого раздавали духовные книги-молитвословы,христианские календари и т.д чтобы люди обращались к Богу.
2009-6-3 18:16:01 Саша возраст 51Большое Вам спасибо.
2009-13-2 01:23:02 Валентина возраст 56