Христос Воскресе, дорогие посетители сайта!
Хотелось бы напомнить вам, что в этот вторник — второй недели по Пасхе, которая называется Фоминой неделей, Православная Церковь отмечает Радоницу — день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. В 2012 году этот день выпадает на 24 апреля.
Радоница обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому в Великом посте поминовение усопших, не могущее быть совершено в свое время по случаю великопостной службы, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни еще нельзя совершать панихиду, как должно быть при поминовении.
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.
Слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», причем особое место Радоницы в годичном круге церковных праздников — сразу после Светлой пасхальной недели — как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную.
Церковь назначает специальный день – Радоницу (от слова радость – ведь праздник Пасхи продолжается) и этот праздник совершается во вторник после пасхальной недели. Обычно в этот день после вечернего богослужения или после Литургии совершается полная панихида, в которую включаются и пасхальные песнопения. Верующие посещают кладбище – помолиться об усопших.
Нужно помнить, что традиция оставлять еду, пасхальные яйца на могилах – это язычество, которое возродилось в Советском Союзе, когда государство преследовало правую веру. Что касается поминовения усопших спиртным: любая пьянка недопустима. В священном Писании разрешается употребление вина: «Вино веселит сердце человека»( Псалтирь 103:15), Но предостерегает от излишества: «Не упивайтеся вином, в нем же есть блуд» (Еф. 5:18 ). Можно выпить, но нельзя напиваться. И снова повторим, усопшим нужна наша усердная молитва, наше чистое сердце и трезвенный ум, милостыня, подаваемая за них, но никак не водка» Когда преследуют веру – возникают тяжелые суеверия. Душам наших усопших близких нужна молитва.
Вместе с молитвой верующие приносят близким усопшим и всем православным христианам радостную весть о Воскресении Христовом, предвозвещающем общее воскресение умерших и жизнь «в невечернем дни Царствия Христова».
В этот день мы начинаем нашу заупокойную молитву после славного события Воскресения Христова .Мы отпраздновали Пасху, прошел день Фоминой Недели, который мы называем Антипасхой, днем, который празднуют как Пасхальный те, кто не смог посетить саму Пасхальную службу. И вот теперь наступает третья Пасха — Пасха для усопших. Господь сошел во ад, Господь из ада вывел всех, кто захотел идти вслед за Христом, и нас Господь может вывести из ада, если мы захотим пойти вслед за Христом.
Если мы хотим идти вслед за Христом, если наша жизнь — христианская, тогда спасутся наши души и воскреснем в телах в день, когда Господь придет во второй раз, но уже не для проповеди, а для того, чтобы завершить течение дней века сего.Пока же мы можем радоваться, что милость Божия коснулась нас, но еще больше радость за наших усопших сродников. Почему мы можем о них радоваться? Потому, что они удостоились молитв наших. Мы, конечно, грешные люди, мы, конечно, немощны и слабы, но дай Бог, чтобы о нас помолились хотя бы так, как мы.
Будем молиться по мере своих сил, и не только о себе, но и о близких, и о сродниках всех наших, обо всех, кто нуждается в нашей молитве, о живых, и об усопших, и особенно в этот день — в день, когда радость Пасхальная разделяется между небом и землей; в день, когда на Радоницу мы вновь, не забывая о Пасхальной радости, уже начинаем молитвы об усопших, молитвы о тех, кто нуждается в нашей милости.
Почему же мы на Пасху не молились, неужто мы забыли о наших близких? Нет, мы о них помнили, но все попечение возлагали на Бога, но Бог без нас не может совершить ничего, потому что без веры человека не может совершиться никакое дело благое.
Укрепится наша вера — и будем мы жить праведнее, а будем жить праведнее — значит, много сможет наша молитва; значит, тогда мы сможем умолить души усопших пред Богом, и не потому, что Господь зол, не потому, что Господь нуждается в наших молитвах, а потому, что эти молитвы разрушают стену между нами и Богом. Пускай по нашим немощным молитвам, по молитвам Пречистой Девы Богородицы и по молитвам всех святых да помилованы будем и мы, и наши усопшие близкие, и все от века почившие православные христиане.
Радоница как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь — жизнь вечную. Победа над смертью, одержанная жизнью и воскресением Христа, вытесняет печаль о временной разлуке с родными, и поэтому мы, по слову митрополита Антония Сурожского, «с верой, надеждой и пасхальной уверенностью стоим у гроба усопших»
Составлено по статьям и проповедям Митрополита Антония Сурожского, протоиерея Димитрия Дудко, священника Александра Ильяшенко