…Среди проблем собственно церковной жизни главной я бы назвал почти повсеместную замену веры суеверием. Объяснить это можно скорее всего тем, что мы живем в переломный момент. Незаметно ушла старая Россия, которая еще несла на себе следы церковного православного воспитания. Умерли наши бабушки, родившиеся в начале прошлого, а то и в конце позапрошлого века, с детства ходившие в храмы и церковно-приходские школы. Часто они были людьми малограмотными, но у них не было и сотой части тех околоцерковных суеверий и ложных представлений, с которыми мы сталкиваемся сейчас. В какой-то степени восприняли церковное учение и их дети. А вот следующее поколение — это поколение, полностью оторванное от своих христианских корней. Храмов не было, но потребность в каком-то религиозном освящении жизни изначально присуща человеку, и в отсутствии религиозного образования родились мифы, “традиции”, в основе которых — какие-то в полном смысле слова обрывки тех или иных православных обрядов.
Мне как-то приходилось совершать отпевание одного человека в деревне и провожать его на погост. Вынесли гроб из храма, а за ним несут две табуретки. Дошли до околицы. Остановились. Ставят табуретки, а на них гроб, снимают крышку. И, окружив гроб, люди молча взирают на покойника. У ворот кладбища процедура повторяется. Я поначалу не могу понять, что же все это означает. А потом вспоминаю, что по уставу полагается служить на выходе из села и у ворот кладбища литию — небольшое заупокойное богослужение. И вот, все собственно церковное забыто, смысл забыт, но то, что гроб с покойником должен быть поставлен в двух местах, — это помнят. Это все, что осталось местами от церковной жизни.
Таких примеров очень много, и говорят они о том, в какой сильной степени в нашем народе уничтожены даже не традиции и обряды, — они вторичны, — но уничтожено само содержание христианской веры.
Священники свидетельствуют, что число суеверий, связанных с погребением усопших, особенно велико, и это действительно так. Вот типичный случай. Приходит в храм человек и просит у настоятеля землю. Мол, умер родственник, и через час его хоронят. Священник пытается объяснить, что необходимо совершить отпевание, и желательно в храме, что лишь после этого берут землю, которой посыпают гроб. А ему отвечают: эти рассказы не нужны, глупости это все. Продайте землю — люди ждут. Настоятель опять о своем: давайте хотя бы самую краткую службу отслужим. Ему прямым текстом дают понять: в ваших “навязываемых” услугах не нуждаются, будьте добры, возьмите деньги и дайте землю. А что это за “земля”, какой в ней смысл — человек и знать не хочет! А ведь главное — правильно проводить умершего в иную жизнь, совершить обряд церковного погребения, чтобы молитвы Церкви исходатайствовали ему милость у Бога, перед Которым он вот-вот предстанет. Что же касается земли, то церковного человека хорошо бы схоронить в церковной ограде, но там просто негде, и Церковь посылает на место последнего упокоения своих сынов и дочерей горстку земли, символизирующую освящение этого места, его связь с тем храмом, в котором усопший молился при жизни. У человека же, который в храме не бывал, никакой связи с ним нет, так что земля здесь выполняет роль материального символа магического обряда.
И вот, с таким и подобным этому поразительным духовным невежеством сталкиваются сейчас практически все священники, и не только в Саратовской епархии; в той или иной степени подобное происходит везде. Масштабы разнятся в зависимости от того, как проходит восстановление, возрождение церковной жизни. В Москве, например, я о таком почти не слышал. Зато уж на Волге… Это при том, что та же “земля” — самый ничтожный, малозначащий элемент тех обрядов, которые совершает Церковь над усопшим. “Землепоклонники” могут быть людьми вовсе неверующими, но у них, тем не менее, своя логика: «Как же так? Соседи скажут, что я “своих” по-человечески не мог похоронить! Нет, обязательно дайте мне землю». А то, что “земля” сама по себе никакой пользы не приносит душе усопшего, для них оказывается малосущественным. Конечно, это совершенное язычество, если не богоборчество.
И уж тем более забыта жизненно важная в смысле вечной участи человека необходимость исповедоваться, причаститься, собороваться перед смертью. Разговор об этом даже не знаешь с какого конца начинать. Все забыто напрочь.
Очень трудно отпевать людей, никогда не ходивших в храм. Ведь священник при этом должен читать разрешительную молитву, в которой есть такие слова: “Я прощаю и сие по духу чадо”, потому что почивший “исповедовал свои грехи вольные и невольные”, — а человек и в церковь-то никогда не заходил, не то что не исповедовался и не причащался! Священник при этом невольно оказывается лжецом. Кому мы лжем? Получается, что Богу и людям.
Каждый священник должен стремиться просвещать, научать людей, объяснять им смысл предстоящих таинств. А если люди отмахиваются от этих объяснений, то проявлять необходимую настойчивость. Лучше просто отказать, если пришедший откровенно воспринимает христианский обряд как что-то для него неважное. Скажем, если человек пришел в церковь креститься (или, как это часто бывает, его “привели” — кто-то из близких уговорил), но при этом совершенно не желает знать ни смысла этого таинства, ни что такое христианство, ни, тем более, как по-христиански жить, то я убежден, что крестить его не надо.
Я упомянул об отпевании покойников в храме, но в Саратове можно достаточно регулярно посещать храм, но так и не увидеть отправления похоронных служб. Это наша беда, с которой я пытаюсь, пока, правда, не очень успешно, бороться. А между тем отпевание на дому или в морге, на мой взгляд — это измена священником своему пастырскому долгу (кроме тех достаточно редких случаев, когда это обусловлено решительной необходимостью). Ведь зачастую отпевания совершаются на коммерческих условиях через похоронные бюро и агентства, притом с кощунственными названиями — “Литургия”, например. Здесь тебе и гроб, и венчик, и священник, входящий в набор услуг. И если духовенство участвует в этом надругательстве над таинством — это позор и предательство своего служения. За это обязательно придется отвечать перед Богом, потому что священник, который так поступает, нарушает присягу, данную во время рукоположения. А, кроме того, он развращает людей, которые считают себя православными христианами. Вместо того, чтобы дать людям четкие понятия о вере, о Церкви, о смысле священнического служения, что здесь происходит? Вместо хлеба им кладут в руку камень. Опасность еще и в том, что когда священник такими окольными, внецерковными путями зарабатывает себе на жизнь, то ему становится совершенно безразлично происходящее в его храме. Мне не раз приходилось видеть церковь, в которой священник служит долгие годы и ничего в ней не сделано: ни в убранстве, ни в реставрации. Богослужения совершаются от случая к случаю, кое-как, наспех, воскресной школы нет. Зато батюшка ходит по этим похоронным конторам, а храм ему нужен лишь как прикрытие “основной деятельности”.
Однако происходит и нечто еще более печальное. В ряде случаев запрещенные в служении священники, которые не имеют права совершать ни одного таинства или обряда, продолжают сотрудничать с погребальными конторами. А людям, естественно, невдомек, что они оплатили работу фактически ряженого, лжесвященника, самозванца, который, совершая тот или иной обряд, по сути кощунствует.
Люди не понимают сути — ради чего церковь существует. Им это не нужно. Они думают о каких-то непринципиальных вещах. Сейчас даже у людей нецерковных большой популярностью пользуются поездки по святым местам. При этом в объявлениях о маршруте поездок зачастую значится и посещение того или иного старца, и об этом тоже нужно сказать прямо, без замалчивания. Паломнические поездки — это то, что естественно для христианина, что является важной частью духовной жизни человека. Побывать, скажем, в обители, связанной с памятью того или иного подвижника, ощутить, “впитать” святость места, помолиться там — это очень укрепляет людей, помогает им. Но вот что нужно понять. Посещение мест подвигов великих святых ничего не даст человеку, если он не хочет работать над своим сердцем. Человек не может измениться автоматически; он обязательно должен трудиться, проливая буквально пот и кровь. “Дай кровь и прими Дух”, — сказано Отцами, то есть употреби усилия до крови — и тогда ты пожнешь какие-то плоды. Только тогда. А характерное свойство современного человека — готовность обойти небо и землю для того только, чтобы не трудиться, а получить плоды даром, мимоходом. И плоды Духа в том же ряду. Конечно же, отсюда — повышенная потребность в чудесах. Сегодня развилась какая-то болезненная страсть — искать прозорливых старцев. Господи, помилуй, но зачем тебе знать будущее! Времена и сроки во власти Божией. Верующий христианин долгими годами учится видеть себя, познавать себя в мире; учится в молитве, в покаянии, в других таинствах…
Мне особенно хотелось бы предупредить всех, кто сталкивается с подобными явлениями: суеверия и прочие проявления ложной духовности, о которых шла речь, смертельно опасны, — они опасны для душевного здоровья человека, но еще более опасны тем, что отдаляют его от Бога как в земной жизни, так и в жизни вечной, к которой стремится каждый христианин. И выход из этой ситуации можно искать только сообща. Нам, священнослужителям, нужно быть пастырями, а не требоисполнителями. Встречать людей на пороге храма. Вдумчиво, с любовью отвечать на задаваемые вопросы. А тем, кто только еще интересуется жизнью Церкви, — не стесняться эти вопросы задавать священнослужителям, доверять им, и при этом учиться и трезво относиться к советам всезнающих соседок.
И еще, мне кажется, не надо бояться обсуждать те болезни, которые у нас есть — у Церкви и общества, в котором она существует и с которым неразделима. В каком-то смысле Церкви, как и всякому верующему человеку, с недостатками бороться легче: ведь мы уповаем не на собственные силы, а на помощь Божию, и Его милостию получаем ее.
Примечания:
1. В основу текста было положено интервью Преосвященнейшего ЛОНГИНА, размещенное на большинстве сайтов православного интернета. Мы благодарим Владыку за то, что он переработал этот текст для «Альфы и Омеги».— Ред. © Епископ Саратовский и Вольский ЛОНГИН, 2005 г.
2. Несколько лет назад в редакцию пришел священник из Поволжья, который рассказал, как однажды в храме застал перед отпеванием дочь покойницы за странным занятием: она пыталась подсунуть по гроб топор. Объяснила, что это для того, чтобы были нетленные мощи. Выяснилось к тому же, что она заведует химической лабораторией, так что вроде бы должна что-то понимать в природных процессах. Но суеверие, в отличие от веры, отключает разум.— Ред.
Написать отзыв Отзывы 16
Спасибо за хорошую и поучительную статью. Хочу немного затронуть тему- поминание водкой.Я много раз была на похоронах знакомых, родственников, но не разу не слышала от священника, который приходил отпевать домой усопшего,наставление и поучения, что поминать водкой НЕЛЬЗЯ. Что сейчас твориться на поминках- водка льется ручьем. Уже ничего истинного нет.
2016-30-11 16:34:07 ирина возраст 50Еще и не такое встречается. На этом же сайте можно найти много историй. Порой забавные, но грустные при рассмотрении с точки зрения веры. Идет подмена религии суевериями.
2014-13-3 22:52:54 Владимир возраст 31Спасибо за сайт- очень доброе дело ! Живу уже много лет, а очень многие вопросы так и остаются необьясненные, никак не могу отыскать духовного отца .Спаси нас Бог !
2013-30-7 20:50:56 Галина возраст 67Спасибо огромное за такие содержательные статьи. Иногда совершенно не знаешь, что сделать и как поступить. Храни Вас Бог!!!
2013-17-4 17:18:06 Светлана возраст 37Второй день читаю Ваш сайт.Спасибо создателям его за хорошее дело.Спасибо за своевременные статьи,помогающие нам в трудные дни расставания с близкими.Мы,рожденные в Советское время,действительно не знаем многого,касающегося Веры в Бога.Бабушка моя была верующая,но её давно нет.Тайно бабушка окрестила только старшую сестру,а мы с братом крестились уже сами,будучи взрослыми. Спасибо ещё раз Вам за нужный сайт. Храни Вас Господь! СПАСИБО!
2013-17-1 21:44:37 Любовь , возраст: 52Спасибо огромное создателям сайта и тем кто его наполнил, а также хвала Господу за длань его. После смерти мамы очень многое узнал, очень помогли статьи разобраться в себе, помочь маме и утешить родных. Храни Вас Господь! СПАСИБО!
2012-26-6 17:14:56 Валентин возраст 35очень полезный сайт, хоть какая-то есть духовная помощь в наше жестокое время.
2012-5-1 15:29:36 вероника возраст 29сегодня я была на похоронах сестры. Священника не было. и сейчас мне хотелось чей то поддержки и СЛОВА. Спасибо.
2011-11-11 20:55:07 Ксенья возраст 33Спасибо большое за надежду и веру в ПРАВДУ! Я то уж думала,то все священники оттуда…где услуги! спасибо!
2011-22-5 17:13:44 Мадина возраст 47Спасибо, теперь буду знать.
2011-19-2 16:03:21 Ольга возраст 33замечательно что есть такие люди как вы!стаья тоже отличная! мы смертны нам этого не избежать!Спаси Вас Господи!
2009-24-12 16:11:49 натали тверь возраст 22Спаси Вас Господи!
2009-14-12 16:01:56 Николай возраст 20мне Бог дал возможность верить с осознанием и копить знания о нашей религии..но за рубежом. Вера была убита большевиками- но сейчас новое впемя в России- идите в церковь, ищите прады. «..жаждующие правды яко тии насытяться..»
2009-16-11 21:38:02 tanya возраст 40Спасибо за статью ! Это правда, что мы, считающие себя христианами, даже посещающие храм вроде бы, на самом деле мало образованы. Символ веры знаем, а думаем и действуем порой, как язычники! Наверное нужно более изучать христианские истины и Евангелие, стараться быть все же православными , но никак не религиозными фанатами. Дай нам Бог хотя бы к концу жизни стать таковыми.
2009-27-9 10:47:50 Ol,ga возраст 36после прочтения нескольких статей появился только один вопрос: Кому же верить? я никогда не была религиозным фанатом, иногда хожу в церковь. да и молитв я не знаю, общаюсь с Богом в мыслях и своими словами.я верю в Бога, Царство Небесное и в вечность души.
2009-16-4 19:49:52 Наталия возраст 25Доброе время суток Вам!
2009-16-2 15:12:29 Ирина возраст 38Очень нужное и праведное начинание- создание такого сайта. По невежеству своему мы многое понимаем и делаем не так. Но зачастую и сами служители учат нас, как «делать не надо».