Почему бы не признать существование разумных, могущественных существ, не принадлежащих к доступному нашим чувствам миру? По какому праву мы, с нашими ограниченными чувствами, нашим несовершенным разумом, нашим научным развитием, едва исчисляющимся тремя веками, смеем утверждать, что в неизмеримом космосе человек единственное разумное существо, а что всякая мыслящая реальность всегда нуждается в нервных клетках, орошаемых кровью?
Существование разумных существ, отличных от людей, имеющих совсем иной тип организации, чем человеческий, — это не только возможно, но и в высшей степени вероятно Можно даже утверждать, что это достоверно. Абсурдно думать, что человеческий разум единственный в природе и что всякая разумная сила непременно должна быть организована по типу человека и животных и иметь мозг как орган мысли.
Если допустить, что во вселенной, во времени и пространстве, которым подчинена наша рудиментарная психология, существуют одаренные разумом силы, вмешивающиеся иногда и в нашу жизнь, то мы получим гипотезу для полного объяснения фактов, изложенных в этой книге. Итак, признать существование не имеющих материальной формы мистических существ, ангелов или демонов, духов, иногда вмешивающихся в наши поступки, могущих абсолютно неизвестными нам путями во своей воле изменять нашу материю, направлять некоторые наши мысли, принимать участие в нашей судьбе, — признать существование существ, которые могут принимать материальную и психологическую форму умерших людей, чтобы войти в общение с нами, ибо иначе мы не знали бы о них — это наиболее простой способ понять и разъяснить большую часть метапсихических явлений.
Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни.
К такому же заключению пришли и другие крупные ученые метапсихологии Мауер и Оливер Лодж.
Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем и сам принадлежит вечности.
Главным препятствием к признанию бессмертия души для неверующих служит дуалистическое воззрение на душу и тело, понимание души как особой сущности, связанной с телом только при его жизни.
Это воззрение мы и считаем неверием и не находим в Священном Писании никаких препятствий к тому, чтобы понимать отношение между душой и телом с точки зрения монизма. Мы говорили уже о необходимой связи между духом и формой, о том, что дух уже в эмбриональном состоянии развития тела формирует его. Всем клеткам тела присуща духовная энергия, ибо они живы, а жизнь от Духа.
Между всеми функциями тела и психической деятельностью, понимаемой так, как ее толкуют физиологи, существует, конечно, двусторонняя причинная связь.
Но это касается только той части нашего трехчастного существа, которую можно было бы назвать низшей животной душой; это та часть нашей духовной сущности, которая обнимается нашим сознанием, если можно так выразиться, феноменальная душа. Но «дух выступает за пределы мозга со всех сторон» (Бергсон), дух есть сумма нашей души и части ее, находящейся вне границ нашего сознания.
(Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) «Дух, душа и тело»)
Скачать книгу «Дух, душа и тело» полностью
Данный материал подготовлен по книге «Доказательства существования жизни после смерти», опубликованной в издательстве «Новая мысль» (сост. Фомин А.В., Москва, 2004)
Написать отзыв Отзывы 1
В Новом Завете, Фоме неверующему Христос доказал своё воскресение. Не маловато ли для двух тысяч лет, только одному мифическому Фоме…
2013-2-6 12:23:01 Юрий возраст 64