Совсем недавно как-то беспокойно зазвонил телефон. Бывает так, и телефон тот же, и звонок привычный, а чувствуется, что неприятность скажут или горестное сообщат.
Так и случилось:
— Батюшка, (звонили с прихода), у меня свечи, — голос чуть не плакал, — которые после похорон отца остались, пропали.
— Ну и что?
— Как что? Еще один покойник в доме будет!
Успокоил, как мог, а на следующий день зашел в тот дом, откуда звонили. Показалось, что еще на одни похороны приехал, когда увидел перепуганные глаза звонивших.
На все мои успокоительные речи не делать трагедии из дурного поверия, пришедшего из языческого прошлого и книг Аксенова, стоящих на самом видном месте в любой книжной лавке, не было никакой благой реакции. Страх поселился в доме. Пришлось из священника преображаться в доморощенного честертоновского пастора Брауна и в результате проведенного «расследования» определить, что сверточек с оставшимися от похорон церковными свечами благополучно завалился при последней субботней домашней уборке за книжный шкаф. Виновником случившегося была ленивая хозяйская дочка, которая вместо «вытри пыль», смахнула ее тряпкой, попутно зацепив злополучный сверток.
Радости хозяев не было придела…
Мне же было грустно. И не только грустно и печально, но еще не давала покоя мысль — тщетна твоя проповедь, батя. Не радость Христова и вера утверждающая, в сознании прихожан твоих, Богом данных, а язычество махровое. Вера во всесилие того, кто давно побежден, кто одного дуновения благости Божией страшится. Ведь посудите сами, какие вопросы задают на приходе, в письмах, на интернет-форумах и на телевидении:
— Можно ли носить пасхальные куличи на кладбища?
— Могут ли участвовать в погребении покойника его родственники?
— Кто первый должен ступить на венчальный рушник?
— Можно ли покупать продукты, где на упаковке идентификационный штрих-код?
— Через какое плечо надо передавать свечу в церкви?
И не только задаются эти и подобные вопросы! Они становятся во главу угла в духовной жизни. Ими руководствуются и в нарушении «установлений» Бог весть каких канонов и «старцев», видят чуть ли не предательство веры и отречения от православия. Но это для людей верующих, тех, кто принял Бога в сердце, а по неразумению своему видит в исповедании Его лишь выполнение определенных законов и правил. Того необходимого «минимума», который якобы достаточен для спасения.
Для тех же, кто в церкви ищет своего рода таблетку анальгина, способную помочь в скорбях и излечить от болезней, кому практически все равно, как и во что верить, лишь бы отстали неприятности и не привязывались болячки, языческие предрассудки становятся незыблемыми канонами.
Я очень часто сталкиваюсь с людьми, напрочь отрицающими Христа, но свято верующими в неблагополучность дороги, если ее перебежала кошка, стучащими по столу, дабы не исполнилось или исполнилось, и начинающих рабочий день с чтения горЕскопов. Именно они, не откликнувшись в свое время на Господне: «Се, стою у двери и стучу», отказавшись от крестильного крестика и веры отцов своих, захлопнувших дверь сердца своего от присутствия Божьего, все чаще становятся православными неофитами, видящими в Церкви и богослужении лишь очередной колдовской приворот или экстрасенсорную защиту.
Это они складывают ладошки лодочкой «для получения благодати» при евхаристическом каноне. Это они, распарив соль, читают три раза «Отче наш» и посыпают ею порог у входа в дом и квартиру. Это они распределили священников на благодатных и не очень, превратили почитание святых, как молитвенников пред Богом, в многобожный пантеон, где за фигурой «любимого» святого тускнеет и Христос.
Результат подобного «православного» верования можно лицезреть на некоторых общецерковных праздниках. Например, освящаю пасхальные куличи и яйца на Христово Воскресение и, уже либерально относясь к выставленными вместе с пасхальными явствами колбасе, салу и чуть прикрытыми (неловко все же) бутылкам, все же не могу промолчать, увидев положенные «под освящение» булавки.
На немой вопрос, зачем, мол, булавки с иголками, тут же, ничтоже сумняшеся, отвечают:
— Внучка замуж собралась. Булавочку в платье вколю, чтобы жили — не тужили.
Вот такое народное «православие». Христос стучится — откройте, впустите! Не слышим.
Лукавый скребнется с булавкой, иголкой или птичьим пометом — ему и честь, и почет, и уважение.
Вера, она разная бывает. Сатана вон, тоже верит, а бесы, прислужники его, святое Писание получше наших доморощенных богослов знают и эту свою интерпретацию Библии за православие и выдают. Ведь для снискания благодати Божьей и Духа Святого, того, что преподобный Серафим Саровский назвал целью христианской жизни, труд нужен, и не малый, а здесь все элементарно. Водичкой побрызгал, через плечо три раза плюнул, к «благодатному» старцу съездил и сразу святым себя почувствовал.
Вернусь все же опять к усопшим нашим и погребениям. Здесь практически все бывают, независимо от уровня воцерковленности. Слава Богу, стали меньше устраивать похорон с разрывающей душу еврейской музыкой. Я нормально отношусь к иудеям, но у меня законный вопрос, почему в нашем ритуальном официозе мотивы лишь земли обетованной? Почему регистрируем брак с Мендельсоном, а провожаем с Шопеном? Все ведь с крестиками православными, крещены, да и венчаются некоторые, а уж отпеваются — все поголовно. Причем тут эта «ненашенская» музыка?
И еще одно, то, что смутит многих, но не сказать этого нельзя. Это явная языческая традиция — венки. Да, те самые от сослуживцев, комитетов, детей, внуков, племянников и прочих родственников. В христианстве венков сроду не было, так, лишний расход денег. На Руси всегда считалось, что лучше эти деньги отдать на милостыню в память об умершем — так действительно больше пользы будет для покойного, чем от некрасивого, безвкусного, страшного венка с шаблонными надписями на лентах. Но попробуй даже священник, заикнись об этом…
«Ритуал весь менять. Возлагать нечего будет. Как же без венков-то?», — вот стандартные ответы и возражения. Но ведь возникает законный вопрос, если мы верим в жизнь за смертью, то нужны ли там венки, музыка, расческа, деньги или вставные зубы, которые также упорно кладут в гроб? Или, все же, духовному необходимо духовное? То есть, молитва наша, милостыня и память, которую венком и барабаном никак не заменишь и не отменишь.
Введя помпезный, чуждый традициям и верованиям ритуал, мы сами пригласили язычество в свои души. Символ этого нововведения до дня сегодняшнего источает свои заразные миазмы с московского мавзолея, но его рано или поздно все же закопают, а вот последствия заражения нам еще долго придется излечивать.
Мне могут возразить, что и в Церкви обрядов много. И это будет правильное возражение, но ведь надо видеть сакральный смысл церковных установлений! Необходимо понимать смысл обрядов, но не подменять СМЫСЛА обрядами, когда говорят «делай так, а не сделаешь — попадёшь в ад!» Абсолютно недопустимо понимать обряд только как само «действо», без смысла. Если выбирать одно из двух, исполнение обряда или же исполнение сути того, что этот обряд символизирует, надо выбирать исполнение сути.
Надо, чтобы Церковь была такой, где ни один честный человек не смог бы, соприкоснувшись, не уверовать. Не в Церковь уверовать, а в то, о чём она свидетельствует. Это же может произойти лишь тогда, когда все чуждое, наносное и привнесенное будет отвергнуто. Когда икона станет окошком к Богу, когда дым кадильный будет напоминанием утерянного райского фимиама, когда красивые священнические облачения и украшения храмов будут восприниматься как отражения той красоты и благодати, которые ждут человека, открывшего двери сердца своего Христу.
Написать отзыв Отзывы 25
Благодарю, батюшка. Много полезного узнала. Недавно бабушку хоронила, не знала что и как делать, но Господь направил, теперь прочла. Буду милостыней и молитвами ей дальше помогать.
2013-20-9 08:05:19 Елена возраст 32Спасибо за статью,батюшка Александр!Я человек верущий,хожу в провославную церковь,где очень часто встречаюсь с такими традициями,которые приводят меня в замешательство,в Библии сказано одно,а проповедуют другое.Не смотря на это я знаю Господь с нами,он есть и Он реален,жаль,что не все этого понимает.Да прибудет с нами Господь!Аминь.
2013-25-2 17:57:55 Елена , возраст: 40Спасибо, Батюшка Алексей! Как могу пытаюсь объяснять окружению, что истинное православие и то, что является доморощенными псевдоравославными ритуалами, созданными малообразованными, нездоровыми, а зачастую просто бесноватыми людьми, это разные вещи.Ведь так просто не вдаваясь в суть, что-то услышать и потом сослаться на то, что «так старые люди говорят, или так бабушка в церкви сказала».Необходимо полноценное православное просвещение.
2012-30-12 14:31:27 Наталья Владимировна возраст 44БАТЮШКА!Как Вы правы! У меня недавно умер братик, и если б, я прочитала Ваше послание до этого, то все денежки за венки, отдала бы нуждающимся, я и сейчас за него милостыню отсылаю, но это понимание дало бы несравненно больше и нуждающимся, и душе его, хоть я и стараюсь, молюсь постоянно о нём,прошу всех-всех молиться, и милостыню подать за него. СПАСИ-БОГ!!!
2012-27-6 03:17:54 Елена Стенюшкина возраст 45Я очень благодарен Вам за эту интересную и поучительную статью. Надеюсь, что прочитают ее и услышат об этом много людей. Да хранит Вас Бог.
2012-9-4 18:31:46 Егор возраст 26Как сказано в писании : «Не людской славы ищите, а БОЖЬЕЙ» или своими словами не людей нужно бояться, а гнева БОЖЬЕГО!!! СПАСИБО ВАМ за то, что интернет СЛУЖИТ ДОБРУ и помогает людям ПО НАСТОЯЩЕМУ!!!
2012-9-4 17:42:38 Православная возраст 43Неожиданно правильно! Спаси Вас Боже!
2012-19-3 23:22:40 Любовь возраст 48Спасибо за статью.
2011-2-11 11:05:41 albert15 возраст 48Спасибо! Слава Богу, есть на земле светлые люди! Даже на душе легче стало.
2011-5-5 18:08:25 Наталия возраст 38Как всегда, приятно читать статьи о. Александра, не в бровь, а в глаз!
2011-23-3 23:15:29 Юг возраст 39Здравствуйте!Спасибо за Вашу статью!Полностью согласна с проблемой язычества и предрассудков в нашей жизни. Когда горе приходит в наш дом, мы ищем совета «в народе», а не в церкви. Недавно пришлось хоронить гражданского мужа (глупая формулировка). Помощи никто не предложит, зато советов……. Сама до этого никого не хоронила. Слава Богу! хватило воли (в память о самом родном человеке) хоронить сердцем: попращались дома, отпевание в церкви, погребение. Читаю Псалтырь, молюсь о упокоении его души. Но не дает покоя один момент. На отпевании Батюшка говорил как прощаться и целовать. Кроме меня никто не стал следовать советам батюшки. Что это? Язычество, предрассудки, беграммотность, бездушность, или моя какая-то вина. Подскажите. Прошу. Это были тяжелые похороны. Надеюсь, я справилась, по сердцу, по закону Божьему. Еще раз Спасибо! И простите за мой крик души.
2011-1-3 19:42:05 Натали возраст 29Побольше бы нам таких батюшек!сама я заинтересовалась вопросом жизни после смерти, когда хоронили отца. я всегда верила, что душа бессмертна, что существует ад и рай.отец много пил от того и умер, но до этого было столько плохого:драки, оскорбления, побои, ненависть, все устали от его пьянки.но мы все равно его любим и мне стало интересно можно ли помочь ему попасть в рай после таких грехов.прочитав статью, я убедилась, что можно.спасибо за надежду и веру!
2011-26-1 19:08:57 Екатерина возраст 26Да, кстати, не знала я ничего подобного про венки. а у мамы на могилке их 5 или 6 штук, и я каждые выходные (вот уже 8 месяцев подряд) приезжаю, убираюсь там, венки от снега (с наступлением зимы) отряхиваю. и никто ведь ничего про это не сказал…
2010-21-12 15:26:52 Наталия возраст 27Храни Вас Бог, батюшка Александр. Спасибо большое за статью. Действительно, сейчас слишком много уделяется внимания традициям, обрядам, а не молитвам. Но, как гоорил мой покойный отец, это не для усопшего, а для живых. Я понимаю, что душе нужна молитва, а не венки. Но живым хочется как-то выразить свои чувства к покойному. Пусть это будет хотя бы венок…
2010-13-11 10:15:21 Ольга возраст 24Спасибо Вам за вашу статью! Прочитав статью, стало немного понятней как жить дальше, как воспитывать старшего сына.Возникло желание переосмыслить свое отношение к людям, к родным. Хочется встряхнуть себя и обратить внимание на тех, кто нуждается в нашей помощи. Может не сразу получится, но мы постараемся изменить себя, и тогда может и жизнь станет добрее к нам.
2010-16-8 21:13:11 Светлана возраст 30Спасибо Вам за статью.
2010-11-4 22:08:22 Алексей возраст 31Совершенно согласна.Молитвы, добрая память, наше покаяние,
2010-8-2 23:07:07 Верника возраст 41труд и терпение.Благодарность Богу за все.
КАк же вы правы! люди верят в ритуалы , но не верят в Бога
2009-8-12 23:03:49 Мира возраст 24После прочтения данной статьи я многое изменил в своем сознании, хотелось бы чтобы как можно больше людей изменили свое отношение к погребению усопших, и в частности к вере, и не равнялись на языческие обычаи(как многие думают истинно христианские).
2009-14-10 23:19:40 Валерий возраст 29Да, мы подменили суть молитвы исходящей от сердца.
2009-7-9 09:02:28 Денис возраст 26Спасибо! Такие напоминания о сути церковных обрядов очень важны, потому что постоянно заражаешься страхами и суевериями. Приятно, что пишут здравомыслящие люди.
2009-7-9 00:20:22 Наталья возраст 38Очень полезная статья! Я столкнулся с вопросами ритуала когда хоронил свою жену. На один и тот же вопрос, заданный разным людям, были разные ответы. К сожалению в церкви об этом мало говорят на проповедях. Да и поговорить со священником на интересующую тему практически невозможно. из-за занятости последнего.
2009-15-6 11:50:52 Геннадий возраст 55Плохо и то что наши средства массовой информации очень мало уделяют внимания вопросам патриотизма, религии и особенно православия. Зато интимные подробности жизни раскрученного и безголосого певца будут освещать несколько раз в день. Вот и живём как слепые котята. Когда же Россия ты откроешь глаза!
С уважением! Геннадий.
Спаси Вас, Господи, батюшка Алексей. Вы развеяли мои сомнения. Вера слаба, поэтому «зачем то, зачем это»
2009-21-4 09:25:51 Хочу жить возраст 21Украшение храмов — это будущая красота, которая обещана чистым душой…
И я чувствую, что это правда.
Батюшка, Александр, Спаси Вас Бог! У Вас в этой статье слова есть про венки: » Но попробуй даже священник, заикнись об этом…»
2009-21-4 00:08:23 Галина возраст 30Не надо бояться, мне кажется . Если бы священник, который мужа моего отпевал, рявкнул бы на мою свекровь, тряхонул бы ее хорошенько, может она всю могилу этими вениками не заставляла, может быть бы послушала?
Венков было полно, за каждый по 1000 — 1500 рублей отдала, чтобы перед соседками стыдно не было. Они сейчас стоят пожухлые, мне на могиле любимого убираться и цветы сажать мешают. А когда наш с моим покойным мужем сын в больницу попал в этом году на целый месяц, свекровь моя 2 раза пришла внука навестить, а на третий — позвонила и сказала, что не придет, т.к. денег на передачку у нее сейчас нет.
А не лучшей ли памятью о сыне была бы о внуке забота?
Милые святые отцы, боритесь за души наши , не оставляйте нас мало- и суеверных, не бойтесь дать людям верный совет. Ведь видел же священник эти веники вокруг гроба, а не сказал ничего.
Очень красивые слова!!!
2009-3-3 17:11:18 Юля возраст 23Спасибо Вам!!!