Популярные статьи
Цитата дняЕсли же он скончался праведником, то приобрел блага, которых никогда не потеряет. |
Жизнь и смертьЖизнь и смерть – это важнейший вопрос. Напрасно мы не старались думать и помнить про смерть. Смерть – конец жизни. Но смерть – это и начало чего-то… Почему умер человек сейчас, а не годом раньше или позже. Возможны ли случайности, ошибки? Естественен ли страх смерти? На эти вопросы мы постараемся найти ответ в этом разделе. Смерть – это победа над последним врагомПротоиерей Игорь Гагарин.![]() У апостола Павла сказано, что смерть – это победа над последним врагом, потому что в этой жизни человек постоянно встречается с врагами. Речь идет не о людях, а о жизненных обстоятельствах, которые враждебны к человеку. Это и несчастные случаи, и болезни, подлость, измены – мы встречаемся с такими «врагами» на протяжении всей жизни. И человек все их может преодолеть. Он может преодолеть болезнь, он может преодолеть утрату, может преодолеть измену. Но последний враг, победить которого никто не мог, – это смерть. И именно главный наш праздник – Пасха, воскресение Христово – это победа над последним врагом.
Смерть – это сон?Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.![]() Что такое смерть? Немногие из нас всерьез задумываются о природе этого явления. Чаще всего мы суеверно избегаем не только разговоров, но и мыслей о смерти, потому что тема эта кажется нам очень уж безрадостной и страшной. Ведь каждый ребенок с малых лет знает: «Жизнь – это хорошо, а вот смерть…. смерть – это не знаю что, но точно что-то плохое. Такое плохое, что об этом лучше даже и не думать». Мы взрослеем, учимся, приобретаем знания и опыт в различных областях, но наши суждения о смерти остаются все на том же уровне – уровне маленького ребенка, который боится темноты.
Жизнь – это поезд в никуда? Ответы на вопрос о смысле жизни после утратыХасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.![]() Вслед за постигшим горем всегда идут его спутники. Эти спутники стучаться к нам, не отпускают нас и не дают спокойствия. Днем и ночью они отнимают наши силы, занимают наши мысли, отвлекают нас, требуя ответов… Кто эти спутники? Эти вечные вопросы «Зачем жить?», «Как дальше быть и куда идти?», «В чем смысл жизни?»
Есть ли Божия справедливость?Игумен Владимир (Маслов), Хасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.![]() Люди, потерявшие близких, часто задают вопрос: «Почему несправедливо умирают люди? Есть ли вообще справедливость? Справедлив ли Бог?». Мы наблюдаем контраст — умирают дети, а богатый старый преступник живет. Умирает многодетная женщина, дети которой обречены на детдомовскую жизнь, а пьяницы умирать не собираются. В сознании формируется вывод, что хорошие люди умирают, а плохие – живут. Сколько раз приходилось слышать: «Если Бог есть, то как Он допускает несправедливость в мире?!»
За что мне это? Где можно найти ответ на этот вопросХасьминский Михаил Игоревич, кризисный психолог.![]() Наверное, нет на свете человека, который не пережил бы утрату. И практически всегда у людей, оплакивающих своих близких, возникают вопросы: «Почему это случилось именно со мной?», «За что?»
Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позжеЛев Толстой, писатель.![]() За что мне эта боль? Зачем вообще нужны страдания? Почему одни уходят из жизни раньше, а другие – позже? На эти вопросы пытается ответить великий русский писатель Лев Николаевич Толстой.
Тут есть верующие и неверующие. Там — все верующиеДьякон Андрей Кураев, профессор богословия, публицист.![]() Что люди выносят с кладбища? Что сам ушедший смог обрести в опыте своего умирания? Сможет ли человек увидеть смысл в последнем событии своей земной жизни — в смерти? Или и смерть — «не впрок»? Если человек перейдет границу времени в раздражении и злости, в попытке свести счеты с Судьбой, — в Вечности отпечатлеется именно такой его лик… Поэтому-то и страшно, что, по мысли Мераба Мамардашвили, «миллионы людей не просто умерли, а умерли не своей смертью, т.е. такой, из которой никакого смысла для жизни извлечь нельзя и научиться ничему нельзя». В конце концов, то, что придает смысл жизни, придает смысл и смерти…
«Приди с миром»: тайна смерти и воскресенияКаллист, митрополит Диоклийский (Уэр Тимоти).![]() Существование человека можно сравнить с книгой. Большинство людей смотрит на свою земную жизнь, как на «основной текст», главную историю, а на будущую жизнь – если только они и впрямь верят в будущую жизнь – как на «приложение», и не более того. Подлинно христианское отношение совершенно иное. Наша теперешняя жизнь на самом деле не более, чем предисловие, введение, ведь именно будущая жизнь является «главной историей». Момент смерти – это не завершение книги, а начало первой главы.
Когда умирают дети…Иерей Алексий Дарашевич.![]() Беседа о.Алексия Дарашевича, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Поленове со слушателями радиостанции Радонеж состоялась в августе 2006 года, через неделю после того, как в автомобильной катастрофе погибли двое его детей, а еще двое находились в реанимации.
О страданиях невинных или За что страдают детиОсипов Алексей Ильич, профессор богословия.![]() Объективно существует закон, нарушение которого влечет за собой соответствующие бедствия, страдания или смерть. Причем, если в мире физическом, материальном, грубом, причины и следствия очевидны: человек пьет и следствием являются одни заболевания, человек колется наркотиками – и следствием являются другие заболевания и т.д, то, когда мы переходим к миру духовному, такая прямая зависимость не прослеживается прямо. Но если бы мы внимательнее относились к своему духовному миру, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям нам не пришло бы и в голову: «За что же ты, Господи, меня наказываешь?»
Смерть — это не конец, а дверь в вечную жизньЛев Толстой, писатель.![]() Почему мы боимся смерти? По мнению Льва Толстого, страх смерти рождается в результате неправильного понимания жизни. «Разберитесь в том, что представляет ваше Я, и вы увидите, что смерть — это дверь в вечную жизнь», считает великий русский писатель.
Смысл жизни: путь бабочкиПротоиерей Михаил Шполянский.![]() Смысл жизни – вопрос сколь расплывчатый, столь же и остро насущный для каждого человека, для каждой души. Кто мы, зачем мы здесь, куда идем и каким должен быть этот путь, почему умираем? В конечной полноте ответить на этот вопрос может только каждый для себя – в своем сердце. Но есть и общие, укорененные в самом бытии, закономерности, объективность которых невозможно отменить нашей субъективностью.
Таинство смертиПротоиерей Валентин Уляхин.![]() По своей духовной сути, по своей глубине и значению, по своим последствиям смерть, бесспорно, таинство. К нему человек готовится всю жизнь, с пеленок, проходя многотрудный крестный путь, кому сколько отмерено Богом. Когда мы отпеваем человека, служим панихиду или литию, мы отпеваем тело, не душу. Душа бессмертна!
Почему нам трудно поверить в Бога?Стрижов Николай.![]() Стремление человека к Богу — это естественный процесс. Как черепаха вылупившаяся из яйца под действием неведомых сил стремиться к воде, так и человек появившись на свет начинает свой путь к Богу. Нет людей не стремящихся к Богу. Не важно, делает ли это человек осознанно или нет, это стремление заложено в каждом из нас от рождения. Подтвердить это может тот факт, что спрашивая любого человека и себя, в том числе, об отношении к Вере и к Богу вы получите вполне аргументированный, продуманный ответ о том, почему человек верит в Бога или не приемлет Его. Это говорит о том, что каждый человек в той или иной степени задумывался об этом и пришел к определенным выводам…
Что наша жизнь на земле?Епископ Гермоген (Добронравин).![]() Здесь нет радости без скорби, нет счастья без бед. И это от того, что земля не ад, где слышны только вопли отчаяния и скрежет зубов, но и не рай, где раздаются только лики радости и блаженства. Что же такое жизнь наша на земле?
Что есть смертьНеизвестный автор.![]() Многие люди пытаются отмахнуться от смерти. Они не любят думать о ней. Потому что мысль про смерть порождает страх и множество других вопросов, на которые либо трудно, либо невозможно ответить. Но большинство людей, даже неверующих, понимают, что со смертью на земле жизнь не кончается. И именно это рождает страх. Большая часть жизни прожита, и зачастую не лучшим образом. Как же избавиться человеку от этого ужаса, есть ли какое-нибудь средство для излечения от животного страха смерти? Каково учение Церкви по этому очень важному вопросу?
Размышления о смерти и Божием милосердииПротоиерей Виктор Кулыгин.![]() В нашем падшем мире перемешаны радость и горе, созидание и разрушение, жизнь и смерть, Добро и Зло. Над этим всегда ломали головы лучшие умы человечества, пытаясь постичь тайну смысла человеческой жизни в этом мире. Нет конечной цели на земле, в этой жизни. Как бы она ни была привлекательна, над ней всегда покрывало тленности и конечности, страх смерти. Но бессмертен Бог и вечна душа. Встретившись с тайной смерти именно у Бога мы ищем защиты и милосердия.
Страшная вераДмитриева Ирина.![]() Мне всего 36 лет. Но я потеряла одного за другим самых дорогих своих людей: мать и любимого человека. Когда они болели, я металась от врача к врачу. Когда уже было ясно, что медицина не поможет, стала ходить в церковь: зажигала свечи, молилась, заказывала Сорокоусты во здравие… Но Бог мне не помог! И я не понимаю, зачем вы постоянно пишете о Нём, стараетесь привести людей к вере. Человек одинок. И помощи ждать ему не от кого. От Бога тоже… (Ольга Эдуардовна)
О смертиМитрополит Антоний Сурожский.![]() Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх смерти, отвержение, чувство, будто смерть — худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь. В древности, когда христиане были ближе и к своим языческим корням, и к волнующему, потрясающему опыту обращения, к откровению во Христе и через Него Живого Бога, про смерть говорили как про рождение в вечную жизнь. Смерть воспринималась не как конец, не как окончательное поражение, а как начало.
Болезнь и смертьСвятитель Феофан Затворник.![]() Перед нами письма великого русского святого, известного богослова Святителя Феофана Затворника. Здесь собраны ответы на письма его духовных чад, которые спрашивали его обо всём. Святитель, обобщая опыт Церкви, Святых отцов и свой собственный опыт, давал простые и ясные ответы. Эта книга посвящена христианскому отношению к болезни и смерти, с которыми мы так часто встречаемся в жизни, и всегда эти встречи связаны со скорбью, отчаянием, унынием.
Умереть, чтобы житьПротоиерей о. Александр Ильменский.![]() Как бы и во имя чего мы не жили, все и каждый в свое время достигнут того «мига между прошлым и будущим», который, вопреки популярной песенке, принято называть смертью. Событие это состоит в разлучении души и тела. При этом тело ожидает распад, что достаточно очевидно, а душу — некая «загробная жизнь». В этот момент наступает предел опытного научного познания и открывается область таинственного, поприще религии. Процесс, в котором мы все находимся и который называем «жизнь», несмотря на впечатляющие успехи науки, остается недоступным «объективному» познанию, поскольку начало и конец его скрываются в недостижимой для научной методологии неизвестности. И лишь религия, как связь небесного и земного, может здесь предложить цельную картину.
|
Помощь на форуме |
|||
Читайте также |
|||||
Memoriam |