Все знают, что отчаяние – спутник всех горюющих. Искренняя скорбь порой доходит до того, что в смерти близких обвиняют Бога, не видят выхода, не представляют, как жить. Отчаяние приводит как к психологическим, так и к духовным проблемам.
Надо сказать, что отчаяние – одна из самых страшных страстей. Это – крайняя степень уныния. Оно является прямым следствием неверия или маловерия. Если человек верит в Бога и Его Всеблагой Промысел, то что бы ни случилось, он будет благодарить Господа за скорбь и за радость – «Слава Богу за все!». Верующему все Господь творит во благо, так и Священное Писание говорит.
С впавшим в отчаяние человеком трудно общаться, и очень сложно что-то до него донести. Он замыкается в себе и закрывается от Бога в своем неверии. Ему можно помочь лишь тогда, когда он чуть-чуть начнет открываться, когда порождающий отчаяние холод души совсем измучает его, и человек начнет искать душевного и духовного тепла. И если Бог даст, такой человек придет в храм Божий и попросит о помощи. Тогда ему действительно можно чем-то помогать. Практика показывает, что духовное лечение бывает очень долгим, ибо отчаяние быстро не излечивается. Церковь традиционно предлагает следующее Средство: постоянное, учащенное Богообщение через Святые Тайны. Потому что через Таинства Господь дарует особенные радости душе, пробуждает ее лучшие духовные чувства. И вот через них душа постепенно оттаивает, у человека открываются «духовные очи», и он начинает видеть что-то еще, кроме своего горя.
Помочь отчаявшемуся человеку можно, окружив его любовью. Не потакать его страстям вседозволенностью (это называется человекоугодие), а согреть его добрым отношением, потерпеть его немощь, понять его болезнь. Это одна сторона. Другая сторона – духовная: за этого человека нужно молиться, вымаливать у Бога для него прощение. Особенно усердно должны молиться близкие родственники: отец и мать. По молитве близких могут начаться изменения в жизни и душе человека. И таким образом его, в конце концов, можно привести к Богу, к Церкви и к Спасению. То есть, спасти его душу от гибели через отчаяние.
Как говорил Серафим Саровский: «Стяжи дух мирен, и тысячи рядом с тобой спасутся». Просто побыть рядом с отчаявшимся человеком, поговорить с ним о простых житейских вещах, привести в храм, чтобы он почувствовал, что мир не замыкается на его горе, что в мире есть любовь и теплота. Это один из способов донести, что источник Любви – Бог. Пусть Бога трудно почувствовать в горе, но будет легче, если ты увидишь, что именно Бог вывел тебя из темноты, что Бог согрел твое сердце. Ты сейчас не чувствуешь этого не от того, что Бога нет, а от того, что ты закрылся от Бога подобно тому, как в солнечный день закрываются от солнца зонтиком. А Бог на всех изливает свою любовь и теплоту, свою благодать (как сказано в Евангелие – и на грешников, и на праведников). Ты отодвинь зонтик своего горя в сторонку, не замыкайся на себе. Вспомни, сколько в твоей жизни было (и будет еще!) ситуаций, когда Бог тебе явно помогал. Ты сейчас забыл об этом, а когда тебе Бог помогал, ты об этом помнил и даже благодарил Его. И вот сейчас тебе надо это опять вспомнить и не отчаиваться. Потому как если ты о Боге вспомнишь, взглянешь на Него со смирением и кротостью, призовешь Его на помощь, Он обязательно придет тебе на помощь. Отчаяние, как лед от солнечного тепла, будет таять. И твое сердце превратиться в плодоносную землю, которая снова расцветет. Красота в твоей душе и в твоей жизни снова обязательно будет! Но для начала отодвинь немного зонтик…
Именно отчаяние приводит людей к непосредстенному суициду или втягивает в медленный суицид – в алкоголизм, наркотики. Просто вспомните, что вы не первые живете на этом свете. Многие проходили через подобные ситуации, и находились в более отчаянном положении.
Я напоминаю об этом часто, предлагая съездить в интернат или в дом престарелых, где люди годами лежат на пролежнях, а приходишь к ним – они тебе улыбаются. И не только ты к ним приходишь, как солнышко, но и они для тебя солнышко. Не только ты их, но и они поддержат тебя. Только задумайтесь, как тяжело жить больным людям. Они порой спрашивают: «Батюшка, когда же я умру?!». Но при всем при этом они не впадают в отчаяние, молятся, причащаются.
А есть и более тяжелые случаи. И даже в них порой находится выход. У нас в приходе ведется программа борьбы с абортами. И приводят часто пример: «Что бы вы сказали семье, где уже четверо детей, мать больна сифилисом, отец тоже болен, пятый ребенок на подходе. Что делать с беременностью?» А ведь таким ребенком был Бетховен. С абортом мать лишила бы человечество Гения. То есть, все страшные условия, которые кажутся неразрешимыми, на самом деле очень часто разрешаются Промыслом Божиим и становятся очень полезными последствиями для самого пострадавшего и для его ближних. Это важный момент.
Рассмотрим другой пример. В нормальной многодетной семье рождается ребенок-инвалид, слабоумный. И вот, оказывается, что этот ребенок был неслучайно послан Богом, потому что вокруг него сплотилась вся семья. Этот ребенок стал центром любви. И все члены семьи жили общей болью и общей заботой об этом ребенке. И страдание, казавшееся вначале страшным наказанием, оказалось на самом деле Промыслом Божиим, спасительным и необходимым.
В письме духовной дочери Серафима Вырицкого есть такая мысль, что какие бы ни были тяжелые условия, нам важно понять, что они посланы нам от любящего Бога для нашего спасения. Потому что без этого тяжкого испытания нам не спастись. У каждого свой путь, и тебя Бог вот таким путем повел. Не нужно отчаиваться, неся даденное тебе испытание, потому что через него Бог тебя к Себе приближает. И Бог не жестокий тиран, а, наоборот, любящий Отец.
Профессор Осипов приводит такой пример: один человек болен туберкулезом, а второй – аппендицитом. Первого отправляют лечиться на курорт, а второго – под нож хирурга. Кого Бог любит больше? Задумайтесь над этим…
Откуда берется наше отчаяние? Эта страсть живет в человеке, да к тому же подогревается врагом рода человеческого. Надо понять, что когда мы замыкаемся в отчаянии, отгораживаемся от Бога, то привлекаем к себе силы тьмы. И такая «духовная изоляция» вредит душе умершего в той же мере, в которой вредят развлечения. Отчаяние – это страсть, которая убивает молитвенный дух. Человек в отчаянии не может молиться, потому что он погружен в свою боль. Ему даже нравится это состояние, и он порой не хочет из него выходить. Нужно всегда помнить, что отчаяние лишает человека молитвенной духовной связи с усопшим и мешает оказать помощь как усопшему, так и себе.
А еще отчаянию часто сопутствует хула на Бога: «Он отобрал! Какое Он имел право?!» А ведь если один отрекается от Бога, то как тяжело становится второму! Ведь когда мы приближаемся к Богу, то помогаем усопшему. Когда мы отдаляемся от Него через страсти и отчаяние, мы и усопших отдаляем от утешения Божия, и сами в мрак погружаемся. Разве все это свидетельствует о степени нашей настоящей любви к усопшим? В отчаянии нет никакой жертвенности! Это – чистый эгоизм.
Сколько в истории было войн, нашествий, смертей? Но никогда не было в русских традициях хулить и обвинять Бога. Всегда проще хулить Бога, чем заниматься собой и исправлять ситуацию. А еще виной всему служит наша духовная лень. Человек понимает, что если он идет в церковь, то придется принять много условий, которые она накладывает на нашу жизнь: исполнять заповеди Божии, регулярно совершать молитву, соблюдать пост. А человеку проще отмахнуться и оставаться в той грязи, в которой он находится. Человек не понимает, что от этого ему будет только хуже. Он просто не знает другой сладости, кроме сладости греха!
Написать отзыв Отзывы 7
Близкий человек потерял работу, отчаялся, стал выпивать и испытывает страх перед будущим. Говорит, что устал от жизни такой… а у меня сердце рвётся на части от боли за него… Утешаю как могу, о будущем думать тяжело, и на душе тяжело, и чем утешить — не знаю.
2016-10-2 18:18:40 Юлия возраст 44 годадайте ему почитать сайт https://www.pobedish.ru
2016-22-2 18:28:34 Администраторуже давно хотела написать,надеюсь кому-нибудь поможет моя история. Когда моей маме очень неожиданно диагностировали последнюю стадию рака и мне об этом сообщил врач у меня мир перевернулся… Жить ей оставалось совсем недолго. Мое отчаяние и безысходность не передать словами. Я готова была на все, лишь бы она жила. Ведь раньше казалось, что мама будет жить долго-долго (она вела очень здоровый образ жизни и часто ходила в поликлинику), мама была у нас таким центром. Я не могла найти утешения, ведь она была уже обречена (предлагали знакомые обратиться к целителям, экстрасенсам, но я не верю им, если бы они что-то могли, они бы сами не болели и не умирали). И я ища утешения попросила мужа отвезти меня в церковь. Я не была особо верующей, а тут вдруг потянуло. Помню зашла в храм и слезы покатились, и все мне стало понятно. Я известный человек и думала,что добилась многого и вот оно счастье настоящее: признание, деньги, карьера и прочее. А тут оказалось,что никакие деньги и слава не могут спасти мою мамочку. Мне врачи говорили:\»Ой, я Вас знаю!\» А я хватала их за руки и просила спасти маму, но они были бессильны. Утешить меня никто не мог, да и все слова были бессмысленны. Кто это пережил, тот меня поймет. Оставалась только та маленькая частичка веры в Бога, которая во мне была. Мамочка стойко переносила свою болезнь и еще находила силы, чтобы успокаивать нас. И вот ее не стало… Я первый раз увидела, как умирает человек. Дальше как в тумане: подготовка, отпевание, похороны . Но почему-то не было чувства, что мамы больше нет. Казалось, что она продолжает где-то жить, только мы не можем общаться. Через некоторое время снится мне сон, вижу маму и говорю ей, мол как-так ты же умерла,неужели там есть жизнь, а она отвечает\» И еще какая! Когда туда попадаешь, там вся жизнь, как на экране и ничего не спрячешь и ничего не скроешь\» Я в храм пришла, рассказала священнику, он спросил и что я из этого поняла, а поняла я то что страшно мне попасть туда. Дал почитать книги про веру. Потом мама приснилась еще раз и сказала, что мне надо в больницу и попросила о ней молиться. Я пошла и у меня обнаружили образования в груди. Я человек, который верит в то, что можно увидеть и потрогать, а тут такое. И с головой у меня все в порядке. Читала об осуждении толкования снов, никогда этим не занималась. Я не ждала этих снов специально, но благодаря им я хочу теперь жить по- другому.Стала чаще бывать в храме. После всего случившегося и мой муж хочет жить по другому. Вот так смерть близкого человека привела нас к вере. Именно в ней я нахожу утешение и надежду, что жизнь не заканчивается.
2013-21-3 14:48:47 Mari , возраст: 32Спаси Господь, отец Федор.Спасибо за четкое изложение основных важных моментов, мне было очень вовремя прочитать этот текст, он честный — не о жалении себя и «услаждении горем»,а про возможность правильного нашего отношения к смерти и болезни, и конечно — про заботу о людях, живущих и умерших — молитвенно.
2012-8-1 03:40:42 Софья возраст 37«Стяжи дух мирен и тысячи рядом с тобой спасутся»….Благодарю Вас,отчаяние начинает заменять просветление….
2011-17-10 17:34:17 Любовь Дубовицкая (Погебная) возраст 56спасибо,что есть где подтвердить свои мысли и помочь своим близким…
2010-21-1 15:48:04 Люся возраст 26Есть здесь, конечно, полезные мысли: что надо помочь горюющему, что не нужно замыкаться в своём горе, что причина многого — лень, нежелание работать над собой. Но всё это подано так, что, якобы, единственный путь к спасению — через религию… Каждому — своё.
2009-24-4 02:16:23 Левий возраст 21Но меня буквально убило высказывание, что рождение больного ребенка — Промысел Божий, потому что оно сплотило семью. Семья, конечно, сплотилась, но за что должен страдать — быть инвалидом — всю жизнь маленький человечек — невинное дитя, без вины виноватое? Слишком, знаете ли, часто в религии страдают те, кто страдать не должен.
А видеть во всяком благе Божий Промысел… Тогда и в каждом негативе — Божий Промысел. Почему Ваш всепрощающий «Господь» не всегда даёт людям возможность покаяния, позволив умереть внезапно и, таким образом, обрекая на адовы муки?
Я не хочу сказать, что религия плоха по сути своей, но слишком часто сановники, пытаясь убедить нас, просто давят авторитетом и явным цинизмом.
Здесь, я повторюсь, есть здравые мысли, но всякое услышанное высказывание надо оценивать по своей совести.